Институциональный подход исследования медиатизации религии:
опыт применения к современному православию
Статья посвящена вопросу перспективы социологического исследования процесса медиатизации современного православия. Актуальность предложенного исследования состоит в нескольких аспектах. Во-первых, процесс медиатизации является новой тематикой для социологии, само теоретическое поле является очень разнонаправленным; на данный момент существует несколько национально-региональных школ и теоретико-методологических подходов. Во-вторых, концепция медиатизации открывает возможность для изучения медиатизации в разных сферах общества – например культуры или политики, а также и религии. Медиатизация религии – крупное направление в современной мировой социологии, однако отечественных исследований по данной теме практически нет. Весьма большой пласт общественной жизни остается вне фокуса исследователей, несмотря на возрастающую роль новых цифровых медиа в жизни религиозных групп. Однако применение наработок из мировой социологии к отечественному религиозному полю сталкивается с определенными сложностями. Разнообразные, предложенные в мировом опыте методы применялись к исследованию, в основном, протестантской и католической ветвям христианства, а православное направление остается, почти, неисследованным. Отечественная же социологическая наука нуждается в создании оригинального массива исследований медиатизации самой крупной отечественной религиозной традиции – православия. Целью данной работы является описание опыта применения одного из самых распространенных теоретико-методологических подходов в социологии медиатизации – институционального – к изучению современного православия. Дополнительно необходимо описать функциональность указанного подхода и его альтернативы. В первой, теоретической части статьи приведен разбор современного теоретического поля медиатизации, теоретико-методологических подходов исследования медиатизации. Далее описывается проблематика использования институционального подхода к изучению православия. В эмпирической части исследования используется фигуративный подход, созданный в рамке фигуративного подхода Норберта Элиаса. Использование данного подхода позволяет рассмотреть современную медиатизированную коммуникацию через 4 составляющих и зафиксировать локальные особенности православных групп. В выводах формулируются основные функциональные стороны применения институционального подхода к исследованию медиатизации православия. Приводится описание его дисфункциональных сторон и предлагаются методологические альтернативы.
Коваленко В. Д. Институциональный подход исследования медиатизации религии: опыт применения к современному православию // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 2. С. 33-48. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-2-0-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бурдьё П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с. ISBN: 5-7333-0041-8. EDN: TDSBMB.
Гришаева Е. И., Шумкова В. А. Консервативная модель православной идентичности: на материале анализа конфессиональных массмедиа // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. № 1. C. 193-204. EDN: YJTUWP.
Коваленко В. Д. Национально-региональные школы изучения процесса медиатизации в социологии // Власть. 2024. Том 32, № 5. С. 150-158. DOI: 10.24412/2071-5358-2024-5-150-158. EDN: SLOGGO.
Коваленко В. Д. Медиатизированный дискурс православного студенчества об РПЦ // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т.10, №3. C. 36-51. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-3. EDN: FVFCZU.
Коваленко В. Д. Медиатизированное православие в социальных сетях органов исполнительной власти СЗФО в эпоху COVID-19 // Политика и Общество. 2024. № 2. С. 63-76. DOI: 10.7256/2454-0684.2024.2.71161. EDN: RNJYRA
Лебедев С. Д. Виртуализация религиозного сообщества как ключ к пониманию эволюции социологических концепций религиозности // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4, № 3. С. 85-104. DOI: 10.24833/2541-8831-2020-3-15-85-104. EDN: WNOTCA.
Островская Е. А. Альтернативный медиадискурс об РПЦ: православные telegram-каналы // Мониторинг. 2022. № 2 (168). С. 454-476. DOI:10.14515/monitoring.2022.2.2046. EDN: OPJXLA.
Островская Е. А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований // Медиалингвистика. 2023. № 4. С. 598-620. DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.2046. EDN: OPJXLA.
Островская Е. А., Алексеева Е. В. Исповедь в цифровом измерении: единицы структурированного наблюдения // ВААЭ. 2018. № 4 (43). С. 204-210. DOI: 10.20874/2071-0437-2018-43-4-204-212. EDN: MIWCUP.
Островская Е. А. Интернет-медиатизация исповеди в среде православных сетевых VK.com сообществ // Logos et Praxis. 2018. Т. 17, № 3. С. 45-58. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2018.3.6. EDN: YTRDRZ.
Родионова Е. В., Байер Ю. П. Место спасения или мучения: образ Русской православной церкви в светских СМИ во время пандемии COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 448-469. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1748. EDN: EVIQDT.
Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 41-75. DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-4i-75. EDN: OZPVHJ.
Adolf M. Clarifying mediatization: Sorting through a current debate // Empedocles: European Journal for the Philosophy of Communication. 2011. Vol. 3, № 2. Рр. 153-175.
Altheide D. L., Snow R. P. Media Logic, Beverly Hills, CA: Sage, 1979.
Braga J. L. Sobre “mediatização” como processo interacional de referência // Paper presented at the 15o Graduate Communication Studies Association. 2006. № 11. Рр. 21-29.
Couldry N., Hepp A. Conceptualizing mediatization: contexts, traditions, arguments // Communication Theory. 2013. Vol. 23, № 3.
Рр. 191-202.
Couldry N. Digital storytelling, media research and democracy: conceptual choices and alternative futures // Digital storytelling, mediatized stories: self-representations in new media. Digital formations. 2008. № 52. Рр. 41-60.
Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press, 2017.
Dyck J. van. The Culture of Connectivity. A Critical History of Social Media. Oxford: Oxford University Press, 2013.
Ferreira J. Midiatização: Dispositivos, processos sociais e de comunicação. Revista
E-Compos. 2010. № 1. Рр. 1-15.
Gomes P. G. Midiatização: Um conceito, múltiplas vozes // Relatos de Investigaciones Sobre Mediatizaciones. 2015. Рр. 33-54.
Hall S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage Publications, 1997.
Hepp A. Cultures of mediatization. Cambridge: Polity Press, 2013.
Hepp A. Deep mediatization. London and New York: Routledge, 2020.
Hepp A., Krotz F. Mediatized Worlds – Understanding Everyday Mediatization. Mediatized Worlds. 2014.
Hjarvard S. Three Forms of Mediatized Religion Changing the Public Face of Religion // Mediatization and Religion. Nordic Perspectives. 2012. Рр. 21-44.
Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge, 2013.
Hjarvard S. The Mediatization of Society. A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review. 2008.
Vol. 29, № 2. Рр. 105.
Hjarvard S. The Logics of the Media and the Mediatized Conditions of Social Interaction // Media Logic(s) Revisited: Modelling the Interplay Between Media Institutions, Media Technology and Societal Change. 2018. Рр. 63-84.
Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy. London: Verso, 2011.
Livingstone S. M. On the mediation of everything // Journal of Communication. 2009. Vol.59, № 1. Рр. 1-18.
Meyrowitz J. No Sense of Place. The Impact of Electronic Media on Social Behavior. New York: Oxford University Press, 1986.
Silverstone R. The Sociology of Mediation and Communication. The Sage Handbook of Sociology, 2005.
Silverstone R. Television and Everyday Life. London: Routledge, 1994.
Stahle H. Russian Church in the Digital Era Mediatization of Orthodoxy, Routledge, 2021.
Strömbäck J. Four phases of mediatization: An analysis of the mediatization of politics // The International Journal of Press/Politics. 2008. Vol. 13, № 3. Рр. 228-246.
Sundar S. S., Limperos A. M. Uses and grats 2.0: New gratifications for new media // Journal of Broadcasting and Electronic Media. 2013. Vol. 57, № 4. Рр. 504-525.
Valdettaro S. Mediatizaciones: Hacia la consolidación de un campo de estudios // Inmediaciones de la Comunicación. 2016. № 11. Рр. 21-29.
Webster J. G. The marketplace of attention, How audiences take shape in a digital age. Cambridge, MA: MIT Press, 2014.