Религиозная повестка в СМИ: религия как контент в светских, религиозных медиа
В настоящем исследовании мы проанализируем развитие религиозных СМИ на примере Франции XIX – XXI веков, чтобы показать из сложную структуру и многогранность контента, который они так или иначе наполняют религиозным (или приемлемым с религиозной точки зрения) содержанием. За конец XX – начало XXI вв. религиозный феномен в современном обществе претерпел значительные изменения. Он не похож на ранее существовавший в рамках традиционных религий даже в области самих традиционных религий. Традиционных критериев выделения религиозных верований и поведения как основания для соответствующих определений контента для исследований сегодня очевидно недостаточно. На примере истории французских СМИ XIX – XXI веков мы выявили множественные стратегии развития религиозных медиа, зависящие от политических и общественных процессов. При этом собственно декларация редакции как «религиозной» может быть недостаточным индикатором, даже при наличии клириков и монашествующих в составе редакций и в числе журналистов. Так же и наоборот, медиа, декларирующие свою светскость, могут последовательно обеспечивать последовательный религиозный контент, соответствующий вероучению определенной церкви. Развитие медиа в рамках цифровой среды и открытие UGC – пользовательского контента, не обсуждаемые в данной статье, ещё более усложняют ситуацию. В СМИ и медиа сегодня довольно сложно определить степень «религиозности» контента, так как обычно использующиеся индикаторы, такие как отнесение самого медиа к религиозным по учредителю, упоминанию религиозных новостей или фактов и т.д. могут быть ненадежными вследствие разнообразной формы взаимоотношения религии и общества. Для анализа религиозного контента в сложившейся ситуации, необходимо выявление новых принципов отнесения контента к религиозному, который становятся все более разнообразными.
Трофимов С. В. Религиозная повестка в СМИ: религия как контент в светских, религиозных медиа // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 77-88. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-6/
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бенедикт XVI, Послание Святейшего Отца на Всемирный день мира 1 января 2012 года. Domus Editoria Vaticanа, 2012.
Бурдьё П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002 (fr. 1996).
Иоанн Павел II. Redemptoris missio. Энциклика о неизменной актуальности миссионерского послания. 1990.
Островская Е. А. Медиатизация православия – это возможно? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 300-319. DOI: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14.
Annuaire de la presse Française et étrangère 1939, Paris, Éd. Maurice Roux-Bluysen.
Annuaire de la presse Française et étrangère 1969, Paris, Éd. Maurice Roux-Bluysen.
Dawson L. Researching religion in cyberspace: Issues and strategies // Religion on the Internet: Research Prospects and Promises, Hadden, J. K. & Cowan, D. E. (eds.). 2000, JAI Press.
Grégoire XVI, Pape. Lettre encyclique de N. S. P. le pape Grégoire XVI Mirari Vos 15 août 1832 // Lettres apostoliques de Pie IX, Grégoire XVI, Pie VII, encycliques, brefs, etc.. Paris, 1898. Pр. 200-221.
Grenier J. A. An Apostolate of Battle: “La Croix” 1883-1890” // The Catholic Historical Review. 1981. Vol. 67, №. 2 (Apr.). Рp. 214-235.
Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. 1 edition. Routledge, 2013. 192 p.
Hjarvard S. Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion, S. Hjarvard and M. Lövheim (eds), Mediatization and Religion: Nordic Perspectives, 2012.
Inter mirifica. Декрет о средствах массовой коммуникации // Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998 г.
Inter mirifica. Décret sur les moyens de communication sociale // Concile Vatican II. Paris, Mame, Bayard, Le Cerf., 2011.
Pie IX, Pape (1864) Encyclique Quanta Cura et Le Syllabus, 8 décembre 1864. Chiré, Editions DFT, 2004.
Pie VI, Pape (1791), Bref Quod Aliquantum Au sujet de la constitution civile du clergé décrétée par l'Assemblée Nationale. Rome.
Ratcliff A. J., McCarty J., Ritter M. Religion and new media: A uses and gratifications approach // Journal of Media and Religion. 2017. Vol. 16, № 1. Рр. 15-16. URL: https://doi.org/10.1080/15348423.2017.1274589 (дата обращения: 31.05.2023).
Rousseau S. L’itinéraire médiatique d’une religieuse (1950-1975) // Les temps des médias. 2009. № 12. printemps-été, Рр. 66-77.