Особенности адаптации учебных мигрантов в условиях пандемии: опыт МГУ им. М. В. Ломоносова
В современном глобальном мире, в условиях интенсивных миграционных потоков и углубления образовательных контактов, проблема адаптации учебных мигрантов в образовательное поле принимающей страны становится все более актуальной. Пандемия COVID-19, с которой столкнулся мир в 2020 г., поставила перед вузами целый ряд острых проблем.Особое беспокойство вызывало положение более уязвимой категории обучающихся - иностранных студентов. В данной работе приводятся результаты исследования особенностей и проблем адаптации учебных мигрантов в период пандемии на примере иностранных студентовМГУ имени М.В. Ломоносова. На основе анализа статистики и вторичных данных подтверждается активный рост учебных мигрантов, в основном за счет иностранных студентов из стран СНГ. Для выявления уровня и проблем адаптации иностранных студентов было проведено анкетирование, в котором приняли участие 284 респондента из 11 факультетов. Анализ охватывал организационный, содержательный, коммуникативный и личностный компоненты адаптации. В целом по результатам исследования выявлен низкий уровень адаптации иностранных студентов МГУ в период пандемии. Сложнее всего происходит адаптация студентов из стран дальнего зарубежья, в частности из Китая. Наиболее адаптированными являются студенты старших курсов из Казахстана. В период пандемии основные трудности адаптации иностранных студентов связаны с организационными вопросами и с коммуникацией. Сопоставление полученных результатов с ранее проведенными исследованиями позволило выявить, что пандемия в большей степени оказала негативное влияние на коммуникативный компонент адаптации. В условиях пандемии сократилось число иностранных студентов, желающих остаться в стране по завершению обучения. Полученные в процессе исследования данные позволили предложить ряд необходимых перспективных мер по организации процесса адаптации иностранных студентов в случае повторного введения ограничений в работе вузов.
Иллюстрации
Зимова Н. С. Особенности адаптации учебных мигрантов в условиях пандемии: опыт МГУ им. М. В. Ломоносова // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 2. С. 112-130.
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-2-0-9
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Арефьев А. Л. Международное образование в глобальном и российском измерении // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 301-327.
Арефьев А. Л. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Выпуск 17. Москва: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. 2020, 180 с.
Воробьёва О. Д., Гребенюк А. А., Лебедева Т. В. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов // Региональная экономика и управление. 2021. № 1 (65).
Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Иностранные студенты: некоторые проблемы социальной адаптации // Социологические исследования. 2007. № 3. С.73-77.
Ионцев В. А. Интеграция мигрантов: возможна ли она в современном мире // Международная миграция населения: Россия и современный мир. 2016. № 29. С. 5-7.
Корель Л. В. Социология адаптации; вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.
Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (1). С. 284-288.
Лебедева Т. В., Субботин А. А. Особенности адаптации иностранных студентов в МГУ: достижения, проблемы, перспективы // Философия хозяйства. 2019. № 5. С. 235-267.
Лебская Д. А., ЦюаньминУ. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов в российских вузах в условиях пандемии // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-3. С. 134-137.
Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник российского университета дружбы народов. серия: политология. 2010. № 3. С. 123-134.
Мукомель В. И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. Социология. Этнология. 2011. № 1. С. 34-50.
Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Т. А. Сутырина, Н. Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2021, 132с.
Петров В. Н. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2 (2). С. 117–121.
Письменная Е. Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): ав-тореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2009. 64 с.
Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н. Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2020. № 3. С. 147-155.
Полетаев Д.В. Роль учебной миграции из зарубежных стран в социально-экономическом и демографическом развитии России // ДемоскопWeekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». 2008. № 345-346. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0345/ analit07.php (дата обращения: 0.3.06.2021).
Рязанцев С. В., Письменная Е. Е. Влияние образовательной миграции на экономическое развитие Российской Федерации // Ректор вуза. 2015. № 5. С. 38-422.
Тюменцева Е. В, Харламова Н. В, Годенко А. Е. Проблемы обучения иностранных студентов в условиях пандемии // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 149-158.
Abbott A., Silles M. Determinants of International Student Migration // The World Economy. 2016. Vol. 39, issue 5. Pp. 621-635. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/twec.12319 (дата обращения: 20.03. 2021).
Belot M., Ederveen S. Cultural barriers in migration between OESD countries // J. Popul. Econ., 2012, pp. 25.
DeWit H., Altbach P. G. Higher Education as a Global Reality //J. C.Shin, P. Teixeira (eds) Encyclopedia of International Higher EducationSystems and Institutions. Dordrecht: Springer Science+Business Media. 2018.
Perrucci R., Hu H. Satisfaction with social and educational experience among international graduate students // Research in Higher education. 1995. Vol. 36. № 4. P. 492
Rumbaut R. G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality // International Migration Review. 1997. vol. 31, №. 4. pp. 23.
Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education // StudiesinHigherEducation. 2008.№. 33.pp. 63-75.