КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА КАК МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Одним из важнейших векторов развития высшего образования является актуализация социокультурных траекторий управления в вузах. Формирование и развитие организационной культуры как эффективной корпоративной составляющей способствует переосознанию участников образовательного процесса (клиентов организационной культуры вуза) ценностей и миссии организации, установлению ее уникальностью и индивидуальностью. В статье приведен анализ формирования и внедрения клиентоориентированной организационной культуры вуза в условиях социально-экономического развития региона. Рассмотрены результаты развития и включенности организационной культуры в социокультурную среду вузов различных регионов. Приведены результаты проведенных исследований специфики организационной культуры в рамках модернизации социального института образования. Рассмотрение вопросов формирования и развития организационной культуры с учетом территориальной принадлежности вуза и региональных особенностей субъекта, позволило выявить определенные траектории, определяющие специфику функционирования вуза, его ориентацию, социально-экономическую платформу университета. Главным условием формирования клиентоориентированой организационной культуры вуза является внедрение философии клиентоориентированности во все структуры вуза, на всех этапах процесса управления.
Статья посвящена анализу исследований нескольких вузов России на предмет организационной культуры. Любая организация должна иметь четко поставленные цели, соответствующие ее ресурсам и возможностям, а на основании последних формулируются основные задачи, решаемые для достижения этих целей. Поэтому каждая организация нуждается в развитой организационной культуре, которая обеспечит качество деятельности.Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что организационная культура воздействует на каждого студента во время его адаптации, социализации, психологического роста и обучения в вузе. Вместе с тем, обращаясь к результатам исследований, можно заметить, что студенты минимально включены в организационные культуры вузов. Такие результаты могут привести к выводу о том, что организационная культура в вузах существует, но слабо внедряется в коллектив.Вместе с тем вопросы организации деятельности каждого современного российского предприятия, его высокой корпоративной культуры имеют особую значимость для современного общества, потому что задачи управления внутренними процессами компании становятся все более и более сложными, повышается социальная ответственность каждого сотрудника и студента. В связи с этим в обеспечении оптимально необходимого уровня корпоративной культуры повышается значимость таких внутриличностных качеств, как сознательность, дисциплинированность и ответственность, связанные с личной культурой, четким представлением каждого о конвергенции своей жизненной позиции и корпоративной цели, уверенности в пользе конечного ее результата.
1. Антопольская Т. Организационная культура вуза в теории, социальных представлениях студентов и технологии обучения // Alma mater: Вестник высшей школы. 2005. № 7. С. 3-9.
2. Беляева М.И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития // Alma mater: Вестник высшей школы. 2011. № 4. С.45-48.
3. Гулей И.А., Шавырина И.В. Социокультурная модель развития организационной культуры вуза в условиях повышенной конкуренции выпускника // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 91-96.
4. Гулей И.А. Клиентоориентированный подход к формированию организационной культуры в вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. Череповец. 2012. Т.2, № 4(43). С. 113-115.
5. Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Модернизация ценностей современной студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 6. С. 91-103.
6. Неретина Е.А., Соловьев Т.Г. Предпосылки формирования клиентоориентированного подхода к управлению взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг высшего учебного заведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2001. № 2. С. 161-170.
7. Шавырина И.В., Демененко И.А. Концептуализация клиентоориентированного подхода в управлении высшей школой. Научный результат. Социология и управление. 2016. Т2. № 1 (7). С. 3-6.
8. Шаповалова И.С. Анализ социальных объектов посредством концепции трех подсистем организационной культуры // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 5. С. 301-306.
9. Шаповалова И.С. Социогенетическое моделирование организационной культуры: автореферат. дис. ... докт. социол. наук. Белгород, 2010.
10. Habermas J. The theory of communication action. Vol. 1. Reason and rationalization of society. Boston: Beacon Press. 1984.
11. Hammer M., Ciampi J. Reinzhinring Corporation: The Manifesto of the revolution in business. St. Petersburg: Publishing, St. Petersburg University, 1997.
12. Kalugin V.A., Pogarskaya O.S., Malikhina I.O. The principles and methods of the appraisal of commercialization projects of the universities innovations // World applied sciences journal. 2013. V. 25. № 1. Pp. 97-105.
13. Avilova Z.N., Gulei I.A., Shavyrina I.V. Formation of the Customer-Centric Organizational Culture of the University as a Factor of Effective Social and Economic Development of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6, № 3. Pp. 207-216.