Трансформация ценностей социального предпринимателя в природоохранной деятельности
Aннотация
Ценности определяют социальное поведение и могут служить разному направлению развития общества, его инволюции или эволюции. В зависимости от череды осознанных выборов, волевых решений, протяженных во времени, и трансформации ценностей происходит становление и развитие социальных предпринимателей как особой группы, трансформирующей общество. В данной статье рассматриваются теоретические основания для рассмотрения ценностей как эгоистических и альтруистических. Эгоистические ценности эволюционируют в альтруистические ценности с течением времени, привнося в жизнедеятельность личности (лидера, будущего социального предпринимателя) элементы социальной активности (участие в волонтерской деятельности, экологический активизм, социальная помощь другому). Социальные предприниматели в природоохранной деятельности своим организованным существованием сглаживают парадокс эколого-экономического противоречия, находя новые пути для функционирования зеленой экономики. Найти решение для по крайней мере двух социально-значимых интересов (благоприятной окружающей среды и экономической сферы) является весомым достижением феномена социального предпринимательства и личности каждого отдельно взятого социального предпринимателя. Говорить о нахождении равновесия в трех сегментах концепции устойчивого развития нужно постоянно, ведь именно в их сочетании кроется баланс мира. Место социального предпринимателя в достижении целей устойчивого развития в РФ может быть ключевым.
Информация для цитирования: Атанасова А.А. Трансформация ценностей социального предпринимателя в природоохранной деятельности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, N 1. С. 12-24, DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-2
Ключевые слова: социальное предпринимательство, природоохранная деятельность, альтруистические ценности, эгоистические ценности, эколого-экономическое противоречие, устойчивое развитие, гражданское общество, сострадательное сознание
«Если эволюция – это борьба за выживание, то почему она безжалостно не уничтожила альтруистов, которые, похоже, увеличивают перспективы выживания другого человека ценой своих собственных возможностей?», − Питер Сингер. Глава 1, Истоки альтруизма, C. 5.
Введение (Introduction). Одна из проблем, социальная и экологическая – возрастание риска ухудшения здоровья и существования человека на планете. Социальные предприниматели в природоохранной деятельности выступают в роли взявших на себя часть коллективной ответственности за разрушение окружающей среды, то есть они выступают в роли приводящих хаос в порядок и восстанавливающих, регенерирующих окружающую среду. Но социальных предпринимателей в природоохранной деятельности мало, и их ценности следует изучить для того, чтобы взрастить и воспитать больше социальных предпринимателей в природоохранной деятельности, у которых преобладают альтруистические ценности и запал создавать общественно-полезный вклад. Решать проблему стоит через исследование практик социальных предпринимателей, обучение и воспитание новых социальных предпринимателей, социальную рекламу и пропаганду зеленых практик в ежедневной рутине жизни.
Методология и методы (Methodology and methods).Несмотря на то, что феномен социального предпринимательства уже узнаваем в нашей стране, все еще на карте этого понятия остались белые пятна. Существуют разные определения социального предпринимательства, а также разные подходы к его изучению, рассмотрим некоторые из них. Согласно одному из множества определений социального предпринимательства, данного Биллом Дрейтоном, основателем фонда «Ашока: инновации для общества», «социальное предпринимательство – это сообщества лидирующих социальных предпринимателей, работающих вместе» (Michelman, 2009). Это определение подчеркивает важность совместной работы социальных предпринимателей, то есть именно того процесса формирования сообществ социальных предпринимателей, который происходит в современной России.
Другое определение дала Ким Альтер (Alter, 2007: 12), исследователя социального предпринимательства: «социальное предпринимательство – это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий – предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе». Данное определение подчеркивает способ анализа социального предпринимательства через рассмотрение специфики самих социальных предприятий.
Еще одно определение, данное группой исследователей во главе с Шейкер А. Зара (Zahra, et al., 2009: 519-532) звучит так: «социальное предпринимательство включает в себя деятельность и процессы, предпринимаемые для открытия, определения и пользования возможностями для того, чтобы увеличить социальное богатство путем создания новых предприятий или управления существующими организациями в инновационной манере». Это определение показывает социальное предпринимательство сквозь призму социальных процессов.
«Социальное предпринимательство существует там, куда частный сектор не пойдет, и там, куда государство не может пойти. Социальное предпринимательство целесообразно рассматривать как механизм, решающий «проблемы государственного и частного сектора, которым в данный момент не уделяют внимания» (Haber, 2016: xi).
Немаловажным является и то, как исследователи определяют действующее лицо, социального предпринимателя. Бринкерхоф (Brinckerhoff, 2009: 37) считает, что «социальный предприниматель – это кто-то, кто берет на себя разумный риск от имени тех людей, кому служит его организация».
А Лидбитер (Leadbeater, 1997: 3) пишет, что «социальные предприниматели – предприимчивые, инновационные и трансформирующие индивиды, которые также являются лидерами, рассказчиками историй, менеджерами людей, визионерами-оппортунистами и строителями альянсов. Они распознают социальную проблему и организуют, создают или управляют предприятием для того, чтобы произвести изменение».
В тематическом сборнике научных статей, посвященных анализу подходов к пониманию социального предпринимательства, изданном в 2009-ом году под редакцией Р. Циглера, утверждается, что «своей деятельностью социальные предприниматели напрямую влияют на государственную политику, разница в их опыте лишь в том, насколько власти в каждом случае готовы идти им навстречу. Одновременно почти все социальные предприниматели оценивают важность обучения для развития и распространения своего начинания» (Атанасова, 2015: 154-155).
Как видно из приведенных выше определений как феномена социального предпринимательства, так и самого социального предпринимателя исследователи оперируют разными аспектами этих явлений, но практически всегда сходятся в следующих составляющих: а. наличие социальной и/или экологической проблемы; б. бизнес-подход к ее решению; в. новаторство; г. роль сообществ в деятельности социального предприятия; д. социальный вклад; е. положение социальных предпринимателей как медиаторов решения проблем, которым государство и частный сектор не уделяют внимания.
«Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Это чувство обусловлено двумя причинами: во-первых, объективными событиями и ситуациями, во-вторых, критериями, эталонами, на основе которых люди их оценивают. Помимо общего чувства недовольства, люди должны обрести сознание несправедливости существующего положения вещей, его несоответствия нормам и ценностям общества. Они видят, что не принимаются никакие меры, чтобы изменить ситуацию; их вдохновляет представление о том, как должно быть. Чтобы это осуществить, надо создать какую-то организацию. Идеология придает значимость социальной проблеме, четко определяет ее с точки зрения понятий о добре и зле и предлагает руководство к действиям для исправления зла» (Смелзер, 1994).
Социальное предпринимательство как феномен не является социальным движением, однако социальные предприниматели, испытывая недовольство существующим социальным устройством в какой-то определенной сфере, выделяют социальную проблему, которую им бы хотелось решить, как и при функционировании движения в гражданском обществе. Создание вокруг социальных предпринимателей сообществ, их поддерживающих, помогает мягко трансформировать социальную среду, без нужды для революционных действий. Представим, что на всей территории страны пожар, социальные предприниматели и их предприятия, организовали бы огонь вокруг себя, являясь поглощающим его очагом нейтральности.
Социальный предприниматель оперирует без страха провала, под девизом: «А давай попробуем?», возможно, присутствует даже некая доля авантюризма, которая позволяет регулярно и дисциплинированно перешагивать через черту страха провала. Сообщества социальных предпринимателей, харизма и сила социального предпринимателя, альтруистические ценности социального предпринимателя – рецепт успеха социального предприятия.
Ценностные ориентации социальных предпринимателей в природоохранной деятельности на данный момент являются неизученной областью исследования феномена социального предпринимательства. Целью данной статьи является определение понимания трансформационных процессов ценностных установок социальных предпринимателей в природоохранной деятельности.
Методологическая база исследования основана на фундаментальных общесоциологических представлениях о социальной сущности явлений и процессов, на новейших разработках относительно специфики трансформационных процессов (М.К. Горшков, П.М. Козырева), инноваций в социальной структуре современного российского общества (З.Т. Голенкова, М.Ф. Черныш, О.И. Шкаратан), на разделяемых научным сообществом принципах концепции устойчивого развития, на разработках сущности эколого-экономического противоречия (А.В. Мозговая), разработках относительно сущности социального предпринимательства (А.А. Московская), концепции ценностей и диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов).
В совокупность методического обеспечения включены метод и техника сбора первичной социологической информации, инструментарий, разрабатываемый для реализации измерения соответствующих признаков выбранным методом и техникой, способ анализа и интерпретации полученных данных.
Поскольку феномен социального предпринимательства находится в стадии становления, и представителей совокупности социальных предпринимателей в целом и в природоохранной сфере в частности очень мало, методы количественного анализа не представляются адекватными в задуманном исследовании. Методология и методы качественной социологии как раз подходят для исследований формирующихся сообществ, отличающихся специфической субкультурой, своеобразной картиной мира, набором практик взаимодействия друг с другом и с социумом.
Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). Общие концепции определения ценностей. «Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, в науке применяются ценностные ориентации. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество и которые оно свято чтит, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны. Они проистекают от того, что индивид может свободно следовать идеалам, а может им не следовать. Ориентация на одни ценности и отвержение других называется ценностной ориентацией. Одни люди привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение – ценностной ориентацией» (Кравченко, 2015: 340).
Ценности определяют социальное поведение, по Рокичу, «ценностные приоритеты индивидов могут выступать в роли целей, а также предпочитаемых способов их достижения, определяя поведенческие практики, распространенные в обществе» (Rokeach, 1973).
Ценности могут служить разному направлению развития общества, его инволюции или эволюции. В зависимости от череды осознанных выборов и волевых решений, протяженных во времени, происходит становление и развитие социальных предпринимателей как особой группы, трансформирующей общество.
Владимир Александрович Ядов разделял ценности на терминальные ценности или ценности-цели и инструментальные или ценности-средства. Если у Владимира Александровича Ядова ценности-цели достигаются посредством ценностей-средств и дополняют друг друга, то в классификации, предложенной автором данной статьи, эгоистические ценности противопоставлены альтруистическим во времени, трансформируясь из одного в другое.
В работе «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» очертил «приблизительный ценностно-ориентационный портрет инженеров СССР: «Семья и интересная работа – это главное в жизни если, конечно будет сохранен мир и не подведет здоровье. Общение с друзьями и любовь украшают мою жизнь. Разумеется, очень важно материальное благополучие, но оно – не самое главное в жизни. Что касается творчества, познания и достижений, достойных общественного признания, - это не всем удается, но было бы очень желательно. В чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради собственных удовольствий, ничего не стоят. Удовольствия приятны, но делать из этого цель существования недостойно» (Ядов, 2013: 74). Этот портрет вполне подходит для начинающего волонтера, который только встал на путь служения надындивидуальному.
Важно разделение на эгоистические (направленные на благо себя) и альтруистические ценности (направленные на благо другого), которые определяют становление социального предпринимателя. Альтруистические – основополагающие, на них строится дальнейшая работа.
Эгоистические ценности эволюционируют в альтруистические ценности с течением времени, привнося в жизнедеятельность личности (лидера, будущего социального предпринимателя) элементы социальной активности (участие в волонтерской деятельности, экологический активизм, социальная помощь другому). Именно с течением времени и ростом осознанности происходит смена ценностных ориентаций у человека.
Не все социальные предприниматели движимы в начале деятельности альтруистическими ценностями, некоторые авторы считают (Моисеев, 2017), что для социальных предпринимателей первичным является материальная выгода и бизнес-составляющая процесса. И здесь не могу согласиться полностью, так как первичным с моей точки зрения является социальная миссия социального предприятия при условии устойчивой бизнес-модели функционирования дела. Согласно проведенному исследованию, даже те социальные предприниматели, кто начал строить бизнес, а лишь потом узнал, что они подпадают под определение социальных предпринимателей, признают важность социальной миссии и держаться своего вновь обретенного статуса и именования социальным предпринимателем, не отказываясь от того, что они строят настоящий бизнес.
Ценности СП в природоохранной деятельности. «Только благо может считаться ценностью … Ценностные приоритеты всегда носят противоречивый характер» (Асонов, 2012: 14), благо не всегда легко достижимо. С чем и работают социальные предприниматели, склеивая разные заинтересованные стороны в рамках своего дела.
Ряд авторов, в том числе психолог, изучающий окружающую среду, Тациано Милфонт, из университета Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, пишет о том (Hayley, 2018), что, с одной стороны, существуют люди, которые придерживается альтруистических ценностей, те, кто хочет достигнуть равенства в обществе, и они скорее склонны быть про-экологичными. С другой стороны, люди, которые сфокусированы на ценностях самосовершенствования и социальном доминировании склонны меньше волноваться о состоянии окружающей среды.
Ценности ведут к экологически-направленному поведению, угроза или риск экологической катастрофы представляется объектом внутреннего внимания респондента, что ведет к действию, направленному на защиту окружающей среды. И «альтруистические ценности», и «ценности самосовершенствования» в подходе Тациано Милфонта и его коллег (Milfont et al., 2010: 2791-2813), (в понимании автора статьи: альтруистические ценности и эгоистические ценности) ведут к про-экологичному поведению.
Альтруистические и эгоистические ценности преобладают в человеке, заботящемся о природе, в зависимости от уровня развития общества. В развивающихся обществах про-экологичное поведение вызвано ценностями самосовершенствования или эгоистическими ценностями, в развитых обществах – ценностями альтруистическими или направленными на развитие сообщества.
Социальные предприниматели в природоохранной деятельности выбрали такую сферу профессиональной деятельности потому, что относятся к новой формирующейся группе заботящихся о природе людей, осознающих экологическую угрозу и риск экологической катастрофы. Они выступают в роли трансформирующих традиционное понимание бизнеса только ради прибыли, в бизнес с обязательной социальной и экологической направленностью. Понимая реалии ведения бизнеса в России, они не боятся коммуникации с властью и ежедневной деятельности предпринимателя в условиях неопределенности, получают позитивную обратную связь от сообществ, в которых функционируют. Группа социальных предпринимателей в природоохранной деятельности пока не многочисленна, но растет, и можно в скором времени будет говорить о возникновении конкуренции между социальными предпринимателями в природоохранной деятельности. Есть даже такая концепция ««coopetition»: в условиях рыночной экономики приходится иногда соревноваться с коллегами по цеху, особенно, если ресурсов мало. Однако чаще всего им имеет смысл сотрудничать, поскольку это делает их проекты более эффективными, устойчивыми и конкурентоспособными» (Кикал, Лайонс, 2014: 22).
Личность социального предпринимателя, эколого-экономическое противоречие и устойчивое развитие. «Расширение возможностей управления собственным сознанием – это путь утверждения в нем высших человеческих ценностей. Чтобы преодолеть глобальный кризис земной цивилизации, ведущий к деградации и гибели, надо преодолеть такие негативные свойства массового сознания, как неумное потребительство, агрессивность, крайний эгоизм». Главная, жизненно необходимая задача нашего времени, по словам Его Святейшества, Далай-Ламы, состоит в том, чтобы изменить наше сознание.
Высшие ценности реально существуют. Не у всех и не всегда, но у некоторых людей они выполняют важную функцию организации организма, поддержания его энергии, его воли, его целеустремленности.
«Напрашивается вопрос: откуда брать высшие ценности? Из религии? Необязательно. Человек может быть атеистом, но иметь высокий духовный потенциал. В глазах атеиста религия пытается приватизировать понятие духовности. Духовность – это приверженность высшим ценностям, но ее мы встречаем у многих атеистов. Многие атеисты были в высшей степени духовными людьми» (Дубровский, 2017).
Не могу судить о распределении социальных предпринимателей по религиозной принадлежности в России и, тем более, в мире, но то, что духовность в деятельности социальных предпринимателей на этапе эволюции ценностей в альтруистические присутствует. Наблюдая за жизнью нескольких социальных предпринимателей в социальных сетях, можно сделать вывод, что высшие ценности – они же альтруистические – на самом деле поддерживают энергию, волю и целеустремленность социального предпринимателя, выполняя важные функции организации организмов социальных предпринимателей. В цитируемой статье шла речь о нейронауке, возможно, социальные предприниматели открывают новые нейропути для всего «мозга общества»? А, если брать во внимание то, что природа является основой существования всех видов на планете, возможно, социальные предприниматели в природоохранной деятельности восстанавливают утраченные связи между погрязшим в потребительстве массовым сознанием и сознанием сострадательным и тяготеющим к помощи ближнему и планете?
Социальные предприниматели в природоохранной деятельности оперируют в условиях эколого-экономического противоречия, которое во многом и отражает столкновение сознания сострадательного и сознания потребительского. «Эколого-экономическое противоречие формируется вследствие несовпадения логики развития экономической сферы и интересов сохранения здоровой окружающей среды. Проявляется оно через конфликт таких базисных ценностей, как право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, и стремление отдельных лиц и групп населения к экономической выгоде любой ценой. Сущность противоречия состоит в столкновении по крайней мере двух социально-значимых интересов, причем если субъект экономических интересов, как правило, очевиден, то носитель экологического интереса, будучи даже очевидным, зачастую неорганизован и, соответственно, не заявляет свою позицию» (Мозговая, 2004: 143-156).
Социальные предприниматели в природоохранной деятельности своим организованным существованием сглаживают парадокс эколого-экономического противоречия, находя новые пути для функционирования зеленой экономики. Найти решение для по крайней мере двух социально-значимых интересов (благоприятной окружающей среды и экономической сферы) является весомым достижением феномена социального предпринимательства и личности каждого отдельно взятого социального предпринимателя. Говорить о нахождении равновесия в трех сегментах концепции устойчивого развития нужно постоянно, ведь именно в их сочетании кроется баланс мира.
Эколого-экономическое противоречие может быть преодолено благодаря функционированию социальных предпринимателей в природоохранной деятельности, ценности которых эволюционировали от эгоистических к альтруистическим.
Защита окружающей среды, а также инвестирование времени в помощь другим с дисциплинированностью и проявлением силы воли ведет социального предпринимателя в природоохранной деятельности к позитивной трансформации реальности и продвижению к решению социальной и/или экологической проблемы.
Воля, время, дисциплина – постоянное воспроизведение практик осознанных альтруистических действий в рамках работы социального предпринимателя в природоохранной деятельности. Трансформация социальных процессов происходит благодаря деятельности социальных предпринимателей в природоохранной деятельности и следованию ими целям устойчивого развития. Терпение играет также большую роль в успехе деятельности социальных предприятий.
«Люди, общности, их потребности, интересы, нормы, ценностные ориентации, традиции, родственные и социальные связи, − вот реальные двигатели социального и экономического развития, а вовсе не гиганты индустрии и мифические государственные интересы. Важнейшим социальным субъектом, от которого зависит направленность разрешения эколого-экономического противоречия являются гражданские движения и общественные организации, составляющие суть гражданского общества» (Мозговая, 2017: 103-115).
Трансформация ценностей социального предпринимателя в природоохранной деятельности как харизматичного лидера, фасилитатора, трансформирующего гражданское общество, достойный внимания феномен для дальнейшего изучения.
Из опрошенных 24-х социальных предпринимателей в природоохранной деятельности 1 респондент воздержался и назвал свои ценности, черты личности и понятия, связанные с гражданской позицией. Респондентам было предложено выбрать 3 наиболее важных с их точки зрения ценности в жизни человека, далее – 3 наиболее важных в человеке черты личности, и – 3 наиболее важных понятия для них как социальных предпринимателей, связанных с их гражданской позицией.
К наиболее популярным ценностям социальных предпринимателей в природоохранной деятельности относятся: активная, деятельная жизнь (альтруистическая); общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого) (альтруистическая); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (эгоистическая); здоровье (физическое и психическое здоровье) (эгоистическая).
К чертам личности социальных предпринимателей в природоохранной деятельности относятся: ответственность (чувство долга, умение держать слово) (альтруистическая); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (альтруистическая); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (альтруистическая); жизнерадостность (чувство юмора) (альтруистическая); честность (правдивость, искренность) (альтруистическая).
Социальные предприниматели в природоохранной деятельности отметили в понятиях, связанных с гражданской позицией социальных предпринимателей такие понятия, как: свобода (эгоистическое); патриотизм (альтруистическое); демократия (эгоистическое/альтруистическое).
В инструментарии исследования предусматривался открытый вопрос, который дополнительно задавался социальным предпринимателям, чтобы прояснить их позиции и ценностные ориентации. Следующие группы ценностей были выявлены в ответах социальных предпринимателей:
- семья, дети, родители, семейные ценности (эгоистическая);
- финансовое обеспечение, финансовая стабильность, стабильность, материальное благополучие (эгоистическая);
- экологические и этические ценности; экология как гармония и чистота, в гигиеническом, социальном и ментальном плане; осознанность, гуманизм; право на здоровую, чистую окружающую среду, уменьшение вреда, наносимого окружающей среде, сохранение природных ресурсов, баланс в жизни всех людей, с точки зрения социального, экологического, биологического, при бережном отношении к окружающей среде (альтруистическая);
- обучаемость (общепредпринимательская задача); самообразование; развитие; саморазвитие (эгоистическая);
- миссия, то, что в личностной картине мира имеет смысл; право на самореализацию; то, что во мне созревает, необходимо вынести и сделать (внутренняя потребность), доносить до другого свою позицию, понимание; внесение вклада, возможность менять мир к лучшему (альтруистическая/эгоистическая);
- бизнес, который захватывает; человечески среагировал «сердечной мышцей»; баланс интересов бизнеса, природы и клиента, социальная справедливость, социально-ответственный бизнес; гармония – устойчивое развитие (альтруистическая/эгоистическая);
- честность; искренность (альтруистическая);
- внутренний судья, внутренняя работа, интуиция, душевный комфорт, независимая позиция, свой путь; согласие со своим внутренним миром, перенос внутренней позиции во внешнюю (эгоистическая);
- ответственность за предлагаемую технологию и производимый продукт; ответственность (альтруистическая);
- «не могу иначе» (альтруистическая);
- образность мышления; креативность (альтруистическая);
- любовь (альтруистическая).
Среди неповторяющихся, но все же важных ценностей социального предпринимателя в природоохранной деятельности можно назвать: смелость, принципиальность, настойчивость, доброту, сопереживание, свободу выбора, жизнь в согласии со своей совестью, жизнелюбие, окружение людьми «с большой буквы», локальную идентичность («чувствовать себя везде, как дома, вписываться в то место, где ты есть»), коллективную работу, коллективный консенсус в принятии решений, здоровье, взаимоуважение, порядочность, увлеченность. Высказывалось мнение, что не нужно «запечатывать социального предпринимателя в списки», что его душа шире и проявляется иначе, не по спискам.
Заключение (Conclusions). В рамках исследования изучены и типологизированы подходы к определению понятия и исследованию феномена социального предпринимательства; обоснована специфика социального предпринимательства в природоохранной деятельности на основе методологических положений концепции устойчивого развития и представления об эколого-экономическом противоречии; обоснован метод, сформирована совокупность респондентов и разработан инструментарий глубинного полуструктурированного интервью социальных предпринимателей в природоохранной деятельности; выявлена и проанализирована специфика ценностных ориентаций формирующейся группы социальных предпринимателей в природоохранной деятельности; обоснованы факторы успешного становления и развития социального предпринимательства в природоохранной деятельности.
Основываясь на базовом принципе концепции устойчивого развития о единстве экономической, экологической, социальной сфер, пространство деятельности социальных предпринимателей в природоохранной деятельности предлагаю определять в границах допустимого состояния экологической сферы, приемлемого состояния экономической и справедливого состояния социальной сферы.
Информационно-аналитический анализ источников, включенное наблюдение внутри сообщества социальных предпринимателей привело к обоснованию специфической типологии ценностей: альтруистические и эгоистические ценности. Эгоистические ценности противопоставлены альтруистическим во времени, трансформируясь из одного в другое. Как методологическое основание такое разделение на альтруистические и эгоистические ценности позволяет проанализировать специфику становления и процесс функционирования социального предпринимателя, в том числе в природоохранной деятельности.
Инвестирование времени, самодисциплинированности и силы воли в защиту окружающей среды на благо общества ведет социального предпринимателя в природоохранной деятельности к позитивной трансформации реальности и продвижению к решению социальной или экологической проблемы на базе расширения пространства альтруистических ценностей и сужения пространства эгоистических ценностей.
В рамках исследования выявлен быстрый темп развития феномена социального предпринимательства, в том числе в природоохранной деятельности, при отсутствии четкого определения, что ведет к размыванию понятия. В связи с этим исследования существующих практик, специфики институционализации социальных предпринимателей, факторов, способствующих и препятствующих становлению и развитию этой деятельности актуальны и значимы.
Анализ практики социального предпринимательства показывает, что для мягких перемен по защите окружающей среды действенны: личный пример, работа с сетями друзей и знакомых, создание государственных программ социальной рекламы в социальных сетях для формирования эталона ответственного гражданина, заботящегося об окружающей среде; поощрение малого и среднего предпринимательства, социального и экологического предпринимательства, развитие предпринимательских проектов по природоохранной деятельности на базе школ среднего и высшего образования, популяризация эко-добровольчества, создание экологических юношеских кружков и групп (по выращиванию овощей и других культур совместно на базе школ, уборке территорий…), введение в образовательную программу профессионального обучения (в том числе с природоохранной направленностью), поддержка уже существующих НКО и лидеров мнений, ведущих просветительскую деятельность по защите окружающей среды, инвестирование в научные исследования поиска путей взаимодействия и гармоничной работы крупных корпораций и зеленых активистов, исследования зеленых городов и применения принципа осознанного потребления, повторного использования и переработки ресурсов.
Исследование выявило, что альтруистические ценности социальных предпринимателей в природоохранной деятельности определяют поведение их на рынке, доверие, нетворкинг, работу во имя общего блага, неувядающую уверенность в том, что все преграды можно преодолеть, терпение и баланс денежного и социального, денежного и экологического, веру в высшие ценности морали, их действия как будто «больше и тяжелее» по своей значимости, чем действия обычных предпринимателей, ведь за ними их добровольное желание взять на себя груз общественной ответственности за несправедливость.
Установка на открытие и развитие экологического предприятия, конечно, представляет собой краткосрочный риск для предпринимателя, ведет при этом, в долгосрочной перспективе к смене парадигмы войны и мира на парадигму мирного существования и предотвращения экологического коллапса.
В течение работы над данной темой автор стал свидетелем начинаний нескольких исследований ценностей социальных предпринимателей, что служит позитивным признаком актуальности и новизны темы статьи, а также способствует лучшему пониманию ценностей и ценностных ориентаций социальных предпринимателей в РФ.
Благодарности
Статья подготовлена при поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00474 «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе (на материале Республики Татарстан)».
Список литературы
Асонов Н.В. «Ценности» и «цели» в функционировании и эволюции сложной социальной системы. Материалы научного семинара. Вып. 2. М.: Научный эксперт, 2012.
Атанасова А.А. Рец. на кн.: «Введение в социальное предпринимательство: мнения, предпосылки, контексты» / Под ред. Р. Циглера // Социологические исследования. 2015. № 12.
Дельфины капитализма. 10 историй о людях, которые сделали все не так и добились успеха / В. Моисеев, И. Просветов, Ю. Вишневецкая, А. Костюковский, Д. Соколов-Митрич, А. Рудницкая, О. Тимофеева, М. Ахмедова, А. Титова, Д. Виноградов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014.
Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2015.
Мозговая А.В., Комарова В.А. Социологическое обеспечение рисковой коммуникации // Риск: социологический анализ, коммуникация, региональное управление; Отв. ред. А.В. Мозговая. М.: Изд-во Института Социологии РАН, 2004. С. 143-156.
Мозговая А.В. Эколого-экономическое противоречие: социальная сущность, субъекты, динамика // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 1 (40). С. 103-115.
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
Социальное предпринимательство в России и в мире / Отв. ред. А.А. Московская. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расш. изд. М.: ЦСПиМ, 2013.
Интервью, Давид Дубровский: Как можем мы, атеисты, не симпатизировать такой религии? // ВЗГЛЯД.РУ. 23 сентября 2017. URL: https://m.vz.ru/society/2017/9/23/888186.html (дата обращения: 10.11.2017).
Alter S.K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007. URL: http://rinovations.edublogs.org/files/2008/07/setypology.pdf (дата обращения: 5.10.2018).
Bennet H. Have psychologists found a better way to persuade people to save the planet? // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/inequality/2017/nov/02/psychologists-better-way-persuade-people-to-save-planet-environment. (дата обращения: 7.10.2018).
Brinckerhoff P.C. Mission-based Management: Leading Your Not-for-Profit in the 21st Century. New Jersey: John Wiley & Sons, Inc. Hoboken, 2009.
Haber J. The business of good: social entrepreneurship and the new bottom line. New York: Entrepreneur Media, Inc., 2016.
Leadbeater C. The rise of the social entrepreneur. London: Demos, 1997. URL: https://www.demos.co.uk/files/theriseofthesocialentrepreneur.pdf (дата обращения: 7.10.2018).
Milfont T.L., Wagner С., Duckitt J. A Cross‐Cultural Test of the Value-Attitude-Behavior Hierarchy // Journal of Applied Social Psychology. 2010. Vol. 40, № 11. Pp. 2791-2813. URL: https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2010.00681.x (дата обращения: 7.10.2018).
Michelman P. Interview with Bill Drayton, founder and CEO of Ashoka. Social Entrepreneurship – Its Past and Future // Harvard Business Review. 2009. № 5. URL: https://hbr.org/ideacast/2009/05/social-entrepreneurship-its-pa.html (дата обращения: 7.10.2018).
Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973.
Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. A typology of Social Entrepreneurs: Motives, Search Processes and Ethical Challenges // Journal of Business Venturing. 2009. № 24. Pp. 519-532.