Эффективность практик управления сельскими территориями в контексте реформы
местного самоуправления (постаграрный вектор развития сельских территорий)
Актуальность исследование обсуловлена тем, что реформа местного самоуправления от 2022 года (на основании Федерального закона № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»), переводящая систему к одноуровневой модели муниципальных округов, радикально трансформирует управление сельскими территориями, обостряя противоречие между институциональной централизацией и социокультурной спецификой локальных сообществ в условиях постаграрного вектора развития. Проблема исследования указывает на несоответствие между нормативно-правовой теоретической моделью реформы местного самоуправления, декларирующей повышение эффективности управления и приближение власти к населению, и реальными управленческими практиками на сельских территориях, которые сопровождаются централизацией, ростом дистанции между властью и населением и снижением субъектности локальных сообществ. Методы работы включают в себя теоретико-методологический анализ понятий «управленческие практики» и «эффективность управления», а также эмпирическое исследование, основанное на 26 глубинных экспертных интервью с представителями управленческих структур Городецкого района Нижегородской области и Бабаевского района Вологодской области. Результаты исследования демонстрируют, что переход к одноуровневой модели управления сопровождался ослаблением горизонтальных связей, ростом дистанции между властью и населением, «дефицитом управленческой чувствительности», сокращением ресурсов и кадров на местах и возникновением коммуникационного разрыва, частично компенсируемого практиками самоорганизации и участия в региональных программах. Выводы работы указывают на то, что реформа МСУ в ее текущем виде снижает социальную эффективность управленческих практик на сельских территориях за счет десинхронизации нормативной и социокультурной логики управления, негативно сказываясь на движении в сторону постаграрного вектора развития сельских территорий. При этом повышение эффективности управленческих практик возможно лишь при сохранении субъектности локальных акторов и переходе к комплексной оценке качества взаимодействия власти и населения.


















Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Богданов В. С., Леньков Р. В., Мерзляков А. А., Шилова В. А. Институционализация социологии управления в контексте жизненной стратегии ученого: памяти российского социолога, профессора Тихонова Александра Васильевича // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 18-32. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-2.
Дементьева И. Н. Проблемы оценки эффективности государственного управления в региональном контексте // Экономика. Социология. Право. 2014. № 5 (73). С. 15-28.
Демьяненко В. И. Оценка субъектности участников взаимодействия по сокращению неравенства в российских регионах // Научный результат. Социология и управление. 2023. №3. С. 123-137. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-9. EDN: WFYRHA.
Демьяненко В. И. Субъектность решения проблем в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 75-95. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-5.
Захарова Д. Н., Шумилина Е. А. Управление социально-экономическим развитием сельских территорий Российской Федерации // Прикладные экономические исследования. 2025. № 3. С. 150-156. DOI: 10.47576/2949-1908.2025.3.3.019.
Кожевников О. А. Федеральный законопроект о местном самоуправлении: множество вопросов при отсутствии проработанных ответов // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 2. С. 3-9. DOI: 10.18572/20724314-2022-2-3-9.
Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 4. С. 95-104.
Мерзляков А. А. Феномен субъектности регионов в решении проблем реформирования отечественной системы управления // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9, № 2. C. 48-65. DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.508.
Местное самоуправление в России: становление и развитие / Институт социологии РАН. Москва, 1999.
Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Пространственное развитие России: управление сельскими территориями // Аграрный вестник Урала. 2020. № 02 (193). С. 7888. DOI: 10.32417/1997-4868-2020-193-2-78-88.
Павлюченко В. К. Реформа местного самоуправления: некоторые возможности и ограничения // Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 46-51. DOI:10.24158/pep.2025.1.5.
Покровский Н. Е. Постаграрность и дезурбанизация. Новый взгляд на перспективы внегородских территорий. (История, модели, теоретические подходы) // Человек. 2025. Т. 36, № 4. С. 7-35. DOI: 10.31857/S0236200725040013. EDN: GXMVBI.
Посохова Н. В. Социология управления как методология исследования сложных современных процессов // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. №1-2. С. 21-27. EDN: NUDBYX.
Россия: реформирование властноуправленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов [монография] / отв. ред. А. В. Тихонов. Москва: ФНИСЦ РАН, 2017. 432 с.
Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация»; 2007. 472 с
Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 15.10.2025).
Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» от 20 марта 2025 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_501319/ (дата обращения: 01.12.2025).
Федеральный законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Внесен в Государственную Думу РФ, 2022. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=215678#X50HzzUeDlCkXoxj (дата обращения: 15.10.2025).
Шилова В. А. Управленческий стиль как индикатор характера взаимодействия региональных органов власти и населения // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30, № 2. С. 116-132. DOI: 10.19181/nko.2024.30.2.8. EDN IPRGSW.
Шилова В. А., Быков К. В. Методологические подходы, методы и аспекты исследования интенциональности в социологии управления // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 48-74. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-4.
Шомина Е. С. Самоорганизация населения как практика местного самоуправления // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2004. № 4.
Шугрина Е. С. Реформа территориальной организации местного самоуправления: особенности правового регулирования переходного периода // Трансформация публично-правового регулирования местного самоуправления в условиях конституционной реформы : монография / под. науч. ред. Б.С. Эбзеева, С.А. Авакьяна. М., 2023. С. 160-174.
Boyne G. A. Public and private management: What’s the difference? // Journal of Management Studies. 2022. Vol. 39, № 1. Pp. 97-122. DOI: 10.1111/1467-6486.00284.
Castelo S. L., Gomes C. F. The role of performance measurement and management systems in changing public organizations: An exploratory study // Public Money & Management. 2024. Vol. 44, № 5. Pp. 399-406. DOI: 10.1080/09540962.2023.2204400.
Verbeeten F. H. M., Speklé R. F. Management control, results-oriented culture and public sector performance: Empirical evidence on new public management // Organization Studies. 2015. Vol. 36, № 7. Pp. 953-978. DOI: 10.1177/0170840615580014.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №24-68-00055 «Из прошлого в будущее: сельские сообщества в условиях постаграрного вектора трансформаций» на 2024-2028 гг.