16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-4-0-6

Трансформация структуры спроса на высшее образование в регионах России
как социальный отклик на вызовы технологического суверенитета

В условиях серьезных внешних вызовов, санкционного давления и ограничения доступа РФ к мировому рынку технологий ключевым приоритетом государства становится достижение технологического суверенитета. Система высшего образования играет в этом процессе ключевую роль, являясь основой формирования кадрового потенциала, складывающегося под влиянием множества факторов, среди которых ключевым является выбор абитуриентом специальности, своего профессионального пути. В фокусе внимания авторов – региональные аспекты трансформации спроса на высшее образование. Цель исследования – изучение структурных изменении в региональном спросе на услуги высшего образования, в частности, в областях STEM (наука, технологии, инженерия и математика) как базовых областей образования для формирования технологического суверенитета и оценка социального отклика, вовлеченности общества в решение задач обеспечения технологического суверенитета. Гипотеза исследования – регионы-доноры человеческого капитала и регионы с развитыми высокотехнологичными производствами демонстрируют более быструю реакцию на проводимую государственную политику импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Информационную базу анализа составили доступные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства науки и высшего образования за 2014 г., 2018 г., 2021 г., 2024 г. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы разработана методика оценки структурных изменений спроса на высшее образование в регионах-лидерах: 1) исследована структура и динамика набора студентов 1 года обучения очной формы государственных вузов РФ в целом и по регионам выборки по областям образования с детализацией на бюджетную и контрактурою основы обучения с акцентным изучением сегмента STEM-образования; 2) определена диверсификация программ (количества и доли представленных направлений внутри каждой области образования); 3) осуществлена оценка спроса на программы (престижность программ по областям образования (условный рейтинг)). Результаты исследования показывают высокую концентрацию научного и технологического потенциала в России. Несмотря на общее увеличение приема на направления STEM на 18%, темпы его роста ниже, чем на гуманитарные и медицинские специальности. Основной рост интереса к STEM наблюдается в платной (контрактной) форме обучения (+157,7% по математике и +63,7% по инженерному делу в среднем по РФ), что свидетельствует о растущем престиже данных специальностей, о интересе с позиции инвестиции в человеческий капитал, и, кроме того, обусловлено смещением акцентов в стратегическом позиционировании вузов, трансформации маркетинговых стратегий. В то же время регионы демонстрируют разнонаправленную динамику: Москва увеличивает свой отрыв от других регионов РФ, которые реализуют стратегию специализации, так, например, Свердловская область демонстрирует ориентацию на инженерные науки, но имеет более слабые позиции в области естественных наук. Кроме того, отмечено, что у абитуриентов наибольший интерес как в среднем по РФ, так и в регионах занимают науки об обществе и гуманитарные науки, о чем свидетельствуют данные условного конкурса, но зафиксирован структурный сдвиг в пользу STEM-направлений. В целом отмечено, что регионы-лидеры более гибко и адаптивно реагируют на вызовы обеспечения технологического суверенитета с позиции изменения спроса на программы высшего образования, однако реакция неоднородна и зависит от специализации региона. Полученные результаты подчеркивают необходимость дифференцированной региональной образовательной политики для успешного обеспечения технологического суверенитета. Даны рекомендации органам государственной и региональной власти для формирования кадрового потенциала страны как детерминанты технологического суверенитета.

Количество просмотров: 15 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 55
Полный текст (HTML)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: