Цифровая грамотность и цифровое неравенство:
новые вызовы и факторы формирования
В статье раскрываются проблемы формирования цифровой грамотности и цифрового неравенства в молодежной среде, рассматривается потенциал высшей школы в преодолении дисфункций цифрового образования. Целью исследования стал анализ цифровой грамотности молодежи, детализированных оценок цифровых навыков, исследование роли современных вузов в развитии цифровых компетенций студентов, устранении цифрового неравенства. Ключевыми методами исследования стали анкетный опрос (N=633) и сфокусированное групповое интервью студентов (n1=7 и n2=9). Результаты исследования показали низкую самокритичность молодежи в ходе оценки своей цифровой грамотности. Установлено, что когнитивные искажения, примитивизация представлений о цифровой грамотности, нерелевантность идентификации собственных дефицитов в цифровом обучении и направлений их восполнения лимитирует развитие цифровых компетенций молодежи. Материалы фокус-групп показали, что студенты, обосновывая свой высокий уровень цифровой грамотности, апеллируют к фрагментарным практикам работы в сети, алгоритмизированным процедурам поиска информации, типичным формам молодежной коммуникации в чатах. В наиболее уязвимой позиции оказались студенты-гуманитарии, риски их цифровой депривации связаны с недостаточным уровнем развития цифровых навыков, а также с ограниченным пониманием перспектив и возможностей использования цифровых технологий в профессиональной и повседневной жизни. Научная новизна статьи связана с обоснованием теоретических выводов и приращением эмпирических данных, характеризующих дисфункции образования в условиях цифровизации, новые факторы формирования цифрового неравенства, цифровой эксклюзии студентов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям подготовки. Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью их использования для модернизации вузовского образования, снижения цифрового неравенства в обществе, повышения цифровой компетентности молодежи.
Фролова Е. В., Рогач О. В. Цифровая грамотность и цифровое неравенство: новые вызовы и факторы формирования // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 2. С. 136-147. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-2-0-9.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 1. С. 3-29. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329. EDN: LEKEML.
Глухов А. П., Стаховская Ю. М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 148-155. DOI: 10.17223/1998863. EDN: CHOFHR.
Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 20 (2).
С. 382-393. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393. EDN: FRIAYR.
Калмыкова С. В. Развитие информационно-аналитических компетенций в профессиональной подготовке магистрантов на правления «Государственное и муниципальное управление» // Информатика и образование. 2024. № 39 (3). С. 44-52. DOI: 10.32517/0234045320243934452. EDN: XWOQYJ.
Кречетников К. Г. Методика разноуровневого индивидуализированного обучения информатике в вузе. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета. 2024. № 16 (2). С. 115-122. DOI: 10.24866/VVSU/2949-1258/2024-2/115-122. EDN: QTATLG.
Построение цифрового профиля преподавателя высшей школы / Князева Н. В., Михайлова И. П., Усманова Н. В.,
Шиндина Т. А. // Информатика и образование. 2024. № 39 (4). С. 62-76. DOI: 10.32517/0234-0453-2024-39-4-62-76. EDN: EPLRPB.
Столярова Н. Б. Аспекты развития цифровых навыков у людей старшего поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76 (4).
С. 312-315. EDN: QWQTQY.
Татаринов К. А., Музыка С. М. Развитие цифровых компетенций у преподавателей и студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 9 (4(33)). С. 171-174. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0043. EDN: IPVJQZ.
Токтарова В. И., Ребко О. В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского государственного университета. 2021. № 15 (2). С. 165-177. DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177. EDN: FEHCPN.
Троян И. А., Кравченко Л. А., Гиндес Е. Г. Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала // Народонаселение. 2023. № 26 (2). С. 114-126. DOI: 10.19181/population.2023.26.2.10. EDN: XNKKPA.
Федорова Е. Е. «Цифровые аборигены» в новом коммуникативном пространстве // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3. С. 30-35. DOI: 10.18522/2070-1403-2020-80-3-30-35. EDN: MUGMCW.
Филькина А. В., Камнева О. С. Профили цифровой грамотности школьников // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 71. С. 204-214. DOI: 10.17223/1998863. EDN: XGVSRR.
Фокина Е. Н., Гусева В. Е., Фокина Е. А. Проектирование курса информатики в вузе с позиций профессионального стандарта «33. 008 Руководитель предприятия питания» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1(64). С. 129-135. DOI: 10.26105/SSPU.2020.64.1.006. EDN: VUHKGV.
Хисматулина Н. В., Пугачева С. А., Малкова Т. В. Характерные особенности «цифровых аборигенов» как целевой аудитории в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76 (2). С. 216-218. EDN: IANHIE.
Чижов А. А. Уровни цифрового неравенства: особенности проявления в Уральском федеральном округе // Вопросы управления. 2024. № 18 (4). С. 80-93. DOI: 10.22394/2304-3369-2024-4-80-93. EDN: WLVOMM.
Belmonte J. L., Sanchez S. P., Espejo M. J. D. Projection of the flipped learning methodology in the teaching staff of cross-border contexts // Journal of new approaches in educational research. 2019. № 8(2). Рp. 184-200. DOI:10.7821/naer.2019.7.431.
Digitalization of higher education: new trends and the factors that are associated students’ grades / Frolova E. V., Rogach O. V., Kuleshov S. M., Shikhgafizov P. S. // European Journal of Contemporary Education. 2022. № 11 (1). Рp. 59-69. DOI: 10.13187/ejced.2022.59.
Márquez-Ramos L. Does digitalization in higher education help to bridge the gap between academia and industry? An application to COVID-19 // Industry and Higher Education. 2021. № 35 (6). Р. 630-637. DOI: 10.1177/0950422221989190.
Newell G., Manaf Z., Marzuki J. Institutional investor attitudes to technology-enhanced university vertical campuses in the digital era // Journal of General Management. 2019. № 3(44). Рp. 146-159. DOI: 10.1177/0306307018825189.
Rogach O. V., Frolova E. V., Kuznetsov Yu. V. Control student knowledge in the context of digitalization of education: new problems and risks // European Journal of Contemporary Education. 2024. № 13(1). Рp. 222-233. DOI: 10.13187/ejced.2024.1.222.