Контекст развития и трансформации традиционных религий Пакистана в 21 веке
Несмотря на то, что Пакистан был создан для индостанцев-мусульман, на первом этапе своего формирования он не был страной для мусульман, а развивался как светская страна с гражданскими правами для всех. Исламизация началась с момента принятия Конституции 1956 года и адаптации Северо-Западных территорий в 70-е, но агрессивная исламизация была навязана Пакистану во времена правления Зия уль Хака и фактическим контролем США за формированием связки религия-политика. В настоящее время Пакистан стремится отойти от данной модели, но это не всегда возможно ввиду функционирования в стране агрессивных исламистских партий и движений, которые, как и сторонники вестернизации получают поддержку в рамках неоколониальной политики коллективного Запада. Самому пакистанскому обществу в настоящий момент свойственны процессы трансформации религии в трех направлениях: вестернизация, арабизация по умеренному типу (средний путь образованной умеренности) и исламизация. Наибольшую активную работу в том числе в соцсетях ведут сторонники последней по разработкам западный спецслужб, которые использовались ранее для создания запрещенных в России Аль Каиды, Талибана, ИГИЛ. С учетом неоднородности исламского пакистанского социума, трансформация и развитие религии идет в них в разных направлениях и с разной скоростью, при этом ввиду ряда факторов – наибольшей трансформации подвержены высокие социальные группы шиитов. Остальные религии страны также находятся в поиске своего пути в рамках пакистанского общества, трансформируя свою религию в разных направлениях. Так христианам из образованных высших социальных слоев наиболее свойственна вестернизация, но с одновременно с централизацией и конвергенцией вокруг религиозных центров с созданием крепких общин. Пакистанские сикхи не создали отдельной общины, и их религия развивается в русле индийского сикхизма. Индуистские общины городского типа развиваются сами в себе (имея мало контактов с индуизмом Индии) или примыкают к международным организациям типа ИСККОН с общим направлением создания четких индуистских канонов, возвращения к фундаментальному индуизму, но с вовлечением западных тенденций. Деревенские, малообразованные группы индуистов и христиан нередко идут по пути синкретизма, сочетая в своих религиозных практиках как традиции своей религии, так и соседних религиозных групп. Таким образом, развитие и трансформация основных религий Пакистана в настоящее время идет достаточно активно, хотя и разнонаправленно.
Баканова М. В. Контекст развития и трансформации традиционных религий Пакистана в 21 веке // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 89-99. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-7.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Баканова М. В. Прецеденты экономическо-политического развития Хайбер-Пахтунвы в новейшее время. Геополитика. URL: https://www.geopolitika.ru/article/precedenty-ekonomichesko-politicheskogo-razvitiya-hayber-pahtunvy-v-noveyshee-vremya (дата обращения: 06.04.2023).
Баканова М. В. К дискуссии о феминистском движении в Пакистане. Блог на площадке РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/marina-bakanova/k-diskussii-o-feministskom-dvizhenii-v-pakistane/ (дата обращения: 12.04.2023).
Фокин А. Экс-премьера Пакистана, посетившего Россию, могут повесить за богохульство // Комсомольская правда 2 мая 2022 года. URL: https://www.kp.ru/daily/27387/4581704/ (дата обращения: 12.04.2023).
Abbas N. How Pakistan Abandoned Jinnah’s Ideals // The New York Times, 15.08.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/08/15/opinion/pakistan-jinnah-ideals-abandoned.html (дата обращения: 06.04.2023).
Ahmad Gh. Constitution of 1956, published in 2020. URL: https://www.academia.edu/16457090/Constitution_of_Pakistan_1956 (дата обращения: 06.04.2023).
Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly. 2005. Vol. 45, №. 2. P.108-116.
Gyanendra P. Remembering Partition: Violence, Nationalism and History in India // Johns Hopkins University. Cambridge University press. Social Scientist. 2004. № 32(1/2). P. 212. DOI: 10.2307/3518329.
Ḥaqqānī H. Pakistan: between mosque and military // Washington: Carnegie Endowment for International Peace. 2005. P. 131.
Hiro D. Apocalyptic realm: jihadists in South Asia // New Haven. CT: Yale University Press. 2012. P. 200-210.
Jacobsen D. The World's Christians: Who they are, Where they are, and How they got there // John Wiley & Sons. 2011. P. 416.
Pervez M. A Plea for Enlightened Moderation // The Washington Post. 2004. URL: https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A5081-2004May31.html (дата обращения: 12.04.2023).
Schaflechner Jü. Hinglaj Devi: identity, change, and solidification at a Hindu temple in Pakistan // New York. NY: Oxford University Press. 2018. Р. 145-290.