О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе
В фокусе внимания этой статьи: определение мира, в котором мы живем в процессе перехода от модернити к пост-модернити; выявление характерных черт пост-современного и пост-секулярного; (не) религиозное разнообразие в связи с появлением таких типов (не) религиозной идентичности, как «никакие», «не имеющие религии», «духовные, но не религиозные, новые типы религий, которые оказываются частными примерами, подтверждающими изменения, происходящие в сознании (пост)современного человекам и формирование (не) религиозной идентичности, включающей религию, неверие и духовность. С одной стороны, появляется значительное число «никаких» и неопределенных верующих во многих западных странах, а с другой – происходит рост и религиозная мобилизация новых и старых религий, как в западном мире, так и за его пределами. Несмотря на наличие секуляризации, трудно назвать сегодняшний мир секулярным, учитывая, что одновременно происходят «возвращение религии» (нередко в новом качестве и новых формах) в одних обстоятельствах (ислам по всему миру, христианство на Юге), упадок религии в других (ослабление христианства на Западе, повсеместное изменение, умножение религий и распространение все более экспериментальных, индивидуализированных, духовных ее форм). Религии сегодня наполняются другим содержанием, подразумевающим «новую религиозность», «новые» (обогащенные особой энергией и витальностью) старые религиозные традиции: «новый ислам», «новое христианство», новый индуизм и т.д. И поскольку они обретают новое качество пост-секулярного (независимость, пассионарность, стремление охватить весь мир, когда уже не «религия» приспосабливается к миру, а мир к религии), то и изучать их логичнее в пост-секулярной парадигме, а не в «парадигме секуляризации».
Руткевич Е. Д. О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 58-76. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-5.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (к дискуссии о современном научном аппарате исследования религии) // Вестник ПСТГУ, серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С.138-154.
Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С.8-20.
Ионин Л. Г. Подступы к новой магической эпохе // Постмодерн: Новая магическая эпоха. Сб. статей / Под ред. Л.Г. Ионина. Харьков, 2002. С. 9-23.
Инглхарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая индустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.
С. 249-260.
Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь. 2018. № 4. С.143-174.
Каргина И. Г. Феномен «следующего христианского мира»: типичные черты и тенденции // Вестник Московского Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1.
С. 105-113.
Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 114-164.
Кырлежев А. И. Постсекулярная эпоха. Заметки о религиозно-культурной ситуации // Религия. Гнозис. Континент. Париж-Москва. 2011. Т. 3, № 149. С. 357-365.
Кырлежев А. И. Рецензия на Rethinking Secularism. Oxford: Oxford University Press. 2011. 311 р. and The Post-Secular in Question Religion in Contemporary Society N.Y., London: New York University Press, 2012. 375 p. // Государство, религия, церковь. 2012. № 2.
С. 301-313.
Кырлежев А. И. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/seculyarizm-i-postseculyarizm-v-rossii-i-v-mire (дата обращения: 18.03.2023).
Матецкая А. В. После политической религии: особенности российского постсекуляризма // Полития. 2022. №3 (106). С.48-64
Матецкая А. В. Постмодерн и религия. Грамота. 2017. № 12. С. 125-128.
Руткевич Е. Д. (Н)е) религиозное разнообразие и соотношение религиозного, духовного и светского // Вестник Института социологии. 2021. Т.1, № 3. С. 54-78.
Руткевич Н. А. Режис Дебрэ Последний оракул Французской Республики // Вопросы философии. 2021. № 8. С.92-103.
Согомонов А. Ю. Генеалогия успехов и неудач, М.: Центр социологического образования образования Института социологии РАН, 2005. 383 с.
Узланер Д. А. Постсекулярный поворот: как мыслить о религии в ХХI веке. М.: Изд-во Института Гайдара, 2020.
Филиппова Е. И. Религиозность и секулярность в эпоху постмодерна и попытки ее осмысления: термины, концепты, гипотезы // Религии и радикализм в постсекулярном мире / под ред. Филипповой Е. И. и Радвани Ж. М.: Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Горячая линия. Телеком. Серия «Российско-французский диалог. 2017. С. 4-17.
Berger P. Desecularization of the World: A Global Overview // Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Polotics / P.L. Berger, d. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company. 1999. P.1-18.
Berger P. Many Altars of Modernity: Towards a Paradigm for Religion in a Pluralistic Age. Boston: Berlin; De Gruyter, 2014. 147 p.
Beyer P. Religion in the Context of globalization. A Developing of theoretical perspective // Religion in the context of globalization. Essays on concept, form and political implications. Routledge, N.Y. 2013. P.1-23.
Clark P. B. New Religions in Global Perspective: Religious Change in the Modern World, Routledge N.Y., 2006.
Kelly D. Why Conservative Churches are growing? Harper and Row, N.Y., 1972.
Gorski Ph., Kim D., Torpey J., VonAntwerpen J. The post-secular in question // The Postsecular in question, Gorski Ph., et al. (eds), N.Y., New York University Press. 2012. Pp. 1-22.
Hervier-Leger D. La religion pour memoir, Paris: Les editions des Serf, 1993.
Lipka M. “Millennials Increasingly Are Driving Growth of ‘Nones’”. Vol. Washington D.C.: Pew Research Center, 2015.
Heelas P., Woodhead L. The Spiritual Revolution. BlackwellPublishingOxford, 2005. 118 p.
“Nones” on the Rise. Washington D.C. Pew Research Center. 2012. 24. Pp.1-6.
Vernon, G. “The Religious”nones”: A Neglected Category // Journal for the Scientific Study of Religion. 1968. № 7 (2), Pp. 219-29/
Woodhead L. The rise of ‘no religion’ in Britain: The emergence of a new cultural majority // Journal of the British Academy. 2016 (a). № 4. P.245-61.
Woodhead L. The Rise of “No Religion”: towards an explanation // Sociology of religion. 2017. V.78. Рp. 247-262.
Woodhead L. Intensified Religious Pluralism and De-differentiation: the British Example. UK.Springerlink.com Society. 2016 (b). 53.
P.41-46.
World Christian encyclopedia: a comparative survey of churches and religions in the Modern World. / ed. by Barett D., Kirian G., Jhonson T., Oxford: Oxford Univ. Press. 2001.