Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт)
Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования «Как живет Белгородчина», проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН. Объект исследования – студенческая молодежь, обучающаяся в четырех высших учебных заведениях Белгорода. В фокусе статьи- задача рассмотреть возможное воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозности на некоторые социокультурные установки студенческой молодежи Белгородской области. Для определения уровня нетрадиционной религиозности использовалась методика, основанная на методологических и методических принципах, позволяющая выделить группы респондентов с нетрадиционной религиозностью. Типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» отбирались по результирующим показателям религиозного сознания и религиозного поведения. Результирующий показатель религиозного сознания состоит из показателей: нетрадиционной религиозной веры, интереса к нетрадиционным религиям и учениям, мотивации интереса к нетрадиционным и мистическим учениям. Результирующий показатель религиозного поведения: включенность в жизнедеятельность практик нетрадиционных религиозных учений, информированность о деятельности нетрадиционных религий и мистических учений, включенность в жизнедеятельность практик этих религий и учений. Интересующихся нетрадиционными религиозными учениями 40% от опрошенной молодежи. Из них 32% «практикующих» и 68% «непрактикующих». Микросреда влияет на мировозренческие позиции по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. У «практикующей» молодежи знакомых, родственников, друзей, изучающих или практикующих эти учения, значительно больше по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно). Следует отметить, что у молодых людей, включенных в практику нетрадиционных, восточных религий и учений, по всем основным показателям, более глубокая мотивация интереса к данным религиозным учениям. Результаты эмпирического анализа показали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. Выявлено, что по отношению к религиозным организациям традиционных конфессий, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикующими». «Практикующие» более негативны в оценках РПЦ и мусульманских общин, больше отмечают клерикализацию» общественных отношений по сравнению с группой «непрактикующих». В сфере национальных отношений в типологической группе «практикующие», уровень толерантности к этноконфессиональным бракам немного выше, чем в группе «непрактикующие». В обеих группах большая часть респондентов относятся положительно к представителям других национальностей. Данные зафиксировали, что практически половина респондентов изъявили желание переехать в другие регионы России. В тоже время треть белгородцев в группах «практикующие» и «непрактикующие» планируют уехать навсегда из области. Причины миграции в обеих группах, в основном, профессионального характера: карьерный рост и повышение качества профессиональной деятельности. Молодежь в группе «практикующих» по всем показателям более мотивирована на переезд по сравнению с «непрактикующими». Увлечение нетрадиционными, восточными религиями и мистическими учениями у молодых белгородцев значительное, но в тоже время мало влияет на их жизнедеятельность, так как увлекаются этими религиозными учениями 40%, из них полностью включенных в практики этих учений
только 5%.
Иллюстрации
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Базаров Б. В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. № 3 (15). С. 12-16.
Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 1999. 172 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. СПБ: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с.
Колосов Г. Н., Чингина Е. Н. Восприятие духовной и физической практики в йоге в мире и в России // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-duhovnoy-i-fizicheskoy-praktiki-v-yoge-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 21.06.2022).
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.
Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. 2019. № 5. С. 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44
Кублицкая Е. А. Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи //Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю.Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю.А. Зубок. Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.
Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. № 28(4). 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.
Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Науч. кн., 2005.
Панцова Л. В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания в высшей школе // Физическая культура и личность: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 28-29 октября 2004 г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 114-117.
Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Смысл, 2006. 328 с.
Уланов М. С. Буддизм в контексте глобализации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 1-2. С. 252-261.
Швечиков А. Н. Восточная мудрость как религиозный феномен // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2008. № 1 (10) (Философия). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostochnaya-mudrost-kak-religioznyy-fenomen (дата обращения: 23.05.2023).
Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. 1997. 488 p.
Beckfor J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements. CUP Archive, 1985. 327 р.
Dawson l. l. The cultural significance of new religious movements and globalization: A theoretical prolegomenon // J. for sci. study of religion. Wash., l998. Vol. 37, № 4. Pp. 580-595.
Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 р.