Корпоративное образование как инструмент формирования организационной культуры
Актуальность. В современных представлениях о корпоративной культуре отмечается влияние на неё корпоративного образования. В то же время специальных исследований этого влияния в последние годы практически не предпринималось, что характеризует указанную проблематику как актуальную. Методы. В статье представлены результаты экспертного опроса руководителей, инициирующих образовательные процессы в своих компаниях и отслеживающих их результаты (опрошено 20 экспертов). Цель исследования – выявить факторы, формы и результаты воздействия корпоративного образования на организационную культуру современных российских компаний. Исследовательская задача также предполагает определение направлений трансформации функций корпоративного обучения в связи с тенденциями цифровизации, усиленными вынужденной адаптацией к работе в условиях пандемии. Научные результаты. Исследование позволило выявить ряд преимуществ компаний, практикующих регулярное обучение своих сотрудников: стабильность положения на рынке, более высокий общий уровень персонала, оперативную реакцию на требования к компетенциям работников, подготовку кадрового резерва, раскрытие потенциала сотрудников, привлечение и удержание лучших сотрудников. Опрос экспертов подтвердил положительное воздействие корпоративного образования на организационную культуру и позволил установить соответствие элементов образования формируемым ими компонентам организационной культуры. Выявлены тенденции трансформации методов корпоративного образования. Изучение вторичных источников позволило выявить риски развития корпоративной культуры, вытекающие из расширяющихся практик прекаризации труда, распространения удалённой занятости, расширения набора персонала для реализации кратко- и среднесрочных проектов. Выводы. Трансформация организационной структуры современных предприятий проявляется в противоречивых тенденциях. С одной стороны, наблюдается рост значимости корпоративного образования, ориентированного на формирование организационной культуры, а с другой – увеличение спроса на актуальные профессиональные образовательные программы, не привязанные к культуре конкретных организаций.
Зырянов В. В., Одинова А. Д. Корпоративное образование как инструмент формирования организационной культуры// Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 204-214. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-1-4.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Александрова А. И., Пастухова А. Д. Управление знаниями и корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. С. 125-133. DOI: 10.17586/2310-1172-2021-14-2-125-133.
Анра Ю., Ямин М. Взаимосвязи между организационной культурой, лидерством, мотивацией к достижениям и результативностью университетских преподавателей // Форсайт. 2017. Т. 11, № 2. С. 92-97. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.2.92.97.
Вишневская А., Проскура Е. История создания корпоративных университетов // Корпоративные Университеты. 2014. № 50.
Гавриленко О. В. Управление компанией: особенности формирования корпоративной культуры // Лизинг. 2011. № 8. С. 43-51.
Галагузов А. Н. Корпоративная культура и корпоративное образование // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 7. С. 62-68.
Глаголева А. В., Земская Ю. Н., Кузнецова Е. А. От корпоративной культуры вуза до корпоративной культуры глобального университета на примере РУДН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29, № 1. C. 64-75. DOI: 10.22363/2313-2329-2021-29-1-64-75
Горлова Е. В., Решетникова Н. С. Развитие корпоративной культуры в период распространения COVID-19 на примере американского общества // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 1(66). С. 138-143. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-66-1-138-143.
Зайцева С. П. Развитие корпоративной культуры нефтегазовой компании на основе использования ресурсов учебного центра профессионального образования (на примере ОАО Сургутнефтегаз») // Образование и наука. 2016. № 1(8). С. 38-51. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-38-51
К вопросу формирования корпоративной культуры будущих строителей / В. В. Кузнецов, Е. В. Аверьянова, В. К. Воробьев, Д. Д. Костюк // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 107-113.
Камерон К. С., Куинн Р. Э. Диагностика и измерение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
Клименко С. С. Влияние организационной культуры на организационную эффективность // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 70-76.
Крылова М. Б., Сюэ Х. Китайский взгляд на классификацию корпоративной культуры // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2021. № 9. С. 14-20.
Кузнецов В. В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 1 (35). С. 51-60.
Кузнецов А. А. Параметризация корпоративной культуры в системе корпоративного управления // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1(1). С. 84-87.
Лебедева Н. Ю., Широнина Е. М. Основные практические технологии диагностики организационной культуры // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12. Ч. 3. С. 767-771.
Мешков А. Ю. Группы методов формирования корпоративной культуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6, № 4. С. 92-102.
Патутина Н. А. Корпоративное образование как средство освоения корпоративного опыта // Управление корпоративной культурой. 2012. № 4. С. 264-273.
Рощин С. Ю., Травкин П. В. Дополнительное профессиональное обучение на российских предприятиях // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2(26). С. 150-171.
Сизова И. Л., Григорьева И. А. Ломкость труда и занятости в современном мире // Социологический журнал. 2019. Т. 25, № 1. С. 48-71. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.25.1.6279
Симакова А. А. Корпоративное образование в российских компаниях // Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 166-181.
Сухинин В. П., Горшенина М. В. Корпоративное обучение как фактор повышения конкурентоспособности организации // Вестник Самарского государственного технического университета. 2013. № 1(19). С. 179-185.
Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко. М.: НИУ ВШЭ. 2018. 28 с.
Ярных В. И., Макарова Н. Я., Онучина К. К. Интегрированные подходы к формированию модели корпоративного образования // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 11-18.
Campbell M. J. Identification of Organizational Cultural Factors That Impact Knowledge Sharing. 2009.