Собственное дело в условиях неопределённости: предпринимательские способности как адаптационный ресурс
Развитие предпринимательства в России представляет собой одно из важнейших условий социально-экономического развития страны. Этим обусловлена актуальность исследований факторов, способствующих успешной предпринимательской деятельности. Для определения исследовательской проблемы автором статьи реализован информационно-аналитический анализ документов по соответствующим национальным проектам, а также вторичный анализ данных социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, РАНХиГС, НАФИ по проблематике предпринимательства. Анализ показал, что, несмотря на трудности в период пандемии коронавируса и негативные оценки перспектив развития бизнеса со стороны предпринимателей, эта деятельность не утратила своей привлекательности в обществе. Проблема состоит в недостаточности эмпирического социологического знания относительно личностных качеств успешных предпринимателей в сравнении с иными категориями населения. Эмпирическую базу исследования представляют собой данные 27-ой «волны» (2018 год) «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)». Методика анализа данных направлена на выявление специфических качеств, которые способствуют реализации предпринимательской инициативы и «удержанию» созданного бизнеса в условиях неопределённости, то есть на выявление адаптационных ресурсов, способствующих поддержанию предпринимательской инициативы. Результаты исследования убедительно показывают, что имеется целый ряд личностных особенностей, определяющих успех рискованной деятельности создателей своего дела, которые можно считать составными частями предпринимательской инициативы.
Зорина А. Е. Собственное дело в условиях неопределённости: предпринимательские способности как адаптационный ресурс // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 108-122. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-7.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Алексашкина С. Р. Мотивация предпринимателя к достижению стратегических целей // Научный аспект. 2020. Т. 2, № 4. С. 256-263.
Ариф Э. М., Кузьминова Т. А. Некоммерческая активность молодых предпринимателей Санкт-Петербурга в крафтовой сфере // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19, № 1. С. 55-68. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-55-68.
Атанасова А. А. Трансформация ценностей социального предпринимателя в природоохранной деятельности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 1. С. 12-24. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-2.
Байдаков А. Н., Запорожец Д. В., Кенина Д. С. О личностном факторе в предпринимательстве // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2, № 3. С. 86-91.
Башлаева М. С. Формирование ценностных ориентаций студентов управленческих направлений подготовки в процессе профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 49-51.
Бийжанова Э. К. Проблемы и возможности развития частного предпринимательства в малом городе российского приграничья // Человеческий потенциал Центрально-Азиатского региона: перспективы развития. Материалы Всероссийской науч.-практич. конференции с межд. участием (Кызыл, 15-18 сентября 2020 г.); отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. C. 61-69.
Божков О. Б. Семейное предпринимательство и развитие сельских территорий // Островские чтения. 2019. № 1. С. 282-288. (а)
Божков О. Б. Семейное предпринимательство на селе: штрихи к портрету // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 4. С. 787-799. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-4-787-799. (б)
Бочкарев Д. А., Гуськова И. В., Серебровская Н.Е. Современное российское предпринимательство: актуальные характеристики и тренды // Казанский экономический вестник. 2020. № 2(46). С. 13-19.
Гнездилов Г. В., Густова Е. А., Твердовская А. В. Психология риска в профессиональной деятельности современного предпринимателя // Человеческий капитал. 2020. № S4(136). С. 127-136.
Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В., Горина Т. И. Социологический портрет самозанятых в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 4. С. 821-836. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836.
Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 29-37.
Горина Т. И. Вызовы времени: тернистый путь российского малого бизнеса // Социальные и экономические системы. 2020. № 2. С. 123-147.
Григорьева И. А., Парфенова О. А. Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности // Журнал исследований социальной политики. 2021. № 19(1). С. 7-22. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22.
Елютина М. Э., Ситникова С. В., Семенова Ю. А. Возрастные особенности женской предпринимательской активности (на примере женщин-предпринимателей Саратовской области) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: социология. Политология. 2020. Т. 20, № 4. С. 399-406.
Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 17-32.
Козырева П. М. Малое предпринимательство в России: повседневные проблемы и трудности развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 1(37). С. 43-58.
Левашов В. К., Шушпанова И. С., Анищенко А. В. Государственные меры и резервы поддержки российского предпринимательства в условиях COVID-кризиса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 11. С. 92-102. DOI: 10.20339/AM.11-20.092.
Михайлова О. Б., Глазунова В. Е. Личностные особенности индивидуальных предпринимателей с различным стажем экономической деятельности // Человеческий капитал. 2020. № 8(140). С. 219-231. DOI: 10.25629/HC.2020.08.21
Мурзина Ю. С., Поздняков В. П. Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 212-224.
Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Предпринимательская активность в России и её межрегиональные различия // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 14, № 2. С. 198-210. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-12.
Окладникова Е. А., Воронцов А. В. Образы будущего села: мнение сельских предпринимателей Нечерноземья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 3. С. 292-314.
Пациорковский В. В. Адаптационные стратегии различных групп населения к негативным социально-экономическим условиям // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы V междунар. науч.-практ. интернет-конф. В 2-х частях; ФГБУН ВолНЦ РАН. Вологда, 2020. С. 88-94.
Пешкова В. М. Трудовая миграция и предпринимательство в России: анализ бизнес-платформы «Табарман» // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 1. С. 99-112. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6272.
Пилясов А. Н., Кибенко В. А. Оленеводы-предприниматели: трудный путь к обретению экономической самостоятельности // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2020. № 1(106). С. 20-46. DOI: 10.26110/ARCTIC.2020.106.1.003.
Поздняков В. П., Поздняков П. В. Ценностные и смысложизненные ориентации предпринимателей как факторы их экономического самоопределения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4, № 4(16). С. 161-180.
Помазкова Е. В. Сущность и структура предпринимательской культуры // Вестник донского государственного аграрного университета. 2020. № 3-2(37). С. 28-33.
Попов Е. В., Веретенникова А. Ю., Козинская К. М. Финансовые инструменты развития социального предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 91-108.
Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. 21.04.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 06.05.2021).
Потенциальные установки на предпринимательскую деятельность: кто хочет стать предпринимателем? / В. А. Иншаков, Н. В. Ивашкина, Л. Ю. Максимова, Л. А. Автайкина // Управленческий учёт. 2021. № 3-2. С. 440-445.
Ротманова Н. В. Образ предпринимателя и его влияние на эффективность предпринимательской деятельности // Научный альманах. 2019. № 5-3(55). С. 139-142.
Соболева И. В. Социальное самочувствие предпринимателей и наёмных работников в малом бизнесе // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 57-69. DOI: 10.31857/S013216250004586-7.
Солнцева Г. Н. Предпринимательство: социальные функции, особенности деятельности и психологические детерминанты успешности // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 4. С. 637-653.
Темницкий А. Л. Формирование индивидуальной субъектности наёмных работников в условиях внеорганизационой занятости // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса; отв. ред. В. А. Мансуров. М., 2020. С. 4142-4150. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM).
Терехова Т. А., Трофимова Е. Л. Экономическое самоопределение предпринимателя в контексте метасистемного подхода // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. 2019. Т. 30. С. 68-82.
Халикова С. С. Формирование положительного образа предпринимателя в Российской Федерации // Власть и управление на востоке России. 2021. № 1(94). С. 148-156.
Шапсугова М. Д. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. № 5(173). С. 74-77.
Якимец В. Н., Никовская Л. И. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 99-109. DOI: 10.31857/S013216250004962-1.