Гражданское участие российских школьников
Значительная часть исследователей рассматривает гражданскую активность в рамках школы как фактор будущей вовлеченности взрослых в демократические процессы. В этой связи практика гражданского участия школьников является актуальным предметом исследования. В статье рассмотрены результаты эмпирического социологического исследования, посвященного изучению практики гражданского участия школьников, выявления частоты участия в различных формах и определении их факторов. Цель исследования – выявить установки, практики и предпочитаемые формы гражданского участия российских школьников. Исследовательская задача также предполагает сравнение гражданской активности российских школьников и молодежи в целом. Методы сбора данных: анкетный опрос молодежи России в возрасте 14-30 лет (опрошено 2026 человек, в том числе 403 школьника), экспертное интервью (опрошено 30 экспертов). В ходе исследования установлено, что школьники высоко оценивают уровень своей гражданской активности и принимают участие в различных формах гражданской активности. Только 9,6% респондентов не принимали участие ни в одной из рассмотренных форм гражданской активности. Большая часть гражданской активности остается малодоступной для школьников в силу их ограниченных финансовых возможностей и ресурсов, а также недостаточного вовлечения молодежи в работу общественных объединений и организаций. Несмотря на высокую эмоциональную вовлеченность в гражданскую активность, школьники обладают недостаточными ресурсами и знаниями для гражданского участия и плохо информированы о возможности участия в рамках институционализированных структур вовлечения (общественных движений, групп и пр.).
Иллюстрации
Васильева Е. И., Зерчанинова Т. Е. Гражданское участие российских школьников // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 55-69. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-6.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Доманов В. Г. Гражданское соучастие (участие) // Словарь по политологии / Под ред. В. Н. Коновалова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.
Какабадзе Ш. Ш., Зайцев Д. Г., Звягина Н. А., Карастелев В. Е. Институт гражданского участия: проверка деятельностью субъектов // Полис. Политические исследования. 2011. № 3. С. 88-108.
Мартынова Т. Н., Яницкий М. С., Зеленин А. А., Пфетцер С. А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образования в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 160-167.
Никовская Л. И., Скалабан И. А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. C. 43-60.
Филоненко В. И., Мосиенко О. С., Магранов А. С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Т. 27, № 1. С. 96-103. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6234
Barrett M., Pach D. Youth Civic and Political Engagement. London: Routledge, 2019. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429025570
Bennett E. A., Cordner A., Klein P. T., Savell S., Baiocchi G. Disavowing politics: Civic engagement in an era of political skepticism // American Journal of Sociology. 2014. № 119 (20). Pp. 518-548. DOI: https://doi.org/10.1086/674006
Couldry N., Jenkins H. Participations: Dialogues on the Participatory Promise of Contemporary Culture and Politics // International Journal of Communication. 2014. № 8. Pp. 1107-1112.
Couldry N., Mejias U. A. Data Colonialism: Rethinking Big Data’s Relation to the Contemporary Subject // Television & New Media. 2018. № 20 (4). Pp. 336-349. DOI: https://doi.org/10.1177/1527476418796632
Ekman J., Amna E. Political Participation and Civic Engagement: Towards A New Typology // Human Affairs. 2012. № 22. Pp. 283-300. DOI: https://doi.org/10.2478/s13374-012-0024-1
Houston D. J. and Harding L. H. Public trust in government administrators explaining citizen perceptions of trustworthiness and competence // Public Integrity. 2014. № 16 (1). Pp. 53-76.
Kaase M. Mass participation // Continuities in political action; Jennings M. K. and Van Deth J. W. et al. (eds.). Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1990. Pp. 23-67.
Metzger A., Ferris K. A., Oosterhoff B. Adolescents’ Civic Engagement: Concordant and Longitudinal Associations among Civic Beliefs and Civic Involvement // Journal of Research on Adolescence. 2019. № 29 (4). Pp. 879-896. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12423
Middaugh E., Clark L. S. and Ballard P. J. Digital Media, Participatory Politics, and Positive Youth Development // Pediatrics. 2017. № 140 (2). Pp. 127-131. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758Q
Torney-Purta J. The school’s role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. № 6 (4). Pp. 203-212. DOI: https://doi.org/10.1207/S1532480XADS0604_7
Wicks R. H., Wicks J. L., Morimoto S. A., Maxwell A., Schulte S. R. Correlates of political and civic engagement among youth during the 2012 presidential campaign // American Behavioral Scientist. 2014. № 58 (5). Pp. 622-644. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764213515226