Вуз как специфический тип организации, его функции и взаимоотношения с внешним окружением
Актуальность анализируемой проблемы связана с необходимостью определения ориентиров организационного развития вузов. Источником организационного развития выступает динамичная внешняя среда. В статье анализируются проблемы взаимоотношения вузов с внешней средой. Авторы рассматривают различные подходы к трактовке организационной специфики вуза. Воссоздавая организационную специфику, особое внимание уделяется результирующему продукту деятельности вуза. Его определение – наиболее дискуссионный вопрос. Но именно от определения результирующего продукта и его заказчиков зависит выбор оптимальных способов адаптации, а, следовательно, и ориентиров организационного развития. Далее анализируются формы взаимодействия организации с внешней средой. Авторы не ставят под сомнение, что вуз может быть рассмотрен как специфический тип деловой организации. Однако его специфика (деятельности, типа персонала, характеристик внешней среды и др.) не предполагает развития гибких структур. Принимая во внимание задачи вуза – подготовку специалистов и развитие науки, – ставится под сомнение возможность использования форм и методов адаптации, связанных с ориентацией на клиента как главного фактора изменения содержания образовательных программ. Рассматривая заказчиков на результирующий продукт деятельности вуза, авторы считают, что ориентация вуза на производство образовательных услуг и на клиента (потребителя этих услуг) противоречит выполнению важнейших социальных функций вуза – подготовке квалифицированных специалистов и развитию науки.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Земцов С. П., Еремкин В. А., Баринова В. А. Факторы востребованности ведущих вузов России. Обзор литературы и эконометрический анализ // Вопросы образования. 2015. № 4. С.201-233.
Зубова Л. Г., Андреева О. Н., Антропова О. А. Ориентация выпускников на научно-исследовательскую деятельность // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 119-213.
Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206.
Каримова А. Б. Латентные функции международных образовательных рейтингов // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 110-120.
Кем Б. М. Рейтинги университетов – воздействия и непредвиденные побочные эффекты // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 71-80.
Клячко Т. Л. Высшее образование: больше, лучше или дешевле // Демоскоп Weekly. 1-24 января 2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0669/print.php (дата обращения: 29.02.2016).
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002.
Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
Попова Е. П. Эффективность как критерий организационного развития университетов и заказчики образовательных услуг // Вопросы управления. 2012. № 4. С. 171-176.
Пригожин А. И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003.
Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. Хрестоматия. М.: Линк, 1994.
Щербина В. В., Попова Е. П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.
Birnbaum R., Shuslok Jr. F. The “Crisis” Crisis in Higher Education: Is that a Wolf or a Pussycat at the Academic Door? // In Defense of American Higher Education; Altbach P., Gumport P., Johnstone D. (eds.). Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2001. Pp. 59-84.
Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2003.
Burns T., Stalker G. M. The Management of Innovation. Tavistock, 1961.
Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organisational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon, 1998.
Dill D., Sporn B. The Implications of a Postindustrial Environment for the University: An Introduction // Emerging Patterns of Social Demand and University Reform: Through a Glass Darkly; Dill D., Sporn, B. (eds.). Oxford: Pergamon, 1995. Pp. 128-141.
DiMaggio P. J., Powell W. W. The iron cage revisited: institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields // American Sociological Review. 1983. 48 (April, 2). Pp. 147-160.
Dopson S., McNay I. Organizational Culture // Higher Education Management: The Key Elements; D. Warner and D. Palfreyman (Eds.). Buckingham: SRHE and Open University, 1996. Pp. 16-32.
Hannan M., Freeman J. Organizational Ecology. Cambridge, 1989.
Hardy C., Fachin R. Managing Strategy in Academic Institutions: Learning fromBrazil. Berlin and New York: Walter de Gruyter & Co, 1990.
Hawley A. Human Ecology. N.Y.: Ronald, 1950.
Kehm B.M. Universities as Specific and Incomplete Organizations? New Theories of ‘Universities as Organizations’// Presentation at the 4th International Conference «University Traditions: A Resource or A Burden?», 26 to 28 September. Moscow: Higher School of Economics, 2013.
Krücken G., Meier F. Turning the university into an organizational actor // World society and the expansion of formal organization; G. Drori, J. Meyer, & H. Hwang (eds.). Oxford, UK: Oxford University Press, 2006. Pp. 241-257.
Lawrence P. R., Lorsch J. W. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration. Boston, 1967.
Mainardes E. W., Alves H., Raposo M. The Process of Change in University Management: From the «Ivory Tower» to Entrepreneurialism // Transylvanian Review of Administrative Sciences. 2011. № 33 E. Pp.124-149.
Musselin C. Are Universities Specific Organizations? // Towards a Multiversity? Universities between Global Trends and National Traditions / Ed. by G. Krücken, A. Kosmützky, M. Torka. Bielefeld: Transcript Verlag, 2006. Pp. 63-84.
Morgan G. Images of Organization. London: Sage Publications, 1986.
Ouchi W. (1980) Markets, Bureaucracies and Clans // Administrative Science Quarterly. 1986. Vol. 25, № 1. Pp.129-141.
Stinchcombe A.L. Social Structure and Organizations // Handbook of Organizations; ed. by J. G. March. Chicago, 1965.
Thompson J. D. Organization in Action. New-York: McGrow-Hill, 1967.