Коммуникация в замкнутом информационном пространстве
История и современность коммуникации включает в себя большое количество различных коммуникативных практик, которые можно воспринимать как замкнутые коммуникативные системы, включающие совокупность действий, используемых в определённой сфере и применяемых с определёнными целевыми установками. Все их можно подразделить на успешные или высокоэффективные и неуспешные. Успешными можно считать такие коммуникативные практики, которые используются длительное время в различных государствах, социальных средах, идеологических контекстах, группах населения, включают в себя широкий спектр различных коммуникативных действий и демонстрируют верифицируемую эффективность, которая проявляется через обязательное достижение чётко вербализованных задач. К числу таких практик, несомненно, относится коммуникация внутри масонства. Эта коммуникативная практика существует как минимум триста лет и, если судить по архивным материалам, по существу практически не меняется, остаётся такой же регламентированной и обязательной как века тому назад и продолжает привлекать и удерживать новых адептов. В статье эта коммуникативная практика проанализирована применительно к современному масонству. Результатом анализа является описание структуры практики и выявление совокупности используемых в ней коммуникативных действий. То и другое полезно не только как элемент истории коммуникации, но и как инструментарий, потенциальное использование которого, по мнению авторов, широко и разнообразно. Замкнутое пространство деформирует коммуникацию и способно порождать позитивные и негативные коммуникативные эффекты. Их проявления связаны с ритуализацией передачи информации и возникновением центростремительных сил, обеспечивающих концентрацию внимания коллектива на определённых темах.
Информация для цитирования: Шунейко А. А., Чибисова О. В. Коммуникация в замкнутом информационном пространстве // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, N 2. С. 3-19. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-1
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Андриенко, А. С. Манипуляция сознанием в современных тоталитарных сектах. 2007 г. URL: http://www.tds.net.ru/index (дата обращения: 24.08.2019).
Высоцкая, А. Л. Исследование процесса коммуникации в мифологическом сознании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Иваново, 2010.
Радина, Н. К. Социально-психологический феномен «закрытости» М. Ю. Кондратьева: от «закрытой группы» – к «закрытому обществу» // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7,
№ 1. С. 45-58.
Шунейко А. А., Чибисова О. В. Неэгоцентричность как характеристика масонских текстов // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т. 5, № 1. С. 73-84.
Bale J. M. (2007). Political paranoia v. political realism: on distinguishing between bogus conspiracy theories and genuine conspiratorial politics // Patterns of Prejudice. 2007. V. 41, № 1. P. 45-60.
Bond M., Danezis G. (2007). “The Dining Freemasons (Security Protocols for Secret Societies)” // Security Protocols; Christianson B.,
Crispo B., Malcolm J.A., Roe M. (eds.). Berlin: Springer, 2007.
Bradley R. T. Communication of collective identity in secret social groups: Hypothesis of a holographic signature of member affiliation // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2011. V. 3, № 3. P. 198-224.
Carr H. An Examination of the Early Masonic Catechisms. Leicester: Bros. Johnson, Wykes & Paine, 1946. 68 p.
Clawson M. A. Constructing Brotherhood: Class, Gender, and Fraternalism. Princeton: Princeton University Press, 2014. 282 p.
Duncan M. Duncan’s Masonic Ritual and Monitor. New York: Dick & Fitzgerald, 2018. 422 р.
Ellis S. and Ter Haar G. Worlds of Power: Religious Thought and Political Practice in Africa. London: Hurst & Company, 2004. 263 р.
Ganascia J. G. The generalized sousveillance society // Social Science Information. 2010. V. 49,
№ 3. P. 1-19.
Gunn J. The Two Rhetorics of Freemasonry, or, on the Function & Necessity of Masonic Secrecy // Heredom. 2007. V. 15. P. 1-34.
Hutchinson W. The Spirit of masonry in moral and elucidatory lectures. London: J. Wilkie and
W. Goldsmith, 1775. 254 p.
Jones R. A Practical Handbook to Masonic Communication. Lulu.com, 2013. 322 р.
Kaplan D. The Architecture of Collective Intimacy: Masonic Friendships as a Model for Collective Attachments // American Anthropologist. 2014.
V. 116, № 1. P. 81-93.
Mahmud L. The profane ethnographer: Fieldwork with a secretive organisation // Organizational Anthropology; C. Garsten, A. Nyqvist (eds). New York: Pluto press, 2013. 207 p.
Oliver G. The Antiquities of Free-masonry: Comprising Illustration of the Five Grand Periods of Masonry. London: G. & W.B. Whittaker, 1823.
399 р.
Parker M. Secret Societies: Intimations of Organization // Organization Studies. 2016. V. 37, № 1. P. 99-113.
Prichard S. Masonry Dissected. London, 1730. URL: http://www.phoenixmasonry.org/masonry_dissected.htm (дата обращения: 25.06.2019).
Stohl C., Stohl M. Secret Agencies: The Communicative Constitution of a Clandestine Organization. 2011. URL: http://oss.sagepub.com/content/early/2011/07/21/0170840611410839 (дата обращения: 25.06.2019).
Robison J. J. Proofs of a Conspiracy against All the Religions and Governments of Europe, Carried On in the Secret Meetings of Free Masons, Illuminati, and Reading Societies, Collected from Good Authorities. Philadelphia, 1798. 391 p.
Shuneyko A. A., Chibisova O. V. Closed topics in linguocultures: identity in the form of diversity // Science Journal of VolSU. Linguistics. 2016.
V. 15, № 4. P. 197-206.
Tabbert M. A. American Freemasons: Three Centuries of Building Communities. New York: New York University Press, 2006. 262 р.
Webster N. H. Secret Societies and Subversive Movements. 2008. URL: http://iamthewitness.com/books/Nesta.H.Webster/Secret.Societies.and.Subversive.Movements.htm (дата обращения: 25.06.2019).