Успешность трудовых траекторий выпускников инженерных специальностей (на примере выпускников высших учебных заведений Поволжья)
Актуальность темы состоит в том, что стремительное развитие современных государств, перешедших к постиндустриальному информационному обществу, оказывает существенное влияние на рынок труда и профессиональные траектории молодых специалистов. Проблема заключается в том, что для стремительного прорыва, о котором много говорится в последнее время, необходима эффективная подготовка инженерных кадров новой формации, с другой, − существует рассогласованность между действиями государства, института инженерного образования и основных акторов в ходе подготовки и адаптации молодых специалистов на рынке труда. Целью статьи является выявление факторов, влияющих на успешность трудовых траекторий выпускников инженерных специальностей. Для достижения цели мы провели теоретический и эмпирический анализ текущего состояния института инженерного образования, условий, оказывающих влияние на его развитие; изучили динамику показателей эффективного образования; исследовали отношение ключевых игроков на рынке труда к подготовке инженеров. В статье определены основные группы факторов эффективной подготовки инженеров в условиях модернизации экономики, проблемы, приводящие к недостаточно качественной подготовке молодых специалистов, и пути их преодоления. Выводы: институт инженерного образования в России обладает существенным потенциалом для успешного функционирования в условиях модернизации экономики и преодоления структурно-профессиональных диспропорций. Наибольшее значение среди факторов эффективной подготовки инженеров имеют: создание благоприятных институциональных условий, объединение ресурсов института образования и рынка труда через создание базовых кафедр на предприятиях и в вузах. Для определения субъективной готовности основных акторов проведен анкетный опрос молодых инженеров, работающих на предприятиях Ульяновской и Самарской областей.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Educating the Engineer of 2020: Adapting Engineering Education to the New Century. Committee on the Engineer of 2020, Phase II, Committee on Engineering Education, National Academy of Engineering, 2005.
Graham R. Achieving excellence in engineering education: the ingredients of successful change. URL: https://www.raeng.org.uk/publications/reports/achieving-excellence-in-engineering-education research (дата обращения: 1.10.2018)
Kamp A. Engineering Education in the Rapidly Changing World: rethinking the Vision for Higher Engineering Education. URL: (дата обращения: 1.10.2018)
Social Skills: A Key Factor for Engineering Students to Develop Interpersonal Skills / D. C. Lopes, M. C. Gerolamo, Z. A. Del Prette, M. Andreotti Musetti, A. Del Prette // International Journal of Engineering Education. 2015. Vol. 31, № 1(B). Pp. 405-413.
Гарькин И. Н., Медведева Л. М., Агафонкина Н. В. Профессиональные траектории выпускников строительных вузов // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2018. №1 (14). С. 8-13.
Латова Н. В., Латов Ю. В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // TerraEconomicus. 2014. Т. 12, № 3. С. 131-151.
Родионова Г. Г., Турко Т. И., Дуквиц С. В. Востребованность квалифицированных кадров – выпускников российских вузов в научно-технологическом комплексе ведущих зарубежных стран // Инноватика и экспертиза: научные труды. М.: Издательство Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы. 2016. №3 (18). С. 195-207
Савинова А. В. Факторы эффективной подготовки инженеров в системе высшего технического образования России // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 103. С. 65-72.
Темнова Л. В., Лизунова О. А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 89-97.
Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 53-74.
Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.