Трансформация ценностей в современном мире
Вопрос ценностей является одним из ключевых в практике, теории и исследованиях социальной жизни (Thome : 2015; Values Theory And Research). Ценности представляются стержневым моментом, «эпицентром» субъективного смысла, руководящего социальными действиями человека; они же, в своих устойчивых сочетаниях и соотношениях, формируют основания общественных институтов, культур и субкультур. Совпадение или несовпадение ценностных паттернов мышления и поведения представляется особо важным фактором развития отношений между человеческими сообществами по путям солидарности, взаимной толерантности или конфликта.
В мире Современности (называемой ещё «поздним», или «рефлексивным», Модерном) происходят многочисленные, ускоряющие свой темп изменения. Наиболее масштабной и всеобъемлющей трансформацией выступает глобализация. Столкновение культурных универсумов в условиях нарастающей всеохватности массовых коммуникаций и массового высвобождения людей из закрытых «форматов» традиционных отношений привело к невиданной в истории миксации ценностей, сформированных различными и многообразными культурными контекстами. Культурный шок, вызываемый этим процессом, порождает в сообществах многообразие реакций: от агрессивного фундаментализма и ксенофобии до ответственных стратегий взаимной терпимости и межкультурного обмена, от бегства в замкнутые субкультурные миры до захватывающих проектов синтеза культурных традиций и стилей.
На волне этого глубокого и долговременного процесса изменений закономерно не только повышенное внимание мировой и национальных социологий к вопросу ценностей, но и известная переориентация социально-политической мысли на аксиологическую повестку дня (Halman, Lomazzi : 2018). «Качественный» тренд развития социологической методологии, обогащающий её и смежные области социальных исследований антропологическими подходами и методиками; интенсивное развитие направления «культурсоциологии» (Alexander : 2003); актуализация веберовской идеи о влиянии культурных смыслов и ценностей на экономическое поведение и развитие (Inglehart : 1990) – всё это представляется яркими и показательными симптомами того, что изучение общества в XXI веке всё больше обретает характер изучения ценностей.
Представляемый номер сетевого научного журнала «Научный Результат. Социология и управление» включил статьи, посвящённые различным аспектам ценностей и их изменений в современных социальных контекстах. Содержание номера может быть представлено в двух тематических разделах. Первый раздел объединяет статьи, объединяемые социально-религиозной тематикой. Второму разделу соответствуют статьи, авторы которых исследуют ценностные аспекты различных институциональных сфер жизни современных обществ.
Статьи первого раздела представлены авторами из балканских стран: Сербии (В. Ментус), Хорватии (Ж. Павич и Ю. Юрай) и Северной Македонии (Н. Горшовски; Р. Цацановска, Дж. Джорджевски и И. Блазевски). Указанный пул материалов подготовлен авторами на основе их выступлений в рамках пленарных сессий X Юбилейной международной конференции «Социология религии в обществе позднего модерна: религия и ценности», прошедшей под председательством всемирно известного учёного Роберто Чиприани (Италия) 15-17 апреля 2021 г. в дистанционном формате на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (Россия) при информационной поддержке журнала «Научный Результат. Социология и управление».
Статья Владимира Ментуса (Сербия, Белград) «Traditional value orientation and religiosity – a multilevel analysis across Europe» посвящена анализу взаимосвязи религиозности с традиционными ценностными ориентациями населения европейских стран. Применяемый автором многоуровневый анализ данных исследования European Social Surveydata за период 2018 г. с охватом 49519 респондентов из 29 стран позволяет придти к достаточно обоснованным выводам об умеренной связи между религиозностью и традиционными ценностями на индивидуальном уровне и о незначительном влиянии религиозности на социетальном уровне (уровне страны) на отдельные традиционные ценности.
Статья хорватских учёных Желько Павича и Юрая Юрлина (Хорватия, Осиек) «Societalisation and Religiosity indicators in Europe: a multilevel analysis» развивает методологическую тематику изучения ценностей в связи с религиозностью населения в аспекте «макросоциализации» на материале европейских стран с применением многоуровневого анализа. Авторы выдвигают четыре гипотезы, касающиеся различных аспектов связи религиозности и социетализации (Брайан Уилсон). Одним из наиболее значимых выводов исследования представляется тезис о том, что «существует значительная отрицательная связь почти всех показателей социетализации и показателей индивидуального и общественного благосостояния с показателями религиозности». Социетализация, как значимая составляющая процесса модернизации, представляется «обратно пропорциональной» религиозности. Также результаты исследования не подтверждают тезис о религиозной индивидуализации.
В статье исследователя из Северной Македонии Николы Горшовски (Северная Македония, Охрид) «Religious Theodemocracy: Sharia democracy as a unique Islamic model» представлен теоретический анализ на стыке социологической и политической проблематики, посвящённый освоению модели «теодемократии», выработанной в рамках мормонизма, традиционными исламскими сообществами. Автор приходит к выводу, что религиозная теодемократия в исламских регионах превращается в шариатскую демократию, и что она представляет собой «новую систему политической инженерии, которая включает взаимосвязь некоторых демократических моментов и рамок шариата».
Раздел завершает статья авторского коллектива из Северной Македонии Ружицы Цацановска, Джоко Джорджевски и Ивана Блазевски (Северная Македония, Скопье) «The position of religious communities during the coronavirus pandemic and the reflection on the public opinion in Macedonia». Сверхактуальная тематика мировой пандемии коронавируса становится «пробным камнем» для самоопределения социальной позиции практически всех религиозных сообществ. Исследование общественного мнения населения Македонии на предмет отношения к религиозным сообществам, нарушающим введённые ограничения на посещение религиозных служб, основывалось на сопоставлении официальной позиции македонских религиозных общин и реакции широкой общественности через социальную сеть Twitter. Установлено, что уровень общественной нетерпимости по отношению к духовенству и верующим, посещающим службы, был одинаков в оба рассматриваемых периода (начало пандемии и конец 2020-го календарного года), при том что интерес общественности к религиозным практикам в конце года был значительно ниже, чем в начале пандемии. Помимо этого, еще раз подтвердилось влияние тематических объявлений, сделанных СМИ, на динамику обмена сообщениями в Твиттере.
Статьи второго раздела представлены авторами из России и Китая (К. Э. Агаджанова и Н. С. Зимова; Е. И. Васильева и Т. Е. Зерчанинова; Т. А. Гужавина и Н. Н. Ясников; П. П. Дерюгин, Е. В. Кремнёв, О. В. Ярмак, Ш. И и В. Чжэн; А. В. Кисиленко; М. И. Солосина; М. П. Сухарькова; Р. Б. Шайхисламов, Г. Р. Асадуллина и Э. В. Садретдинова). Данный пул статей примечателен широким охватом предметных аспектов и разнообразием методологических и методических подходов к анализу ценностной проблематики современных социальных изменений.
Раздел открывается статьей Карины Агаджановой и Натальи Зимовой (Россия, Москва) «Ценности и тенденции модного поведения, транслируемые социальными медиа». Статья написана по результатам авторского качественного исследования большого количества социальных медиа с использованием автоматической системы мониторинга СМИ и Social Media Медиалогия. Проведённый контент-анализ позволил авторам выделить несколько ключевых ценностных кластеров, формирующих современные модные тренды публичного поведения и потребления: «здоровый образ жизни», «показное потребление», «отказ от излишеств», «экологически осознанное поведение», бодипозитив. Ими фиксируется противоречивая тенденция: повышение доли потребления в пространстве моды – и переход от моды на потребление к моде на экологически рациональное и аскетическое потребление.
Статья Елены Васильевой и Татьяны Зерчаниновой (Россия, Москва) «Гражданское участие российских школьников» посвящена политическому аспекту ценностной социализации молодого поколения жителей России. Авторы, совмещая количественный и качественный методы анализа, сопоставляют показатели гражданской активности обучающихся российских общеобразовательных школ с аналогичными показателями российской молодёжи в целом. В исследовании выявляется и прогнозируется роль школьных образовательных практик, таких как инициативное бюджетирование, имитационные игры, школьное самоуправление, в становлении паттернов гражданского поведения и культуры молодых людей.
Статья Татьяны Гужавиной и Николая Ясникова (Россия, Вологда) «Values and Social Capital of the Regional Community in Russia», продолжающая данный раздел, анализирует ценностную составляющую социального капитала региональных сообществ. Методология исследования основана на соединении подходов Макса Вебера и Пьера Бурдье. Ценности рассматриваются авторами как «базовое основание» социального капитала, формирующегося в сетях человеческих отношений. Анализ базируется на разработанной авторами методике интегрального индекса накопленного субъектами социального капитала. Исследование, в частности, показало снижение интегрального индекса социального капитала региональных сообществ вследствие пандемии, приведшей к ограничениям социальных связей.
Следующая статья раздела принадлежит международному коллективу авторов под руководством Павла Дерюгина (Россия, Санкт-Петебург), включающему Евгения Кремнева (Россия, Иркутск), Ольгу Ярмак (Россия, Севастополь), коллег из Китая Ши И и Вэнсинь Чжэна (Россия, Санкт-Петебург). Она посвящена вопросам конструирования сетевых моделей деловых ценностей в структуре человеческого капитала студентов китайских университетов. Авторы статьи проводят глубокий компаративный анализ сетевых связей деловых ценностей китайских студентов и китайской молодежи, не обучающейся в университетах. Они выделяют у студентов и молодежи ряд контрастных ценностей: качество властности, как формы организационных отношений; лидерство, целеустремленность и рациональность; сила сетевой связанности. На примере Пекинского университета делается вывод об университетской среде как о важном социальном факторе формирования деловых ценностей студентов Китайской Народной Республики.
Статья Анастасии Кисиленко (Россия, Белгород) «Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи» эксплицирует результаты авторских комплексных исследований волонтёрских практик и массовых опросов российских полстеров на данную тему с позиции аксиологического подхода. Автор выявляет ценностные ориентиры, которые демонстрирует молодое поколение жителей России в отношении волонтёрских практик как добровольного, бескорыстного труда на общественное благо. Статья интересна своим ярко выраженным гуманистическим трендом и удачным, на наш взгляд, соединением качественных и количественных методов социологического изучения феномена волонтёрства.
В статье Марины Солосиной (Россия, Воронеж) представлены результаты социологического изучения поколенческих особенностей участия в социально-политических процессах. Актуальность этой темы базируется на сочетании стратегий вовлечения граждан в общественные процессы и стратегий выстраивания межпоколенческих коммуникаций. На основе проведённого автором количественно-качественного исследования делаются выводы о тенденциях и специфике формирования стратегий участия представителей различных поколений населения современной России в социально-политических процессах.
Следующая статья, автором которой выступает Марина Сухарькова (Россия, Москва), делится с читателями обзором современных исследований олимпийских волонтеров. Предметом обзора выступают новейшие российские и международные исследования волонтеров, принимающих участие в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр. Обращает на себя внимание достаточно обширная, с учётом специфики темы, библиографическая база статьи из 47 источников на английском, китайском и русском языках. Автор, в числе прочих, приходит к выводу о том, что «спортивное волонтерство в рамках мега-событий … распространяет моральные и социальные ценности, мультикультурализм и солидарность».
Раздел завершает статья «Молодежные протестные настроения глазами российской молодежи», выполненная коллективом российских авторов под руководством Рафаэля Шайхисламова (Россия, Уфа) в составе Гузелии Асадуллиной (Россия, Уфа) и Эвеллины Садретдиновой (Россия, Уфа). Авторы анализируют оценочные суждения молодых жителей России о протестных акциях, прошедших в их стране и в мире за последние два года. В статье подчёркивается, что в отношении протестных событий у молодых людей преобладают позитивные оценки. Авторы связывают это с ограниченной степенью соучастия молодежи в общих делах и обосновывают необходимость трансформации национальных целей развития страны до 2030 года из «целей для молодежи» в «цели самой молодежи».
Cacanoska, R. and Blagojevic, M. (2021), “Transformation of values in the modern world”, Research Result. Sociology and management, 7 (3), 4-8, DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-1.
While nobody left any comments to this publication.
You can be first.
Alexander, J. C. (ed.) (2003), The Meanings of Social Life: A Cultural. Sociology, Oxford University Press, Oxford and New York, USA.
Halman, L. and Lomazzi, V. (2018), “European Values Study: a unique cross-national comparative and longitudinal survey research project on basic human values in Europe”, Journal of the Belarusian State University. Sociology, (3), 24-34.
Inglehart, R. (1990), Culture Shift in Advanced Industrial Society, Princeton University Press, Princeton, NJ, USA.
Thome, H. (2015), “Values, Sociology of”, in International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2nd ed., 25, 47-53.
“Values Theory And Research”, available at: https://www.encyclopedia.com/social-sciences/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/values-theory-and-research (Accessed 20 September 2021).