16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2014-1-2-66-70

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КРАУДСОРСИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Aннотация

Проблема формирования и развития технологий краудсорсинга имеет ключевое значение для эффективного функционирования государственной региональной политики. Решение данной проблемы в последние годы, как на федеральном, так и на региональном уровне осуществлялось без необходимого концептуально-теоретического обоснования, что стало одной из причин недостаточной эффективности внедрения краудсорсинговых технологий в региональном управлении. В настоящее время целесообразна разработка концепции краудсорсингового потенциала, учитывающей: теоретико-методологические разработки в области социологии управления; уровень современных исследований региональной политики, а также специфику отрасли.

Низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами, являющийся логическим следствием сформировавшейся культурной среды, не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе, на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации идей краудсорсинга, которые не могут быть успешно осуществлены в разобщённой среде, где каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами.

Проблема гражданского диалога между обществом и государством стала одной из наиболее актуальных проблем современного развития России. Это обусловлено несколькими обстоятельствами, определяющими специфику российского социума как нестабильной, нелинейной системы, не прошедшей в своей эволюции точку бифуркации. Во-первых, модернизация социума, без которой невозможно его обеспечение конкурентоспособности, неосуществима средствами одного лишь административного управления. Она требует актуализации инновационного потенциала работников на всех уровнях, их участия в модернизационных программах не только на стадии их осуществления, но и разработки. Во-вторых, поскольку гражданский диалог является нормой в странах, ассоциируемых с западной цивилизацией, к которой все более тяготеет постсоветская Россия, ее руководству, вне зависимости от своего желания, приходится вести его, или, по крайней мере, имитировать в политической повседневности.

Однако практика показывает, что налаживание гражданского диалога сталкивается с рядом трудностей. В большинстве случаев он превращается традиционный монолог власти, который находит отклик лишь среди специально подготовленных для его восприятия репрезентантов, не представляющих большинство населения. Очевидно, что в настоящее время действует комплекс барьеров на пути подобного диалога, которые должны быть идентифицированы, исследованы, а при необходимости – устранены.

Технологии краудсорсинга выполняют несколько важных функций:

- во-первых, служат одним важных каналов участия граждан в управлении обществом и защиты индивидуальных и групповых интересов;

- во-вторых, позволяют осуществить коррекцию управленческих решений, минимизирует возникающие при этом риски;

- в-третьих, служат факторами формирования гражданской и политической культуры, гражданского и политического воспитания населения.

В силу указанных обстоятельств проблема внедрения краудсорсинга представляется не столько технологической, сколько политической и социокультурной. Создание благоприятных условий для его реализации требует утверждении практике межличностного взаимодействия принципов социетальности, существенно меняющих качество регионального сообщества [1].

Структурная модель краудсорсингового потенциала включает в себя определение объекта, субъекта, заказчика, предмета и результата. Данная модель требует отдельного теоретического исследования и возможно верификации, так как не все элементы имеют однозначное толкование.

Субъект краудсорсинга – лицо или группа лиц, осуществляются краудсорсинговый проект. В качестве субъектов краудсорсинга могут выступать как собственно граждане, так и их ассоциации и объединения (например, некоммерческие организации), а также квалифицированные профессионалы в области государственного и муниципального управления, наделенные специальными полномочиями осуществлять процедуры от имени граждан.

Объект краудсорсинга в региональном управлении – это различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Возможными объектами краудсорсинговых технологий являются: экономические, экологические, социальные, законодательные, психологические и другие аспекты деятельности власти; оказание государственно-властных (муниципальных) услуг.

Функциональная модель, на наш взгляд могла бы включать в себя следующие функции:

- оценочно-диагностическую (исследование и оценка определенного социального процесса, явления или объекта, а также выявление общественного мнения);

- социально-контрольную (сопоставление выявленной информации о процессе, явлении или объекте с публично установленными социальными приоритетами, нормами, требованиями, индикативными показателями и пр.);

- консультативно-согласительную (выражение консолидированных интересов разных групп населения и трансляция этих интересов – через механизм консультаций и обмена мнениями – в органы власти и управления);

- прогностическую (характеристика процесса, явления или объекта в их развитии, в перспективе – краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной);

- проектно-управленческую (разработка рекомендаций для принятия конкретных управленческих решений и реализации различных социальных проектов и программ).

Можно выделить следующие пять аспектов деятельности общественности, в фокусе внимания которой находятся властные решения и их последствия для населения:

  • просветительский,
  • аналитический,
  • прогнозный,
  • согласующий,
  • корректирующий [2].

Таким образом, краудсорсинг в региональном управлении выполняет ряд социально-значимых функций.

  1. Информационная. Соответствующие процедуры позволяют собрать ценную информацию о положении в обществе различных социальных групп, функционировании государственных и муниципальных учреждений. Эта информация является ценной не только в прагматическом плане (нацеливая на решение конкретных проблем), но и в социокультурном, фиксируя черты определенного менталитета в определенный период времени.
  2. Контрольная. Своевременно выявленная информация позволяет предотвратить злоупотребления, исправить положение в той или иной сфере и тем самым улучшить работу органов власти и подведомственных структур.
  3. Исследовательская. Данные реализации краудсорсинговых проектов, зафиксированные на определенном носителе информации, представляют собой ценный исследовательский материал. Научный взгляд на результаты предполагает абстрагирование от конкретного случая, поиск в нем проявлений типичных тенденций и, в конечном счете, выстраивание технологии предотвращения нежелательных ситуаций данного класса.
  4. Обучающая. Отработка процедур краудсорсинга повышает уровень профессионализма во взаимодействии между общественностью и властью. Инициаторы краудсорсинговых проектов получают навык обоснованно формулировать проблемы, оперировать социальными показателями, прогнозировать ожидаемые результаты деятельности.
  5. Коммуникативная. Деятельность в формате краудсорсинговых проектов способствует налаживанию диалога между гражданскими активистами и служащими власти. Увеличение частоты взаимодействия при условии высокого уровня культуры общения повышает доверие сторон друг к другу.
  6. Функция легитимации. Позиция относительно того, что краудсорсинг по определению имеет оппозиционный характер по отношению к власти, как минимум, несостоятельна. Смысл краудсорсинговых технологий состоит в том, чтобы не просто вскрывать проблемы, но, скорее, подсказывать способы их решения. Если при оценке деятельности власти используются данные краудсорсинговых проектов, это повышает достоверность результатов оценки, которые можно успешно презентовать во внешней среде.
  7. Инновационная. Поскольку в современной России механизмы краудсорсинга используются фрагментарно, возникает потребность в технологизации данного процесса. Выстраивание и отработка новой технологии не только вносит вклад в социальные науки, но и повышает интерес к территории, где оценочные процедуры успешно используются. Следовательно, даже если не речь не идет о коммерциализируемом новшестве, можно говорить о возможности конструирования лучшей практики – элемента социально-экономического бренда территории [3].

Факторная модель социального процесса включает следующие переменные:

1) источники – переменные, «которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание». Источники социального процесса подразделяются на внутренние и внешние. «Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находящейся в данном процессе, внешние источники – во взаимодействии социальной системы с другими системами»;

2) условия – переменные, которые «сами по себе не вызывают социальный процесс, но без которых он не может существовать»;

3) факторы – переменные, которые «влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.».

Источниками организации краудсорсинга в условиях регионального управления является присущее большинству граждан желание защитить собственные интересы, реализовать свои потребности в получении качественных государственных и муниципальных услуг, осознании ответственности власти, реализации своих прав.

Условиями, необходимыми для проведения эффективных краудсорсинговых проектов в условиях регионального управления выступают:

- нормативно-правовое обеспечение проведения подобных проектов;

- опыт (позитивный или негативный) проведения краудсорсинговых проектов в регионе;

- наличие объекта краудсорсинга, то есть выявленных социально-экономических проблем, затрагивающих широкие слои населения.

- наличие гражданского актора, заинтересованного в проведении краудсорсинга. Предпочтительнее «профильная» услуге общественная некоммерческая организация, в крайнем случае, гражданская инициативная группа с высоким мотивационным и ресурсным потенциалом. Наличие успешно работающих региональных общественных организаций является важным компонентом данного условия;

- наличие у гражданского актора потенциала, адекватного задачам краудсорсинга;

- информационная доступность относительно решений, принимаемыми органами регионального управления, оказываемых услуг;

- лояльность со стороны органов МСУ организации экспертизы, готовность власти к сотрудничеству с общественными организациями по проведению общественной экспертизы – условие скорее не обязательное, но желательное [4].

В ряде российских регионов, в том числе и в Белгородской области, реализуются проекты внедрения краудсорсинговых технологий, направленных на решение комплекса задач: привлечение инвестиций в региональную экономику; разработка социально-экономических стратегий развития региона; поддержка и развитие малого бизнеса в регионе; создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Однако технологии краудсорсинга внедряются без предварительного теоретического и эмпирического анализа условий, оценки возникающих при этом рисков. В настоящее время нет теоретически обоснованной технологической модели краудсорсинга применительно к региональной ситуации, несмотря на ее востребованность. Отсутствие теоретического обоснования не позволяет адекватно оценить результаты внедрения технологий, определить возникающие в данной связи проблемы и оценить социальные риски.

Таким образом, анализ дает основание для следующих выводов:

во-первых, проблема формирования и развития технологий краудсорсинга имеет ключевое значение для эффективного функционирования государственной региональной политики;

во-вторых, решение данной проблемы в последние годы, как на федеральном, так и на региональном уровне осуществлялось без необходимого концептуально-теоретического обоснования, что стало одной из причин недостаточной эффективности внедрения краудсорсинговых технологий в региональном управлении;

в-третьих, в настоящее время целесообразна разработка концепции краудсорсингового потенциала, учитывающей: теоретико-методологические разработки в области социологии управления; уровень современных исследований региональной политики, а также специфику отрасли.

 

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ №14-13-31006/14. Тема проекта «Технологии краудсорсинга в региональном управлении: возможности и риски». Руководитель: БабинцевВ.П.

 

Acknowledgements

The article was published with the financial support of RHF № 14-13-31006/14. The theme of the project is «Crowdsourcing technology in regional governance: opportunities and risks». Head: Babintsev V.P.

Список литературы

  1. Бабинцев В.П. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении // Власть. 2012.№5. С. 24-29.
  2. Сапрыка В.А. Интерактивная модель разработки и реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества // Региональная экономика. 2010. №47. С. 2-5.
  3. Гончаров Л.А., Быхтин О.В., Надуткина И.Э. Модели управления муниципалитетами в приграничном регионе // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2013. №2. С. 221-225.
  4. Бабинцев В.П. Субкультура бюрократии: приговор модернизации России? // Власть. 2013. № 1. С. 20-25.