Владимир Ильич Чупров (1938 – 2021): слово об учёном и человеке
Aннотация
Этот номер журнала «Научный Результат. Социология и управление» посвящается памяти Владимира Ильича Чупрова – учёного, посвятившего свою жизнь социологии молодёжи.
Владимир Ильич – не только один из видных представителей этой социологической отрасли знания, с чьим именем связаны многие современные подходы в исследовании этой особой социально-демографической группы. В 60-е годы 20 века он стоял у истоков возрождения самой социологической науки в стране, став ее активным двигателем и созидателем. Некоторые его разработки ушли, как говорится, в народ, и стали поистине хрестоматийными. Так, например, случилось с классификацией теоретических направлений в исследовании молодежи (психоаналитическое, социо-структурное, культурологическое) которые давно стали неким общим и само собой разумеющимся знанием.
Развивая академические традиции в социологии и социологии молодежи, он считал главной исследовательской задачей исследование функционирования глубинных социальных механизмов – тех, что приводят в движение и определяют социальные процессы и явления, наблюдаемые не только в молодежной среде, но и в обществе в целом.
О Владимире Ильиче на сей день написано и сказано значительно меньше, чем он заслуживает как учёный и как личность. Одна из причин – его глубочайшая личная интеллигентность и скромность. Другая – его убеждённое и осмысленное нежелание тратить время на то, что не имеет прямого отношения к смыслу и назначению его жизни: научному творчеству. Он мало говорил и писал о себе сам и не поощрял к этому своих учеников и коллег. Тем не менее, теперь, через год после его ухода, наступает время углубленного, системного осмысления всего явно и латентно сделанного им для российской социологии – как исследователя, теоретика, методолога, наставника, организатора науки. И медленно, но всё более отчётливо вырисовывается масштаб и многогранность его личности во всех этих ипостасях.
Прежде всего, В. И. Чупров – учёный, социологическое видение которого выходит далеко за рамки только отраслевой социологии. Он рассматривал молодёжь фрактально, как микрообщество, на котором можно проследить любые социальные изменения. И его вклад в неё в виде известной теоретической концепции социального развития молодёжи, понимания ее как субъекта общественного воспроизводства, по сути, плод зрелого синтеза целой системы теоретических положений, методологических подходов, исследовательских методик и громадных массивов эмпирических знаний на стыке нескольких направлений общих и специальных социологических областей, с экскурсами в смежные науки, математику и философскую рефлексию. Этот научный и общекультурный бэкграунд позволял ему порождать (порой, как казалось, играючи) новое знание о, казалось бы, давно знакомых и изученных вещах, комбинируя и интегрируя концептуальные представления и высвечивая изменяющуюся социальную реальность с совершенно новой, неожиданной стороны.
Методология В. И. Чупрова по примеру фундаментальных наук ориентирована номотетически – за пределы лежащих на поверхности социальных фактов к тому, что связывает и определяет, направляет их в скрытой от глаза наблюдателя глубине сверхсложной социальной реальности. Он учит видеть не просто тренды, а социокультурные механизмы, задающие их направленность, интенсивность и характер. «Важно не то, какого цвета шнурки, – говорил Владимир Ильич, подразумевая различные особенности субкультурных молодёжных течений, – а то, что за ними стоит». Да, важно изучать динамику отношения к труду, образованию, семье, стране, но еще важнее понять, на каких культурных основаниях оно зиждется, чем обусловлено, как формируется и какое место занимает в механизме саморегуляции. И только «нащупав» это место, верифицировав его эмпирически, мы можем приблизиться к обоснованному прогнозированию поведенческих установок разных групп молодёжи, отделяя главное от второстепенного.
Именно целостный подход к исследованию молодежи, который обосновывал и отстаивал В. И. Чупров, позволяет учитывать все многообразие связей и отношений молодежи с обществом, настраивая на выявление закономерного и случайного в социальных изменениях.
Владимир Ильич был убеждён, что в основе всего лежит культура и смыслы, которыми наполняется наша жизнь. То, как мы трудимся и учимся, любим и ненавидим, дружим и конфликтуем, доверяем и не доверяем, какие стратегии выбираем или отвергаем – всё это проекции культуры.
В последнее десятилетие он был погружен в анализ механизмов конструирования социальной реальности, формирования культурного пространства молодежи. Вместе со своими коллегами обосновывал социокультурные механизмы саморегуляции жизнедеятельности. Выявленное в образах реальности противоречие между традиционным и современным, парадоксальное сочетание смыслов, наследующих традиционные культурные ценности и ценности современные, идущие от глобальной культуры, многое объясняет в жизненных метаниях нашего «расколотого общества». Эта всеобъемлющая, по выражению Т. С. Куна, «головоломка», определяет мейнстрим дальнейших исследований, заложенных учёным, в русле которых всех неравнодушных и пытливых исследователей ждет непочатый край работ и перспективных открытий.
Этот номер журнала посвящен памяти и научной теме Великого Ученого.
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.