Смысловые девиации российской молодежи в сфере труда
Aннотация
Актуальность проблемы изучения смысловых девиаций российской молодежи в сфере труда обусловлена: изменением характера интеграции молодежи в сферу труда, с одной стороны и особенностями саморегуляции девиантного поведения данной социально-демографической группы в сферу трудовых отношений, с другой. Выбор молодыми людьми в пользу смысловых девиаций рассматривается как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодежи в сфере труда. Данные процессы отражаются в росте социальной субъектности молодежи через активное достраивание и перестраивание ее социальной реальности. На основании эмпирических данных, полученных в ходе проведенного исследования Центром социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН, анализируются взаимосвязи между ценностными составляющими образа труда, качествами, присущими в сфере труда и отклоняющимися смыслами в культурном пространстве молодежи, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиантного поведения молодежи в данной сфере. Целью проведенного анализа выступает обоснование механизма саморегуляции девиантного поведения российской молодежи в сфере труда. Изучение роли отклоняющихся смыслов в данном механизме, позволяет выделить формы саморегуляции девиаций в молодежной среде в условиях трансформации современного российского общества.
Введение (Introduction). Образ труда в молодежной среде наделяется признаками, связанными с влиянием доминирующей культуры и новой культурной повестки. Смысловые образцы доминирующей культуры воспроизводятся благодаря действию элементов социокультурного механизма, а именно архетипов, ментальности, габитусов и стереотипов. Данные характеристики закрепляются в коллективной памяти молодых людей в процессе социализации, когда они активно рефлексируют по поводу своего отношения к труду в процессе освоения трудовых навыков и компетенций (Зубок, Чупров, Романович, 2014: 102). В рамках молодежных субкультурных пространств складываются свои смысловые образцы отношения к труду, которые отражают современные молодежные культурные тренды. С позиции нормативного подхода смысловые образцы, представленные в молодежных культурах, могут по своему содержанию могут отличаться от исходных смыслов, которые представлены в доминирующей культуре, следовательно, они выступают смысловыми девиациями по отношению к исходным смыслам базовой культуры (Сорокин, 2021: 92). В данном процессе важную роль играет готовность молодого человека разделять смыслы и значения объектов реальности. При этом понимание смысла и значения объектов реальности раскрывается через повседневное взаимодействие молодых людей (Зубок, Чупров, Сорокин, 2021: 39). Так в определенной среде формируются смыслы, которые отражают общие представления о сущности объектов реальности и понимание функций данных объектов, которые они выполняют в жизнедеятельности.
Влияние сферы труда на смысловое пространство молодых людей в первую очередь обусловлено определенными социокультурными контекстами, в которых обретается трудовой опыт (Шендрик, 2017: 78). Благодаря усвоенным жизненным практикам в сфере труда складываются групповые особенности осмысления объектов социальной реальности, в том числе включающие в себя отклоняющиеся смыслы.
Труд остается одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. По данным статистики, в 2020 г. примерно каждый третий трудящийся был молодой человек в возрасте до 34 лет. В группе
15-19-летних, включенных в трудовые отношения, – 6,8 %, в группе 20-24-летних – 57,7%, в группе 25-29 лет – 88,5%, а в самой старшей группе 30-34 летних – 90,0%. Численность работающих молодых мужчин превышает аналогичные показатели среди девушек и женщин и составляет в группе 15-19 лет соответственно 7,7% против 5,9%; в группе 20-24 лет – 63,5% и 51,7%; в группе 25-29 лет – 95,7% и 84,3 % и в группе 30-34 летних – 95,7% и 84,3% (там же).
Взаимодействуя с другими участниками трудового процесса молодой человек познает объекты социальной реальности, наделяя их новыми значениями и смыслами. Выбор в пользу отклоняющихся смыслов в осмыслении объектов реальности связан с нарастанием процессов рационализации и инструментализации в сфере труда. В социологии рационализация отражает процессы осознания цели и наполнения образа объекта социальной реальности новыми смыслами, которые позволяют достигнуть данную цель наиболее оптимальными способами. Так, Ю. А. Зубок отмечает, что таким образом в молодежной среде происходит упорядочение социальных связей на основании изменившихся представлений молодых людей о разумно обоснованном и целесообразном (Зубок, 2015: 175). Из этого следует, что смысловые девиации позволяют в текущих условиях призваны рационализировать некоторые ожидания молодых людей в сфере труда. При этом инструментальное отношение к труду связано с пониманием ценности данной сферы преимущественно в утилитарном аспекте как способе заработка, вынужденной необходимости либо как нового способа пообщаться, развлечься, устроить свою личную жизнь, что не связано с терминальным смысловым содержанием труда, как самоценного, основанного на понимании полезности для общества выполняемой человеком трудовой функции (Чупров, Зубок, Романович, 2014: 104). Встраивание смысловых девиаций в процесс формирования отношения к труду свидетельствует о том, что многие возможности, открывающиеся для молодых людей в данной сфере не отвечают их текущим ожиданиям, связанным главным образом с творческим, а не безынициативным характером труда, представлениями о размере заработной платы, возможностями карьерного роста и т.д. Ожидания возможностей самореализации, которые связаны с выполнением трудовых функций в конечном итоге могут сталкиваться и с препятствиями, связанными с ограничениями реализации данных возможностей. В этом случае переосмысление смысла труда и наделение его новыми значениями в социальной реальности молодежи является закономерным итогом данных процессов.
Методология и методы (Methodology and methods). Смысловая девиация в социальной реальности молодежи отражает совокупность новых способов осмысления молодежью сущности и предназначения смысложизненных ценностей и норм, как объектов социальной реальности, результатом новых способов осмысления выступает укоренение в данной реальности отклоняющихся смыслов, которых не было раньше в культурном пространстве молодежи. В свою очередь проблематика осмысления культурного пространства молодежи через призму ее изменяющейся социальной реальности изучается в исследованиях, проводимых Центром социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН (руководитель Зубок Ю.А.) (Чупров, Зубок, Любутов, Сорокин, 2020, 2021). Данные смыслы отклоняются от первоначальных смыслов, связанных с сущностным предназначением ценностей и норм, задаваемых доминирующей культурой. В этой связи Вал. А. Луков обращает внимание на то, что запрос на инновационные алгоритмы деятельности в молодежной среде возрастает в эпоху социальных перемен и становления информационного общества (Луков, 2014: 66). Так, в интернет-сетях стремительно распространяются знания, которые мгновенно становятся достоянием молодежных сообществ. В форме тезаурусов, как ориентационных комплексов, данные знания, получив статус общезначимых, становятся частью жизненных миров молодых людей, а значит начинают оказывать влияние на восприятие социальных объектов.
Включенность в субкультурные пространства выступает одним из основных оснований укоренения в социальной реальности молодежи отклоняющихся смыслов. Ориентация на отклоняющиеся смыслы базовых ценностей объясняется стремлением молодежи обрести свою социокультурную субъектность. Нахождение в молодежной субкультуре открывает перед молодым человеком возможности, связанные с самореализацией его потребностей. В молодежных субкультурах молодежные потребности находят свое воплощение в форме неформальных социальных практик, которые инситуционализируются в моде, лидерстве, дружбе и т.д. В субкультурных пространствах молодежного движения транслируются смыслы норм и ценностей, которые отвечает интересам создателей данных движений. В самоорганизующихся субкультурных молодежных сообществах конструируются общие представления о способах достижения общественных целей, отличными от официально провозглашаемых в обществе приемов. По мнению В. А. Лукова, молодежные движения выражают внешнюю сторону обретения социокультурной субъектности молодежью.
В рамках изучения смысловых девиаций в конструировании социальной реальности в разных группах российской молодежи Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН было проведено исследование «Саморегуляция жизнедеятельности молодежи 2020». Опрошена молодежь в возрасте от 15 до 35 лет включительно, методом личного интервью (face-to-face) по месту жительства респондентов. Опрос проведен по репрезентативной для населения России выборке в 42 населенных пунктах 10 субъектах Российской Федерации, всего опрошено 1155 человек. Для обеспечения репрезентативности опроса была использована случайная маршрутная выборка для поиска домохозяйств (квартира, дом), в которых отбирался для последующего опроса конкретный респондент, согласно квотному заданию, частично был применен метод «снежный ком» для опроса требуемых респондентов. Для отбора респондентов были рассчитаны половозрастные квоты, репрезентирующие российскую молодежь с учетом региональных особенностей. Регионы: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Красноярский край, Воронежская область, Калининградская область, Саратовская область, Курская область, Вологодская область, Республика Крым.
Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). Выявление взаимосвязей, складывающихся между ценностными составляющими образ труда и отклоняющимися смыслами в культурном пространстве молодежи позволяет выявить смысловую направленность саморегуляции девиантного поведения молодежи в сфере труда. В Таблице 1 представлены терминальные и инструментальные проекции труда. Терминальные объединяют следующие значения труда: ощущение своей полезности, внутренняя потребность и творчество. Инструментальные ценности труда отражают следующие характеристики: возможность заработать, вынужденная необходимость и общение. В таблице нашли свое отражение только те значения отклоняющихся смыслов в форме суждений, с которыми выразили полное согласие респонденты.
Как видно из Таблицы 1 во взаимосвязи с отклоняющимися смыслами в культурном пространстве молодежи инструментальные значения труда превалируют над терминальными значениями. Особенно сильно данная связь прослеживается между инструментальной характеристикой труда - общением и отклоняющимися смыслами, характеризующими взаимодействия с другими людьми, в частности отсутствием сострадания к неудачнику (45,2%), допустимостью розыгрышей в форме пранка (45,2%), физического превосходства над оппонентом (51,6%), оправдания нарушения коммуникации в форме троллинга (38,7%) и желанием прославиться в сети в форме хайпа (58,1%). Вынужденная необходимость, как инструментальная составляющая смысла труда пересекается со смыслом о допустимости разных способов заработка денег (77,5%). При этом такие отклоняющиеся смыслы, когда мат воспринимается как норма общения, а закон надо уметь обходить и оправдывается буллинг, как способ коллективной травли жертвы сильнее всего связаны с терминальным смыслом труда – вынужденной необходимостью: 53,8%, 47,5% и 27,5% соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в сфере труда выбор в пользу девиантных образцов в молодежной среде обусловлен в большей степени инструментальным отношением к труду. Выстраиванию общения также способствуют розыгрыши, шутки над коллегами, когда, по сути, рабочий процесс превращается в зону развлечения, где есть возможность доказать свое превосходство над остальными и прославиться в сети. В этом случае работа превращается в игровое пространство, сценарий игры конструирует сам молодой человек. С точки зрения молодых людей, которые выбирают подобное отношение к работе, люди, которые не смогли добиться успеха в жизни – неудачники, к которые не нуждаются в сострадании, поскольку они не смогли своевременно оценить преимущества современного рабочего пространства, в котором границы между работой и развлечением стираются. Ввиду чрезмерной занятости по основному месту работы у современного молодого человека остается мало свободного времени для отдыха, развлечения, построения межличностных, партнерских отношений. Однако, наиболее предприимчивые все эти недостатки с лихвой компенсируют в работе, превращая ее в игровой квест.
Инструментальное отношение к работе как вынужденной необходимости обуславливает выбор молодым человеком в пользу принятия различных способов зарабатывания денег, в том числе и криминальных. В этом случае содержание самой работы отходит на второй план, а на первый выходит количество заработанных денег.
Терминальное отношение к труду, когда труд рассматривается как внутренняя потребность, усиливает выбор молодого человека в пользу отклоняющихся образцов социальных взаимодействий, построенных на эмоциональной экспрессии, когда обсценная лексика становится инструментом продвижения своего личного влияния в трудовом коллективе. Когда заходит речь о труде как внутренней потребности, то для некоторых молодых людей умение обходить закон становится важной лазейкой в построении своего проекта, бизнеса, поскольку бюрократические препоны могут ограничить его возможности в самопродвижении. Наконец, желание закрепиться на рабочем месте, где ты ощущаешь внутреннюю потребность своего присутствия, может подтолкнуть молодого человека в пользу выбора коллективной травли своего конкурента, что рассматривается как вынужденная мера сохранения себя в трудовом коллективе.
В современной этике труда россиян переплелись характеристики, связанные с влиянием православной и протестантской культур, старообрядчества и советского периода развития общества. При этом важными трудовыми качествами, поощряемыми в рамках современной рыночной этики труда, выступают трудолюбие, честное, добросовестное отношение к труду, ответственность, бережливость. К качествам, которые не относятся к современной этике труда, следует отнести в первую очередь стремление к собственному обогащению любыми возможными способами и выбор в пользу нечестных способов заработка. Присутствие данных характеристик в образе труда молодых россиян отражает проблемные аспекты трудовой этики российского общества. Выбор в пользу отклоняющихся смыслов во многом связан с трудовыми качествами, которые присущи современному молодому поколению, некоторые представители которого могут критично относиться к современной этике труда. Данное положение нашло свое выражение в форме вопросам «В какой мере перечисленные качества присущи в трудовых отношениях представителям Вашего поколения?». Перечисленные качества интерпретировались как этические нормы отношения к труду. В Таблице 2 учитывались только значения ответов по отклоняющимся смыслам «Согласен» и «Скорее согласен», а по трудовым качествам, присущим молодому поколению, учитывалось только значение «В полной мере».
Обращает на себя внимание то, что у большинства отклоняющихся смыслов прослеживается взаимосвязь с качеством «Принцип каждый за себя»: для смысла «В нашем мире правят деньги, и неважно, как они заработаны» – 77,5%, для смысла «Сегодня в сети главное хайпануть» (46,5%), «Закон надо уметь обходить» (41,5%), для смысла «Мат – это норма современной жизни, материться не стыдно» (39,7%), для смысла «Кто сильнее – тот и прав» (32,2%). Заметно выше данные значения и у смыслов про отсутствие сострадания к неудачнику (31,3%), троллинг как норму общения (35,2%) и буллинг (13,3%). Полученные данные свидетельствуют о том, что выбор в пользу отклоняющихся образцов в культурном пространстве молодежи в больше степени связан с отрицанием в некоторых молодежных группах традиционной этики труда россиян. Данные образцы встраиваются в механизм саморегуляции девиантного поведения благодаря поддержке в молодежной среде утилитарных аспектов труда, основанных на веру в безжалостную конкуренцию, корыстном отношении к другим людям и нежелании поддерживать слабых. Из этого следует, что дальнейшее укоренение отклоняющихся смыслов в регуляции социальных взаимодействий в молодежной среде в сфере труда будет напрямую связано с усиливающимися процессами прагматизации в отношении к труду, как ценности. При этом бережливость, как трудовое качество, присущее традиционной этике труда молодых россиян, постепенно дополняется новыми значениями, при котором расчетливость и экономность в отношении к финансовым ресурсам в сфере труда.
В процессе саморегуляции девиантного поведения молодежи в сфере труда отклоняющиеся образцы поддерживаются в различных формах занятости, отражающих существующее разделение в сфере труда. Возникают разные социальные ситуации, влияющие на выбор человеком данных образцов. Выбор профессии влияет на характер деятельности и тип предприятия, на котором будет трудиться молодой человек. Данный выбор тесно связан с реальными интересами данного молодого человека. В таких ситуациях ориентация на девиантные образцы корректируется под влиянием сложившихся условий, возникающих, с одной стороны, противоречий по месту работы, связанных с противоречиями с руководством, с коллегами по коллективу и т.д., а с другой, в связи с открывающимися возможностями обкатки инновационных подходов. Следование определенным образцам зависит от производственных условий на разных типах предприятиях (государственное, муниципальное, частное, смешанное) и характера труда (умственный или физический).
Социально-ситуационные аспекты ориентации на отклоняющиеся смыслы проявляются и в принадлежности к разным социальным группам. Данные аспекты выступают в качестве основных социально-ситуационных характеристик отношения к отклоняющимся смыслам.
Анализ Таблицы 3 демонстрирует, что отклоняющиеся смыслы по-разному воспринимаются в разных социальных ситуациях, возникающих на предприятиях разного типа и в зависимости от характера труда.
Занятость в сфере материального производства в наибольшей степени способствует одобрению следующих отклоняющихся смыслов: «Кто сильнее – тот и прав» (35,1% против 29,0% в общем распределении), «Неудачник или человек, не достигший успеха в жизни, не заслуживает сочувствия и сострадания, сам виноват» (32,5% против 26,0% в общем распределении), «Закон надо уметь обходить» (44,5% против 37,6% в общем распределении), ««Троллинг» – это норма общения, троллить допустимо» (35,1% против 27,8% в общем распределении) и «Буллинг (насмешки, издевательства, травля) допустимы, если человек неприятен» (14,0% против 10,0% в общем распределении). Это не означает, что в сфере материального производства преобладают работники, ориентированные на исключительно на девиантные практики. Из полученных данных следует, что в сфере материального производства создаются ситуации для одобрения отклоняющихся смыслов, что свидетельствует скорее о недовольстве значительной части работников содержанием труда в данной сферой вследствие несправедливой финансовой оценки их деятельности, нечестной конкуренции работников на предприятиях, преимущественно рутинного и монотонного характера выполняемой работы.
Это подтверждается анализом отклоняющихся смыслов в зависимости от характера труда. Среди занятых преимущественно физическим трудом значения одобрения многих отклоняющихся смыслов, выше, чем в группе занятых преимущественно умственным трудом (среднее значение соответственно 39,1% против 34,3%). Среди занятых в сфере физического труда существенно выше значения одобрения отклоняющихся смыслов: «В нашем мире правят деньги, и неважно, как они заработаны» (82,1% против 71,0% среди занятых умственным трудом) «Мат – это норма современной жизни, материться не стыдно» (38,3 % против 31,7%), «Пранк» (розыгрыш) – это хороший способ повеселиться, и не надо его стесняться…» (41,9% против 33,9% в общем распределении), «Кто сильнее – тот и прав» (35,1% против 26,9%), «Закон надо уметь обходить» (43,5% против 35,8%). При этом среди занятых преимущественном умственным трудом значения смысла «Буллинг (насмешки, издевательства, травля) допустимы, если человек неприятен» выше, чем среди занятых физическим трудом (11,6% против 10,4% среди занятых физическим трудом).
В сфере социального обслуживания только значение смысла «Мат – это норма современной жизни, материться не стыдно» заметно выше (38,3%), чем в общем распределении (34,0%). Данные свидетельствуют о том, что оказание помощи другим людям воспринимается сами работниками как стрессовая сфера, в которой эмоциональность приходится выражать таким образом. А в сфере распределения и обмена заметно выше, чем в общем распределении значение смысла «Сегодня в сети главное хайпануть» (49,3% против 43,4% в общем распределении). Это означает, что все больше молодых работников в сфере торговли, оказания услуг, финансово-банковской и посреднической деятельности рассматривают популярность в интернете как эффективный источник самопродвижения, поскольку именно сфера распределения и обмена сегодня больше других зависит от сетевых интернет-платформ.
Заключение (Conclusions). Таким образом, в сфере труда в процессе саморегуляции девиантного поведения молодежи противоречие между культурными и социальными основаниями выражается в складывании гибридных форм, сочетающих элементы инструментальной мотивации в отношении к труду с терминальной мотивацией и сужением возможностей для самореализации в некоторых сферах труда, в частности в сфере материального производства. В социальной реальности молодежи образ труда наполняется признаками, которые, с одной стороны, отражают стремления молодых людей поставить в центр внимания свои сиюминутные интересы, не связанные напрямую с содержанием трудовой деятельности, с другой стороны, они связаны с желанием подстроить под себя открывающиеся в сфере труда возможности, привнести элементы творчества, свободы действий, тем самым повышая свой интерес к содержанию трудовой деятельности. Вследствие этого отношение к труду наполняется новыми смыслами, связанными одновременно и с открывающимися новыми способами зарабатывания денег и наполнением времени, затраченного на выполнение трудовых обязанностей, конкурентной борьбой, развлечением, стигматизацией слабых, желанием выделиться в коллективе и построить личные отношения.
В ходе проведенного анализа были изучены взаимосвязи между смысловыми девиациями и качествами, присущими в трудовых отношениях. В тех трудовых организациях, где среди работников поддерживается принцип «каждый сам за себя», молодые работники готовы чаще делать выбор в пользу суждений, отражающих смысловые девиации. С целью недопущения эрозии трудовых отношений в молодежных коллективах необходимо своевременное внедрение механизмов в социальной политике, направленных на поощрение взаимной поддержки, трудолюбия, ответственности среди работников. Это позволит снизить риски, связанные с девальвацией ценности честного, самоотверженного труда в молодежной среде.
Список литературы
Зубок Ю. А. Молодежь в изменяющейся социальной реальности: проблема саморегуляции выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: Материалы Всероссийской научной конференции, 27-28 октября 2015 года. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научная мысль», 2015. С. 173-189.
Зубок Ю. А. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М.: Юридическое издательство «Норма», 2020. 304 с.
Зубок Ю. А., Чупров В. И., Сорокин О. В. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодежи: гендерные различия в сфере труда // Женщина в российском обществе. 2021. № 5. C. 38-59.
Зубок Ю. А. Чупров, В. И., Любутов, А. С., Сорокин О. В. Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 3. С. 79-98. DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.738.
Чупров В. И., Зубок Ю. А., Любутов А. С., Сорокин О.В. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: структурно-таксономическое моделирование // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 23-36. DOI: 10.31857/S013216250014766-5.
Луков Вал. А. Информационное общество и молодежь: монография. Москва: Московский гуманитарный университет, 2014. 160 с.
Сорокин О. В. Конструирование смыслов в саморегуляции отклоняющегося поведения молодежи // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2021. С. 92-105.
Чупров В. И. Отношение к труду в изменяющейся социальной реальности // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. № 1 (17), 2014. С. 10-18.
Чупров В. И., Осипова М. А. Социология управления. Теоретические основы: Учебник. М.: РУДН, 2011. 172 с.
Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования. Москва: Юридическое издательство «Норма», 2014. 352 с.
Шендрик А. И. Социология культуры: учеб. пособие для студентов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 с.