16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-4

Политическая мораль современной российской молодежи: ценности, представления, установки
 

Aннотация

В современной социогуманитарной науке наблюдается определенный дефицит исследований моральных приоритетов молодых российских граждан как регуляторов их жизнедеятельности в государстве и обществе. Представленное в статье исследование было нацелено на выявление политических ценностей, этических представлений и установок молодежи, которыми она руководствуется при оценке сферы политики и в своих взаимоотношениях с государством и иными политическими субъектами. Теоретико-методологической основой исследования выступил политико-психологический подход, в рамках которого ценности, представления и установки рассматриваются с психологических позиций в структуре морального и политического сознания. Эмпирическую базу исследования составили материалы всероссийского анкетного опроса и фокус-групповых дискуссий с молодежью, проведенных в 2020-21 гг. Результаты исследования показывают, что молодежь считает моральные ценности и нормы мерилом политических отношений, хотя и довольно относительным. Она предъявляет к политическим деятелям моральные требования искренности, честности, работы на благо граждан, заботы об общественных интересах. Молодежь оставляет политикам право на ошибку, готова простить политикам многие ошибки, за исключением тех, которые связаны с угрозой жизни и здоровью людей и имеют тяжелые последствия. Самими аморальными действиями в политике молодые люди считают коррупцию, войны и насилие, нарушение законов и прав граждан. Смыслообразующие основания моральной оценки молодежью сферы политики составляют политические ценности свободы, прав человека, справедливости, безопасности, самореализации. Представления молодежи о долге дифференцированы: она признает за собой долг человека, но отвергает долг гражданина. Молодые люди не готовы брать на себя ответственность за других, а порой и за себя тоже. Ответственность за обеспечение общественных благ и удовлетворение своих потребностей они возлагают на государство. В этом проявляются традиционные для нашей политической культуры патерналистские установки. Политическая мораль молодежи носит противоречивый, а зачастую и релятивистский характер.


Введение (Introduction). Современная российская молодежь в последние годы является объектом пристального внимания со стороны ученых-социогуманитариев. Это происходит, с одной стороны, в связи с расширением и усложнением реальных практик участия молодежи в социально-политических процессах. Здесь мы имеем ввиду проекты Президентской платформы «Россия – страна возможностей», широкий спектр программ и мероприятий государственной молодежной политики, волонтерскую деятельность и т.п. С другой стороны, в рамках самого социогуманитарного знания формируются устойчивые направления исследований молодежи и даже новые субдисциплины. В частности, наряду с традиционно существующей социологией молодежи (Зубок, Чупров, 2017), сегодня ученые обсуждают возможность появления политологии молодежи (Popova & Kazarinova, 2021). И поскольку «основу развития современных исследований молодежи составляет полипарадигмальность» (Зубок, Чупров, 2017: 20), вполне закономерным и перспективным представляется процесс формирования широкого междисциплинарного пространства изучения особенностей жизнедеятельности молодежи в государстве и обществе с доминированием социологического и политологического подходов.

За последние годы в рамках социологии молодежи накоплен большой опыт изучения мировоззренческих оснований саморегуляции молодежи (Чупров, 2017; Шаповалова, Кисленко, 2018; Саморегуляция в молодежной среде…, 2022) и ее жизненных стратегий, что «способствует углубленному пониманию смыслов, определяющих направленность ее жизнедеятельности» (Зубок, 2020: 35). Кроме того, проведено значительное количество исследований об отношении молодежи к политике, восприятии ею политических процессов, ее политических установках, ориентациях и настроениях (Kasamara, Sorokina, 2017; Самаркина и др., 2018; Попова, Лагутин, 2019; Петухов, 2020; Шашкова и др., 2021). Тем не менее, наблюдается определенный дефицит предметных теоретических разработок и осуществленных на их основе эмпирических исследований собственно политической морали, а конкретнее – моральных приоритетов молодых граждан как регуляторов их политической активности и поведения в социально-политической реальности. 

Необходимо подчеркнуть, что этот аспект является крайне важным для анализа и прогнозирования тенденций развития политических процессов, поскольку, как справедливо замечает А. А. Гусейнов, «легитимность политики как рода деятельности в принципиально большей мере, чем любого другого рода деятельности, держится на моральных аргументах» (Гусейнов, 2004: 94).

Применительно к современной молодежи не вполне проясненным пока остается вопрос о том, какими ценностями и этическими представлениями она руководствуется сегодня при оценке сферы политики и в своих взаимоотношениях с государством, властью, политическими институтами и лидерами. Попыткой частично заполнить данный пробел является проведенное нами исследование, некоторые результаты которого представлены в данной статье.

Мы поставили перед собой задачу выявить ценностно-смысловые основания политической морали российской молодежи, которые определяют ее политические приоритеты и регулируют ее поведение в сфере политики. В решении данной задачи мы пошли дедуктивным путем: сначала нам необходимо было посмотреть на молодежь в целом, представить общую картину, увидеть тенденции и обнаружить «тонкие» места с тем, чтобы впоследствии более детально исследовать частные вопросы, связанные с конкретными проблемными морально-политическими вопросами на уровне отдельных групп в ее структуре.

Методология и методы (Methodology and methods). Теоретико-методологическую основу исследования составляет политико-психологический подход, который позволяет рассматривать ценности, представления, установки в структуре морального и политического сознания молодежи с психологических позиций. Этот подход носит междисциплинарный характер, интегрирует концептуальные возможности и методический инструментарий социологии и психологии для изучения заявленной проблемы в предметном поле политической науки. В фокусе нашего внимания, во-первых, находятся политические ценности как «устойчивые, имплицитно присущие отдельной личности, социальной группе или обществу в целом смысловые доминанты, определяющие идеологические приоритеты и политические принципы социальных отношений» (Селезнева, 2019: 178). Поскольку речь идет о политике как сфере ценностного регламентирования и регулирования, мы концентрируемся именно на политических ценностях. Во-вторых, мы рассматриваем этические представления молодежи, в которых не только раскрывается содержание выраженных в абстрактных категориях ценностных понятий, но и отражается широкий спектр моральных вопросов, спроецированных на сферу политического. С психологической точки зрения этические представления являются разновидностью социальных представлений (Емельянова, 2016) с ярко выраженными эмоционально-оценочными аспектами. В-третьих, связующим звеном между сознанием и поведением личности являются установки, первоосновой которых с точки зрения психологии являются ценности (Bem, 1970). Установки связаны с оценкой специфических объектов (Feldman, 2003) и определяют поведение в обществе (Allport, 1924).

Разговор о молодежи невозможен без опоры на социологический подход, позволяющий рассматривать молодежь социальную группу и поколенческую общность в структуре российского социума, обладающую особыми (во многом переходными) социальным и политическим статусами и вытекающими из них особенностями социально-политических отношений. Мы применяем теоретико-методологические положения социологии молодежи, которые формируют научный фундамент для анализа различных аспектов жизнедеятельности молодежи с учетом ее возрастных характеристик и социально-психологических свойств. В частности, для нас принципиально важным является понимание того, что регулирование жизнедеятельности молодежи может происходить как целенаправленно – путем влияния на нее внешних (прежде всего, институциональных) структур, так и принимать саморегулируемые формы. В первом случае речь идет о целеориентированных механизмах, которые «регулируют нравственные основания в поведении молодых людей, артикулируют императивные ценности, социальные кодексы, этику поведения» (Зубок и др., 2022: 11). Во втором – о механизмах саморегуляции, которые в молодежной среде имеют особое значение, поскольку «отражают процесс реализации молодыми людьми своей социальной субъектности, что значимо не только для обретения устойчивого социального положения, но и для подтверждения их самостоятельности и независимости» Зубок, 2020: 11). При этом обе группы механизмов тесно взаимосвязаны, и их комплексное влияние определяет жизнедеятельность молодежи в государстве и обществе.

Фундаментальную концептуальную рамку осмысления проблемы взаимодействия морального и политического в сознании молодежи формирует политико-философский подход, который определяет морально-нравственные принципы и нормы, регулирующие политические отношения, и позволяет обозначить основные этические категории, детерминирующие взаимодействие субъектов политических процессов (Гусейнов, 2002; Капустин, 2004).

Эмпирическую базу исследования составили данные анкетного опроса молодежи в возрасте 18-30 лет (n = 1705) из 63 регионов РФ, представляющих все федеральные округа, который был проведен осенью 2020 года. Дизайн выборки учитывал не только традиционные половозрастные, образовательные и региональные характеристики респондентов, но их самоидентификацию по видам социально-политической активности: членов студенческих организаций (студсоюзы, студактивы, профсоюзы и т.д.) – 19,53%; членов политических организаций (молодежные отделения партий, общественно-политические движения и т.д.) – 3,28%; членов общественных организаций (волонтерских и пр.) – 11,44%; не участвующих ни в чем – 65,75%. Анкетный опрос был направлен на выявление моральных и политических ценностей, представлений и ориентаций молодежи и фиксацию их в количественных показателях.

Для получения детализированных данных о смысловом наполнении политических ценностей и этических представлений молодежи, их влиянии на моральную оценку политических процессов и действий политических субъектов в 2021 году были проведены 6 фокус-групповых дискуссий с молодежью в возрасте 18-30 лет из 15 регионов РФ, представляющих разные федеральные округа и типы субъектов федерации (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл., Свердловская обл., Ростовская обл., Омская обл., Пермский край, Новосибирская обл., Приморский край, Иркутская обл., Тульская обл., Тверская обл., Тамбовская обл., Воронежская обл., Архангельская обл.). Кроме того, учитывая дифференцированный характер самой молодежи и современные особенности ее участия в социально-политической сфере, в процессе рекрутирования участников учитывались такие факторы, как социальная активность (волонтеры, участники молодежных форумов), общественно-политическая активность (члены молодежных общественно-политических организаций), политические взгляды (провластные и оппозиционные). Проведение фокус-групповых дискуссий осуществлялось на основе специально разработанного гайда с применением проективных методик для диагностики не всегда осознаваемых компонентов морального и политического сознания (вербальные фиксированные ассоциации и неоконченные предложения).

Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). Формат статьи, к сожалению, не позволяет представить результаты исследования в полном объеме. Поэтому мы остановимся на наиболее важных моментах, которые позволяют показать общую картину состояния политической морали российской молодежи.

Первый вопрос, который необходимо затронуть в контексте анализа морально-нравственных приоритетов молодежи и их роли в восприятии ею политических процессов, это вопрос о том, как в представлениях молодых людей соотносятся между собой мораль и политика. Результаты нашего исследования показывают, что, по мнению большей части молодежи, моральные нормы и принципы должны присутствовать в общественно-политических отношениях, варьируется лишь мера их регулятивного взаимодействия (см. Таблицу 1). В рамках фокус-групповых дискуссий была выявлена интересная особенность понимания молодыми рассматриваемой проблемы: они считают, что мораль присутствует в политике, только она другая – не общечеловеческая, а политическая: «С точки зрения человеческой морали политика аморальна, но у государства и политиков есть своя собственная мораль, политическая» (23 года, муж., Тамбов).

  

Вторым важным вопросом в рассматриваемом контексте стал вопрос о том, как молодежь оценивает действия политиков с позиций морали. Было выявлено, что наиболее значимыми моральными качествами политиков для молодых людей являются искренность, честность, а также установки на приоритет общего над личным: «Я думаю, что хороший политик должен быть настолько же честен со своим народом, как хороший родитель со своим ребенком» (18 лет, жен., Екатеринбург); «Высокоморальный политик / чиновник ставит общественные интересы выше собственных интересов и амбиций» (25 лет, жен., Ростов).

Молодежь дает политикам определенное право на ошибки, поскольку всем людям свойственно их совершать. Исключение составляют действия, связанные с безопасностью граждан: «Если дело касается жизни и здоровья людей, политик не имеет права на ошибку» (25 лет, жен., Ростов). Молодые люди готовы прощать совершенные политиками ошибочные поступки, только если последние их признают: «Любую ошибку можно простить кому угодно. Если политик, который допустил ее, не скрывает этого и не пытается замять проблему» (25 лет, муж., Екатеринбург).

Наиболее аморальными в политике молодые люди считают коррупционные действия. Объясняя свою позицию, наши респонденты акцентировали внимание не на социально-экономических и юридических аспектах коррупции, а именно на этических моментах, связанных с моральными качествами политиков, их честностью и ответственностью: «Коррупционер ставит свои интересы выше общественных, превышая должностные полномочия. Это аморально» (25 лет, жен., Ростов); «С точки зрения морали коррупция – это неправильно, потому что она происходит даже при условии, когда люди знают, к чему она ведет» (27 лет, муж., Санкт-Петербург).

Молодежь считает аморальными разного рода насильственные действия. При этом, война, которая всегда сопровождается насилием, с точки зрения молодых людей, может быть оправдана в том случае, если она носит освободительный характер: «Моральное оправдание войны возможно в рамках патриотизма в условиях нападения на Родину. Невозможно представить себе патриота, который отрицал бы моральное право защищать свою страну» (23 года, муж., Екатеринбург). Насилие со стороны государства в представлениях молодежи должно обязательно регулироваться законом: «Насилием может считаться лишение свободы, и на это имеет право только государство, в отношении людей, чья вина была доказана в суде» (27 лет., жен., Екатеринбург); «Насилие <…> может быть применимо к людям, нарушившим закон» (25 лет, муж., Москва).

Молодые люди считают, что «нарушения права не могут быть оправданы из соображений морали» (23 года, муж., Архангельск). Поэтому еще одну группу действий в политике, которые молодежь считает аморальными, составляют нарушения законов, Конституции, прав и свобод граждан, нарушения на выборах.

Немаловажную роль в оценке молодежью сферы политики с точки зрения ее морально-нравственных ориентаций, играют представления о транспарентности политики. Результаты исследования показывают, что у молодых людей существует запрос на открытость политических процессов, доступность информации о принимаемых политических решениях, хотя и с некоторыми оговорками (см. Таблицу 2). В этом, на наш взгляд, проявляется ключевые поколенческие моральные установки молодежи на искренность и честность (на языке самой молодежи – «трушность»), на открытое и свободное общение «на равных».

   

Смысловыми регуляторами отношения молодежи к политике являются ценности – как собственно моральные, так и политические. Применительно к рассматриваемым в статье вопросам важно отметить, что между этими группами ценностей сложно провести четкое разграничение. Исследователями установлено, что наиболее значимыми для молодежи ценностями, имею-
щими политическую проекцию, являются права человека, безопасность, свобода, справедливость (Mareeva, 2018; Gudkov, et all, 2020; Селезнева, Антонов, 2020).

Самой неоднозначной и содержательно нагруженной ценностью является справедливость, которая для наших граждан является «неким универсальным понятием, связывающим сферу публичной и частной жизни» (Здравомыслова, 2003: 42). Сквозь призму справедливости молодежь как аморальные действия оценивает коррупцию, нарушения прав граждан вообще и меньшинств в частности и др. Ключевой акцент в понимании справедливости молодежь делает на равенство возможностей и равенство перед законом (Таблица 3), а социально-экономическое понимание – так называемая дистрибутивная справедливость (Bishop, Liu, Qu, 2013) – является менее значимым. При этом, важной является и морально-этическая трактовка справедливости в терминах истины / правды, которая традиционно свойственна русской культуре (Печерская, 2011).

     

Особым образом в сознании современной молодежи репрезентируются традиционные моральные категории (честь, долг, ответственность). Понятие чести не свойственно молодежи, оно устарело. Понимание долга дифференцированно. Долг человека в представлениях молодежи – это обязательства перед собой, близкими и коллегами, он заключается в следовании моральным принципам. Долг гражданина – это обязательства перед государством, которые заключаются в соблюдении закрепленных законом прав и обязанностей. Долга перед государством молодые люди не чувствуют, потому что не чувствуют «долга государства перед своим населением» (25 лет, жен., Омск).

Ответственность, которая с точки зрения психологии опосредована ценностными ориентациями и проявляется в действиях (Леонтьев, 1993), сформирована у современной молодежи довольно слабо. Изучая молодое поколение, исследователи отмечают у него «отсутствие стремления брать на себя ответственность» (Смирнов, 2019: 31), а «абсолютную неготовность к ответственности проявляют представители наиболее юной когорты молодежи» (Евгеньева, 2022: 87).

Если рассматривать ответственность в политико-идеологической плоскости, то можно увидеть некоторое противоречие между установкой на патернализм и установкой на автономию в сознании молодежи. Результаты нашего исследования показывают, что у молодежи достаточно сильны патерналистские ориентации: более половины наших респондентов перекладывают ответственность за обеспечение блага граждан на государство и власть (см. Таблицу 4).

        

Молодые люди предпочитают действовать на основе личной инициативы, но при этом не спешат «опираться на собственные силы» и возлагают ответственность за свою жизнь на государство. Молодежь всячески демонстрирует собственное Я, артикулирует значимость своих прав и свобод, хочет все решать и делать самостоятельно, эмоционально реагирует на любые посягательства на их личные границы. Но при этом ее субъектность почти не выходит за рамки пространства повседневности, слабо распространяется на социально-политическую сферу. Позиция молодежи представляется инфантильно-потребительской с противоречивым пониманием и реализацией модуса долженствования («я должен» – «мне должны»).

Ответственность всегда связана с моральной оценкой и/или самооценкой (Абдоков, Бахитова, 2003). В связи с этим, выявленные нами безответственность молодежи или ответственность, носящая характер «вмененной» (Попова, 2021), очерчивают целый ряд сложных проблем. В настоящий момент мы не можем быть уверены, что в ситуации выбора у молодых людей моральные основания перевесят прагматические. Становится очень тревожно наблюдать, как разного рода деятельность молодежи, не только политическая, но и даже волонтерская – благородная по сути своей, мотивированы сегодня в большей мере прагматизмом и стремлением к карьерному росту.

Заключение (Conclusions). Отношение молодежи к политике осуществляется сквозь призму морали. Данное обстоятельство является, с одной стороны, отражением общего процесса морального кризиса в политике, проявлениями которого, по мнению исследователей, является «моральный износ» власти, то есть «латентное ослабление общественной поддержки правящего политического режима, невзирая на его видимую устойчивость и прежние достижения» (Шатилов, 2020: 10), и существующий в обществе «запрос на морально-политические ценности (в частности, на социальную справедливость)» (Шестопал, 2011: 45). С другой стороны, современная молодежь существенным образом отличается от более старших поколений. В ценностном плане это выражается во все большей значимости для нее постматериалистических ценностей свободы, прав человека, самовыражения и самореализации, актуализированных социальными и духовными потребностями (Селезнева, Антонов, 2020). На восприятие молодежью политики, оценку ею событий, явлений, процессов и действий конкретных политиков с позиций морали влияют ценности свободы, прав человека, справедливости, безопасности, самореализации.

Российской молодежи свойственны традиционно присущие отечественной политической культуре патерналистские установки (Евгеньева и др., 2021): субъектом реализации собственных ценностей, обеспечения условий для жизни и деятельности она «назначила» государство. Однако, нам представляется, что тут есть еще один важный момент, связанный с психологической спецификой молодого поколения. Несформированное чувство ответственности, нежелание брать на себя дополнительные обязательства за «других» (а порой и за себя тоже) компенсируется возложением этой ответственности на кого-то. Когда речь идет об обществе в целом, о благополучии и безопасности людей, о политическом развитии страны, этим «кем-то» в представлениях молодежи логичным образом становится государство.

Осмысление результатов исследования в контексте общих вопросов политической морали российской молодежи приводит нас к следующему выводу. Этические представления молодежи в смысловом отношении характеризуется эклектичностью и неопределенностью (и это в целом соотносится с общим состоянием политического сознания молодежи – фрагментарным и когнитивно бедным), что в совокупности с устареванием и обесцениванием основополагающих этических категорий долга и ответственности определяет противоречивый, а зачастую даже релятивистский характер политической морали. Одни и те же политические действия, которые с точки зрения этики должны оцениваться однозначно, воспринимаются молодыми людьми по-разному – не только и не столько на основе их моральных приоритетов, но и в зависимости от отношения к субъектам этих действий как «своим» или «чужим» (Евгеньева, 2022). Здесь в полной мере наблюдается то самое диалектическое противоречие морального и политического в сознании молодежи, когда ее представления о моральном и аморальном расширяются до сферы правового и политического и наоборот – политические ориентации и установки молодежи определяют моральные основания оценки ею тех или иных явлений и процессов. Последнее, кстати, отмечают и зарубежные исследователи (Hatemi, Crabtree, Smith, 2019).

Противоречивый характер политической морали российской молодежи проявляется также в том, что ее регулятивное влияние носит ситуативный характер, то есть моральные ценности и этические представления не являются универсальными для детерминации поведения личности во всех типологически схожих ситуациях, а наоборот – определяются ими. На этот момент обращают внимание и наши коллеги-социологи: «сочетание традиционных и современных смыслов отражается в ценностной структуре молодежи, определяя ее неоднозначные реакции на события и явления социальной реальности, выбор конкретных форм поведения. При таком сочетании трудно ожидать однозначную, предсказуемую реакцию молодого поколения на социальные процессы, поэтому, если и ставить задачу выделения в составе молодежи более-менее выраженных носителей традиционных и современных образцов, то скорее они будут обусловлены конкретными ситуациями, в которых может проявиться та или иная смысловая доминанта» (Зубок, Любутов, 2021: 179). Если посмотреть на эту ситуацию момент в широком политическом контексте, выходя за рамки пространства повседневной социальной реальности молодежи, то очерчивается целый круг проблемных вопросов – от возможности формирования политической субъектности самой молодежи до характера ее влияния на политические процессы.

Затронутые нами вопросы, безусловно, требуют дальнейшего более детального изучения и глубокого осмысления. Это вопросы содержательного характера – о границах морали в политике, о жизни и смерти в их политической проекции. Важным направлением дальнейшего изучения темы является анализ регулятивного потенциала морально-нравственных ценностей, влияния институциональных механизмов регуляции, внутриполитических и глобальных социокультурных процессов на политическое и моральное сознание и поведение молодежи. Кроме того, пристального внимания требуют представители самой юной когорты – поколения Z, поскольку период наблюдений за ними относительно небольшой, и мы не можем пока точно сказать, как их моральные принципы и ценности будут отражаться впоследствии на политических процессах.

Список литературы

Абдоков С. А., Бахитова Ф. С. Долженствование и ответственность в соотношении свободы и необходимости. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. 66 с.

Гусейнов А. А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. 304 с.

Гусейнов А. А. Мораль и политика: уроки Аристотеля // Ведомости НИИ Прикладной этики. 2004. № 24. С. 94-128.

Евгеньева Т. В. Влияние социально-политической идентификации современной молодежи на представления о моральных ценностях и нормах // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Том 12, № 2.
С. 84-90.  

Евгеньева, Т. В., Селезнева, А. В., Антонов, Д. Е. Политическая культура российской студенческой молодежи: ценностные, образно-символические и поведенческие аспекты. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Том 11, № 2. С. 63-71.

Емельянова Т. П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2016. 476 с.

Здравомыслова О. М. Новый взгляд на общество? Изменяющиеся представления о власти, справедливости и солидарности // Полития. 2003. № 1. С. 34-51.

Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4-12.

Зубок Ю. А., Любутов А. С. Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 3. С. 167-181.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 13-41.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15. / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2017. С. 12-48.

Капустин Б. Г. Моральный выбор в политике. М.: Издательство Московского университета, 2004. 496 с.

Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 63 с.

Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119-138.

Печерская Н. В. Метаморфозы справедливости: этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре // Полис. Политические исследования. 2001. №2. С. 132-146.

Попова О. В., Лагутин О. В. Политические настроения молодежи: лояльность или протест? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Том 21, № 4. С. 599-619.

Попова С. Ю. «Вмененная» и осознанная ответственность молодежи // Новая политическая этика российской молодежи / под общей редакцией А. В. Селезневой. М.: Аквилон, 2021. С. 116-127.

Самаркина И. В., Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Восприятие Европы в молодежной среде в контексте новых реалий мировой политики (на материалах Краснодара) // Полис. Политические исследования. 2018. № 3. С. 110-129.

Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Зубок Ю. А., Александрова О. А., Буланова М. Б. [и др.]. Белгород: ООО «Эпицентр», 2022. 360 с. 

Селезнева А. В., Тулегенова Д. Д. «Традиционное» и «новое» в политических ценностях российской молодежи (на материалах экспертного опроса) // Полилог/Polylogos. 2022. T. 6. № 2. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110020714-7-1/ (дата обращения: 15.06.2022).

Селезнева А. В. Концептуально-методологические основания политико-психологического анализа политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 177-192.

Селезнева А. В., Антонов Д. Е. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 227-241.

Смирнов Р. Г. Операционализация феномена «поколение онлайн» // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 4. С. 31-38.

Хазыкова Т. С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 36-40.

Чупров В. И. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве: концепция социокультурного механизма // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 4.С. 13-25.

Шаповалова И. С., Кисиленко А. В. Духовно-нравственные выборы в жизненных стратегиях молодежи: опыт социологического исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 6. С. 14-28.

Шатилов А. Б. «Моральный износ» власти как фактор дестабилизации политических режимов // Власть. 2020. Том 28, № 4. С. 9-17.

Шашкова Я. Ю., Асеев С. Ю., Казанцев Д. А. Ценностные основы восприятия политики учащейся молодёжью Сибири и Дальнего Востока // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 2. С. 39-50.

Шестопал Е. Б. Представления образы и ценности демократии в российском обществе // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2011. № 3. С. 34-47.

Allport F. H. Social Attitudes and Social Consciousness // Social Psychology. Boston: Houghton Mifflin Company, 1924. P. 320-335.

Bem D. J. Beliefs, Attitudes, and Human Affairs. Belmont, Calif.: Brooks/Cole. 1970. 134 р.

Bishop J. A., Liu H., Qu Z. Individual Perceptions of Distributional Fairness in China // Comparative Economic Studies. 2013. Vol. 56. № 1. P. 25-41.

Feldman S. Values, ideology, and structure of political attitudes // Оxford Handbook of Political Psychology / Ed. by Huddy N, Sears D.O. & Jervis R. New York: Oxford University Press, 2003. Pp. 477-508.

Gudkov L., Zorkaya N., Kochergina E., Pipiya K., Ryseva A. Russia’s ‘Generation Z’: Attitudes and Values // Library of the Friedrich-Ebert-Stiftung. 2020. [Electronic]. URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16134.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

Hatemi P. K., Crabtree Ch., Smith K. B. Ideology Justifies Morality: Political Beliefs Predict Moral Foundations // American Journal of Political Science. 2019. Vol. 63. № 2. Р. 788-806.

Kasamara V., Sorokina A. Rebuilt Empire or New Collapse? Geopolitical Visions of Russian Students // Europe-Asia Studies. 2017. Vol. 69. № 2. рр. 262-283.

Mareeva S. V. Russian youth: Specifics of identities and values // Handbook of the sociology of youth in BRICS countries. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte Ltd, 2018. P. 233-252.

Popova O. V., Kazarinova D. B. In Search of Political Youth Studies as a Subfield of Political Science: Editorial Introduction. RUDN Journal of Political Science. 2021. Vol. 23. № 1. P. 9-17.