Гражданское участие российских школьников
Aннотация
Значительная часть исследователей рассматривает гражданскую активность в рамках школы как фактор будущей вовлеченности взрослых в демократические процессы. В этой связи практика гражданского участия школьников является актуальным предметом исследования. В статье рассмотрены результаты эмпирического социологического исследования, посвященного изучению практики гражданского участия школьников, выявления частоты участия в различных формах и определении их факторов. Цель исследования – выявить установки, практики и предпочитаемые формы гражданского участия российских школьников. Исследовательская задача также предполагает сравнение гражданской активности российских школьников и молодежи в целом. Методы сбора данных: анкетный опрос молодежи России в возрасте 14-30 лет (опрошено 2026 человек, в том числе 403 школьника), экспертное интервью (опрошено 30 экспертов). В ходе исследования установлено, что школьники высоко оценивают уровень своей гражданской активности и принимают участие в различных формах гражданской активности. Только 9,6% респондентов не принимали участие ни в одной из рассмотренных форм гражданской активности. Большая часть гражданской активности остается малодоступной для школьников в силу их ограниченных финансовых возможностей и ресурсов, а также недостаточного вовлечения молодежи в работу общественных объединений и организаций. Несмотря на высокую эмоциональную вовлеченность в гражданскую активность, школьники обладают недостаточными ресурсами и знаниями для гражданского участия и плохо информированы о возможности участия в рамках институционализированных структур вовлечения (общественных движений, групп и пр.).
Ключевые слова: молодежь, школьники, общественное участие, гражданское участие, социальное участие, политическое участие
Введение (Introduction). Активное гражданское участие рассматривается как одна из важнейших основ демократического политического режима. Демократия в значительной степени зависит от возможности граждан влиять на принятие тех или иных политических решений, от характера взаимодействия между органами публичного управления и населения.
Рост академического интереса к анализу практики вовлечения граждан в процесс разработки и принятия программ, проектов и иных решений органов власти и местного самоуправления обусловлен развитием горизонтально организованных форм управления, то есть механизмов учета мнения граждан, бизнеса, общественных организаций при принятии государственных или муниципальных решений (Houston, Harding, 2014).
В данной статье мы проанализируем гражданское участие российских школьников. Развитие гражданской активности в раннем возрасте позволяет ознакомить молодых людей с проблемами локального сообщества и подготовить будущих гражданских активистов. Кроме того, это формирует понимание возможностей и доверительного отношения с органами власти и управления (Middaugh, Clark, Ballard, 2017), (Metzger, Ferris, Oosterhoff, 2019).
Несмотря на различия в понимании гражданского участия, опыт реализации гражданских инициатив в рамках школы рассматривается как фактор будущей гражданской и политической активности. Учитывая существующие ограничения, с которыми молодые люди сталкиваются в отношении своего участия в общественной жизни (например, пассивного и активного избирательного права), исследователи подчеркивают важность школьного опыта учащихся для дальнейшего становления гражданской активности.
Цель исследования – выявить установки, практики и предпочитаемые формы гражданского участия российских школьников. Исследовательская задача также предполагает сравнение гражданского участия российских школьников и молодежи в целом.
Методологияиметоды (Methodology and methods). В последнее время возросло количество научных исследований, посвященных гражданскому участию и вовлечению граждан в решение актуально значимых вопросов на различных уровнях публичного управления (Barrett, Pachi, 2019), (Couldry, Jenkins 2014), (Couldry, Mejias, 2018).
Концепт «гражданское участие» является предметом научной дискуссии. Одни авторы рассматривают его как вид общественного участия наряду с с социальным и политическим участием: «общественное участие включает в себя всю совокупность видов участия: социальное (в пространстве повседневности), гражданское и политическое» (Никовская, Скалабан, 2017: 43). Другие авторы трактуют его как «понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений в процесс разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества» (Доманов, 2001: 59). Некоторые авторы трактуют гражданское участие с точки зрения институционального подхода (Какабадзе, Зайцев, Звягина, Карастелев, 2011: 90).
Но, несмотря на расхождение трактовок, авторы выделяют определенные признаки гражданского участия: добровольность участия; общественный характер, который предполагает взаимодействие индивидов или коллективных социальных субъектов, как минимум информационное или в форме совместных действий; их включенность, вовлеченность в коллективную деятельность; целенаправленный или реактивный характер действий, обусловленных ценностным выбором; инициативный характер; самоорганизация; направленность на достижение определенного социально значимого результата, на решение социальных проблем, на достижение общественной пользы; позволяет гражданам реализовывать права и отстаивать свои интересы.
Исходя из выявленных особенностей, гражданское участие школьников мы будем трактовать как их добровольную инициативу или вовлеченность в совместную деятельность в форме индивидуальных или коллективных действий, направленных на решение социальных проблем и достижение общественной пользы.
В зависимости от сферы гражданской активности выделяют гражданское участие в социальной и в политической сфере.
Многие исследования направлены на изучение преимущественно политической гражданской активности (Bennett, Cordner, Klein, Savell, Baiocchi, 2014). Политическое участие рассматривают как деятельность, которая имеет целью оказание влияния на действия правительства либо напрямую (влияние на реализацию публичной политики), либо косвенно (влияние на решение лиц, принимающих решение) (Wicks R. H., Wicks J. L., Morimoto, Maxwell, Schulte, 2014).
В контексте теории политического участия рассматриваются также механизмы вовлечения молодежи в протестные акции. Рост протестного поведения как формы политического участия привел к значительному углублению теоретических и эмпирических исследований в данной области. Были выделены и проанализированы «традиционные» (голосование, участие в выборах, иные институционализированные формы) и «нетрадиционные» (массовые акции, протест) формы участия граждан (Kaase, 1990).
Ряд авторов выделяют латентное и явное политическое участие, а также индивидуальные и коллективные формы участия. Политическое участие может включать институционализированное участие в политической жизни (например, голосование или членство в партии) или активизм (легальные и нелегальные формы протеста) (Ekman, Amna, 2009).
Однако, в связи с тем, что мы рассматриваем гражданское участие школьников, то в силу возраста большинство институционализированных форм гражданского участия в политике школьникам не доступно. Поэтому гражданское участие школьников в основном реализуется в социальной сфере, а также в рамках образовательной деятельности. Cоциальная гражданская активность направлена на улучшение социальных аспектов жизни людей, включая волонтерство и добровольчество (Мартынова, Яницкий, Зеленин, Пфетцер, 2019).
Гражданское участие «оказывает влияние на личностное развитие индивидов, рост их социальной и гражданской компетентности и активности» (Никовская, Скалабан, 2017: 49). Несмотря на то, что возможности активного участия существенно ограничены для данной возрастной группы, опыт гражданской активности школьников в подростковом возрасте влияет на их гражданскую позицию в более взрослой жизни, например, во время обучения в вузе (Филоненко, Мосиенко, Магранов, 2019). Кроме того, участие обучающихся в общественной деятельности в рамках школы и/или образовательного процесса, как правило, сопряжено с более высоким уровнем их осведомленности о происходящих процессах, формированием осознанной гражданской позиции. Школы достигают наилучших результатов в стимулировании гражданской активности, когда они систематически обучают содержанию и навыкам гражданского участия и поощряют школьную культуру гражданской активности. Это один из выводов исследования IEA Civic Education Study, в котором 90 000 14-летних подростков из 28 стран были проверены на знание содержания и навыков гражданского участия, а также были опрошены о понятиях гражданственности, отношении к правительственным и гражданским институтам и о политических действиях (Torney-Purta, 2002). Поэтому, несмотря на различия в понимании гражданского участия, необходимо отметить важность обучения и реализацию гражданской активности в рамках школы как фактора будущей вовлеченности взрослых в демократические процессы.
Подводя итог обзору результатов исследований гражданского участия в научной литературе, можно выделить основные факторы, которые положительно влияют на формирование активной гражданской позиции у школьников:
1) ресурсы, позволяющие школьникам участвовать в различных формах политической и гражданской активности (время, знания). Знания рассматриваются и как фактор, который отражает, насколько учащиеся осведомлены о своих гражданских правах, возможностях участия, актуальных проблемах местного сообщества. Вместе с тем, знания рассматриваются и как ресурс, позволяющий учащимся участвовать, поскольку любое участие требует не только знания механизмов участия и проблем, но и организационных навыков;
2) эмоциональная вовлеченность (интерес, прогноз эффективности и результативности участия в том или ином мероприятии);
3) институционализированные структуры вовлечения (например, общественные движения, группы, организации, партии и пр.).
Наличие указанных факторов положительно сказывается на участии школьников в разработке и реализации гражданских инициатив, а, впоследствии, и на уровне их политической активности.
В целях получения эмпирических данных, характеризующих гражданское участие российских школьников исследовательским коллективом под руководством Т. Е. Зерчаниновой в 2020 году был проведен всероссийский опрос молодежи в возрасте 14-30 лет. Опрошено 2026 человек, в том числе 403 школьника. Обработка и анализ эмпирических данных производилась в SPSS Statistics 17.0. Исследовательская задача предполагала сравнение гражданского участия российских школьников и молодежи в целом.
С целью получения экспертной оценки состояния и проблем гражданского участия школьников, механизмов вовлечения учащихся в социально-политические процессы, также было проведено экспертное интервью. Опрошено 30 экспертов. Критерии для отбора экспертов:
1) Место работы: вузы, организации среднего профессионального образования, общеобразовательные организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организующие работу с молодежью, общественные организации и движения.
2) Занимаемая должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, руководитель структурного подразделения.
3) Стаж работы: не менее 5-ти лет в организации.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Рассмотрим результаты нашего анкетного опроса молодежи и школьников. В рамках опроса респондентам было предложено ответить на блок вопросов, посвященных их уровню гражданской активности.
В целом, самооценка гражданской активности, свидетельствует о высоком уровне гражданской активности и высоком уровне эмоциональной вовлеченности. При этом школьники в большей степени склонны характеризовать свою гражданскую позицию как активную. Больше половины респондентов считают себя активными гражданами, принимающими непосредственное участие в различных мероприятиях (см. табл. 1).
Обращает на себя значительное количество школьников, затруднившихся с ответом (16,4%), что косвенно может свидетельствовать о наличии двух взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, речь идет о понимании обучающимися ограниченных возможностей для гражданской и политической активности, свойственных их возрастной группе. С другой стороны, школьники, не будучи включенными в различные молодежные организации, могут ощущать невостребованность их потенциала для решения социальных проблем.
Анализ таблицы 2 показывает, что в наибольшей степени школьники удовлетворены межнациональными отношениями (63,2%), качеством услуг образования (62,4%), возможностями для занятий спортом (65,6%). Наибольший уровень недовольства у школьников вызывают состояние автомобильных дорог (56%), возможности для развития бизнеса (44,8%), экологическая ситуация (58%), социально-политическая ситуация в городе (42,3%).
Значительная часть школьников (61%) считает, что в целом интересы жителей соблюдаются, однако 26% респондентов в возрасте от 14 до 17 лет (каждый четвертый опрошенный) полагают, что интересы жителей скорее не соблюдаются. С данными результатами совпадают результаты, представленные в таблице 4: 26% опрошенных школьников, скорее не доверяют органам местного самоуправления, а 9,6% опрошенных полностью не доверяют.
Анализ мероприятий, в которых принимают участие школьники, показывает, что преобладают конструктивные формы гражданского участия – участие в благотворительности (60%), флешмобах (60%) волонтерство (67%), сбор средств и вещей (42%), онлайн активность (40%) (таблица 5).
Гражданское участие школьников имеет по большей части индивидуальный характер и реализуется в небольших первичных коллективах (семья, друзья) или социальных сетях. Можно сделать вывод, что большая часть гражданской активности остается малодоступной для школьников в силу их ограниченных финансовых возможностей и ресурсов, а также недостаточного вовлечения школьников в работу общественных объединений и организаций.
Около 10% респондентов, обучающихся в школе, вообще не принимали участие ни в каких формах гражданской активности.
Ограниченность финансовых возможностей существенным образом влияет и на формы участия молодежи в благотворительности – большинство респондентов ответили, что принимали участие личным участием (45,7%) и нефинансовой материальной помощью (31,5%).
Анализ ответов, полученных на вопрос о возможностях участия в акции по благоустройству двора, показывает, что только 9,2% опрошенных школьников не хотели бы принимать участие в такой акции. 23,6% респондентов готовы организовать такую акцию, а 44,4% готовы принять в ней участие.
Таким образом, для активного включения школьников и реализации их потенциала в первую очередь необходимы организационные структуры, поскольку в значительной части они не чувствуют в себе наличия ресурсов для организации подобных акций. Кроме того, нежелание самостоятельно организовывать такие акции может свидетельствовать о воспринимаемом низком уровне личной результативности в области гражданского участия.
Обращает на себя внимание, что школьники из сельской местности выражают более высокую готовность организовать акцию в области благоустройства. Данное обстоятельство может быть объяснено, как с точки зрения большей эмоциональной вовлеченности, так большей готовностью реализовывать совместные инициативы в небольших местных сообществах, т.е. большей воспринимаемой личностной эффективностью и результативностью гражданской активности.
Ответы на вопрос об информированности школьников о наличии институционализированных структур вовлечения показывают, что только половина респондентов (52,4%) осведомлена о работе общественных организаций, в том числе молодежных (таблица 7).
Несмотря на то, что осведомленность о наличии общественных организаций остается низкой, 44,8% опрошенных считают, что от их деятельности есть большая польза, и только 24,8% указывают, что польза от таких организаций незначительна (таблица 8).
Согласно полученным данным, подавляющее большинство опрошенных школьников хотели бы принимать участие в деятельности общественных организаций (63,6%), четверть респондентов (25,6%) не хотели бы принимать участие в работе общественных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что школьники высоко оценивают уровень своей гражданской активности и принимают участие в различных формах гражданской активности. Только 9,6% респондентов не принимали участие ни в одной из указанных форм гражданской активности. Таким образом, можно отметить высокий уровень эмоциональной вовлеченности современных школьников в общественную жизнь, что может рассматриваться как фактор будущей гражданской активности.
Высокий уровень эмоциональной вовлеченности может быть использован не только в конструктивных целях, но чаще в рамках организованной протестной активности, акций гражданского неповиновения, онлайн активности, что обуславливает необходимость работы со школьниками в целях включения их в конструктивные формы гражданского участия для решения проблем местного сообщества.
Согласно данным, представленным в таблице 9, только 17,2% опрошенных школьников готовы лично принять участие в протестной акции. Но в целом, достаточно большая часть респондентов (48%) положительно относятся к протестной активности.
Только 16,4% опрошенных школьников считают, что граждане не имеют права выходить на несогласованные акции протеста (таблица 10).
В целом, рассмотренные выше результаты совпадают с мнением экспертов. Все эксперты высказались, что молодежь активна, однако активность носит в основном стихийный, слабо организованный характер. Высокий уровень гражданской активности молодежи наблюдается уже в более старшем возрасте – в образовательных организациях высшего образования, стройотрядах. На уровне школы гражданские инициативы представлены незначительно.
Эксперт 21:Школьники активно вовлекается в различные культурно-массовые мероприятия, создание и их организацию. Очень развито спортивное направление.
Эксперт 30: Практика такова, что искусственно исключаются школьники из партисипаторного бюджетирования, поскольку участвовать можно только с 16 лет. Если бы было с 14 лет, можно было бы развивать инициативное бюджетирование в школах, поэтому надо принимать иной закон чтобы вовлекать школы в этот процесс. Таким образом, на лицо не понимание, что участие – это социальная технология.
По мнению экспертов, молодежь посредством сети Интернет активно вовлекается в разнообразные неконструктивные формы активности, в протесты, в этой связи, важно формировать молодёжные объединения на территории своего муниципального образования.
Эксперт 18: Школы и прочие молодёжные объединения непосредственно должны формировать молодежные объединения при муниципалитете. Если на местах работа будет выполняться должным образом, то в целом по стране мы будем иметь положительную тенденцию к формированию молодого человека.
По мнению экспертов, важным механизмом развития гражданской активности является личный пример, а также организационные условия для создания полноценного диалога с молодежью.
Эксперт 20:Необходим учет мнения молодежи и его реализация. Серьезным негативным воздействием на гражданские инициативы молодежи оказывает навязывание какого-либо мнения со стороны, которого они не придерживаются. Необходимо быть аккуратными, вставать на их позицию и придерживаться в какой-то степени их точки зрения.
Также эксперты отметили, что в целом органы местного самоуправления, органы государственной власти не заинтересованы во взаимодействии с молодежью в процессе решения вопросов местного значения, в силу того, что органы не понимают целей этого взаимодействия.
Эксперт 21:Органы не понимают, не видят в этом смысла. К тому же являются слишком возрастными и зачастую просто думают, что молодежь – это угроза. Необходимо изменить подход и рассматривать молодежь как потенциал, в рамках которого можно расширить границы реализации работы и программы муниципального образования.
По мнению экспертов, именно организационная работа способна поддерживать инициативы школьников и выстраивать им жизненную траекторию.
Эксперт 6: На мой взгляд, школы, вузы и молодежные объединения играют большую роль в формировании активной гражданской позиции. Как правило, одной идеи и желания недостаточно, необходима помощь и поддержка извне. Школы и учреждения среднего и высшего образования должны всячески поддерживать инициативных ребят и помогать им в реализации их начинаний. Большая роль сохраняется и за органами государственной власти и органами местного самоуправления, поскольку в их руках сконцентрированы ключевые ресурсы, которые как правило необходимы молодым людям в осуществлении их общественно полезной деятельности.
Заключение (Conclusions). Результаты исследования показывают важность знаний в области возможностей участия и восприятия результативности гражданственности при объяснении будущей вовлеченности школьников в различные формы гражданской активности. Различные формы самоорганизации в рамках школы оказывают положительное влияние на развитие гражданской и политической активности обучающихся.
Одной из форм такого вовлечения может стать практика инициативного бюджетирования в школах. Тем не менее, в настоящее время указанный проект носит точечный характер и не получил массового распространения. Положительно повлиять на развитие гражданской и в дальнейшем политической активности учащихся могут и такие формы как участие в школьном самоуправлении, работа в школьном совете, различные имитационные игры (имитация судебных процессов, парламентских дебатов, выборов и т.п.).
Кроме того, важнейшим фактором выступает вовлечение молодежи в деятельность общественных организаций и гражданских инициатив в школе. Участие школьников в общественных объединениях и организациях будет способствовать развитию их гражданской активности и станет одним из источников социального капитала. Поэтому необходимо развивать взаимодействие школ и местных общественных организаций, а также создавать разнообразные школьные структуры для формирования гражданской ответственности, коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.
Список литературы
Доманов В. Г. Гражданское соучастие (участие) // Словарь по политологии / Под ред. В. Н. Коновалова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.
Какабадзе Ш. Ш., Зайцев Д. Г., Звягина Н. А., Карастелев В. Е. Институт гражданского участия: проверка деятельностью субъектов // Полис. Политические исследования. 2011. № 3. С. 88-108.
Мартынова Т. Н., Яницкий М. С., Зеленин А. А., Пфетцер С. А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образования в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 160-167.
Никовская Л. И., Скалабан И. А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. C. 43-60.
Филоненко В. И., Мосиенко О. С., Магранов А. С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Т. 27, № 1. С. 96-103. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6234
Barrett M., Pach D. Youth Civic and Political Engagement. London: Routledge, 2019. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429025570
Bennett E. A., Cordner A., Klein P. T., Savell S., Baiocchi G. Disavowing politics: Civic engagement in an era of political skepticism // American Journal of Sociology. 2014. № 119 (20). Pp. 518-548. DOI: https://doi.org/10.1086/674006
Couldry N., Jenkins H. Participations: Dialogues on the Participatory Promise of Contemporary Culture and Politics // International Journal of Communication. 2014. № 8. Pp. 1107-1112.
Couldry N., Mejias U. A. Data Colonialism: Rethinking Big Data’s Relation to the Contemporary Subject // Television & New Media. 2018. № 20 (4). Pp. 336-349. DOI: https://doi.org/10.1177/1527476418796632
Ekman J., Amna E. Political Participation and Civic Engagement: Towards A New Typology // Human Affairs. 2012. № 22. Pp. 283-300. DOI: https://doi.org/10.2478/s13374-012-0024-1
Houston D. J. and Harding L. H. Public trust in government administrators explaining citizen perceptions of trustworthiness and competence // Public Integrity. 2014. № 16 (1). Pp. 53-76.
Kaase M. Mass participation // Continuities in political action; Jennings M. K. and Van Deth J. W. et al. (eds.). Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1990. Pp. 23-67.
Metzger A., Ferris K. A., Oosterhoff B. Adolescents’ Civic Engagement: Concordant and Longitudinal Associations among Civic Beliefs and Civic Involvement // Journal of Research on Adolescence. 2019. № 29 (4). Pp. 879-896. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12423
Middaugh E., Clark L. S. and Ballard P. J. Digital Media, Participatory Politics, and Positive Youth Development // Pediatrics. 2017. № 140 (2). Pp. 127-131. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758Q
Torney-Purta J. The school’s role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. № 6 (4). Pp. 203-212. DOI: https://doi.org/10.1207/S1532480XADS0604_7
Wicks R. H., Wicks J. L., Morimoto S. A., Maxwell A., Schulte S. R. Correlates of political and civic engagement among youth during the 2012 presidential campaign // American Behavioral Scientist. 2014. № 58 (5). Pp. 622-644. DOI: https://doi.org/10.1177/0002764213515226