Практики социально-гуманитарного сотрудничества российских регионов с молодыми соотечественниками за рубежом
Aннотация
Молодые российские соотечественники, проживающие за рубежом, рассматриваются как интеллектуальный и социокультурный ресурс развития гуманитарных связей с зарубежными странами и внешней политики России. В настоящее время практика взаимодействия с молодыми соотечественниками осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Однако это направление государственной политики в отношении соотечественников в регионах развито в меньшей степени, по сравнению с программами переселения соотечественников на территорию субъектов РФ. В статье рассматривается опыт социально-гуманитарного сотрудничества регионов с молодыми соотечественниками. Цель статьи состоит в изучении лучших практик социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в регионах России, а также в поиске возможностей расширения практики этого взаимодействия. Методология исследования основана на системно-деятельностном подходе к анализу лучших практик социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками. В работе использованы следующие методы исследования: анализ официальных документов, статистических данных, контента веб-сайтов организаций, осуществляющих социально-гуманитарное сотрудничество с молодыми соотечественниками, анализ контента специализированного журнала для соотечественников «Русский век» за 2019 год, экспертный опрос. В результате исследования определены лучшие практики социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в таких регионах как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и ЯНАО. Анализ контента журнала «Русский век» показал, что журнал уделяет слабое внимание информации для такой целевой аудитории как молодые соотечественники. На основе экспертного опроса выявлены возможности социально-гуманитарного сотрудничества регионов с молодыми соотечественниками. В заключении сформулированы проблемы социально-гуманитарного сотрудничества регионов с молодыми соотечественниками и рекомендации по их решению. Выводы и предложения могут служить основой для совершенствования социально-гуманитарного сотрудничества регионов с молодыми соотечественниками.
Ключевые слова: соотечественники за рубежом, молодежь, молодые соотечественники, государственная поддержка, социально-гуманитарное сотрудничество, лучшие практики
Введение (Introduction). В последние годы усилился негативный медиаобраз России в зарубежных СМИ[1]. В этих условиях особенно актуальным представляется развитие социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми российскими соотечественниками за рубежом как инструмента «мягкой силы».
Под социально-гуманитарным сотрудничеством в статье понимается взаимодействие органов власти и общественных организаций с молодыми российскими соотечественниками в области образования, культуры, русского языка, молодежных проектов и обменов, въездного туризма.
Еще в 2012 г. Президент России В.В. Путин подчеркнул важность работы с соотечественниками: «Россия нуждается в притоке новых сил… Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые … считают Россию своей родиной»[2]. Энергия и достижения соотечественников укрепляют влияние и репутацию России в мире. Чтобы сохранить и поддерживать данную тенденцию, важно наладить сотрудничество с молодыми соотечественниками, проживающими за рубежом. Взаимодействие с ними позволяет обогатить Россию и ее регионы, расширить присутствие России в мире, сформировать чувство принадлежности у многих молодых людей в других странах. Лучше всего для этих целей подходит социально-гуманитарное сотрудничество.
Взаимодействие с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, включает следующие направления:
• поддержка соотечественников в целях улучшения их жизни в странах их постоянного проживания;
• помощь российским соотечественникам и их потомкам в развитии и сохранении своей идентичности, а также их близости и связей с Россией;
• работа в партнерстве с российскими соотечественниками для обеспечения мира и процветания в России.
Каждое из указанных направлений в России реализуется как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Многоуровневый подход к работе с российской диаспорой в наибольшей степени отвечает ее многонациональному характеру, позволяет выстраивать отношения субъектов РФ с соотечественниками напрямую. При этом рост внимания органов государственной власти к работе с российскими соотечественниками на современном этапе обусловлен значительным количеством лиц, эмигрирующих из России – около 400 тыс. человек ежегодно уезжают за пределы Российской Федерации, формируя так называемую «новую диаспору».
Кроме того, существенное изменение претерпели и каналы коммуникации, что особенно остро проявилось в условиях пандемии COVID-19. Современные средства мобильной связи и широкодоступные социальные сети позволяют выстраивать коммуникации более эффективно, быстро, развивать двусторонние каналы взаимодействия. Поэтому необходимо создавать новые и обновлять существующие каналы коммуникации с молодыми российскими соотечественниками.
Цель статьи состоит в изучении лучших практик социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в регионах России, а также в поиске возможностей расширения такого взаимодействия. Особый интерес представляют направления, содержание и формы работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации с молодыми соотечественниками, а также каналы коммуникации с ними.
Методологияиметоды (Methodology and methods). Зарубежные исследователи уделяют достаточно большое внимание проблемам диаспор, их влиянию на процессы, происходящие в обществе, а также вопросам политики в отношении диаспор: (Clifford, 1994), (Levy, Weingrod, 2004), (Brubaker, 2005), (Cohen, 2008), (Brinkerhoff, 2008), (Brinkerhoff, 2009), (Knott, McLoughlin, 2010), (Kunz, 2012), (Gamlen, 2014), (Ragazzi, 2014), (Sinatti, Horst, 2015), (Tölölyan, 2017) и др.
Общие вопросы сотрудничества, взаимодействия и коммуникации с соотечественниками рассматривают в своих работах (Петухов, 2007), (Полетаев, 2010), (Грачев, Герцун, 2012), (Турко, Родионова, 2015), (Андреева, Дергунова, 2016), (Шарков, Аверин, 2018) и др.
Отдельной темой является сохранение и продвижение русского языка и культуры (Сибилёв, 2011), (Рамазанова, 2015), (Артемьева, Черноперов, 2017) и др. Авторы анализируют отдельные аспекты сохранения, развития и распространения русского языка среди соотечественников, проживающих за рубежом, изучаются проблемы обучения русскому языку российских соотечественников, методике его преподавания.
Региональный опыт взаимодействия с соотечественниками представлен в работах исследователей по следующим регионам: Калининградская область (Емельянова, 2009), Кемеровская область (Халиулина, Данько, 2014), Татарстана (Гиматдинов, Насыров, 2015), Тамбовская область (Струсов, Юхачёв, 2016), регионы Сибирского федерального округа (Безгачева, 2016), Санкт-Петербург (Прохоренко, Ильинская, 2016), Самарская область (Товченко, 2016) и др. В большинстве случаев на региональном уровне освещаются проблемы переселения соотечественников.
Публикаций, посвященных поддержке именно молодых соотечественников, чрезвычайно мало: до начала нашей работы над данной темой на сайте elibrary.ru нам удалось найти только две публикации (Асадов, 2014), (Юданов, 2017).
Таким образом, следует отметить достаточно высокую междисциплинарную проработанность проблемы государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Однако, несмотря на значительное число исследований в разных областях научного знания по проблемам соотечественников, приходится констатировать небольшое количество российских научных работ, непосредственно посвященных изучению поддержки молодых соотечественников, особенно в региональном аспекте.
В работе рассматриваются лучшие практики социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в субъектах Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, ЯНАО. Для их анализа используется системно-деятельностный подход к социально-гуманитарному сотрудничеству.
Лучшие практики в области сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом, составляют не единичные мероприятия, а долгосрочные проекты в рамках реализации государственных программ субъектов Российской Федерации. Единственный субъект РФ, в котором работа ведется на основе специального закона, – город Москва[3].
Критериями отнесения региональных практик социально-гуманитарного сотрудничества к числу «лучших» являются: наличие законодательной региональной базы, масштаб проекта, число вовлеченных в проект молодежи, отклики в социальных сетях, упоминания в СМИ.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ официальных документов (отчетных, информационных и аналитических) органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализующих мероприятия в сфере социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками.
2. Анализ статистических данных, характеризующих состояние социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в регионах России.
3. Анализ контента веб-сайтов органов власти и организаций, осуществляющих социально-гуманитарное сотрудничество с молодыми соотечественниками.
4. Анализ групп в социальных сетях ВКонтакте и Facebook.
5. Анализ контента специализированного журнала для соотечественников «Русский век» за 2019 год.
6. Экспертный опрос.
Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). Зарождение международной деятельности субъектов Российской Федерации, как отдельного направления государственной политики, обусловлено трансформацией экономических процессов, интенсивным развитием внешнеэкономических связей в 1990-х гг. С 2000-х годов международное сотрудничество субъектов Российской Федерации приобрело культурно-гуманитарный характер. Как показывает контент-анализ сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их аналитических материалов в области взаимодействия с соотечественниками, более трети мероприятий, реализуемых субъектами в области внешних связей, реализуются именно в области культурного и гуманитарного сотрудничества, в сферах науки, молодежной политики.
Для реализации мероприятий в области социального, культурного и гуманитарного сотрудничества с соотечественниками субъекты РФ создают специальные учреждения и унитарные предприятия. Например, в Москве функционируют Московский дом соотечественника (ГКУ), Московский центр международного сотрудничества (ГУП), Дома Москвы в Риге, Минске, Ереване, Сухуми, Вильнюсе, Бишкеке и Софии. Также создан «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына» (ГБУ).
В Татарстане с 2010 года плодотворно работает Координационный совет по делам соотечественников при Президенте Республики Татарстан – межведомственный орган, который обеспечивает координацию реализации государственной политики в отношении соотечественников.
Рассмотрим более подробно направления социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в регионах России.
1. Проведение комплексных презентаций туристического и культурно-гуманитарного потенциала региона. Регионы России реализуют программы презентационных мероприятий за рубежом на базе российских центров науки и культуры в рамках соглашений о взаимодействии между Россотрудничеством и субъектом Российской Федерации. В их рамках представители субъектов РФ презентуют свои программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, объясняют порядок и условия переселения, в том числе показывают конкретные муниципалитеты как территории для вселения. Ряд субъектов проводит именные дни в зарубежных странах. Так, Правительство Москвы проводит «Дни Москвы» в ряде стран Балтии, Юго-Восточной Азии, Европы.
Так же органы государственной власти субъектов РФ при взаимодействии с МИД России, Россотрудничеством проводят свои мероприятия, направленные на ознакомление широкой общественности со спецификой регионов, на общих федеральных площадках за рубежом. Так, в рамках празднования 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон на российском стенде были представлены книги, рассказывающие о возрождении духовных традиций на Ямале[4].
Ведущие петербургские театры при содействии Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга проводят новогодние представления для детей дошкольного возраста и учеников средних учебных заведений из числа российских соотечественников[5]. Такие мероприятия проводятся в Нарве, Даугавпилсе, Вильнюсе.
2. Реализация молодежных проектов и обменов. Приоритетом в работе большей части регионов России с соотечественниками, проживающими за рубежом, определена поддержка молодежных инициатив и реализация проектов международного молодежного сотрудничества.
Признание, высокую оценку и поддержку МИД России ежегодно получает Международный форум-фестиваль молодежи «Мы за мир во всём мире!» (г. Китен (Республика Болгария)[6]. Форум, проводящийся ежегодно с 2009 г. в последнюю неделю августа, служит идеям развития интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения соотечественников, проживающих за рубежом, продвижения идеи мира и содружества, укрепления роли русского языка и русской культуры. Международный форум-фестиваль молодёжи «Мы за мир во всём мире!» проводится в рамках реализации государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодёжной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014-2021 годы» и «Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности на 2014-2021 годы».
В Татарстане «организован Международный молодежный образовательный форум «Сәләт», который объединил 15 тыс. представителей талантливой молодежи из российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья (Австралия, США, Канада, Германия, Испания, Чехия Финляндия, Турция, ОАЭ)»[7]. В целях более детального и углубленного изучения истории своей родины для младшего поколения соотечественников регулярно проводятся выставки, форумы, фестивали, кинопоказы и встречи с известными деятелями культуры.
Также оказывается поддержка социально незащищенным слоям российской диаспоры – студентам-соотечественникам, обучающимся в вузах с преподаванием предметов на русском языке в государствах Балтийского региона, Азербайджане, Армении, Молдавии и Приднестровье в рамках реализации специальных программ (например, «Стипендия Мэра Москвы»[8], Именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга[9]). Необходимо отметить, что стипендии пользуются большой популярностью у студентов стран СНГ и Балтии. Так, программа «Стипендия мэра Москвы» позволила получить высшее образование почти 5000 наших соотечественников. Сегодня эту стипендию единовременно получают около 200 русскоязычных студентов[10].
3. Поддержка и популяризация русского языка и культуры народов России. Субъекты Российской Федерации осуществляют поддержку образовательных школ с преподаванием на русском языке, воскресных школ и курсов русского языка. Им оказывается помощь в обеспечении учебно-методической литературой и иными материалами по русскому языку, культуре и истории России. Для русистов-соотечественников, работающих в учебных заведениях ближнего и дальнего зарубежья, проводятся выездные семинары по повышению квалификации. Организуются круглые столы и конференции по вопросам преподавания русского языка, которые были организованы при содействии Правительства Москвы в семи странах: Мексике, Перу, Франции, Бельгии, Люксембурге, Ирландии, Узбекистане. Были выделены средства на закупку оргтехники, учебного оборудования для русских школ и библиотек в 12 странах. Учебно-методическая и другая литература предоставлена школам и детским садам в 15 странах[11].
Широкую популярность приобрел Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов, живущих и работающих за рубежом, который проводится с 2000 года при участии Правительства Москвы, редакции «Российской газеты», Министерства иностранных дел, Россотрудничества, фонда «Русский мир». За все годы конкурса в нем приняли участие более 5000 русистов из многих стран мира, а 900 из них стали лауреатами. Всего в нем принимали участие представители 23 стран мира[12].
В рамках Международного форума-фестиваля молодежи «Мы за мир во всем мире!» при поддержке Россотрудничества была организована образовательная площадка «Русский язык в диалоге культур» с привлечением международных и российских экспертов в области русского языка [13]. Впервые за 8 лет существования Форума участники из числа соотечественников, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья, смогли пройти курс основ изучения и преподавания русского языка в поликультурной среде. В число слушателей образовательной площадки были включены рекомендованные представительствами Россотрудничества студенты-филологи и преподаватели русского языка за рубежом из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Китая, Таджикистана и Узбекистана. В формате стратегической дискуссии участникам Форума было предложено задуматься о судьбе русского языка в эпоху глобализации, рассмотрев его различные варианты в развивающейся системе русскоязычного мира.
Республики осуществляют взаимодействие с представителями соответствующих народов России, проживающих за рубежом. Так, при поддержке республики Татарстан проводится Всемирный форум татарской молодежи (с 2004 г.) [14]. Были организованы молодежные татарские организации в Казахстане, Великобритании, Германии, государствах Балтии. В августе 2018 г. успешно проведен Восьмой Всемирный форум с участием более 1 тысячи представителей 30 государств. Также интересен опыт проведения национального праздника Сабантуй в 27 государствах мира[15].
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга проводит ежегодный комплекс культурно-просветительских мероприятий «Театральный Петербург» для детей российских соотечественников, проживающих в настоящее время за рубежом и занимающихся в театральных студиях или кружках, в возрасте от 12 до 17 лет. «В VI культурно-образовательной программе по истории и культуре России и Санкт-Петербурга «Театральный Петербург» приняли участие российские соотечественники, проживающие в Армении, Германии, Греции, Иордании, Ирландии, Испании, Италии, Казахстане, Кипре, Латвии, Литве, Нидерландах, Словении, Украине, Финляндии, Франции и Эстонии»[16].
4. Участие молодых соотечественников в региональных проектах гражданско-патриотической направленности. Большое значение при взаимодействии с соотечественниками уделяется сохранению исторической памяти. Регулярно проводится Всемирный молодёжный форум российских соотечественников.
Правительство ЯНАО реализует проекты, направленные на сохранение и продвижение исторической правды о победе России в Великой Отечественной войне. В рамках проекта «Наша история – наша Победа!» члены патриотических клубов из 10 стран мира вместе с жителями Ямала восстанавливают памятники погибшим в Крыму, Ленинградской области и Республике Молдова. «В 2018-м участие в проекте приняли молодёжь из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и студенты-ямальцы. Площадкой стали города-герои Москва и Санкт-Петербург»[17].
С 2015 г. на Ямале проводится ежегодный конкурс патриотической песни «Дорогами поколений» в целях «пропаганды патриотических и нравственных ценностей в молодёжной среде, воспитания художественного вкуса и приобщения молодых исполнителей к лучшим образцам отечественной культуры и искусства»[18].
Кроме того, соотечественников привлекают к проекту по очистке Арктики[19].
5. Содействие взаимодействию некоммерческих организаций в рамках совместных инициатив. В целях реализации некоммерческими организациями проектов международного культурно-гуманитарного сотрудничества органы государственной власти субъектов РФ сотрудничают с некоммерческими организациями, а также активно поддерживает добровольческие общественные инициативы.
Так, в ЯНАО был реализован гуманитарный проект «Дорога добра», в ходе которого немецкой стороной был приобретён, переоборудован и передан в собственность организации «Таганай» микроавтобус для нужд людей с ограниченными возможностями. Для доставки микроавтобуса был организован автопробег «Дорога добра» по маршруту «Дюссельдорф-Ноябрьск»[20].
6. Реализация проектов в рамках устойчивых долгосрочных партнерских связей. Важным направлением работы с соотечественниками является поиск и привлечение экономического и научного потенциала наших соотечественников для модернизации экономики России.
Субъекты Российской Федерации представляют свои инициативы в рамках проекта «Русский Дом», который является площадкой для продвижения среди представителей международных деловых и официальных кругов, собирающихся в швейцарском Давосе в дни проведения Всемирного экономического форума[21].
7. Информирование соотечественников через СМИ. Находясь за тысячи километров от Родины, соотечественники нуждаются в информационном обмене с земляками. Формы поддержки не ограничены русско- и мульти- язычной периодикой. Субсидируются издательские проекты, осуществляется поддержка интернет-проектов в информационной среде, поддерживаются русскоязычные СМИ и медиа порталы (например, телеканал «Большая Азия» с видео материалами, публикациями онлайн, обзорами и прямой речью). По заказу МИД России издается специализированный журнал «Русский мир» для соотечественников, проживающих за рубежом.
Нами был проведен анализ контента журнала «Русский мир» за 2019 год на предмет объема внимания, которое данное издание уделяет публикациям, содержащим информацию о социально-гуманитарном сотрудничестве регионов РФ с молодыми соотечественниками. Анализ показал, что всего в 2019 году в 12-ти номерах данного издания было опубликовано 231 статья. Из них всего 10 статей за год было адресовано такой целевой аудитории как молодежь (чаще всего студенты). Это составляет 4,3% от общего количества публикаций. Большинство публикаций в этом журнале посвящено проблемам переселения и трудоустройства соотечественников и чрезвычайно мало публикаций относится к теме социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками. Из 10 публикаций для молодежи 8 – это информация о прошедших мероприятиях для молодых соотечественников, а 2 – это анонсы будущих мероприятий. Так, например, на Балтийском форуме соотечественников, который прошел в Ленинградской области уже в девятый раз, «Николай Межевич, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ, в своём выступлении отметил, что на текущий момент Россия не может радикально изменить политику Таллина, Риги, Вильнюса в отношении соотечественников. В этой ситуации помощь возможна посредством практики малых дел: поддержки государственных праздников, возможности визитов прежде всего молодёжных и детских организаций»[22].
Таким образом, в результате анализа лучших региональных практик социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками были выявлены основные направления деятельности в данной сфере. «Действительно, ряд субъектов Российской Федерации активно работает на этом направлении и накопил значительный опыт. В то же время другие регионы встречаются с некоторыми трудностями»[23].
В 2018 году в рамках исследования на тему «Международный опыт работы с молодежью» был проведен экспертный опрос[24]. В число экспертов вошли 11 представителей Свердловской области от органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, общественных организаций, высших учебных заведений, осуществляющих социально-гуманитарное сотрудничество с молодыми соотечественниками. Часть вопросов была посвящена возможностям участия региона, вузов и общественных организаций в социально-гуманитарном сотрудничестве с молодыми соотечественниками.
Эксперты считают, что молодые соотечественники нуждаются в разных формах социально-гуманитарного сотрудничества:
Эксперт 3: «Нужна информационная и консультационная поддержка, привлечение к образовательно-культурным мероприятиям, встречам с соотечественниками».
Эксперт 4:«Требуется создание специализированных информационных программ, направленных на вовлечение молодежи и ознакомление их с процессами, происходящими в России».
Эксперт 5: «Чтобы у молодых соотечественников была возможность поддерживать свою культуру, чтобы они не теряли российские корни».
Эксперт 10:«Когда мы ездили в Финляндию, там есть русский клуб города Хельсинки, мы с ними сотрудничали. Главный запрос был на книги, они просили литературу, они просили какие-то пластинки. Им надо было это, чтобы организовывать свои вечера и встречи».
Эксперт 11:«Создание культурной среды, сохранение, продвижение культуры. Сейчас разрабатывается интернет-проект, когда мы могли бы это делать удаленно, в электронном виде, не всегда есть возможность поездок. Мы продолжаем общение, обучение, вебинары. Это очень актуально, малозатратно и востребовано».
На вопрос «По каким приоритетным направлениям нужно осуществлять поддержку молодых соотечественников за рубежом?» наши эксперты назвали самые разные направления социально-гуманитарного сотрудничества:
Эксперт 1: «Первое, это понятно, это развитие международного и межрегионального сотрудничества. Во-вторых, это поддержка и взаимоотношения с общественными организациями. И третье, что очень актуально, это поддержка волонтерской деятельности».
Эксперт 6: «Первое – это образовательная деятельность. Для вузов это, пожалуй, главное направление. Вместе с ней – наука. А третье направление – социальная работа, социально-культурные мероприятия, спорт».
Эксперт 8: «Это организация отдыха детей... Плюс это культура: организация разных выставок, концертов творческих коллективов, ещё что-нибудь, чтобы русский язык он наполнял, чтобы он звучал».
Эксперт 10:«Культурный обмен; работа волонтеров; журналистика и киносъемка; спортивный яхтинг; туризм, краеведение; обучающие программы методике жизни в разновозрастном объединении».
Наши эксперты предложили также конкретные формы работы и мероприятия для молодых соотечественников:
Эксперт 1: «Думаю, что было бы неплохо проводить у нас на территории международные лагеря, куда приглашать молодых соотечественников. Лагеря могут проводиться по разным темам».
Эксперт 2: «Вовлечение молодых соотечественников в экологические, благотворительные проекты; сдвиг «идейного фокуса» с политически-патриотического на гуманистический».
Эксперт 3: «Выделять молодым соотечественникам гранты на стажировки в Российских вузах».
Эксперт 5: «Программы по молодежному предпринимательству».
Эксперт 10:«Изучение культурного наследия; обучение волонтеров; спорт, здоровье, семья, друзья; творческие фестивали: уличное искусство, флеш-мобы, чтение стихов, поэтические батлы и другое; профессиональная деятельность; дипломатическое и бытовое общение; диалог в форме диспутов, форумов, встреч, дискуссий; популяризация национальных особенностей одежды, танцев, ремесел, кухни и общности интересов, ценностей разных народов России; современные вызовы – обсуждение и поиск путей решения общих глобальных проблем».
Заключение (Conclusions). На основе результатов проведенного исследования можно выделить некоторые проблемы в сфере социально-гуманитарного сотрудничества регионов с молодыми соотечественниками.
Одна из наиболее значимых проблем – это отсутствие полноценного информационного взаимодействия между соотечественниками и органами власти. Несмотря на то, что сообщения о событиях размещены на сайте Россотрудничества, учреждений, органов власти, на отдельных сайтах самих мероприятий, соотечественник, проживающий за рубежом, вряд ли их увидит и присоединиться, поскольку единого ресурса, агрегирующего мероприятия и сортирующего их по странам, целевым аудиториям нет. Таким образом, целесообразно было бы создать единый портал-агрегатор проводимых мероприятий для молодых соотечественников с календарем событий для более информативного освещения различных направлений социально-гуманитарного сотрудничества с молодыми соотечественниками в регионах России.
Сложно найти информацию о планируемых мероприятиях на сайтах субъектов Российской Федерации. В основном на сайтах субъектов РФ представлена информация-справка о проведенных мероприятиях, либо устаревшая информация.
Интересной могла бы стать инициатива запуска тематических групп в соцсетях для размещения новостей в этой сфере и информирования молодых соотечественников. Молодежь живо откликается на подобные проекты, активно участвует в них, распространяет позитивный опыт в странах пребывания.
Необходимо собирать и анализировать обратную связь о проводимых мероприятиях, представлять подробные фото, видео отчеты и обзоры результатов проведенных мероприятий. Для инициирования взаимодействия необходимо размещение форм обратной связи для направления пожеланий и предложений о социально-гуманитарном сотрудничестве.
Еще одной важной проблемой является недостаточное вовлечение во взаимодействие с соотечественниками общественного сектора и граждан. Фактически реализация государственной политики сводится к инициативам органов государственной власти, их подведомственных учреждений. Несмотря на то, что Комплексный план[25] направлен на активизацию самих соотечественников, анализ его мероприятий показывает доминирование бюрократического подхода к реализации данной государственной политики. Необходимо расширить участие общественных молодежных организаций и движений в социально-гуманитарном сотрудничестве с молодыми соотечественниками, необходимо методическое сопровождение и организационная поддержка их деятельности.
Фактически социально-гуманитарное сотрудничество является приоритетом только для двух субъектов РФ – Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый регион самостоятельно решает, какие направления социально-гуманитарного сотрудничества с соотечественниками реализовывать. Ограниченность финансовых ресурсов вынуждает регионы выбирать тему и инструменты сотрудничества. Особо выделяются две основные темы – это патриотическое воспитание и культура.
Сегодня отсутствуют механизмы для обмена опытом между субъектами РФ, поэтому предлагается обобщать практические наработки и полученный опыт в виде специального ежегодного сборника «Лучшие практики и инициативы работы с молодыми соотечественниками за рубежом» и молодым соотечественникам, органам власти и учреждениям, реализующим социально-гуманитарное сотрудничество с ними на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В этой связи целесообразно дополнить ст. 8 проекта закона «О молодежной политике в Российской Федерации»[26] положениями, устанавливающими полномочия федеральных органов власти по осуществлению координации и методического руководства органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области взаимодействия с молодыми соотечественниками, проживающими за рубежом.
В условиях пандемии COVID-19 социально-гуманитарное сотрудничество и поддержка молодых соотечественников приобретают новые формы. Отменяются или переносятся мероприятия, связанные с въездным туризмом соотечественников, многие мероприятия переводятся в on-line формат. Вероятно, в пост-ковидную эпоху новые формы дистанционного взаимодействия с молодыми соотечественниками сохранятся и получат более широкое распространение в практике социально-гуманитарного сотрудничества регионов России. Эти изменения могут стать предметом дальнейших исследований.
[1] Россия в материалах иностранных СМИ. URL: https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/i/files/Rossiya_Segodnya_research.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
[2] Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 28.08.2020).
[3] О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы: Закон города Москвы от 23 сентября 2009 г. № 37 (в ред. от 20 февраля 2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[4] Донская С. Афон: 1000 лет русского монашества URL: https://russkiymir.ru/publications/203514/ (дата обращения: 28.08.2020).
[5] Новогодние представления для детей из стран Балтии. URL: http://spbrumir.ru/?p=3291 (дата обращения: 28.08.2020).
[6] Международный форум-фестиваль молодёжи «Мы за мир во всём мире!». URL: http://forumyamal.ru/ (дата обращения: 28.08.2020).
[7] Международный молодежный образовательный Форум Сәләт. URL: http://selet.biz/projects/vse-proekty/s-l-t-forumy/ (дата обращения: 28.08.2020).
[8] В странах Балтии отметили 20-летие программы «Стипендия Мэра Москвы». URL: https://www.ural.kp.ru/daily/26621.5/3638925/ (дата обращения: 28.08.2020).
[9] Подведены итоги конкурсов на право получения именных стипендий Правительства Санкт-Петербурга студентам образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_science/news/176277/ (дата обращения: 28.08.2020).
[10] VI Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом: Итоговый сборник материалов. URL: http://vksrs.com/upload/iblock/f02/f02be32a7dc7b2d8f01e9ad95a9edb04.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
[11] VI Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом: Итоговый сборник материалов. URL: http://vksrs.com/upload/iblock/f02/f02be32a7dc7b2d8f01e9ad95a9edb04.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
[12] Там же.
[13] Международный форум-фестиваль молодёжи «Мы за мир во всём мире!». URL: http://forumyamal.ru/ (дата обращения: 28.08.2020).
[14] Всемирный форум татарской молодежи. URL: http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/viii-vsemirnyy-forum-tatarskoy-molodezhi/ (дата обращения: 28.08.2020).
[15] VI Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом: Итоговый сборник материалов. URL: http://vksrs.com/upload/iblock/f02/f02be32a7dc7b2d8f01e9ad95a9edb04.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
[16] В VI культурно-образовательной программе по истории и культуре России и Санкт-Петербурга «Театральный Петербург» приняли участие 83 российских соотечественника из 17 стран. URL: http://kvs.spb.ru/news/52354/?category=145 (дата обращения: 28.08.2020).
[17] «Наша история – наша Победа!»: ямальцы и молодые соотечественники, проживающие за рубежом, участвуют в совместном патриотическом проекте. URL: https://www.yanao.ru/presscenter/news/9745/ (дата обращения: 28.08.2020).
[18] Положение о проведении XX открытого конкурса молодых исполнителей патриотической песни «Дорогами поколений», посвященного празднованию 75-годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. URL: http://yamalrcpv.ru/wp-content/uploads/2019/12/%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95-%D0%94%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%90%D0%9C%D0%98-%D0%9F%D0%9E%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%99-2020-1.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
[19] Соотечественники из Белоруссии готовы участвовать в программе Северный широтный ход и в очистке Арктики. URL: https://www.ruvek.ru/publications/sootechestvenniki_iz_belorussii_gotovy_uchastvovat_v_programme_severnyy_shirotnyy_khod_i_v_ochistke_arktiki_11369/ (дата обращения: 28.08.2020).
[20] Проект «Дорога добра» поможет инвалидам Ноябрьска. URL: https://www.vesti.ru/article/1510583 (дата обращения: 28.08.2020).
[21] VI Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом: Итоговый сборник материалов. URL: http://vksrs.com/upload/iblock/f02/f02be32a7dc7b2d8f01e9ad95a9edb04.pdf (дата обращения: 28.08.2020).
[22] Взгляд на Балтийский форум // Русский век. 2019. № 11. С. 5. URL: https://ruvek.ru/upload/iblock/346/RV_11_2019.pdf (дата обращения: 28.07.2010).
[23] Вклад регионов в налаживание связей с зарубежным Русским миром (интервью директора Департамента по работе с соотечественниками МИД РФ Александра Чепурина). URL: http://ricolor.org/rus/rus_mir/sootechestvenniki/2/ (дата обращения: 14.06.2020).
[24] Отчет о научно-исследовательской работе «Международный опыт работы с молодежью». 2018. Регистрационный номер НИОКТР АААА-А18-118051590102-9. Научный руководитель: Зерчанинова Т.Е., исполнители: А.В. Ручкин, А.С. Никитина, Н.П. Мудрецова, И.С. Тарбеева, Е.А. Гаранина.
[25] Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы: Решение Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом 16 апреля 2018 г. URL: http://grc.rs.gov.ru/uploads/document/file/8941/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%202018-2020.docx (дата обращения: 28.08.2020).
[26] О молодежной политике в Российской Федерации. Законопроект № 993419-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7 (дата обращения: 28.08.2020).
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00760.
Список литературы
Андреева Е. В., Дергунова Н. В. Потребность в общении с соотечественниками как способ сохранения культурной идентичности // Власть. 2016. Т. 24. № 9. С. 172-177.
Артемьева П. А., Черноперов В. Л. Россотрудничество в продвижении русского языка и российской культуры на постсоветском пространстве в 2014-2016 гг.: результаты, проблемы, перспективы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 4 (17). С. 5-15.
Асадов Б. Р. Международная молодежная дипломатия как инструмент формирования имиджа России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2014. № 1 (25). С. 79-88.
Безгачева В. В. Государственная политика Российской Федерации по поддержке зарубежных соотечественников: содержание и механизмы реализации (на примере Сибирского федерального округа в 2000-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 28-33.
Гиматдинов Р. Р., Насыров И. Р. Взаимодействие с соотечественниками на уровне российских регионов: опыт Татарстана // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 3 (42). С. 94-102.
Грачев С. И., Герцун А. А. Роль соотечественников, проживающих за рубежом, в формировании имиджа России // Kant. 2012. № 3 (6). С. 111-113.
Емельянова Л. Л. Адаптация соотечественников-переселенцев из-за рубежа (на примере Калининградской области) // Россия и современный мир. 2009. № 3 (64). С. 73-82.
Петухов Д. В. Социальное и экономическое сотрудничество России с соотечественниками за рубежом // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 1 (53). С. 197-202.
Полетаев Д. В. Сотрудничество с российской диаспорой и соотечественниками за рубежом // Международная экономика. 2010. № 8. С. 39-47.
Прохоренко А. В., Ильинская Д. Р. Совершенствование государственной политики по взаимодействию с соотечественниками за рубежом: опыт Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88). С. 80-89.
Рамазанова Л. А. Сохранение русского языка в семьях соотечественников, проживающих за рубежом // Русский язык за рубежом. 2015. № 6 (253). С. 99-104.
Сибилёв В. И. Соотечественники и положение русского языка за рубежом // Международная жизнь. 2011. № 12. С. 132-139.
Струсов И. А., Юхачёв С. П. Факторы, негативно влияющие на реализацию государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 4. С. 68-71.
Товченко Р. Б. Реализация в Самарской области программ содействия переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом // Вестник международного института рынка. 2016. № 2. С. 94-103.
Турко Т. И., Родионова Г. Г. Сотрудничество с учеными-соотечественниками, работающими за рубежом // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2015. № 2 (15). С. 234-242.
Халиулина В. В., Данько Х. А. Общественное мнение о переселении в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 1 (119). С. 87-95.
Шарков Ф. И., Аверин А. Н. Коммуникация с соотечественниками, проживающими за рубежом: интеграционный подход // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 1. С. 129-142.
Юданов Н. А. Деятельность Россотрудничества по взаимодействию с молодыми соотечественниками, проживающими за рубежом // Гагаринские чтения – 2017: XLIII Международная молодёжная научная конференция: Сборник тезисов докладов. М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2017. С. 1090-1091.
Brinkerhoff J. Creating an Enabling Environment for Diasporas’ Participation in Homeland Development // International Migration. 2009. 50. P. 75-95.
Brinkerhoff J. M. Diasporas and Development. Boulder, Colorado: Lynne Rienner Publishers, 2008.
Brubaker R. The 'Diaspora' Diaspora // Ethnic and Racial Studies. 2005. 28 (1). P. 1-19.
Clifford J. Diasporas // Cultural Anthropology. 1994. 9 (3). P. 302-338.
Cohen R. Global Diasporas. An Introduction. Abingdon, Routledge, 2008.
Diasporas. Concepts, Intersections, Identities / Ed. by K. Knott and S. McLoughlin. London-New York: Zed Books, 2010.
Gamlen A. Diaspora Institutions and Diaspora Governance // International Migration Review. 2014. 48. P. 180-217.
Kunz R. The Discovery of the Diaspora // International Political Sociology. 2012. 6 (1). P. 103-107.
Levy A., Weingrod A. Homelands and Diasporas. Holy Lands and Other Place. Stanford: Stanford University Press, 2004.
Ragazzi F. A Comparative Analysis of Diaspora Policies // Political Geography. 2014. 41. P. 74-89.
Sinatti G., Horst C. Migrants as Agents of Development: Diaspora Engagement Discourse and Practice in Europe // Ethnicities. 2015. 15 (1). P. 134-152.
Tölölyan K. The Contemporary Discourse of Diaspora Studies // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 2007. 27 (3). P. 647-655.