16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3

Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов

Aннотация

С 2013 года в результате реформы высшего образования подготовка кадров высшей квалификации стала ступенью высшего образования. Однако на протяжении последних лет продолжается устойчивое снижение удельного веса лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников аспирантуры. Статья посвящена исследованию причин, приводящих к снижению данного показателя. Для проведения исследования была выбрана качественная стратегия и использовалось два метода сбора данных: анализ документов и свободное интервью. Методом анализа документов проанализированы такие официальные документы как нормативные правовые акты, национальные проекты «Образование» и «Наука», а также статистические сборники и аналитические доклады. Методом свободного интервью были опрошены аспиранты 1 и 2 курсов очной и заочной форм обучения. В результате исследования был сделан вывод о том, что снижение числа защит диссертаций в последнее время отражает низкий уровень эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Новая модель аспирантуры предполагает серьезную образовательную подготовку аспирантов, высококвалифицированных специалистов, что приводит к увеличению аудиторной нагрузки. Необходимость аспиранта работать и увеличение аудиторных занятий приводит к дефициту времени на научную деятельность. Государство предпринимает меры, направленные на совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации. Одной из ключевых задач национальных проектов «Образование» и «Наука», связанной с аспирантурой, является увеличение числа защит кандидатских диссертаций. Предусмотрена также материальная поддержка аспирантов за счет грантов.


Введение (Introduction). На сегодняшний день аспирантура является основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров в России. Начиная с 2013 года, аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Сегодня завершение обучения в аспирантуре предполагает получение диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Нововведения оказали большое влияние на весь процесс обучения в аспирантуре. Основополагающим документом, в котором аспирантура закреплена в качестве уровня профессионального образования и ступени высшего образования в России, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1].

Все нововведения в аспирантуре связаны с реализуемой в России государственной политикой в сфере высшего образования, все решения принимаются на федеральном уровне власти и далее исполняются на местах. Основными субъектами, разрабатывающими и реализующими государственную политику в сфере подготовки кадров высшей квалификации, выступают: Правительство РФ, Министерство науки и высшего образования РФ и Высшая аттестационная комиссия. Научно-исследовательские организации (НИО), образовательные организации высшего образования (ООВО) и организации дополнительного профессионального образования (ОДПО) – осуществляют непосредственную подготовку аспирантов. Как уже отмечалось ранее, статистика свидетельствует о доминирующей роли аспирантуры ООВО в подготовке кадров высшей квалификации: «распределение численности аспирантов по типам организаций (НИО, ООВО и ОДПО) за последние семь лет практически не изменилось (в 2017 г. – 10,9; 88,4 и 0,7% соответственно)» (Подготовка научных кадров, 2018: 12). Таким образом, подавляющее большинство аспирантов обучается в образовательных организациях высшего образования, в которых уже выстроены достаточно похожие по форме организации учебного процесса модели бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Согласно действующей общей концепции прохождения обучения в аспирантуре, как уже отмечалось ранее, «исследователь» и «преподаватель-исследователь» должен быть всесторонне развитым специалистом не только в своей предметной области, но и в смежных. Для достижения этой цели процесс подготовки научно-педагогических кадров должен гармонично сочетать в себе образовательную и научную деятельность аспирантов.

Однако на протяжении последних лет продолжается устойчивое снижение удельного веса лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников аспирантуры, который является показателем результативности аспирантуры. В связи с этим актуальным представляется выявление причин, приводящих к снижению данного показателя.

Методологияиметоды (Methodology and methods). Различные аспекты функционирования аспирантуры и подготовки аспирантов изучали Б. И. Бедный (Бедный, 2016, 2017), И. В. Вершинин (Вершинин, 2015), А. Б. Гусев (Гусев, 2015), B. C. Леднев (Леднев, 2002), А. М. Марголин, Р. М. Мельников (Марголин, Мельников, 2018), Е. Ю. Новикова (Новикова, 2014, 2015), В. Л. Петров, Ю. Е. Бабичев (Петров, Бабичев, 2017), Н. Г. Попова, Е. В. Биричева (Попова, Биричева, 2017), Д. Ю. Райчук, Н. В. Минина (Райчук, Минина, 2016), С. Д. Резник, О. В. Холькина (Резник, Холькина, 2017), Н. В. Рыбаков (Рыбаков, 2018), В. В. Рыбакова (Рыбакова, 2015), В. С. Сенашенко (Сенашенко, 2013, 2016), В. П. Шестак, Н. В. Шестак (Шестак В., Шестак Н., 2015) и др.

Так, B. C. Леднев отмечает, что осуществляемое научное образование в аспирантуре «принадлежит одновременно к двум системообразующим социальным институтам – науке и образованию, будучи областью их пересечения» (Леднев, 2002: 45). Реформирование системы высшего образования, в частности, аспирантуры вызывает активные дискуссии в научном и образовательном сообществе. Помимо финансовых возможностей успешного проведения реформ, важным остается вопрос об истинной цели подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Как постулирует Б. И. Бедный, существует два основных подхода в этом вопросе: диссертационный, где главная цель аспирантуры – написание кандидатской диссертации, и квалификационный, в котором на первое место выходит построение образовательной программы, освоение необходимых компетенций, защита кандидатской диссертации является важным, но не единственным результатом обучения в аспирантуре (Бедный, 2016: 46). Именно этот подход сейчас реализуется в России. Предполагается, что выпускник аспирантуры – это специалист не только в своей области знаний, но и в смежных областях. Д. Ю. Райчук уверен, что безусловным позитивным эффектом новой системы обучения в аспирантуре выступает «создание структурированных образовательных программ аспирантуры» (Райчук, 2016: 35), но в то же время главный риск связан с «нечетко реализуемыми российскими университетами уровневыми различиями между программами бакалавриата и магистратуры» (Райчук, 2016: 36), то есть существует вероятность того, что в аспирантуре будет доминировать образовательная составляющая процесса обучения, тем самым отодвигая на второй план научную деятельность.

Для проведения исследования была выбрана качественная стратегия и использовалось два метода сбора данных: анализ документов и свободное интервью. Методом анализа документов проанализированы такие официальные документы как нормативные правовые акты, регулирующие подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре, национальные проекты «Образование» и «Наука», в которых определены цели и задачи развития аспирантуры, а также статистические сборники и аналитические доклады, содержащие статистические данные об объеме и динамике подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Методом свободного интервью были опрошены 9 аспирантов 1 и 2 курсов очной и заочной форм обучения.

Научные результаты и дискуссия (Researchresults and discussion). Анализ статистических данных за период с 2000 по 2017 годы показал, что в последнее время наблюдается значительное снижение этого показателя: в 2017 году он достиг своего минимума по сравнению с предыдущими годами и составил 12,8%. Самым максимальным за 18 лет этот показатель был в 2006 году и составлял 33,5% (рис. 1).

Снижение числа защит кандидатских диссертаций может быть связано с изменениями, произошедшими в подготовке кадров высшей квалификации, с введением новой модели аспирантуры, предполагающей подготовку дипломированных специалистов.

В процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре должно уделяться внимание и научному, и образовательному компоненту. Однако сегодня происходит активное усиление образовательного компонента. Образовательные программы в аспирантуре реализуются в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по направлениям подготовки. Выпускники аспирантуры, независимо от направления подготовки, готовятся к научно-исследовательской деятельности и преподавательской деятельности в определенной области знания. Объем программы аспирантуры зависит от направления подготовки и может составлять 180 или 240 зачетных единиц (з.е.), например, направление подготовки 05.06.01 «Науки о земле» и направление подготовки 24.06.01 «Авиационная и ракетно-космическая техника» соответственно. Объем зачетных единиц должен быть равномерно распределен в очной аспирантуре, то есть объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. (при объеме программы 240 з.е. предполагается 4 года обучения, при 180 з.е. – 3 года). В заочной аспирантуре объем учебной программы на один год определяется организацией самостоятельно.

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и включают базовую и вариативную части. К обязательным дисциплинам, установленными образовательными стандартами, относятся «Иностранный язык» и «История и философия науки».

Учебный план предусматривает не только дисциплины, связанные с непосредственным профилем обучающегося и подготовкой к сдаче кандидатского минимума, в плане также есть дисциплины, предусматривающие зачеты или экзамены, направленные на всестороннее развитие аспиранта. Учебная нагрузка, в основном, приходится на первые два года обучения, занятия проходят еженедельно и проводятся в традиционных для других ступеней высшего образования формах – лекции и семинары. На основе учебного плана, для каждого обучающегося составляется индивидуальный учебный план, который обеспечивает индивидуализацию процесса освоения программы аспирантуры. За выполнением индивидуального плана аспиранта следит научный руководитель.

Усиление образовательного компонента в аспирантуре приводит к большому объему аудиторных занятий. Для примера мы проанализировали расписание занятий аспирантов очной формы обучения по направлению подготовки 39.06.01 «Социологические науки», профиль – «социальная структура, социальные институты и процессы» на 2018-2019 учебный год Уральского института управления – филиала РАНХиГС. Стоит отметить, что учебный год для аспирантов 1 курса начинается в ноябре, в сентябре и октябре проходят, как правило, вступительные испытания. Образовательная программа в аспирантуре осваивается аспирантами в малых и больших учебных группах. Большая учебная группа состоит из аспирантов одного года обучения и разных направлений подготовки и предполагает набор дисциплин, необходимых для всех аспирантов курса. Малая группа состоит из аспирантов одного года обучения и одного профиля, например, «социальная структура, социальные институты и процессы».

Как видно из таблицы, основная аудиторная учебная нагрузка приходится на 1 и 2 год обучения. На протяжении периода ноябрь-апрель аспирант 1 курса, как минимум, в течение 3-х из 4-х недель в месяц посещает учебные занятия 5 раз в неделю. Основной акцент в учебной аудиторной нагрузке приходится на общие предметы, которые аспирант посещает вместе с другими аспирантами своего года поступления. Занятия всегда проходят в вечернее время (17:30-20:40), большинство аспирантов работают, так как не имеют возможности прожить на аспирантскую стипендию. Аспирант 2 курса, в среднем, в течение 3-х из 4-х недель в месяц посещает учебные занятия 4 раза в неделю. Основной акцент в учебной аудиторной нагрузке приходится на дисциплины научной специальности. На 3 курсе аспиранты проходят предусмотренные учебным планом практики и готовятся к государственной итоговой аттестации. Стоит отметить, что параллельно, согласно индивидуальному плану аспиранта, необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью по теме диссертации.

С целью изучения проблем, с которыми сталкиваются аспиранты 1 и 2 курса очной формы обучения в процессе их научной и образовательной деятельности, было проведено свободное интервью. Рассмотрим полученные данные.

При ответе на вопрос «Как сегодня организовано Ваше обучение в аспирантуре?», аспиранты отметили большой объем учебной нагрузки, обучение проходит чуть ли не ежедневно, особенно на 1 курсе, иногда задают домашнюю работу, которую приходится выполнять в свободное время между работой и учебой.

Женщина, 1 курс: «Обучение на 1 курсе очной формы аспирантуры проходит 6 дней в неделю. 5 дней (с понедельника по пятницу) отводится на общие дисциплины (методология научного исследования, иностранный язык, история и философия науки и т.д.). Занятия по общим дисциплинам проходят по вечерам, с 17:30 до 20:40. 1 день в неделю (суббота) отводится на специальные дисциплины, в моем случае это политология. Занятия по специальным дисциплинам проводятся днем, с 14:30 до 17:00».

Женщина, 2 курс: «Учебная нагрузка намного больше, чем я ожидала, поэтому возникают проблемы с научной деятельностью. В первый год даже было желание все бросить».

Говоря о своей научной работе, аспиранты отмечают, что занимаются наукой ровно столько, сколько от них этого требует индивидуальный план аспиранта. Согласно этому плану, для прохождения аттестации на каждом году обучения аспиранту необходимо иметь определенное количество статей, опубликованных в журналах, рецензируемых ВАК и в материалах конференций, сборников статей и т.п.

Женщина, 2 курс: «На сегодняшний день опубликовано 4 статьи одна из них в журнале ВАК».

Мужчина, 2 курс: «Написано 4 статьи на теме научной работы, с докладами на очных конференциях не выступаю, есть заочное участие. В проведении научных исследований, в работе научных групп не участвую».

Женщина, 1 курс: «Статьи пишутся в требуемом объеме: 1 – ВАК, 2 –РИНЦ».

Параллельно с учебной деятельностью и написанием научных статей, аспирантам необходимо работать над текстом будущей кандидатской диссертации в соответствии с утвержденной темой и выбранным направлением исследования. Аспиранты отмечают, что достаточно трудно на текущий момент говорить о тексте диссертации, в связи с отсутствием свободного времени затягивается этап «погружения» в тему диссертации.

Женщина, 1 курс: «Достаточно мало времени серьезно прорабатывать текст диссертации. Пока идет сбор теоретических материалов, активное использование уже проведенных собственных исследований. Реально значимой информации есть на первый пункт первой главы».

Женщина, 2 курс: «На данный момент я еще не приступала к написанию текста кандидатской диссертации. Нахожусь на стадии анализа научного материала и поиска литературы».

Почти все аспиранты уверены в том, что к концу обучения в аспирантуре завершат работу над текстом диссертации. Однако прозвучало мнение и о невозможности уложиться в сроки обучения.

Женщина, 1 курс: «Одна из моих установок перед поступлением в аспирантуру была непременно написать кандидатскую диссертацию и получить научную степень. Я имею в виду то, что простое получение «корочек» об окончании аспирантуры – меня не устраивает, закончить написание диссертации, и есть цель обучения в аспирантуре».

Женщина, 2 курс: «Рассчитываю, что текст будет написан. Буду стараться достигнуть этой задачи. Если нет, то по причине отсутствия свободного времени (работа/личная жизнь)».

Мужчина, 1 курс: «Работа над текстом диссертации будет завершена».

Женщина, 2 курс: Думаю нет, потому что, совмещать работу и обучение в аспирантуре сложно…времени на написание самого текста диссертации очень мало, практически нет».

В качестве рекомендаций по созданию наиболее комфортных условий для прохождения обучения, аспиранты отметили, в первую очередь, увеличение времени на самостоятельную работу, снижение объема учебной нагрузки, особенно по дисциплинам, которые не связаны с профилем и темой диссертации. Прозвучало предложение проводить обучение в выходные, чтобы была реальная возможность присутствовать на учебных занятиях и не опаздывать на них.

Мужчина, 2 курс: «Увеличить время для самостоятельной работы при соответствующем уменьшении учебных занятий. Это может способствовать увеличению количества подготовленных диссертаций».

Также аспирантов беспокоит размер аспирантской стипендии, которой не хватает даже на покупку продуктов питания.

Женщина, 2 курс: «Необходимо увеличить стипендию. Сейчас размер стипендии составляет 3680 рублей, прожить на это невозможно, приходится работать. Практически не остается времени на научную работу, большую часть свободного от работы времени я провожу на учебных занятиях в аспирантуре».

Стоит отметить, что практически все аспиранты, независимо от формы обучения, параллельно с обучением в аспирантуре работают с полной занятостью. Студенты могут позволить себе не работать во время обучения на бакалавриате (специалитете) и даже в магистратуре. Однако у большинства аспирантов, которые обучаются уже седьмой-девятый подряд, просто нет возможности заниматься исключительно учебной и научной деятельностью в силу объективных жизненных обстоятельств. Размер норматива для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре составляет 2921 рублей в месяц[3]. Образовательной организацией самостоятельно устанавливается размер государственной академической стипендии для аспирантов очной формы обучения, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не меньше установленного норматива. Так, например, в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» государственная стипендия для аспирантов с 1 сентября 2018 года установлена в размере 3202 рублей в месяц[4]. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в Российской Федерации на 4 квартал 2018 года составлял 11069 руб./мес.[5]. Таким образом, при поступлении в аспирантуру обучающийся вынужден искать дополнительный источник дохода.

Для решения выявленных проблем государством предпринимаются определенные меры. Например, в 2018 году были утверждены 12 национальных проектов[6]. В национальном проекте «Образование» перед ведущими университетами, которые получают государственную поддержку, поставлена следующая задача к 2024 году: «не менее 40% выпускников по программам аспирантуры защищают диссертации на соискание ученых степеней»[7]. Пока это единственная задача, непосредственно связанная с подготовкой кадров высшей квалификации. Больше внимания уделено аспирантуре в национальном проекте «Наука», который предполагает совершенствование механизмов обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе за счет специальной грантовой поддержки, которую в 2024 году должны получить не менее 7000 человек, обучающихся в аспирантуре. В результате предполагается увеличить долю аспирантов, представивших к защите диссертацию, к 2024 году в 2,1 раза относительно 2018 года. Также предполагается увеличить «число аспирантов, успешно защитивших диссертационную работу и выбравших карьеру исследователя или преподавателя, не менее чем в 1,25 раза» относительно 2016 года[8].

В интервью Российской газете М. Котюков, министр науки и высшего образования РФ, отметил, что для реализации национального проекта «Наука» необходимо прирастить около 30-35 тысяч ученых за достаточно короткий срок. Он отметил, что необходима дальнейшая модернизация аспирантуры, одной из возможных мер для решения главной проблемы – снижения количества защит – формирование заказа на «остепененного» выпускника, запуск целевого обучения (Агранович, Медведев, 2019).

Заключение (Conclusions). Основываясь на анализе статистических данных, официальных документов и социологическом опросе аспирантов, можно сделать следующие выводы:

1. Снижение числа защит в последнее время наглядно отражает низкий уровень эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре именно для научного сектора.

2. Новая модель аспирантуры предполагает серьезную образовательную подготовку аспирантов, высококвалифицированных специалистов не только в своей области знаний, но и в смежных, что приводит к увеличению аудиторной нагрузки.

3. В совокупности с необходимостью аспиранта работать увеличение аудиторных занятий приводит к дефициту времени на научную деятельность. Однако стратегический вектор совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации в России предполагает усиление научной деятельности аспирантов. Одной из ключевых задач национальных проектов «Образование» и «Наука», связанной с аспирантурой, является увеличение числа защит кандидатских диссертаций.

4. В ближайшем будущем можно ожидать новый этап реформирования аспирантуры, начало которому, вероятнее всего, положит новый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», проект которого предусматривает введение обязательной защиты кандидатской диссертации по окончании аспирантуры.

Таким образом, аспирантура в настоящее время находится в стадии формирования устойчивой институциональной основы, которая в полной мере должна обеспечивать реализацию ключевой и необходимой для государства функции этой ступени высшего образования – воспроизводство научных и научно-педагогических кадров.

 

[1]Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 06.03.2019) // Cправ.-правовая система «КонсультантПлюс». Ст. 10.

[2]Рисунок составлен авторами по: ЕИС Минобрнауки России. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/Россия.aspx (дата обращения: 29.03.2019); Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. 178 с.; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 170 с.; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.

[3]О формировании стипендиального фонда: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1390 (в ред. от 21.04.2018) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

[4]О размере государственных и социальных академических стипендий: Приказ № 01-6343 от 10 сентября 2018 г. URL: https://ui.ranepa.ru/sveden/grants/ (дата обращения: 29.04.2019).

[5]Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по российской федерации за IV квартал 2018 года: Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 102н // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

[6]Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты. URL: http://government.ru/projects/selection/741/35675/ (дата обращения: 14.04.2019).

[7]Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 14.04.2019).

[8]Паспорт национального проекта «Наука». URL: http://static.government.ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf  (дата обращения: 14.04.2019).

Список литературы

Агранович М., Медведев Ю. Требуется ученый. Министр Михаил Котюков: Россия на старте технологического прорыва // Российская газета. 2019. № 31.

Бедный Б. И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 44-52.

Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5-16.

Вершинин И. В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 61-72.

Гуртов В. А., Пахомов С. И., Шишканова И. А. Обзор деятельности сети диссертационных советов в 2013 году: аналитический доклад. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 476 с.

Гусев А. Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 17. С. 196-224.

Леднев B. C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.

Марголин А. М., Мельников Р. М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. № 12. С. 9-19.

Новикова Е. Ю. Компетенции аспирантов: мнения учащихся // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 85-88.

Новикова Е. Ю. Компетенции аспирантов: потребности и реалии // Право и образование. 2014. № 11. С. 4-14.

Петров В. Л., Бабичев Ю. Е. Модели программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 5-14.

Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.

Попова Н. Г., Биричева Е. В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 5-14.

Райчук Д. Ю., Минина Н. В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 33-40.

Резник С. Д., Холькина О. В. Проблемы, опыт и система работы с аспирантами на кафедре университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 84-90.

Рыбаков Н. В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 86-95.

Рыбакова В. В. Аспирантура в России: между наукой и образованием // Социология образования. 2015. № 1. С. 13-23.

Сенашенко В. С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 54-58.

Сенашенко В. С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 33-43.

Шестак В. П., Шестак Н. В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-33.