DOI:
10.18413/2408-9338-2016-2-3-3-10
В статье дан анализ понятия «массовое религиозное сознание», используя более общие понятия «массы», «массовое сознание». Выявлены особенности влияния модернизма и постмодернизма на процессы структуризации и деструктуризации классических религиозных групп, социальные причины массовизации религиозного сознания. На основе данных социологических опросов среди мусульман Дагестана показаны тенденции становления массового религиозного сознания. Дано определение понятия «массовое религиозное сознание». Показано, что современные исследования религиозности сознания должны опираться не только на критерии религиозности, основывающиеся на традиционных нормативных сакральных ценностях, но и на более широких, привлеченных из светской жизни и сакрализованных. Более того, имеет место тенденция, выражающаяся в том, что религиозные ценности постепенно приобретают у части верующих десакрализованное содержание. С другой стороны, в условиях усиления роли религии в общественной жизни светски ориентированные члены общества активно начинают пользоваться религиозными ценностями как общекультурными, не имеющими сакрального характера, регулирующими отдельные стороны общественной жизни. Эти процессы определяют содержание массовизации современного религиозного сознания.
Ключевые слова: массы,
массовое сознание,
массовое религиозное сознание,
сакральное,
модернизм,
постмодернизм.
Количество просмотров: 5781 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 7600
Все журналы
Отправить статью
Научный результат. Социология и управление включен в научную базу РИНЦ (лицензионный договор № 765-12/2014 от 08.12.2014).
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
1. Ал-Иджтихад Ислам // Энциклопедический словарь. М., 1991.
2. Андреева Г.М., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. №9.
3. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм. Социологический аспект. М., 2006. URL: http://uchebalegko.ru/v3781/ (дата обращения: 20.11.2013).
4. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
5. Капица С.П. «Я – русский, православный атеист». URL: http: // kuraev.ru/smf/index.php?topic=5555460.0. (дата обращения: 02.11.2015).
6. Коран. Сура 2, аяты 286, 287 / Перевод с арабского и комментарий М.-Н.О. Османова. М., 1999.
7. Левин З.И. Реформа в исламе: быть или не быть? М., 2005.
8. Лопаткин Р.А. Религиозность // Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. 2. 2003.
9. Налетова И.В. Новые православные в России: тип или стереотип религиозности // Социологические исследования. 2004. №5.
10. Ольшанский Д.В. Массы и массовое сознание. URL: http: texfighter.org/raznoe/Psihol/Olsch/massovoe_soznanie_massovoe_soznanie.pp. (дата обращения: 23.08.2013).
11. Рафаэль Хаким Где наша Мекка? (Манифест евроислама). Казань, 2003. 63 с.
12. Рыжова С.В. Становление православной идентичности русских: традиционно культурные и гражданские основания // Социологические исследования. 2010. №12.
13. Тихонов А.А. Фронтир Сибирский и Американский: точки зрения. URL: Samlib.ra/t/tihonov_za_graniy/frontirsibirskijiamericanskistochcizrenija.Shtme (дата обращения: 17.03.2014).