Человеческий капитал студенческой молодежи как предмет маркетинга персонала
Актуальность заявленной проблематики исследования определяется особой ролью студенческой молодежи как основного двигателя в наращивании и обновлении человеческого капитала страны, формирующего тем самым фундамент ее долгосрочной стабильности и модернизационного потенциала. Завышенные ожидания (в первую очередь зарплатные) при выходе на рынок труда ведут к неудачам в поисках работы, которые, в свою очередь, в определенной мере снижают человеческий капитал студентов появляющимися сомнениями в своих возможностях, квалификации и даже правильности выбора профессии. Правильно выстроенный маркетинг персонала помогает скорректировать ожидания студентов, предоставив им четкое понимание карьерных перспектив, тем самым сохранив и приумножив их человеческий капитал. Научная проблема заключается в противоречии между необходимостью развития и реализации человеческого капитала студенческой молодежи на современном рыке труда и дефицитом практики применения механизмов HR-маркетинга, позволяющего целенаправленно привлекать, развивать и удерживать молодежные кадры. Постановка и перспективы решения проблемы связаны с необходимостью эмпирически проанализировать опыт реализации человеческого капитала студенческой молодежи и определить ключевые точки приложения к указанному процессу инструментов маркетинга персонала. Для концептуализации в работе были использованы общие и частные методы научного исследования (анализ, синтез, аналогия, сравнение, конкретизация, метод формально-логического анализа, графический, структурно-функциональный методы), а также комплекс социологических методов исследования (анкетный опрос, полуструктурированное глубинное интервью). Научные результаты. Осмысление специфики процессов реализации человеческого капитала студенческой молодежи позволяет сделать вывод о необходимости его рассмотрения как отдельной категории, что обусловлено наличием ряда особенностей по сравнению с другими возрастными группами. Применение социологических методов позволило дополнить проведенный анализ и обосновать основные инструменты маркетинга персонала, направленные как на привлечение, так и на удержание и повышение вовлеченности молодежи в деятельность работодателя. Выводы. Суммарно человеческий капитал молодежи отличает сочетание высокой обучаемости, цифровых и инновационных компетенций с дефицитом опыта, ресурсов и устойчивых социальных связей. Это делает молодое поколение одновременно главным драйвером трансформаций и наиболее чувствительной группой к структурным дисбалансам рынка труда. HR-маркетинг может выступить связующим звеном («мостом») между потенциальным человеческим капиталом студенческой молодежи и его практической реализацией в экономике. Его грамотное применение ускоряет превращение знаний и навыков в продуктивный труд, укрепляя конкурентоспособность компаний и национальной экономики в целом.
Иллюстрации
Гайдукова Г. Н. Человеческий капитал студенческой молодежи как предмет маркетинга персонала // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 243-262. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-4.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Алексеенок А. А., Тянь Сяоюй, Наливайко К.В. Социологический анализ традиционных ценностей современной студенческой молодежи (на материалах ЦИНДАО) // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 1. С. 5-22. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-1-0-1. EDN: EBQNNT.
Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Москва: ГУВШЭ, 2003. 672 с.
Боронина Л. Н., Балясов А. А. Сравнительный анализ моделей инновационного потенциала учащейся и работающей молодежи индустриальных регионов России // Социодинамика. 2020. № 12. С. 96-108. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.12.34594. EDN: UZVBXF.
Бочаров В. Ю., Гаврилюк В. В. Профессиональные, карьерные и статусные ожидания студентов нестоличного вуза // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 3. С. 437-449. DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_3_9_437_449. EDN: GPXVSF.
Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
Демьянченко Н. В. Развитие холистической парадигмы маркетинга персонала в корпоративной стратегии организации: дис. …д-ра экон. н. Краснодар, 2018. 301 с.
Завьялова Е. К., Бордунос А. К. Стратегический подход к оценке цифровизации систем управления человеческими ресурсами: пример российских компаний // Социальная психология и общество. 2024. Т. 15, № 2. С. 164-178. DOI: 10.17759/sps.2024150211. EDN: HDUNBH.
Зинич А. В., Евдохина О. С., Кондратьева О. В. Ресурсная база для адаптации молодежи на рынке труда в рамках концепции формирования человеческого капитала // Фундаментальные исследования. 2018. № 12-1. С. 106-112.
Золотина О. А., Серпухова М. А. Выпускники экономических специальностей: сферы занятости и поколенческие особенности // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 2. С. 181-198. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_2_3_181_198. EDN: FKPACL.
Зубок Ю. А. Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3.
С. 10-30. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-2. EDN: CUCVFI.
Иванова И. А. Нематериальная мотивация и стимулирование: от концептуальных подходов к практике применения в условиях цифровизации организационной среды // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2020. Т. 9, № 2. С. 19-25. DOI: 10.12737/2305-7807-2020-19-25. EDN: VFJVSF.
Камышина Е. А. Взаимосвязь социализации молодежи и качества человеческого капитала // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2022. Т. 1. С. 439-440.
Карпова С. В. Современные подходы в формировании системы мотивации молодежи к повышению качества жизни как фактору создания человеческого капитала. Экономика. Налоги. Право. 2022. № 15 (6). С. 55-65. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-6-55-65. EDN: FXYZPK.
Кисиленко А. В., Шаповалова И. С. Проектирование жизненного пути, или каким молодежь видит свое будущее? // Социологические исследования. 2023. № 2.
С. 83-94. DOI: 10.31857/S013216250024385-6. EDN: ODCAGO.
Мартынова О. Ю. Особенности применения маркетинга при подборе персонала в социальной сети // Человек. Социум. Общество. 2023. № 12. С. 260-262.
Назарова У. А., Грачева Н. А. Региональный маркетинг персонала: проблемы постобразовательной миграции // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1124-1128.
Одинцов Е. Почти половина российских студентов работают параллельно с учебой // Российская газета. 2024. 24 апреля. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/04/24/22860206.shtml (дата обращения: 18.07.2025).
Павленко О. В. Нематериальная мотивация в системе управления персоналом // Экономика и предпринимательство. 2015.
№ 3-2 (56). С. 524-527.
Павлова Е. Ю., Сергеева Н. В. Проблемы и перспективы использования социальных сетей в работе кадровой службы компании // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 70-76. DOI: 10.17513/vaael.1001. EDN: CVENES.
Рыбакова М. В. Управление развитием человеческого капитала студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 129-135.
Семина А. П. Подбор персонала через социальные сети: HR-маркетинг // Актуальные проблемы экономического развития: сб. докладов XI Междунар. научно-практической конференции, Белгород, 01 сентября 2020 г. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. С. 334-339.
Сорокин О. В. Смысловые отклонения в молодежной среде: опыт социологического исследования // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 116-128. DOI: 10.17805/zpu.2020.4.10. EDN: HSDGKE.
Сорокин О. В. Смысловые девиации российской молодежи в сфере труда // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 79-90. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-6. EDN: PBEYDS.
Тарасова Е. М. Карьерное самоопределение студентов бакалавриата // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 148-154. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-5-116-148-154. EDN: ZMVTFS.
Титаренко Л. Г. Развитие модернизационного потенциала студенческой молодежи как предпосылка успешного включения в цифровую реальность // СОТИС – социальные технологии, исследования. 2019. № 2 (96). С. 25-32.
Ушенков Е. Е. Оценка уровня инновационного потенциала молодежи (по материалам исследования в Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 2 (58). С. 127- 133.
Фетюков А. В., Леонидова Г. В. Готовность к трудоустройству по профессии (на данных опроса выпускников педагогических направлений подготовки) // Социальное пространство. 2024. Т. 10, № 1. URL: http://www.socialarea-journal.ru/article/29912 (дата обращения: 18.06.2025).
Хашаева С.В. Карьерные стратегии молодежи как отражение амбиций и соревновательных практик в профессиональной деятельности // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 47-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-4. EDN: PXAEKJ.
Шаповалова И.С. Потенциал молодежи в региональном человеческом капитале // Образы и модели будущего: Материалы Среднерусского международного академического форума. Орёл, 26-27 сентября 2024 г. Орёл: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2024. С. 245-251.
Шестакова Н. Н., Скворцова М. Б., Кузьмина Л. К. О человеческом капитале молодежи, которой NEET // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 1. С. 565-586. DOI: 10.18334/et.6.1.40077. EDN: SVNFNJ.
Юсупова А. С. Управление человеческим капиталом в условиях культурного многообразия: ценности и идентичность молодежи как фактор организационного развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2025. № 3.
Т. 9, С. 122-131. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2025.03.09.017. EDN: VHKCNC.
Andersson А. В. Social capital and self-efficacy in the process of youth entry into the labour market: Evidence from a longitudinal study in Sweden // Research in Social Stratification and Mobility. 2021. № 71. Р. 100580. DOI: 10.1016/j.rssm.2020.100580. EDN: UPNANE.
Banerjee S., Bhattacharyya S. and Bose I. The motivation paradox: Understanding contradictory effects of awards on contribution quantity versus quality in virtual community // Information & Management. 2023. Vol. 60, № 7. P. 103855. DOI: 10.1016/j.im.2023.103855. EDN: JFKKSY.
Boat А. A., Syvertsen А. К., and Scales Р. С. The role of social capital in promoting work readiness among opportunity youth // Children and Youth Services Review. 2021. № 131. Рp. 106270. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106270. EDN: IMEKIQ.
Cui X., Yang X., Ren J., Lowry P. B., and Du N. Ch. Enhancing team creativity among information technology professionals through knowledge sharing and motivational rewards:
A self-determination perspective // Data and Information Management. 2025. Vol. 9, № 2. Рp. 100075.
Howe N. and Strauss W. Millennials Go to College: Strategies for a New Generation on Campus: Recruiting and Admissions, Campus Life, and the Classroom (2 ed.). Great Falls. Va.: LifeCourse Associates. 2007.
Schultz T. W. The Economic Value of Education. New York: Colambia University Press, 1963.