Нетрадиционные религиозные взгляды белгородских студентов
В условиях глобализации, миграционных трансформаций и растущей дифференциации духовных практик изучение нетрадиционных религиозных взглядов среди молодёжи приобретает особую актуальность и социально-научную значимость. Современные социальные изменения стимулируют поиск новых форм религиозной идентичности и способов удовлетворения духовных потребностей, особенно в периоды жизненных переходов и неопределённости. В статье рассматривается влияние миграционной мобильности/ иммобильности на мотивацию, интерес, формирование и практическую вовлеченность в нетрадиционные религии и учения среди студентов. В статье представлен комплексный анализ трех групп студентов: общая группа студентов, «потенциальные иммигранты» и «иммобильные» студенты, выявляется их различие по уровню интереса, мотивации и вовлеченности в нетрадиционные религиозные учения. Анализируется роль социальной среды, в частности семейных традиций, которые, несомненно, оказывают влияние на включенность в практику даже при низком личном интересе. Результаты показывают, что мобильность студентов усиливает внутреннюю мотивацию и способствует более активному духовному самоопределению, что обусловлено необходимостью социальной адаптации и поиска смысловых опор в условиях перемен, тогда как «иммобильные» студенты демонстрируют значительную роль культурного окружения в поддержании религиозной практики, даже при относительно низком собственном интересе. Эти данные подчёркивают сложность взаимодействия личностных, социально-культурных и ситуативных факторов в формировании нетрадиционного религиозного поведения. Понимание этих механизмов имеет важное значение для разработки программ поддержки студентов, а также для изучения процессов религиозной трансформации в условиях глобализации. Исследование способствует более глубокому осмыслению роли нетрадиционных религиозных движений в современной молодёжной среде.
Иллюстрации
Лютенко И. В. Нетрадиционные религиозные взгляды белгородских студентов // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 44-60. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. Москва: Изд-во МГУ, 1980.103 с.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / РАН. Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1999. 244 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. СПБ: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с. EDN: MCHFLG.
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5.
С. 95-103. EDN: BGWJUG.
Мартинович В. А. Социальная идентификация новых религиозных движений в Республике Беларусь. Минск: РИВШ, 2024. 664 с. ISBN: 978-985-586-794-5.
Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск: Минская духовная академия, 2015. 560 с. ISBN: 978-985-7028-11-5.
Митрохин Л. М. Религии «нового века». Москва: Советская Россия, 1985. 160 с.
Рыбаковский Л. Л. История и теория миграции населения. Кн. 2: Миграция населения: явление, понятие, детерминанты. Москва: Изд-во «Экон-Информ», 2017. 234 с. ISBN: 978-5-9500099-7-6. EDN: ZDQTLZ.
Рыбаковский Л. Л. Функции и последствия миграционных процессов // Социологические исследования. 2017. № 10.
С. 56-63. DOI: 10.7868/S0132162517100063.
Ягельский А. География населения / Анджей Ягельский; сокр. пер. с польского
В. Ф. Худолея. Москва: Прогресс, 1980. 382 с.
Campbell C. The Easternisation of the West: or, How the West Was Lost // Asian Journal of Social Science. 2010. Vol. 38/5.
Pp. 738-757.
Campion N. Astrology and cosmology in the world’s religions. New York University Press, 2012. 273 p. ISBN: 978-0-8147-1713-4.
Cresswell T. Towards a politics of mobility // Environment and planning: society and space. 2010. Vol.28. Pp. 17-31. DOI: 10.1 068/d11407.
Faggian A., McCann P. Universities, agglomerations and graduate human capital mobility // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. 2009. Vol. 100, issue 2.
Pp. 210-223. DOI: 10.1111/j.1467-9663.2009.00530.x.
de Haas H. How migration really works: the facts about the most divisive issue in politics, 2023. 464 p. ISBN: 1541604326.
Lee E. S. A Theory of migration // Demography. 1966. Vol. 3. № 5. Рр. 47-57. DOI: 10.2307/2060063.
Heelas P. The new age movement: religion, culture and society in the age of postmodernity. Wiley-Blackwell, 1996. 288 p. ISBN: 978-0-631-19332-6.
Parker M. The new age movement: religion, culture and society in the age of postmodernity. Wiley-Blackwell. 1998. 288 p. ISBN: 978-0-631-19332-6.
Sjaastad L. A. The costs and returns of human migration // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70, № 5. Part 2. Pp. 80-93.
Schewel S. Understanding immobility: moving beyond the mobility bias in migration studies // International Migration Review. 2019. Vol. 54, № 2. Pp. 328-355. DOI: 10.1177/01979183198319.
Stark R., Bainbridge W. S. A theory of religion. Peter Lang: New York, 1987. 386 p.
Turner V. The ritual process: structure and anti-structure. New York, 1969. 239 p. ISBN: 9781315134666.
Williams A. M., Jephcote C., Janta H., Li G. The migration intentions of young adults in Europe: A comparative, multilevel analysis // Popul. Space Place 2017. 24. DOI: 10.1002/psp.2123.
Whitehouse H. Modes of religiosity: a cognitive theory of religious transmission. Bloomsbury Academic, 2004. 193 p. ISBN: 0759106150, 9780759106154.
Wolter A. Migration and higher education in germany // Inequality, innovation and reform in higher education. 2020. Pp. 39-57.