Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: установки и ожидания работников
Развитие профессиональных и личностных компетенций работников системы образования является важным условием достижение качества образования. Государственная политика в сфере образования включает целый комплекс мер направленных на подготовку педагогических кадров. Среди наиболее значимых инструментов следует выделить профессиональный стандарт педагога, национальную систему роста педагогических работников и национальный проект «Образование». При этом достижение уровня развития профессиональных компетенций обеспечивается посредством особых социально-управленческих механизмов, многие из которых были неоднозначно приняты профессиональным сообществом. Цель работы: оценка установок и ожиданий педагогических работников, формирующихся в условиях имплементации социально-управленческих механизмов внедрения профессионального стандарта педагога. Методология и методы исследования: проведен анализ внедрения профессионального стандарта педагога в контексте работ П. Бурдье, В. А. Ядова, А. В. Тихонова. В статье приводятся данные опросов работников системы образования, проведенных на территории всей страны и отдельных регионов. Полученные данные отражают отношение учителей к профессиональному стандарту и связанным с ним инструментам. Результатом работы стало выявление ряда профессиональных и личностных установок педагогов. Значимую роль в трудовой деятельности играет обеспокоенность работников системы общего образования собственным материальным положением, а также осознание педагогами миссии профессии и собственного призвания. Столкновение гигиенических и мотивационных факторов труда педагогов влияет на эффективность механизмов внедрения профессионального стандарта. Автор делает вывод о том, что изучение личностных и профессиональных установок педагогов будет способствовать повышению результативности внедрения инновационных управленческих инструментов и сохранению существующей социальный структуры системы образования.
Иллюстрации
Ланцев В. Л. Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: установки и ожидания работников // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 1. С. 227-245. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-1-1-5.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5-14.
Быков Р. А., Быкова Е. Ю. Социальная апатия как форма адаптации учителей к негативным институциональным факторам // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 48. С. 91-100. DOI: 10.17223/1998863Х/48/9.
Волков А. А., Чурсинова О. В., Ярошук А. А. Эффективное управление мотивацией педагога как условие повышения качества его профессиональной деятельности // Гуманитарные науки. 2020. № 1 (49). С. 135-139.
Голубь О. В., Тимофеева Т. С. Особенности профессионального выгорания учителей (результаты эмпирического исследования) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (144). С. 28-31.
Егорышев С. А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, №1. C. 61-73. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-1-61-73.
Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11, №. 4. С. 3038. DOI: 10.14529/ped190403.
Корнетов Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 5. С. 6-14.
Коротаева Е. В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. С. 28-34.
Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Образовательные запросы педагогов в условиях введения профессионального стандарта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 52-65. DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-05.
Масилова М. А., Жмакина А. В. Применение методологии кадрового аудита для оценки деятельности службы управления персоналом в условиях внедрения профессиональных стандартов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. № 2. С. 46-57. DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-2/046-057.
Марголис А. А. Профессиональный стандарт педагога: разработка и использование в России и за рубежом. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 240 с.
Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. №4 (24). С. 95-104. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.4.6087.
Непрокина И. В., Пчелинцева Т. С. Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества профессиональной деятельности педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 101-103.
Осипов А. М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 23-33. DOI: 10.31857/S013216250018498-0
Пахова О. А. Причины выбора молодыми людьми педагогической профессии // Молодой ученый. 2023. № 41 (488). С. 45-46. URL: https://moluch.ru/archive/488/106676/ (дата обращения: 27.02.2024).
Пилюгина С. А. Генезис проблемы субъектности. Вопросы формирования субъектности педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11, № 2 (39). С. 31-36. DOI: 10.57145/27128474_2022_11_02_06.
Проказина Н. В., Ланцев В. Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы образования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11, № 2. C. 157-173. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651.
Проказина Н. В., Ланцев В. Л. Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: особенности и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, №3. C. 546-563. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-546-563.
Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы / Издание 2-е, доп и перераб. Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 472 c.
Херцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; пер. с англ. [Д. А. Куликов]. Москва: Вершина, 2007. 240 с.
Шамсеева Г. Х., Ахметзянова Г. Р., Куванова И. Х. К вопросу о роли современного преподавателя в образовательном процессе: социологический анализ // Вестник экономики, права, социологии. 2022. № 4. С. 129-132.
Шевченко П. В. Изменение статусных характеристик учителя московской школы // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 72-83. DOI: 10.31857/S013216250020284-5.
Шутова Е. А. Призвание и оплата труда: общественная дискуссия и наследие Карла Маркса // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2018. Вып. 48, № 5 (415). С. 83-86. DOI:10.24411/1994-2796-2018-10511.
Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
Call K. Professional teaching standards: a comparative analysis of their history, implementation and efficacy // Australian journal of teacher education. 2018. V. 43, № 3. Pp. 93-108. DOI: 10.14221/ajte.2018v43n3.6.
Collins J. HR Management in the forensic science laboratory: a 21st century approach to effective crime lab leadership. Academic press, 2018. 530 p. DOI:10.1016 / C2013-0-19010-1
Hien N. T., & Hung M. V. Professional standards training and understanding pre-school teachers’ knowledge about professional standards // Journal of Asian multicultural research for educational study. 2021. № 2 (1). Pp. 10-15. DOI:10.47616/yamres.v2i1.116.
Hudson S. M., Hudson P., Weatherby-Fell N. L., & Shipway B. Graduate standards for teachers: final-year preservice teachers potentially identify the gaps // Australian journal of teacher education. 2016. Vol. 41, № 9. Article 8. Pp. 134-151.
Misra P. K. National professional standards for teachers: retrospect and roadmap // UNIVERSITY NEWS. 2021. Vol. 59 (26).
Pp. 3-9.
Tuinamuana K. Teacher professional standards, accountability, and ideology: alternative discourses // Australian journal of teacher education. 2011. Vol. 36, № 12. Article 6. Pp. 71-82. DOI: 10.14221/ajte.2011v36n12.8.