Проявление цифровой маргинализации при вхождении в гибридное пространство современного общества (на примере начинающих пользователей)
Сегодня, когда люди оказываются на пересечении виртуальных и реальных социальных пространств, важно для минимизации негативные последствий понять феномен цифровой маргинализации. Понимание сути цифровой маргинализации важно ввиду увеличения рисков и стоимости ошибок цифровой трансформации, особенно с учётом социальных последствий отчуждения человека. Основная цель настоящего исследования заключается в выявлении уровня выраженности цифровой маргинализации при интеграции в гибридную среду современного общества. Исходная гипотеза исследования предполагает, что степень проявления маргинализирующих тенденций коррелирует с уровнем освоения цифровых и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для полноценной жизнедеятельности в условиях гибридного пространства. Для верификации этой гипотезы осенью 2024 года был проведён социологический опрос с выборкой в 460 респондентов, которых попросили оценить свой пользовательский уровень. Анализ полученных данных показывает, что именно начинающие пользователи испытывают дезориентацию в политико-экономических, социально-культурных и технологических аспектах цифрового жизни общества. Для этой группа опрошенных характерны негативные субъективные переживания, возникающие при взаимодействии с цифровыми технологиями, сервисами и платформами, а также при необходимости погружения в цифровую реальность. Наиболее выраженным чувством у них оказалась боязнь утраты личных данных, а при восприятии гибридной реальности цифрового общества – страх перед будущим, как своим собственным, так и своих близких. Результаты опроса показывают, что примерно половина начинающих пользователей не ощущает необходимости осваивать цифровые устройства, технологии и сервисы. Это отсутствие потребности снижает мотивацию к изучению новых цифровых инструментов. Таким образом, можно констатировать, что проявление цифровой маргинализации при входе в гибридное пространство обусловлено уровнем овладения населением новыми технологиями.
Иллюстрации
Зотов В. В., Гаврильченко К. Э., Губанов А. В. Проявление цифровой маргинализации при вхождении в гибридное пространство современного общества (на примере начинающих пользователей) // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 1. С. 110-127.
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-1-0-7.
Научный результат. Социология и управление включен в научную базу РИНЦ (лицензионный договор № 765-12/2014 от 08.12.2014).
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Вартанова Е. Л. Концептуализация цифрового неравенства: основные этапы // Меди@льманах. 2018. № 5. C. 8-12. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2018.812.
Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. №1. С.3-29. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329.
Волченко О. В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163-170. DOI: 10.14515/monitoring.2016.5.10.
Воронина Н. С. Цифровое неравенство интернет-пользователей в России и Европе: гендерный аспект // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2021. № 4. С. 28-51. DOI: 10.19181/INAB.2021.4.3.
Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 1. С. 108-120. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120.
Зотов В. В., Асеева И. А., Буданов В. Г., Белкина В. А. Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 2. С. 4-20. DOI: 10.26425/2658-347X-2022-5-2-4-20.
Костина Н. Б., Чижов А. А. Значение классических и современных социологических концепций для анализа факторов цифрового неравенства // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2021. № 2. С. 260-269. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-2-260-269.
Кострикова Н. А., Майтаков Ф. Г., Яфасов А. Я. Риски маргинализации общества при переходе к цифровой экономике // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: Материалы Восьмой междунар. научно-практ. конф. Петропавловск-Камчатский: Камчатский гос. технич. ун-т, 2019. С. 190-194.
Мартыненко Т. С., Добринская Д. Е. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. Т.1, №161. С.171-192. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1807.
Радаев, В. В. Миллениалы: Как меняется российское общество. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.
Шабунова А. А., Калачикова О. Н., Леонидова Г. В., Смолева Е. О. Эксклюзия как критерий выделения социально уязвимых групп населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2 (44). С. 29-47. DOI: 10.15838/esc.2016.2.44.2.
Acharya B. Conceptual evolution of the digital divide: A systematic review of the literature over a period of five years (2010-2015) // World of media. Journal of Russian media and journalism studies. 2017. № 1. Pр. 41-74.
Demo P. Marginalização digital: digital divide // Senac journal of education and work, 2007. Vol. 33, № 2. Pр. 5-19.
Du J. T., Xie, I., Narayan B., Sayyad Abdi E., Wu H. J. Liu, Y-H., Westbrook L. Vulnerable communities in the digital age: advancing rescarch and exploring collaborations // iConference 2017 Proceeding “Global collaboration across the information community”. Wuhan, China, 2017. Рр. 911-914. DOI: 10.9776/17402.
Galpin C. At the digital margins? A theoretical examination of social media engagement using intersectional feminism // Politics and governance. 2022. Vol. 10, № 1. Pр. 161-171. DOI: 10.17645/pag.v10i1.4801.
Geeta A. Marginalization at cyberspace: a new dimension of violence against women and girls // Cyberfeminism and gender violence in social mediа. Hershey (PA, USA): IGI Global, 2023. Pр. 100-107. DOI: 10.4018/978-1-6684-8893-5.ch007.
Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. N.Y.: Vintage Books, 2000. 432 p.
Imran A. Why addressing digital inequality should be a priority // The electronic journal of information systems in developing countries. 2023. № 89, DOI: 10.1002/isd2.12255.
Liotta L. A. Digitalization and social inclusion: bridging the digital divide in underprivileged communities // Global international journal of innovative research. 2023. Vol. 1, № 1. Pр. 7-14. DOI: 10.59613/global.v1i1.2
Lubbers M. Social networks and the resilience of marginalized communities // A research agenda for social networks and social resilience. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2022. Рр. 1-16. DOI: 10.4337/9781803925783.
McCrindle M. The ABC of XYZ: understanding the global generations. Sydney: UNSW Press, 2009. 237 p.
Norris P. Digital divide: civic engagement, information poverty, and the internet worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. 304 р.
Park R. E. Cultural conflict and the marginal man // Race and culture. Glencoe, Ill.: The Free Press, 1950. Pр. 372-376.
Ragnedda M., Muschert G. W. The digital divide: the internet and social inequality in international perspective. New York, NY: Routledge, 2013344 p.
Reyes C. Negotiating digital marginalization: immigrants, computers, and the adult learning classroom // Atlantic journal of communication. 2020. Vol. 30, №1. Рр. 1-12. DOI: 10.1080/15456870.2020.1786385
Robinson L., Cotten S. R., Ono H., Quan-Haase A., Mesch G., Chen W., Schulz J., Hale T.M., Stern M. Digital inequalities and why they matter // Information, communication & society. 2015. Vol. 18, № 5. Рр. 569-582. DOI: 10.1080/1369118X.2015.1012532.
Van Dijk J. The digital divide. Cambridge. Medford: Polity Press, 2020. 208 p.
Warschauer M. Technology and social inclusion: rethinking the digital divide. Cambridge (Mass.). London: MIT press, 2003. 260 p.
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 24-28-00716 «Цифровая маргинализация в условиях социотехнической конвергенции»).