Медиатизированный дискурс православного студенчества об РПЦ
Статья посвящена анализу современного православного консервативного медиатизированного дискурса в среде блоггеров-студентов на платформе мессенджера Telegram. Актуальность исследования состоит в неразработанности как темы медиатизации православия, так и темы исследования православного консерватизма в современной социологии. Изучение указанного феномена происходило через призму концептуального подхода, получившего в научной социологической литературе название «медиатизация религии». Научная проблема состоит в том, что исследования медиатизации православия уже не являются новой сферой, но их количество все еще остается небольшим. Вне поля зрения исследователей оказывается значительное количество религиозных групп, которые складываются и функционируют в настоящее время, в том числе и православные группы. Методом исследования был выбран фигуративный подход, оформившийся в германской школе изучения медиатизации. Фигуративный подход реактуализирует понятие «фигурации» Норберта Элиаса и рассматривает современную коммуникативную фигурацию в медиа через 4 составляющих: коммуникативные практики, медиаансамбль, фрейм релевантности и констелляцию акторов. Коммуникативная фигурация современного православного консерватизма в мессенджере Telegram была взята за основу исследования, так как именно данная платформа предоставляет возможности для ведения дискуссии по общественным и теологическим вопросам. Цель статьи – описание студенческой общности в данной коммуникативной фигурации через четыре ее составляющие. В связи с чем задачами исследования стали: описание контекста формирования и особенностей современного этапа изучения медиатизации православия; характеристика четырех составляющих коммуникативной фигурации современного православного консерватизма в молодежной среде; анализ биографических и смысловых переменных в текстах интервью с экспертами-авторами каналов. Эмпирическая часть исследования строилась на серии экспертных, полуструктурированных интервью с авторами Telegram каналов, входящих в категорию молодежи и являющихся обучающимися Высших учебных заведений. Всего за период с марта по август 2024 года было собрано 30 интервью, из которых для статьи было отобрано 5. Результаты исследования продемонстрировали, что на данный момент существует констелляция акторов современного православного консерватизма, в молодежной подгруппе, в котором можно отдельно выделить студенчество. Православные консервативные студенты выстраивают собственную идентичность, отталкиваясь от православной традиции, но лишь в виде моральных предписаний. Они практически не интегрированы в существующие структуры РПЦ, предпочитая рассматривать православный дискурс как возможность для собственной, личной творческой реализации. Фрейм релевантности коммуникативной фигурации православного консерватизма рассматривает православие как неотъемлемую часть для современной русской культуры и гуманитарной науки. Однако, взгляд на православную традицию и ее составляющие у старшего и молодежной подгрупп различаются по ряду вопросов – например, в вопросе перевода текстов литургии на современный русский язык. Общим для всего фрейма православного консерватизма является противопоставление либерализму, в том числе и церковному, которое проходит по вопросам об основах общества.
Коваленко В. Д. Медиатизированный дискурс православного студенчества об РПЦ // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 36-51. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Головушкин Д. А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: политология. религиоведение. 2018. № 25. С. 92-102.
Коваленко В. Д. Медиатизация православия как исследовательское поле. Концепт: философия, религия, культура. 2023. №7(4). С. 76-97.
Коваленко В. Д. Медиатизированное православие в социальных сетях органов исполнительной власти СЗФО в эпоху COVID-19 // Политика и Общество. 2024. № 2.
С. 63-76.
Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма, 1994. 430 с.
Лебедев С. Д., Склярова В.А. Социальный запрос на знание о религии в современном российском обществе в оценках экспертов // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 25-36. https://rrsociology.ru/journal/annotation/1739/
Островская Е. А. Медиатизация православия – это возможно? // Мониторинг. 2019. № 5 (153). С. 301-319.
Островская Е. А. Альтернативный медиадискурс об РПЦ: православные Telegram-каналы // Мониторинг. 2022. № 2 (168).
С. 454-475.
Шнирельман В. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. М.: Издательство ББИ, 2017. 633 с.
Adamsky D. Russian Nuclear Orthodoxy: Religion, Politics, and Strategy. Redwood City: Stanford University Press, 2019.
Ammerman N. T. Baptist Battles: Social Change and Religious Conflict in the Southern Baptist Convention. Rutgers University Press, New Brunswick and London, 1990.
Anderson J. P. Rocks, Art, and Sex: The “Culture Wars” Come to Russia? // Journal of Church and State. 2013. V. 55, № 2. Pp. 307-334.
Chebankova Е. Reflections on cross-currents of Russian conservatism, In Garnett M. (ed.) Conservative Moments Reading Conservative Texts, Bloomsbury academic. London; New York, 2018.
Cottle S. Mediatized Conflict: Developments in Media and Conflict Studies. Maidenhead: Open University Press, 2006.
Couldry N. and Hepp A. The mediated construction of reality. Polity Press, Cambridge. 2017.
Goffman E. Frame analysis: an essay on the organization of experience. Harvard University Press, Cambridge, MA, 1974.
Hepp A., Hasebrink U. Human interaction and communicative figurations. The transformation of mediatized cultures and societies. In Lundby K. (ed.) Mediatization of Communication, 2014.
Jin D. Y. The Mediatization of Buddhism in Digital Media: The Contemporary Reflection of Uisang’s Hwaom Thought // Journal of Media and Religion. 2015. V 14, № 4. Рр. 196-210.
Kołodzieyska M., Fajfer Ł., Hall D. and Radde-Antweiler K. Religious media settlers in times of deep mediatization // Religion. 2022. V. 53, № 2. Рр.199-223.
Morley D. Media, modernity and technology: The geography of the new. Routledge, London / New York, 2007.
Peretz D. The Mediatization of Jewish–Muslim Dialogue in Germany Amid COVID-19 // Contemporary Jewry. 2024. URL: https://archive.jpr.org.uk/10.1007/s12397-024-09565-7.
Riccardi-Swartz S. American Conservatives and the Allure of Post-Soviet Russian Orthodoxy // Religions. 2021. V. 12, № 12. P. 1036.
Schimank U. Handeln und Strukturen. Einführung in die akteurtheoretische Soziologie, Auflage, Beltz Juventa (Weinheim und Basel), 2016.
Stępniak K. Communicating the sacred in religious advertising in light of the mediatization of religion theory and research on digital religion // Church, Communication and Culture. 2023. V. 8, № 2. Рр. 285-307.
Stoeckl K., Uzlaner D. The Moralist International: Russia in the Global Culture Wars. 1st ed. Fordham University Press, 2022.
Suslov M. “Holy Rus”: The Geopolitical Imagination in the Contemporary Russian Orthodox Church // Russian Politics and Law, 2014. № 52, Р. 57.
Wuthnow R. and Lawson M. P. Sources of Christian Fundamentalism in the United States Accounting for Fundamentalisms in Marty, M. E. and Appleby, R. S. (ed), The Dynamic Character of Movements, The University of Chicago Press, 1994.
Zeiler X. The global mediatization of hinduism through digital games: representation versus simulation in hanuman: boy warrior, in Campbell H. A. and Grieve G. P. (eds.), Playing with Religion in Digital Games, 2014.