Особенности адаптации иностранных студентов мусульманского вероисповедания в республике Татарстан
Адаптация иностранных студентов (в т.ч. мусульманского вероисповедания) и их обучение в Татарстане неразрывно связаны между собой. Стоит учитывать, что, как правило, большинство студентов в группах, где обучаются иностранные студенты, являются гражданами России. Их взаимодействие в ходе учебы и вне ее рамок, является одним из важнейших критериев успешности адаптации. В ходе обучения иностранцы знакомятся с местными обычаями, нормами, ценностями и готовность их одногруппников (или иных студентов) принять их в свой коллектив, является неотъемлемой частью усвоения местной культуры. Ключевой составляющей успешного обучения иностранных студентов является их эмоционально-психологическое состояние, которое формируется под воздействием различных факторов: удовлетворенность жилищными условиями, взаимодействие с одногруппниками, преподавателями и местным населением, возможность удовлетворять свои религиозные потребности и т.д. Все это является одновременно и важным фактором адаптации студентов. Проживая в Татарстане, иностранные студенты сталкиваются с различными проблемами в ходе адаптации. Это и проблема с владением русским языком, и трудности в понимании российской культуры (что особенно актуально для студентов, приехавших не из стран постсоветского пространства). Кроме того, трудности могут возникнуть из-за негативного отношения принимающей стороны (т.е. местного населения). Все это, а также ряд других факторов, влияет на успех адаптации иностранных студентов. К чему же может привести провал адаптации? Вариативность здесь значительная: они могут пополнить ряды различных деструктивных групп (начиная от криминальных и заканчивая религиозными экстремистами), другой вариант стратегии – отторжение и ограничение связей только с представителями своей общины. Не найдя себе место в принимающей обществе, они могут, покинув пределы Татарстана и вернувшись к себе на родину, оказать влияние на формирование негативного образа Татарстана и России, что имеет далеко идущие негативные последствия как региона, так и для страны в целом. Наоборот, успешная адаптация и коммуникативная открытость будет способствовать формированию положительного образа Татарстана и России за рубежом. В ходе исследования использовался массовый анкетный опрос. Опрос проводился в 4 крупнейших по количеству иностранных студентов вузах: К(П)ФУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет), КНИТУ-КАИ (Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева), КНИТУ-КХТИ (Казанский национальный исследовательский технологический университет) и КГМУ (Казанский государственный медицинский университет). Было опрошено 843 студента из ряда стран: Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Турция, Иран, а также из арабских стран (Египет, Сирия, Алжир и т.д.). Результаты исследования показали, что после переезда в Татарстан, религиозная жизнь респондентов незначительно претерпела изменения. Изменилась частота посещений религиозных учреждений, активность проведения религиозных обрядов (в т.ч. чтение намаза). В целом студенты удовлетворены мусульманской инфраструктурой и отношение к ним в регионе, однако, отдельные группы принимающего сообщества вызывают меньшее доверие у опрошенных. При этом, большинство респондентов не сталкивались с проблемой притеснений в сфере религии в Татарстане, и с доверием относятся к религиозным институтам и священнослужителям.
Иллюстрации
Набиулин И. Р. Особенности адаптации иностранных студентов мусульманского вероисповедания в республике Татарстан // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 3. С. 21-36. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Габдрахманова Г. Ф., Сагдиева Э. А., Оморова Н. И. Учебная миграция в Республике Татарстан: адаптация и интеграция студентов из государств Центральной Азии: монография / под ред. Г. Ф. Габдрахмановой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2014. С.62-76.
Гусейнова О. И. Социокультурная адаптация иноэтнических мигрантов в зарубежных социологических концепциях // Философия права. 2015. № 6 (73). С.97-101.
Дмитриев А. В. Мигранты в новой среде: практики взаимодействия / А.В. Дмитриев, Г.А. Пядухов. М.: Альфа-М, 2011. 96 с.
Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (1). С. 284-288.
Мукомель В. И. Трудовые мигранты в России: проблемы интеграции и идентичности // Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока: сборник трудов II Междунар. научно-практич. конф., 4-5 июня 2018 г. / [под общ. ред. С. В. Рязанцева, М. Н. Храмовой, Л. А. Савинкиной; ред. кол.: Н. Хорие, М. Митигами, Б. Даве, С. Мусикавон, С. Рязанцев, М. Храмова, В. Белкин, Е. Гаффорова]. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. С. 238-243.
Низамова Л. Р. Межкультурные отношения и миграционные процессы в массовом сознании татарстанцев и дискурсе региональных массмедиа // Полиэтничный регион в XXI веке: демографические и социокультурные процессы / Под ред. С. А. Ахметовой, Ф. Ф. Ишкинеевой. Казань: Изд-во Казан. ун-т, 2015. С. 69-98.
Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 149-156.
Тоффлер Э. Шок будущего; [Пер. с англ.: Е. Руднева]. Москва: АСТ, 2003. 557 с.
Шевелев Г. Е., Кабанова Л. И., Михальченко Е. В. Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов // Вестник науки Сибири. 2012. № 1 (2).
С. 134-138.
Berry J. W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology: an International Review. 1997. № 46 (1). Рр. 5-68.