16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-5

О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе

В фокусе внимания этой статьи: определение мира, в котором мы живем в процессе перехода от модернити к пост-модернити; выявление характерных черт пост-современного и пост-секулярного; (не) религиозное разнообразие  в связи  с появлением таких типов (не) религиозной идентичности, как «никакие», «не имеющие религии», «духовные, но не религиозные, новые типы религий, которые оказываются частными примерами, подтверждающими изменения, происходящие в сознании (пост)современного человекам и формирование (не) религиозной идентичности, включающей религию, неверие и духовность. С одной стороны, появляется значительное число «никаких» и неопределенных верующих во многих западных странах, а с другой – происходит рост и религиозная мобилизация новых и старых религий, как в западном мире, так и за его пределами. Несмотря на наличие секуляризации, трудно назвать сегодняшний мир секулярным, учитывая, что одновременно происходят «возвращение религии» (нередко в новом качестве и новых формах) в одних обстоятельствах (ислам по всему миру, христианство на Юге), упадок религии в других (ослабление христианства на Западе, повсеместное изменение, умножение религий и распространение все более экспериментальных, индивидуализированных, духовных ее форм). Религии сегодня наполняются другим содержанием, подразумевающим «новую религиозность», «новые» (обогащенные особой энергией и  витальностью) старые религиозные традиции: «новый ислам», «новое христианство», новый индуизм и т.д. И поскольку они обретают новое качество пост-секулярного (независимость, пассионарность, стремление охватить весь мир, когда уже не «религия» приспосабливается к миру, а мир к религии), то и изучать их логичнее в пост-секулярной парадигме, а не в «парадигме секуляризации».

Количество просмотров: 471 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1186
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: