Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России
Актуальность: Академическая мобильность, как особый вид перемещения с целью образовательных и научных практик, представляет собой один из механизмов саморегуляции процесса обучения сегодняшних российских студентов. Расширение перспектив внутривузовской и внутрироссийской академической мобильности в текущей геополитической ситуации, в том числе на Юге России, способствует повышению качества образования, созданию единой интеллектуальной среды и продвижению туристских практик. Научная проблема: Критический анализ научной литературы показал, что в научной литературе пока не рассматривалось, как сложившиеся представления об образовании и ценности влияют на установки студентов на академическую мобильность. Целью настоящего исследования являлось выявление особенностей установок и социальных практик академической мобильности российских студентов, ограниченных формальными внешними барьерами, существующими в вузах Юга России. Методы: Для изучения представлений об образовании как ценности, установок и социальных практик академической мобильности используется теория ментальных программ. В основе анализа лежит изучение значимых связей переменных через критерий Xи-квадрат. Научные результаты: Установки на внутривузовскую мобильность наиболее высоки у студентов с прагматическими взглядами, хотя в целом представления об образовании в незначительной степени влияют на внутривузовскую мобильность. Cтуденты с консервативными представлениями проявляют большую склонность к практикам внутрироссийской мобильности, видят в них образовательную ценность. В то время как студенты с либеральными и прагматическими взглядами считают, что это может помешать учебе в родном вузе или это им неинтересно. Абсолютное большинство студентов обладают установками на международную мобильность, но не имеют для нее финансовой возможности. Непосредственное число реализованных социальных практик в большей степени обусловлено внешними факторами, то есть возможностями, которые есть в вузах Ростовской области и Республики Крым, а также от состояния академической мобильности в российском высшем образовании в целом. Выводы: Академическая мобильность студентов в России имеет особую значимость для повышения качества высшего образования в стране. Студенческая молодежь на Юге России, проявляя высокую степень саморегуляции, демонстрирует высокие установки на все виды академической мобильности. Однако, характер установок во многом предопределяется консервативными и либеральными представлениями студентов, сложившимися в процессе социального программирования.
Иллюстрации
Зайцева А. А. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 137-154. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение / Сёмин Н. В., Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л., Лукшин А. В., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. М.: Изд-во МГУ, 2007. 208 c.
Алиева Л. Р., Фомина Е. А. Организация исходящей академической мобильности в вузе: современная ситуация и направления развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 119-127.
Волосникова Л. М., Федина Л. В., Кукуев Е. А., Патрушева И. В., Огороднова О. В. Академическая мобильность для всех // Презентационные материалы. URL: https://rtmc.utmn.ru/upload/medialibrary/f85/Akademicheskaya-mobilnost-dlya-vsekh_Volosnikova-LM.pdf (дата обращения 15.08.2022).
Громов А. Д. Академическая мобильность иностранных студентов // Факты образования. Выпуск 7. 2016. URL: https://publications.hse.ru/ (дата обращения 15.08.2022).
Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Тепляков Д. О. Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 131-144.
Матухин Д. Л. Академическая мобильность студентов в вузах России: проблемы и перспективы // Официальный сайт «Руснаука», URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения 15.08.2022).
Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России: монография / отв. ред. А.В. Лубский. М.: Социально-гуманитарные знания, 2017. 396 с.
Микова И. М. Академическая мобильность в вузах России // Вестник Рязанского государственного университета имени
С. А. Есенина. 2010. № 1 (26). С. 16-22.
Микова И. М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-akademicheskoy-mobilnosti-studentov (дата обращения: 05.08.2022).
Наумов Р. А., Карая М. З., Ковнир В. Н. Механизмы и роль международной академической мобильности в российском образовании // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 10. С. 1893-1904.
Нестеров Е. Ю., Кузнецова А. Д. Современные реалии академической мобильности для высшего образования в Российской Федерации // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2018/article/2018000031">https://scienceforum.ru/2018/article/2018000031</a> (дата обращения: 15.07.2022).
Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 420-435.
Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М.: Норма, 2014. 352 с.
Шакирова А. А., Валеева Р. А. Развитие академической мобильности студентов в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Казань: КФУ, 2018. 55 с.
Zaytseva A. A. Social Behavior of University Students in the Educational Sphere in the Rostov Region and the Republic of Crimea: A Comparative Perspective // International Journal of Early Childhood Special Education. 2021. Vol. 13. № 2. P. 319-326.