Динамика процесса пост/де/секуляризации среди молодежных групп московского мегаполиса
В данной статье анализируются мониторинговые показатели социологических исследований столицы России, характеризующие включенность молодежи в религиозные и секуляризационные процессы на протяжении последних 15 лет. В основу анализа положены данные мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований и Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН в 2008-2021 гг. Проблемная ситуация связана с тем, что предмет исследования находится на стыке взаимодействия двух изменяющихся субъектов – молодежи и общества, а также двух культур – светской и конфессиональной. Общая рамка методологии исследования определяется концептами пост/де/секуляризации. Направленность процесса пост/де/секуляризации московской молодежи определялась через фиксированную систему показателей, включающую: уровень традиционной религиозности и атеистичности молодежных групп; уровень «невоцерковленной», внеконфессиональной религиозности молодежи; динамику пост/де/секуляризации молодежных групп; включенность возрастных групп молодежи в культовую активность. Отмечается, что материалы социологических данных последних лет продолжают выявлять тенденцию постепенного снижения уровня традиционной религиозности и «воцерковленности» молодого поколения столичного мегаполиса. Культовая активность не превышает среди столичной молодежи 7-8%, тогда как у населения в целом она находится на уровне 10-11%. В то же время доля религиозной «внеконфессиональной» молодежи за пять лет возросла. В целом религиозная ситуация в молодёжной среде, как и в обществе, характеризуется размывание границ между религиозным и секулярным сознанием: снижением уровня и степени религиозности с повышением атеистических настроений. Было определено, что самые распространённые мотивы проявления культовой деятельности обусловлены не религиозными, а этнокультурными факторами. Исследователи на основании методолого-методических принципов фиксируют продолжение отрицательной динамики в развитии десекуляризации, констатируя восстановление процесса секуляризации молодежи московского мегаполиса.
Иллюстрации
Кублицкая Е. А. Динамика процесса пост/де/секуляризации среди молодежных групп московского мегаполиса // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 103-115. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-8.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Андреева Л. А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодёжи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. C. 95-98.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М.: ИФ РАН, 1999. 245с.
Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. № 2. С. 62-78.
Баркер А. Новые религиозные движения. Спб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с.
Возьмитель А. А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2007. № 2. C. 110-117.
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Нижний Новгород, 2002. 502 с.
Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Мчедлов М. П., Шевченко А. Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о её социальных функциях // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 46-56.
Гараджа В. И. Социология религии. М.: ИНФРА-М, 2007. 348 с.
Дубограй Е. В. Религиозность военнослужащих России // Социологические исследования. 2007. № 7. C. 130-136.
Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х – середина 2010-х гг.) / под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЦСП и М, 2016. 367 с.
Ивлева М. Л., Курилов С. Н., Россман В. И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования // Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ. 2018. Т. 18. № 3. С. 481-493.
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5 с. 95-103.
Кублицкая Е. А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009. № 4. C. 96-107.
Кублицкая Е. А., Франчук Д. В. Нетрадиционные религии и эзотерические учения в жизни московской молодёжи (социологический опыт) // Секуляризация в контексте измерения религиозных трансформаций современного общества (под ред. Глазьева С.Ю., Рязанцева С.В., Кублицкой Е.А. Серия «Демография. Социология. Экономика». М.: Изд-во Эконом-информ, 2018. Т. 4. № 4. С. 227-242.
Лебедев С. Д. Отношение учащейся молодёжи к религии // Социологические исследования. 2007. № 7. C. 87-97.
Лебедев С. Д. Виртуализация религиозного сообщества как ключ к пониманию эволюции социологических концепций религиозности // Концепт: философия, религия, культура. 2020. № 4(3). С. 85-104.
Лопаткин Р. А. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы / Приложение к журналу. Рубрика:
К 80-летию со дня рождения Ремира Александровича Лопаткина. Цикл статей //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАНХ и ГС при Президенте РФ. 2010. Т. 28. № 4. С. 266-272.
Локосов В. В., Синелина Ю. Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Lokosov.pdf (дата обращения 01.09.2022).
Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005. 448 с.
Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Мысль, 1976. 240 с.
Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 304 с.
Яблоков И. Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. 182 с.
Roszak Th. The Making of a Counter Culture. University of California Press, 1969. 313 p.
статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» (поручение Президента Российской Федерации № ПР-71 от 16.01.2020 г.).