Новые показатели социального развития: включенность в интернет-коммуникации и креативность на сетевых платформах
В статье представлены результаты эмпирического исследования включенности в интернет-коммуникации, активности и креативности в социальных сетях, проведенного методом телефонного опроса среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловской области. Включенность в интернет-коммуникации, активность и креативность в них являются показателями развитости сетевых и потоковых структур, формирующих новую социальную рутину. Проведенное исследование дает основание полагать, что это устойчивые и широко распространенные паттерны общественной жизни. Однако уровень развития этих структур в разных сегментах общества не одинаков. Социальные структуры, обнаруживаемые при помощи показателей включенности, активности, креативности в сетевых коммуникациях, больше развиты в современных мегаполисах и в большей степени создаются и используются молодежью и людьми, относящимися к средним стратам. Больше участвуя в сетевых коммуникациях и генерируя интенсивные потоки обновляемого контента, представители этих социальных групп наращивают собственный виртуальный капитал. Дифференциация социальных групп по критерию объема виртуального капитала является новой формой неравенства. По отношению к неравенству, получившему в конце прошлого века название «цифровой разрыв», новая форма предстает как цифровой разрыв второго рода, когда доступ к дополнительным ресурсам зависит не просто от включенности в коммуникационные сети, а от большей активности и креативности в них.
Иллюстрации
Иванов Д. В., Асочаков Ю. В., Богомягкова Е. С. Новые показатели социального развития: включенность в интернет-коммуникации и креативность на сетевых платформах // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 2. С. 49-68. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-2-0-5.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60-74.
Иванов Д.В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. C. 8-16.
Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Global Culture: Nationalism, Globalization, and Modernity; Featherstone M. (ed.). London: SAGE Publications, 1990.
Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. London: Sage Publications, 1992.
Beck U., Beck-Gernsheim E. Riskante Freiheiten – Gesellschaftliche Individualisierungsprozesse in der Moderne. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1994.
Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994.
Castells M. The Rise of the Network Society. 2nd ed. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2000.
Florida R. The Rise of the Creative Class. New York: Basic Books, 2002.
Knorr C. K. From Pipes to Scopes: The Flow Architecture of Financial Markets // Distinktion. 2003. 7. Pp. 7-23.
Kuznets S. Economic Growth and Income Inequality // The American Economic Review. 1955. 45 (1). Pp. 1-28.
Kuznets S. Toward a Theory of Economic Growth, with Reflections on the Economic Growth of Modern Nations. New York: Norton, 1968.
Lash S., Urry J. Economies of Signs and Spaces. London: SAGE Publications, 1994.
Sen A. Commodities and Capabilities. Amsterdam, New York: North-Holland, 1985.
Sen A. The Standard of Living. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
Urry J. Sociology beyond Societies. Mobilities for the Twenty-First Century. London: Routledge, 2000.
Van Dijk J. The Digital Divide. Cambridge: Polity Press, 2020.
Статья подготовлена в рамках исследования, поддержанного грантом РНФ (проект № 21-18-00125).