Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях
В условиях перехода к экономике знания особую актуальность приобретает поиск новых путей повышения конкурентоспособности компаний. Одним из эффективных инструментов развития организации является система управления знаниями, позволяющая создавать и эффективно использовать корпоративные знания, конвертировать их в прибыль компании. Управление знаниями как область научных исследований и совокупность управленческих инструментов становится актуальным и востребованным направлением менеджмента. Получив широкое распространение в практике западных компаний, управление знаниями пока редкое явление в России. Лишь отдельные крупные российские компании имеют эффективно функционирующие системы управления знаниями. В данной статье на основе систематизации теоретических разработок и анализа современных практик управления знаниями выявлены особенности применения системы управления знаниями в российских компаниях. К ним относятся: неоднородность внедрения по отраслям экономики, преобладание проектного подхода к управлению знаниями, отсутствие формализованной стратегии построения системы управления знаниями, возложение обязанностей по управлению знаниями на подразделения HR и IT, диспропорция стратегий управления знаниями, преобладание инструментов кодификации знания, низкая корпоративная культура доверия. Наиболее востребованные инструменты: корпоративное обучение, создание и пополнение баз знаний, сбор лучших практик и извлеченных уроков, внедрение корпоративных порталов, наставничество. В целом, анализ показал, неоднородность внедрения системы управления знаниями в России, от фрагментарного использования простейших инструментов до внедрения самых инновационных технологий. В статье приведены примеры эффективного внедрения системы управления знаниями в ведущих российских компаниях.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Андреева Т. Е., Гаранина Т. А., Рыжко А. Н. Управление знаниями и интеллектуальный капитал в российских промышленных компаниях: Результаты исследования Высшей Школы Менеджмента СПбГУ, 2015 г. URL: http://gsom.spbu.ru/files/folder_7/km_report_2015_gsom.pdf (дата обращения: 01.08.2019).
Безяев П. Сообщества как основа системы развития сотрудников Газпром нефти, 2018 г. URL: http://communityhub.ru/pavel-bezyaev/ (дата обращения: 04.08.2019).
Беланов И. С. Управление знаниями в российской IТ-компании. Кейс компании «Крок» // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 3 (76).
Будлянская Д. Д. Анализ современных методов и форм организации управления знаниями в российских интегрированных промышленных корпоративных структурах // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 27. С. 42-52.
Гаврилова Т. А. Инновации в управлении знаниями предприятия: типология, методология и рекомендации, 2017 г. URL: http://gsom.spbu.ru/achievements/innovarra/innovarra5 (дата обращения: 01.08.2019).
Гросул М. Внутренние экспертные сообщества на примере перерабатывающих организаций группы «ЛУКОЙЛ», 2018 г. URL: http://communityhub.ru/maxim-grosul/ (дата обращения: 01.08.2019).
Данилина Н. Вечная память // Коммерсантъ Секрет Фирмы. 2008. № 3. С. 1016.
Долженко Р. А., Бакаленко А. В. Краудсорсинг как инструмент мобилизации интеллектуальных ресурсов: опыт использования в Сбербанке России // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14, № 3. С. 77-102.
Корганов И. Итоги ATD 2018. Мировые тренды T&D, 2018 г. URL: http://www.cbsd.ru/news/itogi_atd_2018/ (дата обращения: 01.08.2019).
Лавров О. Исследование практик управления знаниями в российских компаниях, 2016. URL: http://kmjournal.ru/km-in-russia-companies/ (дата обращения: 09.07.2019).
Лавров О. Менеджмент знаний в России. Взгляд из профессионального сообщества // Менеджмент знаний в России. Как это работает. Экспертная сессия 2019: «Управление знаниями стандарты и практика». Дайджест № 1, 2019 г. URL: http://knowledgeoffice.ru/premia 2018 (дата обращения: 09.07.2019).
Лессер Э., Прусак Л. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value: пер. с англ. Т. Гутникова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 248 с.
Лищенко В. Как внедрить систему управления знаниями в бизнес. Доклад на конференции KnowledgeConf, 2019 г. URL: http://knowledgeconf.ru/2019/authors/7045/ (дата обращения: 01.08.2019).
Макеев О. А. Внедрение самой крупной в России системы управления знаниями KMS Lighthouse «Бизнес-Википедии», 2018 г. URL: http://globalcio.ru/live/projects/391/(дата обращения: 04.08.2019)
Мариничева М. К. Управление знаниями в российских компаниях, 2018 г. URL: http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/(дата обращения: 01.08.2019).
Мариничева М. К. КМ в России 2019. Новые возможности развития бизнеса, 2019 г. URL: http:// https://kmclub-practicum.com/(дата обращения: 06.08.2019).
Нестик Т. А. Модели управления знаниями в российских организациях: социально-психологический анализ // Современные технологии управления. 2016. № 37. С. 30-37.
Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Пер. с англ.; Под ред. В. А. Лекторского и В. И. Аршинова. М.: Прогресс, 1985. 345 с.
Практики управления знаниями в нефтяных компаниях / Ю. А. Безгинова, Т. А. Гаранина, Д. В. Кудрявцев, А. Ю. Плешкова // Открытое образование. 2018. № 6. С. 27-38.
Сидорин А. Холистическое управление знаниями в IТ-компании. Доклад на конференции KnowledgeConf, 2019 г. URL: http://knowledgeconf.ru/2019/authors/7045/ (дата обращения: 01.08.2019).
Эволюция системы управления интеллектуальным капиталом в Блоке нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки ПАО «ЛУКОЙЛ» / Т. Гаранина, М. Гросул, А. Андреев, А. Иванов // Инновации. 2016. № 5 (211). С. 71-78.
Davenport Т., Prusak L. Working Knowledge. New York: Harvard Business School Press, 1998.
Koenig М. «What is KM? Knowledge Management Explained» // KM World 4, 2012. URL: http://www.kmworld.com/Articles/Editorial/What-Is/ -122649.aspx (дата обращения: 09.07.2019).
Nonaka I., Takeuchi H. The knowledgecreating company. New York: Oxford University Press, 1995.
Parlby D. Knowledge Management Research Report KPMG Consulting, 2000. URL: http://: http://www.kpmg.co.uk/ (дата обращения: 11.07.2019).
Prusak L. Creating Value with Knowledge: Insights from the IBM Institute for Business Value. New York: Oxford University Press, 2003.
Ribiére V., Tuggle F. The Influence of Organizational Trust on the Use of KM Systems and on the Success of KM Initiatives // Knowledge Management in Modern Organizations. Hershey PA: IGI PUBLISHING, 2007. P. 96-120.
Buckman R. H. Building a Knowledge-Driven Organization. New York: McGraw-Hill Education, 2004.
Young R. Knowledge management tools and techniques manual. Tokyo: Asian Productivity Organization, 2010.