РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФАКТОР И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ
Aннотация
Статья посвящена оценке межнациональных отношений представителями различных религиозно-мировоззренческих групп россиян. Особый акцент делается на проблеме соотношения национального и религиозного на федеральном и локальном уровнях, а также рассматривается кейс Поволжья как многонационального и полирелигиозного региона России.Ключевые слова: межнациональные отношения, православные, мусульмане, межрелигиозный диалог, Поволжье
Особенности поликонфессионального устроения России как ее специфической цивилизационной атрибутики, формирующей во многом преимущества России, ставят проблему соотношения общегражданской и национальной идентичностей с учетом религиозного фактора. Проблема соотношения национальной, религиозной и общегражданской идентичностей отражает соотношение религиозных и этнических оснований и гражданских параметров, вытекающих именно из цивилизационного контекста соотношений партикулярного и универсального. Вследствие тесной связи и переплетения национально-этнических и религиозных факторов актуальной становится задача выявления позитивного потенциала разных религий и мировоззрений в предотвращении конфликтов на этнонациональной почве. Одними из наиболее серьезных препятствий формирования полиэтничной гражданской нации является межэтническая напряженность, препятствующая установлению социальных связей, отношений сотрудничества и солидарности между представителями различных этнонациональных общностей. В связи с этим представляется важной оценка респондентами религиозно-мировоззренческих групп[1] состояния межнациональных отношений, как на уровне страны в целом, так и – отдельных регионов[2].
К сожалению, как доброжелательные, межнациональные отношения в стране оценивает весьма малая доля респондентов (7%). Относительно более высокий показатель имеет мусульманская группа (14%), тогда как у православных он уже вдвое ниже (7%), а среди атеистов – вовсе незначителен (3%). От четверти до трети респондентов оценивают межнациональные отношения как спокойные, причем наибольший процент таких оценок приходится также на мусульманскую группу, а наименьший наблюдается в атеистической. Наиболее же значительной (до 40% и выше) является доля респондентов, отметивших в межнациональной сфере внутреннее напряжение при видимом внешнем спокойствии. Самый высокий показатель имеет здесь атеистическая группа (43%), при этом среди мусульман данная цифра в полтора раза ниже (28%). На открытую напряженность в межнациональных отношениях указали от 11% (у мусульман) до 18% (во внеконфессиональной и атеистической группах) респондентов. Наконец, только незначительная часть опрошенных (в пределах 2-6%) заявляет о возможности открытых межнациональных столкновений. Таким образом, в оценках респондентов, явная межнациональная напряженность, тем более на грани открытых столкновений, мало характерна для России в целом, тем не менее, в каждой группе довольно внушительная часть опрошенных фиксирует наличие скрытой напряженности. При этом наиболее оптимистично оценивает состояние межнациональных отношений в стране мусульманская группа: совокупная доля респондентов, указавших на их доброжелательный и спокойный характер, составила здесь 48%, тогда как у православных она – 37%, во внеконфессиональной группе – 28%, в атеистической – всего 25%.
Определенные коррективы вносит оценка респондентами межнациональных отношений по месту их постоянного проживания – в родном городе или селе, т.е. каково состояние межнациональных отношений на локальном уровне в фокусе религиозно-мировоззренческой проекции.
Доброжелательный характер межнациональных отношений в своем месте жительства отметила почти пятая часть респондентов-мусульман, тогда как во всех других группах данный показатель составил всего 4-7%. Гораздо более высок на местном уровне процент респондентов, фиксирующих спокойный характер межнациональных отношений (38%), в мусульманской группе превышающий его в полтора раза (51%), у православных таковых 40%, а вот атеисты видят гораздо меньше спокойствия в межнациональных отношениях в своих поселениях – таковых 28%. Наоборот, внутреннее напряжение при внешнем спокойствии фиксирует меньший процент опрошенных (34%), причем у мусульман он в 1,5-2 раза ниже, чем в других группах, а наиболее озабочены данной проблемой атеисты – почти половина – 42%. Ниже, на локальном уровне, во всех группах и показатель открытой напряженности, причем больше ее допускают верующий вне конфессий, тогда как на возможность открытых межнациональных столкновений указало не более 1-3% опрошенных. Таким образом, оценка респондентами межнациональных отношений на уровне их места проживания заметно позитивнее, нежели в масштабах всей страны. В наибольшей степени это выражено в мусульманской группе, менее всего – во внеконфессинальной и атеистической. Локальный уровень межрелигиозного диалога представляется ключевым для поддержания межнационального согласия, причем фактор принадлежности к традиционным российским конфессиям снижает риски конфликтности.
Если обратиться к оценке межнациональных отношений в поселениях различного уровня, то доброжелательные отношения между представителями разных народов в большей мере фиксируют сельские респонденты: их процент вдвое выше (11%), чем аналогичный показатель по мегаполисам (5%). Как спокойные эти отношения более всего характеризуют респонденты из небольших городов (43%), как самый низкий процент такой оценки также в мегаполисах (32%). Напротив, внутренняя напряженность в наибольшей мере отмечена как раз в мегаполисах (43%), а в наименьшей – на селе (29%). Что касается открытого напряжения, то его указал больший процент респондентов крупных городов (13%), а самый низкий – небольших городских поселений и поселков городского типа (7%). Таким образом, соотношение суммарных оценок уровней позитивности и негативности в зависимости от типов населенных пунктов выглядит следующим образом: мегаполисы – соответственно 37% и 56%; крупные города – 44% и 47%; небольшие города – 50% и 40%; село – 50% и 39%. По оценкам респондентов, состояние межнациональных отношений на местах напрямую связана с типом поселения: наибольшая острота проблемы наблюдается в мегаполисах, значительно меньшая – в небольших городах, и самая низкая – в сельской местности. Также следует отметить, что во всех типах поселения принадлежность к традиционным конфессиям понижает негативность восприятия межнациональных отношений.
Представляет интерес оценка межнациональных отношений на местном уровне всей совокупностью респондентов в региональном разрезе.
Как видно из таблицы 3, доброжелательный характер межнациональных отношений по месту проживания фиксирует от 1% (столичные мегаполисы) до 12% (Сибирь и Дальний Восток) респондентов. Спокойные отношения в наибольшей мере отмечают жители населенных пунктов Поволжья (44%), Урала (43%), территорий с преимущественно русским населением европейской части (40%), в наименьшей – жители мегаполисов (33%), Юга и Северного Кавказа 31%. Суммарная же оценка уровня позитивности межнациональных отношений (доброжелательные и спокойные) выше всего в Поволжье, на втором месте Сибирь и Дальний Восток, на третьем – Европейская часть РФ, на четвертом – Урал, на пятом – Юг и Северный Кавказ, на последнем шестом – столичные мегаполисы.
На внутреннюю напряженность более всего указали как раз жители мегаполисов (44%), а также Юга и Северного Кавказа (44%), менее всего она фиксируется в Уральском регионе (26%), Сибири и на Дальнем Востоке (28%). Манифестируемая напряженность в межнациональных отношениях по оценкам респондентов наиболее характерна также для столичных мегаполисов (15%), наименее – для Поволжья (6%). Наконец, отношения на грани открытых столкновений по разным регионам отметили лишь 1-3% респондентов. Суммарная оценка уровня негативности межнациональных отношений выше всего в столичных мегаполисах, на втором месте – Юг и Северный Кавказ, на третьем – Поволжье, на четвертом – Европейская часть РФ, а также Сибирь и Дальний Восток, на последнем пятом – Уральский регион.
Кейс Нижнего Поволжья отражает восприятие в общественном сознании жителей региона межнациональных отношений в религиозно-мировоззренческом разрезе. В данном регионе исторически соседствуют и тесно соприкасаются православная и мусульманская общности, потому оценка их представителями состояния межнациональных отношений в Поволжье представляет особый интерес.
Как отмечено выше, в целом суммарная оценка респондентами позитивности межнациональных отношений в Поволжском регионе самая высокая (См. таблица 4). Однако в религиозно-мировоззренческом разрезе картина не столь однозначна. Удельный вес доброжелательных характеристик межнациональных отношений респондентами данного региона в мусульманской группе в 6 раз больше, чем в православной (23% против 4%). Заметно выше среди поволжских мусульман также процент оценок данных отношений как спокойных (51%), превышая половину опрошенных. Таким образом, суммарная оценка уровня позитивности межнациональных отношений местными православными респондентами составляет 44%, а местными респондентами-мусульманами – 74%. При этом на внутреннюю межнациональную напряженность в мусульманской группе указал более чем вдвое меньший процент опрошенных (17%), чем в православной (40%). На открытую напряженность, отмеченную 5% православных, среди мусульман не указал вообще никто. О возможности открытых столкновений в той и другой группах заявили не более 2% опрошенных. Соответственно, суммарная оценка уровня негативности межнациональных отношений составила 47% в православной группе и 19% в мусульманской. Таким образом, позитивная оценка респондентами-мусульманами состояния межнациональных отношений, зафиксированная на общероссийском уровне, применительно к Поволжью проявляется более ярко. Примечательно, что выделенная группа «прочие» (объединившая внеконфессиональных лиц, атеистов и незначительное число приверженцев других религий) состояние межнациональных отношений оценивает более негативно в сравнении с другими группами. В частности, процент зафиксировавших открытое напряжение (14%) в три раза выше, чем у православных.
В религиозно-мировоззренческом аспекте наиболее позитивную оценку межнациональных отношений дают респонденты – приверженцы традиционных российских религий, особенно мусульмане, тогда как самые негативные характеристики можно видеть во внеконфессиональной и атеистической группах. Эта тенденция особенно ярко проявилась на региональном уровне – в Поволжье, исторически являющем собой обширную православно-мусульманскую контактную зону. Респонденты-мусульмане, проживающие в данном регионе, оценили межнациональные отношения по месту своего жительства гораздо более позитивно, нежели даже местные православные респонденты, не говоря уже о лицах внеконфессиональной ориентации и атеистах.
Длительные традиции мирного совместного существования различных этносов и религий в пространстве российской цивилизации, в рамках единого государства и в регионах обусловили глубинные императивы взаимоотношений, демонстрирующих историческую устойчивость и абсолютное большинство респондентов вне зависимости от религиозно-мировоззренческой принадлежности выступает за мирное разрешение возникающих конфликтов. Вопрос о мирном сосуществовании этносов и конфессий, исторический императив взаимопроникновения культур коррелируют с проблемой разумной и эффективной государственной и муниципальной политики и ненарушением принципов справедливости в общественных и личных проекциях.
[1] Здесь и далее приведены данные общероссийского репрезентативного исследования (2014-2015) ИС РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», проект РНФ № 14-28-00218 (4000 опрошенных, репрезентирующих взрослое население страны по полу, возрасту (в разбивке по возрастным когортам), уровню образования и типу поселения. Репрезентативность социологической информации обеспечивалась использованием модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения (респондентов) на последней ступени). По религиозно-мировоззренческому основанию были выделены четыре группы, идентифицирующие себя: последователями православия (68-69%), последователями ислама (5-6%), верящими в Высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежащие (6-7%), атеисты (9-11%). Подробнее о методике выборки см. [1, с. 11-12].
[2] Подробный анализ динамики взаимоотношений гражданской, этнической и региональной идентичности см. [2].
Список литературы
1. Российское общество и вызовы времени / Под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2015. 336 с.
2. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013.