16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-1-12-18

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ МОСКВИЧЕЙ: НОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Aннотация

Автор анализирует и кратко обобщает 5-ти летний опыт проведения Мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого населения города Москвы и обосновывает внесение изменений в методические и оранизационно-структурные аспекты его проведения, основными предпосылками которых являются: ежегодный рост численности пожилых людей в общей структуре населения столицы; увеличение доли «долгожителей» среди пожилых в возрасте старше 80 лет, в общей структуре населения старше трудоспособного возраста; изменение законодательства, регулирующего предоставление социального обслуживания для пожилых россиян в целом и москвичей в частности; объединение блоков социальной защиты и трудозанятости в единую структуру Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. В статье содержится обоснование изменения объема выборки опрашиваемых и периодичности проведения мониторинга, авторская методика формирования квотной пятиступенчатой выборочной совокупности, обоснование внесения изменений в инструментарий, а также обновленная модель организации и проведения социологического мониторинга.

Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве проводится уже 5 лет Центром мониторинговых исследований Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, который входит в структуру Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. Методология проведения и технология организации мониторинга разработаны специалистами Центра мониторинговых исследований, методистом которого является автор.

В соответствии с приказом Департамента социальной защиты[1] населения города Москвы от 14 июня 2011 года № 188 «О проведении мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, проживающих в городе Москве» он проводится 2 раза в год, охватывая по 5 тыс. респондентов на каждом этапе его проведения. Однако 5-ти летний опыт опросов по выборкам объемом в 5000 респондентов каждые полгода по одной и той же тематике не продемонстрировал существенной динамики в направленности мнений респондентов, за исключением реакции на ситуативные изменения, происходящие в социальной, политической, экономической сферах. Кроме того, рост доли пожилых в общей структуре населения г. Москвы с 23,3% в 2011 году до 26,5% в 2015 году наглядно демонстрирует общее увеличение объема генеральной совокупности исследования. В связи с этим было принято решение о снижении периодичности проведения мониторинга с 2-х до 1-го раза в год за счет увеличения объема выборочной совокупности с 5 тыс. респондентов до 7 тыс. респондентов. При формировании и пересчете выборки также учитывались следующие социально-экономические и управленческие факторы: реформы, проведенные в системе социальной защиты, изменения в структуре финансирования, внедрение некоммерческого сектора социальных услуг, присоединение блока занятости к системе социальной защиты.

В целом как эффективный инструмент сбора, систематизации и предоставления всесторонних данных об особенностях жизнедеятельности пожилых москвичей и функционировании столичной системы социальной защиты населения Комплексный мониторинг уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в городе Москве себя полностью оправдал.

Но, при сохранении принципов регулярности и масштабности исследования, принципы организации и проведения мониторинга нуждаются в существенной корректировке. Происходящие реформы в системе социального обслуживания населения города Москвы ставят новые задачи перед исследователями и организаторами мониторинга по трансформации организационно-структурной части Комплексного мониторинга, актуализации инструментария, пересмотра и пересчета выборочной совокупности.

Мониторинги, проводимые в период с 2011 по 2015 годы (I-Х этапы), носили лонгитюдный характер. Данный подход позволил на протяжении пяти лет изучать не только показатели уровня и качества жизни, но и наблюдать за изменением потребностей одних и тех же пожилых москвичей.

Однако недостатки данного вида исследования именно для такой возрастной когорты, как граждане пожилого возраста очевидны. За 5 лет проведения комплексного мониторинга многие перешли из молодых пожилых (55-60 лет), в среднюю группу (60-69 лет), из средней в старшую и т.д. При этом, «места», фактически освободившиеся, например, в квоте «молодых» пожилых, не занимались другими «молодыми» пенсионерами из числа вновь вставших на социальное обслуживание или уволившихся с работы по выходу на пенсию, а фактически опрашивались те же, уже постаревшие респонденты. В результате опроса одних и тех же респондентов, наметился перекос в выборке в сторону опроса более старших возрастных групп пожилых людей, а также деформация общих тенденций, взглядов, мнений, настроений, приоритетов пожилых людей и требований к показателям уровня и качества жизни в связи с переходом их в старческий возраст.

Перечисленные факторы и предпосылки актуализируют необходимость обоснования и перерасчета квотных признаков выборочной совокупности, корректировки и дополнения инструментария, внесения изменений в организацию мониторинга, становятся фундаментальными задачами, решать которые планируется, начиная с ХI этапа проведения мониторинга.

Генеральная и выборочная совокупности исследования. Под генеральной совокупностью социологического исследования понимается все население, или определенная его часть, которую намерен изучить социолог в своем исследовании [1, с. 201-202].

В практике изучения уровня и качества жизни пожилого населения города Москвы генеральная совокупность ограничена территориальным, возрастным и др. количественными и качественными признаками и поэтому включает в себя определенное число единиц анализа (все постоянно проживающее население столицы старше трудоспособного возраста).

По состоянию на 01 января 2015 года, численность граждан старше трудоспособного возраста (женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) в г. Москве составила 3,131 млн. человек[2]. Таким образом, генеральная совокупность исследования составляет 3,1 млн. объектов наблюдения.

Поскольку проанализировать все единицы наблюдения генеральной совокупности очень трудоемко, необходимо ограничиться определенной его частью, схожей по заданным параметрам, которая и называется выборочной совокупностью исследования.

С I по X этапы мониторинга квотирование категорий опрашиваемых не регламентировалось с точки зрения половозрастных признаков. Общее количество респондентов, необходимое для участия в опросе, рассчитывалось по территориальному и категориальному признакам. Несмотря на то, что данный подход к квотированию респондентов позволял на протяжении 5-ти лет собирать необходимую информацию об уровне и качестве жизни пожилых москвичей, наметилась деформация выборочной совокупности с точки зрения ее соответствия общей половозрастной структуре населения старше трудоспособного возраста, постоянно проживающего в Москве.

Половозрастной принцип квотирования респондентов, взятый за основу на XI этапе проведения мониторинга, предполагает построение выборочной совокупности исследования, в основу которого положено соотношение включенных в выборку пожилых мужчин и женщин в соответствии с общей половозрастной структурой москвичей старше трудоспособного возраста и только потом деление на категории. «Квотная выборка - микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности» [2, с. 201].

Принцип интервальной составляющей возраста для отбора респондентов, основан на градации возрастных групп, использующихся в органах официальной государственной статистики (Госкомстате, Мосгорстате).

Пропорциональное распределение мужчин и женщин по заданным возрастным группам, представлено в таблице 1.

Распределение мужчин и женщин по возрастам, представленное в таблице 2, посчитано пропорционально данным в таб. 1. Таким образом, в опросе должны принять участие 4921 женщин и 2079 мужчин в возрасте от 55 лет для женщин и от 60 лет для мужчин. Общее соотношение опрошенных женщин и мужчин должно составить 70,3% и 29,7% соответственно.

Далее, к уже имеющимся двум признакам квотирования (по полу и возрасту) вводится третий признак – территориальный (подсчет квот в соответствии с округом проживания). Итоговое количество респондентов по каждому округу (таб. 3) было рассчитано на основании данных, предоставленных Департаментом труда и занятости населения г. Москвы.

Таким образом, в таблице 3, представлен свод данных о количестве респондентов согласно половозрастному (сумма по строкам) и территориальному (сумма по столбцам) признакам. Количество респондентов внутри каждой ячейки таблицы 3 рассчитывалось пропорционально общему количеству опрашиваемых по каждой половозрастной группе и относительно общего количества респондентов по каждому округу.

Отбор по половозрастному и территориальному признаку уже предполагает, что объекты, попавшие в выборочную совокупность исследования, будут обладать определенной достаточностью характеристик для участия в исследовании, а в сочетании еще и с социально-профессиональными показателями отбора респондентов, выборочную совокупность исследования можно считать представительной [3, с. 62].

Так, для наиболее полной характеристики материального положения пенсионеров как одного из важнейших основополагающих критериев уровня жизни, отбор респондентов еще по двум признакам продиктованы необходимостью участия в опросе неработающих пожилых и продолжающих работать после выхода на пенсию по старости, а также пожилых граждан, пользующихся и не пользующихся услугами организаций социального обслуживания.

Решению такого рода задач способствуют целевые подвыборки, расчет и обоснование которых сводится к тому, что в выборочной совокупности исследования должны быть представлены объекты, имеющие данные признаки [1, с. 227].

Таким образом, на ХI этапе выборка мониторинга была сформирована методом 5-ти ступенчатого квотного отбора, где 3 социально-демографических признака (пол, возраст, пространственная локализация) являются основными, а 2 категориальных («работает – не работает», «получает – не получает социальные услуги») – дополнительными.

Новые принципы построения инструментария мониторинга. Пятилетний опыт проведения мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста позволяет сделать выводы не только о целесообразности проведения такого масштабного исследования, но и предполагает выявление компонентов, нуждающихся в корректировке. Необходимость изменения инструментария (анкеты опроса) так же очевидна, как и пересчет квот внутри выборочной совокупности.

Несмотря на то, что в течение проведения 10 этапов мониторинга анкета уже корректировалась достаточное количество раз, все вносимые изменения носили, в основном, ситуативный, не системный характер, (в связи с нововведениями в законодательстве, изменением социально-политической обстановки, расширением территориального пространства столицы и т.д.). Все изменения, вносимые в анкету, себя оправдали. Благодаря гибкости инструментария удалось получить разовые срезы мнений пожилых москвичей о платных услугах, востребованности услуг отделений дневного пребывания и социального обслуживания на дому, отношение пожилых людей к предложению о переселении за пределы города (в Московскую область), о необходимости развития дополнительных видов социальных услуг для сельского населения и т.д.

Комплексный мониторинг уровня и качества жизни пожилых москвичей был направлен на получение и анализ данных собственно по уровню и качеству жизни, а также на фиксацию мнений относительно существующей в столице системы социальной защиты. Несмотря на то, что такая усложненная задача была выполнена, на ХI этапе мониторинга предполагается пересмотр структуры и направленности анкеты.

Принципиальное отличие нового инструментария – разделение анкетирования на 2 части.

Первая часть будет ориентирована на сбор данных о традиционных показателях уровня и качества жизни пенсионеров: место проживания, материальное положение, особенности питания, состояние здоровья, лекарственное обеспечение, безопасность, социальное самочувствие, проведение досуга и отдыха, транспортное и торговое обслуживание и др.

Поскольку с 26 августа 2015 года Департамент социальной защиты населения города Москвы был преобразован в Департамент труда и социальной защиты, включение целого блока более подробных вопросов о трудозанятости пожилых людей представляется особенно актуальным. Это позволит собрать мнения не только работающих респондентов относительно имеющейся работы, но и оценить потенциально возможные способы включенности пожилых людей в трудовую деятельность после ее окончания. В то же время, предлагается уйти от вопросов, связанных с ограничениями в передвижении, поскольку представление о двигательной активности респондентов уже имеется. Задавать вопросы относительно комфортности жилищных условий респондентов каждые полгода или даже каждый год тоже не имеет смысла, т.к. информация о количестве комнат в квартире респондента уже получена и вряд ли поменяется в промежутке между этапами исследования. Но, видится целесообразным рассмотрение приспособленности жилья с учетом возрастных особенностей пожилого человека: наличие пандусов, лифтов, этажность дома. Особый интерес представляет отношение респондентов к предоставляемым коммунальным услугам, например, к таким нововведениям, как плата за капитальный ремонт и ряд других актуальных вопросов по данной теме. Еще одним нововведением ХI этапа мониторинга станет включение в анкету общего блока вопросов по экологическим проблемам города и экологии места проживания, а также показателей информатизации жизненного пространства пожилых: наличие компьютера и компьютерная грамотность, пользование интернетом, мобильным телефоном, и др. гаджетами.

Вторая часть анкетирования будет целиком посвящена изучению специфики социальной защиты пожилого населения. Основная цель – определение потребностей пожилых в новых услугах и оценка существующих. Это позволит обеспечить полноту и достоверность сбора данных относительно статических и динамических показателей системы социальной защиты населения. Данная часть инструментария предполагает большую гибкость – возможность вносить изменения на каждом этапе проведения мониторинга в зависимости от изменений в самой системе. Во вторую часть анкетирования планируется также включить блок вопросов о деятельности коммерческих структур, предоставляющих социальные услуги.

Такая специализация анкеты, во-первых, позволит собрать актуальные данные о государственном секторе социальной защиты; а во-вторых, положит начало регулярному сбору и анализу данных о коммерческом секторе социальных услуг для пожилых.

Новые подходы к организации проведения мониторингового исследования. Высокий уровень качества, получаемых данных в любом социологическом исследовании базируется на четко выстроенной и эффективной модели организации проведения исследования.

Новая модель организации и проведения Комплексного мониторинга уровня и качества жизни представлена на рис.1. Первые 2 ступени – заказчик и организатор останутся неизменными. Изменения пока коснутся исполнителей 1-го и 3-го уровней.

На протяжении 10 этапов проведения мониторинга исполнителями 2-го уровня являлись Территориальные Центры социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалы (ЦСО), а исполнителями 3-го уровня – социальные работники Центров, выполняющие роль интервьюеров. Они непосредственно занимались сбором данных и обеспечивали качество результатов исследования.

Связующим звеном между организаторами и интервьюерами являлись исполнители 1-го уровня – окружные управления социального обслуживания (ОУСЗН). В каждом из них назначался окружной супервайзер, контролирующий качество заполнения и сроки предоставления анкет от территориальных супервайзеров. Территориальные супервайзеры были непосредственно связаны с интервьюерами и назначались внутри ТЦСО и/или ЦСО, а окружные – распределяли респондентов по территориям внутри округа и контролировали территориальных. Их функцию контроля качества предоставляемых от интервьюеров анкет предлагается сохранить.

Несмотря на то, что такая организация опроса в значительной степени себя оправдала, с ХI этапа мониторинга в эту схему будет включено по 2 новых исполнителя 1-го и 3-го уровней: Центры занятости и Общественные организации; их сотрудники, которых планируется задействовать в качестве интервьюеров.

При сохраняющейся пока включенности системы социальной защиты в проведение мониторинга, добавление «независимых» специалистов-интервьюеров из числа Общественных организаций, которые будут опрашивать респондентов, будет способствовать повышению достоверности полученных результатов, добавит уверенности в том, что респондент выражает собственное мнение, заполняет анкету самостоятельно. Кроме того, привлечение к опросу районных Центров занятости населения для опроса только работающих пенсионеров позволит снять имевшуюся ранее нагрузку с Центров социального обслуживания по поиску работающих пожилых москвичей. Это также позволит получить информацию о количестве граждан пенсионного возраста, которые были трудоустроенными и по каким специальностям, определить возраст трудоустроенных и движущие силы трудовой активности пенсионеров.

Ранее уже было отмечено, что новые подходы к организации и проведению мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан базируются не только на основе методических принципов уже опробованных с I по Х этапы, но и предполагают ряд ключевых нововведений, основными из которых являются: изменение периодичности проведения мониторинга и общего количества респондентов, пересмотр квотных признаков и перерасчет внутри выборки, изменение логической и содержательной структуры анкеты, расширение организационной модели проведения мониторинга за счет включения новых исполнителей 1-го и 3-го уровней.

Все вышеперечисленные изменения позволят: уменьшить риск отказа от полного заполнения анкеты и получить динамику ответов респондентов по самым актуальным, в настоящее время, вопросам, снизить затраты на проведение исследования, уменьшить нагрузку на Учреждения социального обслуживания, за счет опроса работающих пенсионеров Центрами занятости.

Рис. Новая модель организации и проведения комплексного мониторинга уровня и качества жизни
 граждан пожилого возраста в г. Москве

Fig.  A new model for the organization and conducting of comprehensive monitoring of the level and quality of life
for senior citizens in Moscow

 


[1] С 26 августа 2015 г. Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.

[2] Согласно данным предоставленным Мосгорстатом по запросу Института.

Список литературы

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие. 6-е изд. М.: КДУ, 2010. 296 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования: Учебник. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. 537 с.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 245 с.