16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-7.

Анализ самоидентификации молодежи в условиях геополитической нестабильности
сельских территорий в приграничных регионах

Aннотация

В данной статье раскрываются результаты социологического исследования, которое направленно на изучение ценностных ориентаций молодежи в сельских территориях в приграничных регионах и является сложным процессом выбора между современными и традиционными ценностями. Проведенный опрос среди респондентов, выявил разные взгляды на важные аспекты жизни, которые включают: гражданственность, моральные идеалы, патриотизм и семейные ценности. Результаты исследования показывают, что большое количество молодых людей акцентирует внимание на крепкой семье (57,5%) как главной ценности, что доказывает о значимости семьи, об устоях и семейных традициях, второе по значимости занимает патриотизм (49,3%), это подчеркивает желание молодых людей не только создавать семью, и заботиться о своем будущем, но и проявлять гражданскую ответственность за судьбу страны. В то же время, приоритет духовного над материальным, а также высокая нравственная осведомленность, представляют собой менее заметные, но все еще значимые аспекты мировоззрения респондентов. Статья подчеркивает важность понимания этих ценностей для дальнейшего исследования и проведения анализа социального поведения молодежи и их роли в процессе формирования идентичности в условиях быстро меняющегося мира.


Введение (Introduction). В последние десятилетия геополитическая нестабильность стала одной из основных характеристик глобальной политической архитектуры, при этом существенно влияя на различные регионы государств, в том числе и на приграничные зоны. Приграничные территории, которые находятся на стыке различных культур и национальностей, сталкиваются с уникальными вызовами, в свою очередь, которые напрямую затрагивают процесс самоидентификации молодежи. В постоянно изменяющейся среде, как из-за внутренних, так и внешних факторов, молодежь оказывается перед необходимостью переосмыслить свои принадлежности к определенной культуре и нации.

Так как динамика самоидентификации молодежи в приграничных регионах является сложным и многогранным процессов, который выявляется как социальными, так и экономическими факторами, а также исторической памятью и культурным наследием. Поэтому геополитические изменения могут вызвать чувство неопределенности и тревоги, что будет способствовать ценностным переосмыслениям, которые молодежь придерживается.

Следовательно, анализ самоидентификации в таких условиях не только предоставляет возможность понять, как молодежь воспринимает себя в контексте меняющегося мира, но и способствует выявить и оценить их роль в процессе социального взаимодействия и конфликтов.  

Методология и методы (Methodology and methods). Различные аспекты самоидентификации современной молодежи достаточно широко представлены в научных изысканиях и разработках отечественных и зарубежных ученых (Зайцева, Махотин, 2021; Маленков, Печеркина, 2019; Матвеева, 2022; Махмутова, Волхонская, 2022; Осинина, 2022; Федотова, 2022; Brandtzaeg, Chaparro-Domínguez, 2020; Brinthaupt, Scheier, 2021; Bushman, Hardy, Nelson, Frandsen, Cazzell, Goodman, 2020; Deci, Ryan, 2000; Huesmann, 2020; Maiya, Carlo, Landor, MemmottElison, 2021).

Для целей исследования интерес представляют работы, которые посвящены изучению социального организма в теориях органицизма. Так, по мнению И. И. Антюшева, «… с позиции органицизма он (социальный организм) рассматривается как разветвленная система. Она обладает целостностью, включает в себя совокупность множества отдельных элементов. Элементы системы действуют не обособленно, а находятся в постоянной коммуникации друг с другом, которая подчиняется определенным закономерностям» (Антюшев, 2016: 28).

Подобно мысли И. И. Антюшева коллектив авторов исходит из понимания того, что современная молодежь, являясь сложной и подвижной социальной группой, на которую воздействуют разнообразные факторы внешнего мира (социально-экономические, геополитические, социокультурные, исторические и другие), определяется как некая часть общего социального организма с взаимозависимыми и взаимосвязанными индивидуальными ценностями, самооценкой самой себя, социальных отношений.

Значимость мысли подчеркивает высказывание Г. П. Кузьминой о том, что «… органический метод в исследовании социальной реальности требует рассматривать общество как явление планетарное и космическое, исторически закономерное. Органическая требовательность означает, что социальную жизнь не понять на основе односторонних подходов, что социальный организм следует рассматривать в связи с целым, то есть со средой его обитания» (Кузьмина, 2017: 41).

Сельские территории приграничных регионов характеризуются уникальными условиями жизни, социальными связями и культурными традициями. Особый интерес представляет молодежь приграничных регионов, поскольку, на наш взгляд, может испытывать воздействующие факторы на идентификацию и самоощущение в условиях геополитической нестабильности, сталкиваясь, в частности, с рисками социокультурных угроз в приграничье, проникновению чужеродных ценностей, культурных образцов, духовных идеалов. Зачастую именно информационные войны в сочетании с «пограничным» местопроживанием могут гораздо в большей степени влиять на мировоззренческую сферу молодой личности.

Исследование было проведено в 2024 году в рамках проекта «Социальные технологии иммунизации молодежи приграничных регионов и новых территорий России в условиях цивилизационных противоречий».

Метод исследования – анкетный опрос молодежи приграничных регионов и новых территорий (N=1215), который позволил проанализировать самоидентификацию молодежи приграничных регионов (Белгородской, Курской областей, ЛНР, ДНР) в условиях геополитической нестабильности. 70,4% респондентов составили женщины и 29,6% – мужчины. В общей массе возраст респондентов варьировался от менее 18 лет (17,2%), 18-29 – 63,3% (наиболее массовая возрастная категория респондентов), 7% – 30-35 лет.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Самоидентификация молодежи приграничных регионов сопряжена с балансом выбора ею современных и/или традиционных ценностей, индивидуального и/или коллективного мнения, локальных и/или глобальных ориентиров.

Обратимся к некоторым результатам социологического исследования. Отвечая на вопрос «Какие мысли, ассоциации прежде всего приходят Вам в голову, когда Вы слышите выражение «традиционные ценности»?», молодые респонденты ответили следующим образом (Таблица 1):

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=m7vvf1xqxj174599082.

Как видно из данных Таблицы 1, на первое место в системе традиционных ценностей молодежь определяет крепкую семью (57,5%) и патриотизм (49,3). Служению Отечеству и ответственность за его судьбу отдают 27,8% опрошенных.

Кстати, семейные ценности и патриотизм также оказались в приоритете у россиян, по результатам опроса ВЦИОМ в декабре 2023 года. Согласно этим данным, для 45% респондентов остаются принципиально важными в жизни «крепкая семья, союз мужчины и женщины, вклад в воспитание детей и уважение к старшим». 23% называют главной ценностью патриотизм – «любовь к стране, осознание единства народов России, уважение к исторической памяти, готовность служить Отечеству».

Важно отметить, что по оценке молодежи приграничных регионов историческая память и преемственность поколений (39%), а также единство народов России (33,9%) присутствуют в традиционных ценностях, что отражает российскую идентичность и утверждение мысли молодежи о важности сохранения исторической памяти и понимания того, что, сохраняя историческую память, подрастающее поколение сможет противостоять искажающим попыткам навязывания чужеродных ценностей и «размежеванию» исторического единства России.

Традиционные ценности являются основой российского общества, позволяющая защищать и укреплять суверенитет России, для 51,5% молодых респондентов приграничья. 26,6% ответили «скорее да». Независимо от сложившейся геополитической ситуации молодые респонденты выбирают традиционные ценности, среди которых наиболее важные дефиниции «крепкая семья», «патриотизм», «историческая память», «единство народов России», «служение Отечеству» (о которых мы говорили выше), а также «права и свободы человека» (29,9%), «жизнь» (28,3%), «взаимопомощь и взаимоуважение» (26,4%), «достоинство» (25,3%) и др.

Существуют два важных фактора, отчасти влияющих на выбор традиционных ценностей, которые сами респонденты определили. Во-первых, 70% молодых респондентов приграничных территорий считают себя приверженцами традиционных ценностей. Во-вторых, выбор традиционных ценностей молодежью приграничья очевиден и потому, что у 37,4% («все или почти все») и 39,8% («большинство») респондентов родственники, друзья или знакомые придерживаются традиционных ценностей.

При этом 34,9% молодых респондентов затруднились в ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей?». Такая позиция «раздумывания» возможно связана с недостатком практического опыта и/или неполным пониманием деструктивного и нередко агрессивного воздействия внешних сил. В этой связи уместно высказывание заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам А. А. Климова о том, что «…наши иностранные оппоненты рассматривают молодежь, в том числе несовершеннолетних, как наиболее уязвимое звено отечественной политической системы и беззастенчиво эксплуатируют отсутствие у части молодых людей глубоких знаний и должного жизненного опыта».

Необходима работа с молодежью по формированию у нее знаний и умений, культуры рационального выбора достоверной и нефейковой информации в плотном массиве данных, которыми оперируют средства массовой информации, социальные сети.

Наиболее реальными угрозами и опасностями молодые респонденты приграничных территорий на первый план выдвинули «террористические акты в отношении стратегически важных объектов (атомные электростанции, водохранилища, городские системы жизнеобеспечения и т.д.)» (69,9%) и «военные конфликты с ближайшими соседями» (55,1%). Проявление большей тревожности и переживаний отражает специфику проживания на пограничной территории России с сопредельным государством. При этом ощущение близости границ и военных действий не отразились на выборе традиционных ценностей, а возможно более укрепились в сознании молодежи и переосмысливаются в сторону не материального. Молодежь приграничья также опасается за «войны со странами Запада» (36,1%), «деградацию науки и образования» (27,2%), «упадок культуры и духовно-нравственных ценностей» (23,0%), «экологические катастрофы» (22,3%). При этом менее всего молодые обращают внимание на такие опасности, как «угрозы из космоса» (2,8%), «гражданская война» (0,1%), «высокое количество мигрантов» (0,1%).

Большая часть опрошенных респондентов (60%) ощущают себя в безопасности, а 25,5% не испытывают ощущения защищенности. 14,5% затруднились ответить. Очевидно, что «ощущение безопасности создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и дает основания для уверенности в будущем» (Левицкая, Тренькаева, Козлова, Богомаз, Цехмейструк, 2018: 28).

Отвечая на вопрос «Кто может обеспечить Вашу безопасность?», участники опроса выбрали наиболее важными в позициях ответов самих себя (36,3%), семью (26,7%), государство (26,6%). При этом более доверяют свою безопасность фактически тем же социальным институтам: своей семье (43,5%), государству (15,2%) и самому себе (32,3%).

Самоидентификация молодежи приграничных регионов сопряжена с географическим положением и статусом приграничной зоны – вблизи военных действий. И, в первую очередь, на восприятие самое себя влияет семья, поскольку в большинстве ответов, опрошенных прослеживается важность семьи как в формировании традиционных ценностей, которые передаются от поколения к поколению, так и в ощущении окружающего социального мира. В этом смысле проявляется особая чувственная привязанность молодежи к семье.

У молодежи приграничных территорий наиболее «оголенно» восприятие реальных угроз и опасности, что может влиять на психоэмоциональное состояние, стрессовые переживания, в которых могут проявляется и деструктивное поведение.

В этой связи важно проводить мероприятия по социальной профилактике негативных последствий в молодежной среде, в том числе приграничных территорий, в условиях глобализации и угроз извне. На это обратили внимание эксперты, которые также приняли участие в настоящем опросе (N=75). Более половины экспертов (58,7%) считают, что необходимо «обращение к историческим корням, культурному наследию предков, лучшим традициям и обычаям народа и воспитание на этой основе глубоких патриотических чувств, любви к Родине» при важном условии – «совершенствовании политического сознания, нравственной и эстетической культуры общества, особенно подрастающего поколения» (42,7%), а также «изучение истории, языка, религии, науки, литературы и искусства, народного творчества, современных достижений своей страны» (40,0%).

Безусловно требуется продуманная молодежная политика, организующая не только событийные мероприятия, но предоставляющая реальные возможности активного участия молодых людей в молодежных проектах и программ, направленных на поддержку идентичности самой молодежи. При этом, как убедительно подчеркивает Президента Российской Федерации В.В. Путин, «… общероссийскую молодежную программу не нужно делать «охранительной», она должна быть современной и устремленной в будущее».

Заключение (Conclusions). Проведенное исследование позволяет сделать ряд важных выводов о процессах самоидентификации молодежи сельских территорий приграничных регионов в условиях геополитической нестабильности. Анализ данных выявил, что, несмотря на повышенный уровень внешних угроз и вызовов, характерный для приграничья, молодое поколение демонстрирует устойчивую и четко выраженную систему ценностных ориентаций, в основе которой лежат традиционные основания.

Ключевым выводом является доминирование в ценностной иерархии молодежи таких фундаментальных категорий, как крепкая семья (57,5%) и патриотизм (49,3%). Это свидетельствует не о консервативном замкнутом сознании, а о глубокой потребности в стабильности, надежности и принадлежности к большому сообществу в условиях внешней неопределенности. Семья выступает для молодежи приграничья ключевым источником психологической защиты, эмоциональной поддержки и трансляции культурных образцов, в то время как патриотизм осознается как гражданская ответственность за судьбу страны и ее будущее.

Важным аспектом самоидентификации является также сильная историческая и гражданская составляющая. Высокие показатели значимости исторической памяти и преемственности поколений (39,0%) и единства народов России (33,9%) указывают на осознание молодежью себя частью непрерывного исторического процесса и единого многонационального государства. Это формирует своего рода «культурно-исторический иммунитет», помогающий противостоять попыткам внешнего идеологического воздействия и размывания национальной идентичности.

Исследование подтверждает, что географический фактор и близость к зоне конфликта напрямую влияют на восприятие угроз. Молодежь приграничных регионов наиболее остро осознает риски, связанные с терроризмом (69,9%) и военными конфликтами (55,1%), что объективно отражает специфику их повседневной реальности. Однако, что парадоксально, эти вызовы не ведут к росту маргинализации или отчуждения, а, напротив, способствуют консолидации вокруг традиционных ценностей и таких институтов, как семья и государство. При этом чувство личной безопасности молодежь связывает не только с государством (26,6%), но и с собой самой (36,3%) и своей семьей (26,7%), демонстрируя установку на самодостаточность и взаимопомощь.

В то же время выявлена и определенная уязвимость: затруднения 34,9% респондентов с оценкой идеологического воздействия извне указывают на недостаточную сформированность медиаграмотности и критического мышления, что делает эту группу потенциальной мишенью для деструктивного влияния.

Самоидентификация молодежи приграничных сельских территорий представляет собой сложный синтез традиционных устоев и современного осмысления реальности. Она формируется под влиянием трех ключевых факторов: семьи как основного транслятора ценностей, геополитического контекста (пограничье), обостряющего чувство патриотизма и гражданственности, исторической памяти, обеспечивающей связь с прошлым и культурную преемственность.

Перспективы дальнейших исследований видятся в более глубоком изучении механизмов трансляции этих ценностей в повседневные практики и социальное поведение молодежи. Практическая значимость работы заключается в необходимости разработки адресной государственной молодежной политики, которая, будучи современной и устремленной в будущее, должна опираться на выявленный традиционный фундамент. Такая политика должна быть нацелена не на «охрану», а на активное вовлечение молодежи в проекты, укрепляющие ее идентичность, развивающие критическое мышление и обеспечивающие реальные возможности для самореализации в родных регионах.

Таким образом, современная молодежь в сельских территориях в приграничных регионах демонстрирует желание к гармонии между традиционными и современными ценностями. Несмотря на влияние глобализации, устоев, традиций, такие как крепкая семья и патриотизм, способствуют актуальности в наше время, что свидетельствует о глубокой взаимосвязи молодого поколения с культурным наследием. Дальнейшее исследование данной проблемы способен содействию лучше понять динамику идентичности и ее влияние на социальные процессы в регионах. Использование традиционных ценностей в контексте современных реалий может стать ключом к построению гармоничного общества.

Список литературы

Антюшев И. И. Социальный организм в учениях представителей органицизма XIX века и современных цивилизационных концепциях // Космизм и органицизм: эволюция и актуальность: материалы IV Международной научной конференции. 18-19 ноября 2016 г. / Под ред. О. Д. Маслобоевой, И. А. Сафронова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 27-35. EDN: YOUXPX.

Зайцева Е. Д., Махотин В. С. Идентичность современной молодежи в онлайн-сообществе: реальность или обман? // Цифровизация. 2021. Т. 2, № 1. С. 15-26. DOI: 10.37993/2712-8733-2021-2-1-15-26. EDN: XAKKQU.

Кузьмина Г. П. П. Ф. Лилиенфельд о предметном поле социальной науки // Космизм и органицизм: эволюция и актуальность: материалы IV Международной научной конференции. 18-19 ноября 2016 г. / Под ред. О. Д. Маслобоевой, И. А. Сафронова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 35-43. EDN: YOUXQH.

Левицкая Т. Е., Тренькаева Н. А., Козлова Н. В., Богомаз С. А., Цехмейструк Е. А. Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде // Психология и право. 2018. Т. 8, № 4. С. 20-33. DOI: 10.17759/psylaw.2018080403. EDN: VPROIJ.

Маленков В. В., Печеркина И. Ф. Патриотическая самоидентификация в системе гражданских ориентаций молодежи // Социология. 2019. № 6. С. 249-262. EDN: ROQPMN.

Матвеева Е. В. Сетевое пространство досуга и проблема самоидентификации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 60. С. 207-216. DOI: 10.31773/2078-1768-2022-60-207-216. EDN: YAZJBH.

Махмутова Е. В., Волхонская З. И. Политическая самоидентификация молодежи. понятие, компоненты, оценка // Власть. 2022. Т. 30, № 4. С. 111-116. DOI: 10.31171/vlast.v30i4.9135. EDN: ZYRSKG.

Осинина Д. Д. Базовая социальная онтология и ценностные ориентации современной российской молодежи: проблема политической самоидентификации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № 4. С. 97-103. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-4-97-103. EDN: BPGVBE.

Федотова В. А. Доверие к власти и политическая активность российской молодежи: роль этнической самоидентификации // Общественные науки и современность. 2022. № 2. С. 126-136. DOI: 10.31857/S0869049922020095. EDN: EWBFWM.

Brandtzaeg P. B., Chaparro-Domínguez M.-Á. From youthful experimentation to professional identity: Understanding identity transitions in social media // Young. 2020. Vol. 28, № 2. Рр. 157-174. DOI: 10.1177/1103308819834386.

Brinthaupt T. M., & Scheier L. M. Self, identity, and negative youth adaptation: Introduction to the special issue // Self and Identity. 2021. Vol. 21, № 1. Рр. 1-14. DOI:10.1080/15298868.2021.1979640.

Bushman B. J., Huesmann L. R. Self-Identity as a сognitive model of the self: commentary on Granic, Morita, & Scholten // Psychological Inquiry. 2020. Vol. 31, № 3. Рр. 247-249. DOI:10.1080/1047840X.2020.1820223.

Deci E. L., Ryan R. M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11, № 4. Pp. 227-268. DOI: 10.1207/S15327965PLI1104_01.

Hardy S. A., Nelson J. M., Frandsen S. B., Cazzell A. R. & Goodman M. A. Adolescent Religious Motivation: A Self-Determination Theory Approach // The International Journal for the Psychology of Religion. 2020. Vol. 32, № 1. Pp. 16-30. DOI: 10.1080/10508619.2020.1844968.

Maiya S., Carlo G., Landor A. M., Memmott Elison M.K. Ethnic-racial and religious identity as mediators of relations between ethnic racial socialization and prosocial behaviors among black young adults // Journal of Black Psychology. 2021. Vol. 47, № 1. Pp. 31-50. DOI: 10.1177/0095798420971388.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта ZWG-2024-0021 «Анализ самоидентификации молодежи в условиях геополитической нестабильности сельских территорий в приграничных регионах», в рамках научных проектов в сфере общественно-политических наук.