16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-2-0-4

Интериоризация патриотизма как духовно-нравственной ценности молодежи
 эпоху цифровизации: дискурсивные измерения 

Aннотация

В ряду традиционных духовно-нравственных ценностей патриотизм является одной из основополагающих и интернализируется посредством агентов социализации, внешних условий и факторов. Сегодня констатируется активное вовлечение молодого поколения в социокоммуникативное пространство цифровой среды, где диджитал-достижения, такие как виртуальные площадки, социальные сети и пр., занимают внимание и интерес молодежи, опосредуя формирование духовно-нравственных ценностей и установок поведения. Современные социологические и междисциплинарные исследования, в которых цифровизация предметно центрируется как современный безусловный фактор в структуре виртуальной коммуникации и интернетизации молодежи, формируют дискурс о функциональной природе цифровой эволюции в контексте социокоммуникации, а также сохранения духовно-нравственных ценностей молодежи, что послужило основой для постановки цели исследования. В представленной статье произведена попытка анализа особенностей формирования у молодого поколения патриотизма как духовно-нравственной ценности в связке с масштабированием цифровизации. В результате исследования выводится тезис о высокой значимости цифровых инструментов в процессе формирования патриотического мировоззрения молодежи. В работе с опорой на источниковую базу приведены результаты научных изысканий отечественных исследователей, рассматривающих особенности коммуникации современной молодежи, форматы, технологии и значимость формирования патриотизма как элемента в структуре сознания молодого поколения с учетом цифровой темпоральности; также приведены данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) об оценках патриотических настроений россиян (2022-2024 гг.); произведен анализ федеральных и региональных практик патриотической работы с молодежью. В целом, результаты исследования демонстрируют значимость и суппортивную роль цифровых технологий в системе патриотического воспитания молодежи и систему интериоризиризации патриотизма как духовно-нравственной ценности.


Введение (Introduction). Исследование особенностей формирования духовно-нравственных ценностей и установок у молодого поколения не теряет своей актуальности, поскольку помогает формировать понимание стратегий работы с молодежью как будущего страны, определять вектор их социального, социокультурного и нравственного развития. Исследователи А. Н. Дьяченко и А. А. Синютин рассматривая патриотизм как духовно-нравственный феномен отмечают такие его компоненты, как: ценностное отношение человека к Отечеству, эмоциональная привязанность к Родине, осознание принадлежности к традициям, ценностям, истории, культуре своей страны, ответственность за решение социальных проблем (Дьяченко, Синютин, 2024).

Патриотизм является одной из основополагающих духовно-нравственных ценностей и закладывается на разных этапах и ступенях формирования личности, в связи с чем патриотическое воспитание занимает важное место в процессе духовно-нравственного воспитания со стороны субъектов социального окружения, социальных групп, образовательных организаций и др. (Мамалова, Ахмадова, 2019). Рассматривая особенности организации патриотического воспитания школьников П. В. Сабанина со ссылкой на академика В. И. Загвязинского обозначает данный процесс как целенаправленную, систематическую работу по развитию высокого патриотического сознания (Сабанина, 2023).

С развитием глобальной сети Интернет, социальных сетей и мессенджеров сегодня активно продолжается (и, даже наращивается) дискурс об особенностях формирования духовно-нравственных ценностей в условиях нахождения личности в цифровой среде. Исследователи Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. В. Синяков, А. А. Азаров отмечают экспоненциальный рост влияния цифровых технологий, интенсификацию социальных медиа и их активное влияние на процесс усвоения молодёжью ценностей, норм, а также проявления цифрового алармизма, податливости манипуляциям массового сознания (Бродовская, Домбровская, Пырма, Синяков, Азаров, 2019).

Т. Ф. Кузнецова в исследовании цифровизации и цифровых технологий приходит к выводу, что культурные коды, выступающие важнейшим ресурсом стран и основой их человеческого капитала, подвержены антагонистическому влиянию цифровых технологий, в том числе в тех случаях, когда преимущества их технологий кажутся неоспоримыми (Кузнецова, 2019). О. Б. Бальчиндоржиева, М. В. Золхоева на примере исследования и опыта Китая приводят тезис о возможностях единства традиций
и новаций в их исходных основаниях
и возможностях их сохранения до современной эпохи цифровизации (Бальчиндоржиева, Золхоева, 2022).

В современных условиях к традиционным агентам формирования духовно-нравственных и ценностных ориентаций молодежи добавляются
и диджитал источники ввиду активного масштабирования цифровых технологий и, как следствия расширения виртуальных социальных связей, источников коммуникации и информации, в связи с чем  возникает объективированный дискурс относительно роли и следствия активного внедрения цифровых технологий как средства коммуникации в процессе интериоризации нравственных ориентаций и ценностей молодежи. В рамках теоретического поля исследования О. А. Судоргин, А. В. Агафонов акцентируют влияние цифровизации на ценностные представления и поведенческие паттерны молодежи в процессе социализации (Судоргин, Агафонов, 2024).

Вместе с тем, в дискурсивное поле о цифровизации и ценностях центрируются исследования зарубежных исследований о преимуществах, возможностях, рисках и результатов, отражающих влияние диджитал-технологий на общество (Heidlund, Marcus, Sundberg, Leif., 2023). Отмечается наличие преимущественно положительных особенностей диджитализации и обнаруживается взаимосвязь между ее возможностями, восприятием устойчивости окружающей среды и инновационными показателями, уделяя особое внимание посреднической роли цифровизации между возможностями интеграции и накопления знаний (Erbey, Gündüz, Fidan). Также выдвигаются гипотезы о нехватке исчерпывающего описания характера и последствий влияния цифровизации на социум и отдельные социальные группы (Vial, 2019).

По оценкам Э. М. Молчан, редукция духовно-нравственных ценностей в сознании личности и ослабление реальной внецифровой диалогизации депривирует интериоризацию традиционных ценностей, поскольку первично молодое поколение нуждается в формировании жизненных ценностей и установок, что в будущем позволит адекватно оценить предложенные модели и алгоритмы поведения, в частности интернет-пространства (Молчан, 2019).
С. А. Кравченко отмечает, что в процессе диджитал интеракции формируется «новая среда», которая, хотя и предоставляет новые коммуникативные возможности, но, вместе с тем, и имеет побочные явления, как, например, компрессию мировоззренческого восприятия и видение социальных проблем, ратифицируя пассивные формы существования вне ориентации на общественно значимые преобразования, активизируя цифровые метаморфозы (Кравченко, 2019).

Методология и методы (Methodology and Methods). Дискурсивный характер оценки влияния диджитал технологий на духовно-нравственные ценности молодежи, цифровизация различных сфер общества,
в том числе и детерминация основ
и процесса формирования патриотизма, духовно-нравственных установок подтверждает ее бифуркационную природу, формируя исследовательский интерес. С одной стороны, масштабирование влияния интернета и цифровых технологий на форматы социальной коммуникации мортифицирует процесс межличностного общения – снижается межличностная коммуникация внутри первичных социальных групп (семьи), что может приводить к нивелированию её влияния как агента первичной социализации на формирование патриотизма как ценности. С другой стороны, современные цифровые технологии (виртуальные экскурсии, доступные оцифрованные исторические материалы, мобильные приложения, тематические интернет-ресурсы с профильным онлайн контентом и пр.) могут обогатить традиционное патриотическое образование и систему воспитания молодежи. Приведенные исследовательские позиции, формируя дискурс о функциональной природе цифровой эволюции в контексте патриотического воспитания и интериоризации ценностей, обнаруживают взаимодополняемость мнений, на основе которых автор ставит задачу выявления роли цифровых технологий в интериоризации ценностей на примере патриотизма среди молодежи.

Понимание патриотизма как базовой ценности закладывается в рамках первичной интериоризации духовно-нравственных ценностей и в процессе воспитания личности. Традиция изучения принципов, методов и подходов к формированию ценностей (смыслоопределяющая природа ценностей М. Вебера, Р. Мертона; консенсус ценностей Т. Парсонса, Э. Дркгейма и др.), сегодня находит продолжение в работах современных исследователей, которые с различных методологических позиций формулируют представление о патриотизме в социологическом, социально-психологическом, социально-экономическом контекстах в рамках междисциплинарного дискурса. Так, например, отечественные исследователи И. С. Шаповалова, И. С. Заводян справедливо отмечают, что в настоящее время коммуникативные социальные стратегии молодежи приобретают повышенную актуальность, в связи с трансформацией современной реальности и развитием научно-технического прогресса (Шаповалова, Заводян, 2021).

Произведен вторичный анализ данных эмпирических исследований отечественных исследователей (И. С. Шаповаловой, И. С. Заводян, Д. Д. Тулегеновой, О. А. Портновой, А. Р. Лобовкиной и др.), федеральных и региональных практик патриотической работы с молодежью. С целью компаративного дискурса представленной темы исследования также были приведены данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) оценки патриотических настроений россиян (2022-2024 гг.).

Представленное исследование опирается на междисциплинарный подход, сочетающий компаративный анализ эмпирических исследований и синтез подходов и практик в работе с молодежью, что позволило комплексно рассмотреть процесс интериоризации ценностей и патриотизма молодого поколения в условиях цифровизации.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Согласно данным, представленным в статистическом сборнике «Цифровая экономика: 2024», Россия по итогам 2022 года хотя и не является лидером по использованию интернета населением, однако частота его использования подрастающим поколением растет, в том числе в рамках общения в социальных сетях (68% в 2022г. против 64,4% в 2020г.) (см. Рисунки 1, 2.), (Абашкин, Абдрахманова, Вишневский, Гохберг и др., 2024).

По данным ВЦИОМ (n=1600, 2023 г., РФ) большая часть опрошенных – 86% в возрасте 18-24 лет проводит в интернете более четырех часов ежедневно, и 50% в возрасте 25-34 лет. Для сравнения процент молодых людей, проводящих в интернете менее четырех часов в день приведен на Рисунке 3.

 

 

 Интернет-контент, занимая все больше времени молодежи, так или иначе интегрируется в систему, интериоризирующую их ценности.

В работе о роли цифровизации в деятельности патриотических организаций регионов Сибирского федерального округа авторы Д. А. Казанцев, Д. А. Качусов, Я. Ю. Шашкова отмечают возможности цифровых технологий в модификации форматов познавательный компоненты патриотического воспитания молодого поколения посредством разработки и трансляции онлайн контента, связанного с воспитанием у молодежи патриотизма как ценности (Казанцев, Качусов, Шашкова, 2022). Исследователи С. Д. Лебедев, К. Г. Скорик справедливо отмечают, что система гражданско-патриотического воспитания в учебных заведениях основывается в том числе на практике воспитывающего обучения (Лебедев, Скорик, 2023). Примером интериоризация патриотических ценностей в образовательных учреждениях и на уровнях образовательных групп является реализация через масштабирование патриотических воспитательных мероприятий, в том числе посредством использования цифровых инноваций (интерактивные выставки о подвигах защитников Отечества, презентации в рамках исторического экскурса о развитии страны, онлайн-акции «Свеча памяти» и др.). Задача данных мероприятий патриотической направленности заключается в воспитании любви к стране, своему городу и его истории, национальным традициям.

Современные авторы (Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, А. С. Бароненко) напрямую обозначают необходимость реализации патриотического воспитания во внеурочных мероприятиях, а также важность охвата программным материалом не только профильных, но и межпредметных занятий (Бароненко, Райсвих, Бароненко, 2020). Согласно данным, представленным в 2022 году ВЦИОМ, 69% россиян полагают, что школа должна воспитывать в учениках моральные качества, участвовать в патриотическом воспитании молодежи (68%) (n=1600, возраст от 18 лет, метод – телефонное интервью, 2022 г.).

В исследовании О. А. Портнова, А. Р. Лобовкина на примере результатов опроса студенческой молодежи (2024 г.) Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского на предмет оценки использования цифровых технологий в патриотическом воспитании обозначает важность формирования патриотического сознания у молодого поколения, отмечая, что большая часть (80% респондентов) молодых людей считают цифровые технологии важным инструментом в данном процессе, отмечая при этом, что цифровизация не должна трансформироваться во флагманскую альтернативу традиционным форматам патриотической работы (Портнова, Лобовкина, 2024).

Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ), приводя данные опроса россиян (метод опроса – телефонное интервью, n=1600, возраст от 18 лет, 2023г.) обнаруживает, что молодежь в возрасте 18-24 лет отождествляет любовь к своей стране со знанием ее культуры и истории (18%), со вкладом в ее развитие (16%); чувство патриотизма разделяют 87% молодежи в группе 18-24 лет (2024 г.). Шаповалова А.М. и Вагина В.О. на основе масштабного исследования, включавшего в том числе экспертные оценки (n=164: Кабардино-Балкарской республики (n=57), Республики Крым (n=49) и Ростовской области (n=58)) уровня участия молодежи в патриотических мероприятиях, отмечают, что в рамках усредненных значений виртуально-сетевые практики, отмеченные с наивысшими средними значениями (3,23), что объясняется стремительным развитием виртуального пространства. Смешанные практики (базирующиеся на симбиозе использования Интернет-ресурсов и реальных практик офлайн взаимодействия) приводятся авторами как наиболее эффективные на основании эмпирических данных с усредненной экспертной оценкой 3,29 (Шаповалова, Вагина, 2021).

Сегодня цифровизация как нарратив взаимосвязи управления и мероприятий патриотической направленности обозначается на государственном уровне в национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», определяющих приоритеты государственной политики.

Интегративный подход к патриотическому воспитанию молодежи реализуется на институциональном уровне в рамках федеральных программ, отчеты о деятельности которых, в формате инфографики и цифрового контента размещены в сети Интернет. Например, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ», федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Нацпроекта «Образование»), который имеет адаптивный интерфейс сайта для детей и молодежи и, благодаря которому по состоянию на конец 2024 года:

  • >1,7 млн. человек, включая детей и молодежь приняли участие во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности;
  • >4,5 млн. человек участвовали в мероприятиях, одной из задач которых являлось сохранение межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений;
  • >6 млн. человек приняли участие в проектах, проведенных региональными отделениями Российского движения детей и молодежи и направленных на воспитание подрастающего поколения и формирование личности.

Симбиоз форматов духовно-нравственного воспитания, интериоризации патриотизма как ценности у молодого поколения используется в ходе реализации национального проекта «Цифровая культура». Помимо мероприятий внецифрового формата в виртуальной среде размещается контент, обеспечивающий комплексное восприятие фактов истории, патриотизма и пр. с целью укрепления гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи. Согласно прогнозам, совокупный охват контента среди молодежной аудитории к концу 2025 года нарастающим итогом должен составить не менее 7 407 млн. просмотров (не менее 730 млн. просмотров ежегодно) (Карташева, 2023).

Поддержка цифровых форматов федеральных патриотических проектов активизируется и на региональном уровне. Например, в Республике Татарстан в 2024 году в онлайн акции «Свеча Памяти» приняло участие 11 323 человека; Республиканским центром спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот» размещается цифровой контент о реализованных, проводимых и анонсируемых мероприятиях.

Отметим, что в комплекс процессных мероприятий «Развитие и совершенствование инфраструктуры информационного пространства Республики Татарстан» входит обеспечение развития уровня патриотических и нравственных ценностей. Учреждения культуры обеспечивают инетриоризацию ценностей молодого поколения в рамках мероприятий, в том числе доступных и в электронном виде. Согласно целевым показателям стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан доля таких мероприятий за период 2022-2024 года демонстрирует стабильный прирост (см. Таблицу).

В настоящее время есть понимание необходимости дальнейшего наращивания содержательного контента программ патриотического воспитания и работы с молодежью с использованием цифровых интерактивных форм обучения, которые могут масштабировать интерес и интериоризацию ценностей, традиций патриотизма среди молодежи, их вовлеченности и заинтересованности в популяризацию деятельности патриотической направленности (Кульбачевская, 2023; Куликова, Фоменко, 2021). 

Несмотря на широкую практику формирования ценностей у молодого поколения в рамках проведения онлайн мероприятий и создания специальных информативных приложений, вопрос о проблеме патриотического воспитания несовершеннолетних как в онлайн-, так и в реальной жизни сохраняет свою актуальность и остаётся дискуссионным. Одной из основных проблем, отмеченных рамках экспертной встречи рабочий группы стратегической программы «Страна для детей» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка заключаются в нехватке для целевой аудитории позитивного контента, популяризирующего патриотическую составляющую.

Заключение (Conclusions). Ценности являются основой социальных правил, установок и норм. Полипарадигмальность взглядов современных ученых о влиянии цифровизации на интериоризацию ценностей формирует исследовательский интерес к дальнейшему раскрытию особенностей и роли цифровых систем.

Основываясь на данных современных отечественных исследователей, статистических данных, анализа федеральных и региональных примеров реализации программ патриотического воспитания молодежи сформулируем, что патриотизм для современного молодого поколения является важной составляющей в структуре ценностей, интериоризируемых в современных условиях цифровой среды. В настоящее время отмечается симбиоз цифровых и оффлайн форматов в воспитании молодого поколения, однако, в перспективе цифровизация, наращивая потенциал может составить конкуренцию традиционным внецифровым форматам, формирующим духовно-нравственные ценности, что актуализирует необходимость дальнейших исследований роли цифровой среды в процессе интериоризации ценностей молодежи. Социальный алармизм может быть связан с риском манипулирования фактами, историей, восприятием ценностей.

В целом, не являясь заменой традиционным практикам патриотического семейного воспитания диджитал технологии могут оказывать достойный суппорт оперативному информированию и приобщению молодого поколения к проводимым патриотическим мероприятиям через средства цифрововй коммуникации. Преимущества цифровизации в вопросе интериоризации ценностей патриотизма на региональном уровне заключаются в поддержке управления системой работы с молодежью в части патриотического воспитания и обеспечивают синергию традиционной работы патриотической направленности и диджитал технологий.   

Укрепление в сознании молодого поколения патриотизма как ценности, осознания необходимости участия в общественной жизни видятся как компоненты интериоризации духовно-нравственных ценностей встроенные в конструктивную созидательную активность, процесс воспитания и социализации молодежи, а использование диджитал технологии и цифровых форматов работы является взаимодополняющей современной полимодальной интенцией.

Список литературы

Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Цифровая экономика: краткий статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/892396113.pdf (дата обращения: 15.03.2025).

Бальчиндоржиева О. Б., Золхоева М. В. Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности) // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 90-97. DOI: 10.31857/S013216250016859-7. EDN: VMPLWJ.

Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Бароненко А. С. Проблемы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 22-39. DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.002. EDN: GJKNQD.

Джумаева К. Т., Норова З. И. Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей // Endless light in science. 2023. №.1. С. 96-99. DOI: 10.24412/2709-1201-2023-96-99. EDN: USACDR.

Дьяченко А. Н., Синютин А. А. Патриотизм как духовно-нравственный феномен в современном социокультурном пространстве // Гуманитарий Юга России. 2024. Т. 13, №. 4. С. 121-133. DOI: 10.18522/2227-8656.2024.4.8. EDN: MMEXQA

Карташева Н. Цифровая трансформация в сфере культуры и искусства. 2023. URL: https://cdto.ranepa.ru/sum-of-tech/materials/152 (дата обращения 25.09.2024).

Казанцев Д. А., Качусов Д. А., Шашкова Я. Ю. «Как маршировать у компьютера»: роль цифровизации в деятельности патриотических организаций регионов Сибирского федерального округа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24, № 3. C. 586-604. DOI: 10.22363/2313-1438-2022-24-3-586-604. EDN: LFWHCE.

Кравченко С. А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 48-57. DOI: 10.31857/S013216250006186-7. EDN: PCLBKT.

Куликова С. В., Фоменко Е. А. Потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 12-22. EDN: MSLRXL.

Кульбачевская О. В. Патриотизм молодежи как стратегический ресурс развития России: потенциал, вызовы, риски // Вестник антропологии. 2023. № 4. С. 20-36. DOI: 10.33876/2311-0546/2023-4/20-36. EDN: PUKQAL.

Лебедев С. Д., Скорик К. Г. Патриотическое воспитание в российских образовательных организациях: концептуализация, коммуникация, контроль // Научные результаты социологии – 2022: Сборник статей по материалам II Международного научного онлайн-форума, Белгород, 15-17 февраля 2023 года / Отв. редактор И. С. Шаповалова. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 156-168.  EDN: RUPGJW.

Мамалова Х. Э., Ахмадова З. М. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему Отечеству // Мир науки, культуры, образования. 2019. №. 2 (75). С. 129-131. EDN: ZIXHJJ.

Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Современные философские исследования. 2019. № 2. С. 55-66. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-55-66. EDN: ZCVCQV.

Портнова О. А., Лобовкина А. Р. Использование цифровых технологий в патриотическом воспитании специалистом по работе с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2024. № 4 (24) / декабрь. С. 97-108. EDN: SLFRWF.

Сабанина П. В. Организация патриотического воспитания в школе как метод управления образовательным процессом // Вестник науки. 2023. Т.4, № 3 (60). С. 56-62. EDN: QMFCYQ.

Судоргин О. А., Агафонов А. В. Влияние цифровизации на формирование современного молодежного политического лидерства // Управление. 2024. Т. 12, № 2. С. 99-108. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-2-99-108. EDN: JNYMSV.

Тулегенова Д. Д. Патриотизм в представлениях российской молодежи: политико-психологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник. № 108. 2025. С. 148-159. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-148-159. EDN: MUPFSS.

Цыплакова С. М., Цыплаков Д. А. Семейные ценности в контексте воспитания патриотизма // Новосибирский временник. 2024. № 1 (9). С. 46-49. EDN: LLWDCQ.

Шаповалова А. М., Вагина В. О. Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве. // Caucasian Science Bridge. 2021. № 4 (3). С. 44-52. DOI: 10.18522/2658-5820.2021.3.4. EDN: TQLEOF.

Шаповалова И. С., Заводян И. С. Поколение Z: ценности, диспозиции и социализационные результаты // Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения. Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. С. 25-45. EDN: AXSGPC.

Heidlund Marcus, Sundberg Leif. What is the value of digitalization? Strategic narratives in local government // Information Polity. 2023. № 28. Рр. 1-17. DOI: 10.3233/IP-220063.

Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda // J. Strateg. Inf. Syst. 2019. № 28. Рр.118-144.

Благодарности

Работа выполнена за счет гранта Академии наук Республики Татарстан, предоставленного молодым кандидатам наук (постдокторантам) с целью защиты докторской диссертации, выполнения научно-исследовательских работ, а также выполнения трудовых функций в научных и образовательных организациях Республики Татарстан в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Научно-технологическое развитие Республики Татарстан»