Социологический анализ традиционных ценностей современной студенческой молодежи (на материалах Циндао)
Aннотация
Ключевые слова: традиционные ценности, студенческая молодежь, эмпирическое социологическое исследование, социологический анализ
Введение (Introduction). Традиционные ценности, неоспоримо, играют важную роль в формировании самоидентичности молодого поколения и их взглядов на жизнь. В быстро меняющемся современном обществе, где технологии и глобализация влияют на каждый аспект нашего существования, вопросы наследия, морали, нравственности, гражданственной идентичности становятся особенно актуальными. Современная молодежь, живущая в условиях информационного изобилия, сталкивается с множеством новых вызовов и возможностей, что ставит перед ней задачу переосмысления традиционных ценностей, унаследованных от предыдущих поколений (Каира, 2022).
Современная молодежь, в отличие от молодых людей прошлых лет, окружена множеством источников информации: социальные сети, блоги, подкасты и форумы создают уникальную среду, в которой формируются новые мировозренческие установки. В то время как одни стремятся сохранить и переосмыслить традиционные ценности, другие могут отвергать их, стремясь к индивидуализму и поиску собственного пути (Касарама, 2023). Целью данного исследования было выяснить, как же сегодня воспринимаются такие традиционные ценности, как семья, труд, патриотизм и любовь к Родине. В какой степени они продолжают оставаться тем базисом для взаимодействия и построения коммуникаций между представителями молодого поколения.
Анализируя эту тему, важно обратить внимание на разные аспекты: влияние культуры, социальные тренды, восприятие традиционных ролей в обществе, а также изменения в идеалах и приоритетах. Ценности в значительной степени определяются не только культурным окружением, но и личным опытом, который каждый молодой человек получает в ходе своего развития. Более того, представление о традиционных ценностях значительно варьирует в зависимости от места проживания, социального статуса и культурной идентичности. В разных странах молодежь может по-разному относиться к таким понятиям, как семья, работа, государство, морально-нравственные догмы (Алексеенок, 2023), (Алексеенок, 2024). В данной работе был проведен анализ особенностей отношения китайской студенческой молодежи к традиционным ценностям, их понимание, интерпретация в условиях глобальных изменений, образование новых форм ценностей, возникающих на пересечении традиционного и современного мировоззрения.
Изучение традиционных ценностей у такой социальной группы как современная студенческая молодежь представляет собой важный аспект для понимания не только текущих исторических и социальных процессов, но и формирования будущего общества (Буланова, 2023).
Методология и методы (Methodology and Methods). Традиционные ценности на сегодняшнем этапе развития общества стали обладать наивысшей значимостью, так как становление стабильного государства строится на прошлом опыте, знаниях и исторических фактах, прошедших сквозь различные периоды, смутные времена, смены эпох и многое другое (Зубок, 2018, 2020). Весь накопленный багаж памяти сейчас является постулатом построения взаимоотношений граждан друг с другом, властью и социумом. Вопрос изучения традиционных ценностей затрагивает обширный список дисциплин, непосредственно касающихся данной проблематики, такие как: история, философия, антропология, социология, культурология, политология и многие другие. Данные научные направления следует по своему пути исследования, используя различные способы и методы (Поляков, 2023). Подход изучения традиционных ценностей с точки зрения методологии позволяет более детально, точечно и скрупулезно разобраться с вопросами трансформационных изменений, их связью с реальностью и способами реагирования на возникающие проблемы.
Впервые значимость ценностей народов и обществ была затронута во времена Античности и Средневековья. Тогда продвигалась концепция понимания ценностей как основы волеизъявления и бытия моральных и нравственных начал каждого индивида (Кант, 1781). Затронута проблема ценностных ориентаций была и через призму социологии, где воздвигалась мысль, что внутренне личное удовлетворение человек способен достичь, только следуя жизненным ценностям, именно они являются стимулом дальнейшего развития общественных взаимоотношений граждан в социуме. Однако, имеет место быть и трансформационных фактор под воздействие различных исторических периодах, в следствии чего происходит смена взглядом и мировоззренческих установок личности (Дильтей, 1890).
Отечественными учеными различных научных направлений была использована разная методология и способы трактования исследуемой проблематики. Касаясь онтологического обоснования традиционных ценностей следует выразить философское мнение о непоколебимости прошлого и единстве социума, благодаря уже устоявшимся традициям, а также стабильности бытия нынешнего поколения через преемственность опыта предков (Чаадаев, 1836). Современное социологическо-философское восприятие предполагает комплексный подход, предполагающий изучение эмпирического материала таких отраслей науки как: история, социология, антропология, религия и иные. Трансформация модели современного общества повлекло за собой противопоставление старого и нового, прошлого и будущего и послужило основой для теории модернизации. В связи с чем традиции не противопоставляются современности, а становятся признанием их как важности культурных особенностей того или иного общества и обладают неразрывной взаимосвязью с ним (Плахов, 1992).
Несмотря на то, что вопрос традиционных ценностей породил свои истоки с глубокой древности и затрагивался различными иностранными и отечественными учеными по сей день данная тема находит свое продолжение в трудах исследователей XXI века. Так, традиционные ценности стали рассматривать через традиционалистко-консервативный подход. Данной методике характерна новизна рассматриваемых ценностей через призму духовно-нравственной стороны. Выделив еще одну группу, обладающую особой значимостью для познания традиционных ценностей общества – духовно-политическое направление. В него учеными были вложены такие компоненты как: духовность, государство, народовластие, жизнь, мир, семья, свобода, национальные традиции, язык и многие другие составляющие традиционного мира народа (Перевезенцев, 2024).
Изучая влияния традиционных ценностей на современную молодежь, следует констатировать, что вехи новой эпохи, трансформационные изменения в стране и мире сильно коснулись восприятия базисных основ и отразились на сознании и мировоззрении молодого поколения. Следует продолжать изучать данную тему, предлагая при этом новые методологические подходы для формирования ясного и четкого представления молодежи об их государственной культуре, истории и ценностях (Батанина, Бродовская, 2023).
Эмпирическую основу работы составили результаты исследования традиционных ценностей проведенного среди студентов Университета науки и технологий Циндао Хэнсин (Циндао, Китай) в сентябре 2024 года под руководством доцента Тянь Сяоюй (342 респондента).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В данной работе авторы проанализировали такие важные для студентов традиционные ценности как труд, семья и любовь к Родине. В первом вопросе респондентам было предложено выбрать, что для них, в первую очередь, представляет труд (Рисунок 1).
Для большинства студенческой молодежи будущая профессия, работа – то первостепенно высокая заработная плата (61%). Данный фактор указывает на ориентированность молодого поколения именно на материальный фактор при выборе трудовой деятельности. Вторым по популярности стал ответ о возможности карьерного роста, об этом заявило почти 59% студенческой молодежи. Для половины опрашиваемых важным стала творческая самореализация на занимаемой должности (48,8%). Указанные ответы характеризуют молодежь, как людей, стремящихся к личностному росту, развитию творческих способностей и при этом желанием быть замеченными и иметь возможность повышать свой должностной потенциал. Треть респондентов отметили, что для них имеет высокое значение их социальный статус и положение, которое они занимают в обществе, благодаря своей профессии (35%). Стоит отметить, что 30% молодых людей отметили такой значимый аспект, как возможность заниматься любимым делом. Данный аспект является важным, так как в обществе имеется утверждение, что материальная составляющая профессии непосредственно взаимозависима от любви и желании работать в этой сфере. Данный парадокс возможно объяснить тем, что чем большей заинтересованностью и развитием своего труда обладает человек, тем больше повышает ее качество, а соответственно, и саму заинтересованность со стороны как руководителей, так и клиентов, если данная отрасль связана с потреблением товаров и услуг. Желанием обзавестись полезными знакомствами и найти единомышленников обладали 16% опрошенных. В меньшинстве оказался ответ и престижности профессии, лишь 6% молодых людей отметили этот фактор.
Из полученных результатов видно, что для молодых людей иметь достойную заработную плату, способную обеспечивать как базовые потребности, так и некоторые досуговые сферы жизнедеятельности – является первостепенно значимым. Не менее важным составляющим трудовой жизни нынешнего поколения стали их творческая и личностная реализация. Также студенческой молодежью была отмечена взаимосвязь будущей профессии и социальным статусом, и положением в обществе. Отмечено было, что и профессия должна быть желанной и основываться на занятии любимым делом. Данные указывают на большую значимость трудовой деятельности молодых людей для их становления в обществе, она обладает не только материальной функцией, но и духовной, так как затрагивает большое количество внутренних личностных особенностей каждого индивида в отдельности. Таким образом, в данном аспекте мнения китайской молодежи во многом схожи с российской. Этому подтверждением являются результаты эмпирических социологических исследований, проводимых в социологической лаборатории среднерусского института управления – филиала РАНХиГС (Меркулов, 2023), (Меркулов, 2024).
Следующий вопрос затрагивал такую ценность как семья. Значимость данного института сложно приуменьшить, ведь формирование и становление новой личности зарождается именно из взаимоотношений с самими близкими и родными людьми. Однако, важно было понять, как термин «семья» понимает и видит молодое поколение, с чем ассоциирует такой важный аспект жизни. В данной связи китайской студенческой молодежи был задан следующий вопрос: «Что для Вас в первую очередь семья?» (Рисунок 2).
Первым по популярности стал ответ молодых людей, что семья – это выражение взаимопонимания и доверия, так ответил 71,3% опрошенных. Более половины респондентов (61,3%) выразили важность верности и надежности семейных отношений. Это говорит о том, что китайская молодежь видит в своей второй половине понимающего, надежного и верного друга. Именно семья первоначально является поддержкой и опорой, высвобождением внутренней тревоги, характеризующаяся понимающими и доверительными взаимосвязями между членами семьи. Третьими по популярности следует отметить целый блок ответов респондентов: финансовое благополучие, общие интересы, отдых и психологическая поддержка. Данные ответы говорят о необходимости в стабильности и восполнением базовых потребностей, которые как раз и должна по многочисленным убеждениям обеспечивать семья. Общие интересы так же важны для благоприятных отношений в кругу родных людей, а тем более для проживающих на одной территории. Отдых и психологическая поддержка значимы для установления близких взаимосвязей между членами семьи. К сожалению, такая ценность как романтическая любовь вошла в «тройку лидеров» меньше чем у пятой части респондентов (22,5%). В то же время, это может свидетельствовать о преобладании рациональной над эмоциональной составляющих партнерских отношений среди китайской студенческой молодежи. А вот тот факт, что лишь 5 % студентов видят в семье продолжение рода, может иметь лишь негативную трактовку и свидетельствовать о том, что ценность деторождения перестала быть доминирующей не только у российской, но и у китайской молодежи. Это привело к тому, что Китай перестал быть лидером по численности населения, уступив это место Индии. Если данная тенденция не поменяется, численность китайского населения будет продолжать сокращаться.
Так как ценностные ориентации сильно трансформируются с течением времени, эпох, кризисов и реформаций, происходящих в различных обществах, то соответственно и понимание тех или иных процессов меняется. На данном этапе следует констатировать, что молодым людям в большей степени важна духовная, моральная поддержка и составляющая в семейных отношениях, значимым так же является материальная стабильность, общий досуг и интересы. Следующий вопрос касался такой традиционной ценности как любовь к Родине. Распределение ответов на вопрос «Что для Вас в первую очередь патриотизм/любовь к Родине?» представлены на Рисунке 3.
Для китайской студенческой молодежи понимание любви к Родине первостепенно исходит из гордости за свою страну, за ее достижения в различных сферах деятельности. Важность этого аспекта высока, ведь именно гордость за свое Отечество возвышает человека, его чувства любви и уважения, как к самому государству, так и к историческому прошлому, достижениям прежних поколений. Ответ про гордость непосредственно взаимосвязан с утверждением молодых людей о защите своей страны в случае опасности, так решили 64% опрошенных. Что говорит о высокой готовности участвовать в жизни государства, как в позитивное, так и в тревожное, нестабильное время. Более половины (56,3%) респондентов утверждают, что любить свою Родину – это знать и соблюдать традиции своего народа. Такой высокий процент выбравших данное утверждение, отсылает нас к пониманию, что для студенческой молодежи очень важно сохранять и передавать «нажитое» прошлыми поколениями наследие. Треть респондентов (33,8%) выразили мнение о значимости труда на благо Родины. В исследовании было выяснено, что, несмотря на юный возраст молодых людей, беспокоит вопрос обучения детей гражданским и общечеловеческим ценностям, а также в необходимости связывать сове будущее и будущее своих детей с Отчизной. Данное утверждение указывает на высокую степень осмысленности студенческой молодежи и желании активно проявлять себя и обучать морально-нравственным основам подрастающее поколение и своих будущих детей. Немногочисленными оказались ответы об активной общественной жизни, лишь 7,5% опрошенных выбрали данное утверждение, а также об конструктивной критике власти и воинской обязанности. Стоит отметить, что китайская молодежь является мало заинтересованной в политической жизни страны, на это указывают результаты опроса, где всего 3,8% опрошенных заявили, что интересоваться политикой и ходить на выборы является важным составляющим любви к Родине. Быть не безразличным к судьбе своего государства очень значимый поколенческий фактор, который в большей степени и создает его будущую историю, сильных людей, любящих свою страну, граждан и готовых в случае потрясений способствовать стабилизации и выходу из негативных последствий даже обычным проявлением не безразличности.
Для более детального анализа исследования отношения и понимания традиционных ценностей студенческой молодежи Китая необходимо было разобраться насколько выделенные критерии, исследуемых традиционных ценностей являются значимыми для них. В данной связи респондентам предложено было оценить по шкале от 1 до 5, где 1 – наименее важная, 5 – наиболее важная насколько важна, по их мнению, та или иная составляющая отдельно взятых традиционных ценностей. Распределение ответов на вопрос «Оцените лично для Вас важность традиционных ценностей (профессия/работа/труд) по шкале от 1 до 5, где 1 – наименее важно, 5 – наиболее важно» представлен в таблице 1. Более наглядно результаты, представленные в таблице, отражены на Рисунке 4.
Результаты ответов полностью коррелируют с предыдущим вопросом относительно трудовых ценностей китайской молодежи. Так на первом месте у молодых людей оказалась заработная плата, только число поставивших ей максимальный бал увеличилось более чем на десять процентов и составило 73,8%. Средний бал по данной составляющей трудовой деятельности составил 4,7. Возможность для творческой реализации поднялась с третьего на второе место и составила 4,5 балла. Все остальные составляющие были оценены респондентами практически в равной значимости и получили 4,4 балла. Наименьший балл – 4,1 набрал «престиж профессии». Этот же критерий профессиональной деятельности получил наименьшие оценки в предыдущем вопросе о трудовых ценностях. Из этого можно сделать вывод, что в Китае отсутствует такое понятие как «престижная профессия» и любой труд ценится в первую очередь в зависимости от его оплаты. Распределение ответов на вопрос: «Оцените лично для Вас важность такой традиционной ценности как семья по шкале от 1 до 5, где 1 – наименее важно, 5 – наиболее важно» (ответ получен по каждой строке) (Таблица 2). Результаты, представленные в Таблице 2, визуализированы на Рисунке 5.
Для китайской студенческой молодежи наиболее значимым в отношениях с близкими людьми стало уважение, так ответило более 80% опрошенных, а также взаимопонимание и доверие, такое мнение высказали 77,5% молодых респондентов. Данные критерии семейных ценностей занимают лидирующее место, среди молодежи, так как служат определенным мерилом гармоничных взаимосвязей в кругу семьи. Второе место заняли такие ценности как верность и надежность, отдых и психологическая поддержка, финансовое благополучие и стабильность. Данные критерии оказывают благоприятное влияние на психологический, духовный климат в семье. Чуть менее значимыми, однако, все равно обладающими высокой ценностью стало общее времяпрепровождение и интересы, более половины опрошенных подтвердили этот факт. Совместный отдых, живое общение, проведение времени за интересным досугом является одной из составляющих надежного, взаимного, уважительного отношения между членами семьи. Интересно отметить, что средние баллы по оценки семейных ценностей превалируют над трудовыми ценностями. Это может свидетельствовать о том, что семья в системе ценностей современной студенческой молодежи хоть и в незначительной степени, но все же превалирует над карьерой. Самый низкий бал китайские студенты поставили такой составляющей семейной жизни как рождение детей. Что еще раз подтвердило отсутствие желание у молодых китайцев выполнять репродуктивную семейную функцию. В заключении респондентам было предложено оценить составляющие ценности патриотизма и любви к Родине (Таблица 3). Более наглядно результаты, представленные в таблице, отражены на Рисунке 6.
Таблица 3
Из таблицы видно, что наибольшей значимостью для молодежи являются как раз знания и соблюдения традиций своего народа. Более 70% опрошенных выражают озабоченность в сохранении нажитого прошлыми поколениями. Сюда же можно включить историческую память, подвиги героев, произведения музыки, литературы, кино, а также научные и спортивные достижения соотечественников, то, что создавалось долгие годы и является предметом наследия современной молодежи. Также высоко были оценены такие ценности как: гордость за свою страну и ее успехи в различных сферах, честный труд на благо своего государства, способность защитить свое Отечество в случае надвигающейся угрозы. Все вышесказанное позволяет характеризовать молодое поколение как осмысленное, смелое, жертвенное и патриотичное, готовое быть гражданином своей Родины не только в благоприятные периоды, но и тревожные годы. Необходимо особо подчеркнуть, что более половины студенческой молодежи (63,8%) отметило, что истинный патриот своей страны не должен уклоняться от воинской обязанности.
Заключение (Conclusions). Полученные результаты исследования можно интерпретировать следующим образом. Основным при выборе профессии для китайской студенческой молодежи является заработная плата. В Китае отсутствует такое понятие как «престижная профессия» и любой труд ценится в первую очередь в зависимости от его оплаты. Значимым является карьерный рост и творческая самореализация на занимаемой должности. Важно отметить, что современная молодежь настроена заниматься любимым делом, которое в дальнейшем будет приносить хороший доход и реализацию в профессиональной сфере.
Семейные ценности подверглись значительным изменениям в связи со сменой эпох, ситуациями на мировой арене и трансформацией мировоззренческих установок. Следует сказать, что молодому поколению требуется в большей степени моральная, духовная, психологическая поддержка от членов семьи. Не маловажным составляющим стабильности стала и материальная поддержка со стороны близких родственников. Общий досуг, интересы и совместное времяпрепровождения является залогом благополучия и тесных, доверительных отношений между членами семьи. В то же время необходимо констатировать тот факт, что ценность деторождения перестала быть доминирующей не только у российской, но и у китайской молодежи. Это привело к тому, что Китай перестал быть лидером по численности населения, уступив это место Индии. Если данная тенденция не поменяется, численность китайского населения будет продолжать сокращаться.
Анализ таких традиционных ценностей как патриотизм и любовь к Родине позволил резюмировать, что большинство китайской молодежи испытывает гордость за свою страну. Возвышенное чувство молодые люди подкрепляют необходимостью защиты своей Отчизны в случае опасности, что говорит о вовлеченности молодежи в жизнь своей страны, как в позитивные, так и в негативные периоды. Особо отметить следует упоминание респондентами значимости традиций, возможность воспроизводить прошлое наследие и передавать его будущему поколению. Высокая обеспокоенность молодых людей за обучение детей гражданским и общечеловеческим ценностям указывает на их осмысленность, желания доносить морально-нравственные основы до будущих поколений.
Таким образом, традиционные ценности всегда обладали особой значимостью для всех народов, а соответственно, подробно изучались исследователями различных отраслей науки, отечественными и иностранными учеными. Вопрос влияния традиционных ценностей на современную молодежь, остается актуальным и в настоящее время. Важность изучения указанного аспекта строится на формировании у молодого поколения правильного базиса о необходимости закрепления в обществе государственной культуры, исторической памяти и традиционных ценностей. Это фундамент необходимый для функционирования стабильного, коллективного, уважительного и морально-осмысленного взаимодействия внутри всего общества.
Список литературы
Алексеенок А. А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: социологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18, № 3. С. 177-197.
Алексеенок А. А. Историческая память как основа формирования фундаментальных ценностей современной российской молодежи: результаты социологических исследований // Историческая память: ценностные ориентиры консолидации общества Беларуси и России: Сборник материалов Международной научно- практической конференции, Минск, 30 ноября 2023 года. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2024. С. 25-30.
Дильтей В. Описательная психология. СПб: «Алетейя», 1996. 153 с.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Отношение молодежи к семье в изменяющейся социальной реальности // Семья в современном обществе, Москва, 18 мая 2018 года / Под ред. Рязанцева С. В., Ростовской Т. К. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон- Информ»». 2018. С. 103-108.
Жучков В. А. Система кантовской философии и ее трансформация в неокантианстве // Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. Москва, 1978.
Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4-12.
Каира Ю. В., Кондратова Е. К. Ценности патриотизма молодежи России как ресурс социального развития общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17, № 6. С. 106-123.
Касамара В. А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 3. С. 201-233.
Молодежь региона в 2022-2024 гг: Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова [и др.]. Орел: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2024. 224 с.
Образ будущего в призме социологических измерений / М. Б. Буланова, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Мир науки»», 2023. 321 с.
Плахов В. Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. Москва, 1992.
Поляков А. А., Дорохова Ю. В., Путилина Ю. Ю. Образ Родины как механизм формирования исторической памяти студенческой молодежи // Социологический альманах: Материалы XV Орловских социологических чтений, Орел, 08 декабря 2023 года. Орел: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2023. С. 215-219.
Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи: Коллективная монография / Под ред. С. В. Перевезенцева, А. В. Селезневой / Авт. С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева, Т. В. Евгеньева, О. Е. Сорокопудова, А. Б. Страхов, И. С. Палитай, Д. Д. Тулегенова, Н. С. Скипин, А. Р. Боронин, А. А. Шакирова, Е. А. Турков. Москва: Квадрига, 2024. 720 с.
Факторы социальной стабильности провинциальных городов Китая (Жичжао) и России (Орёл): Информационный бюллетень социологической лаборатории: Научное издание / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, Ю. В. Каира [и др.]. Орёл: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2023. 72 с.
Ценностные ориентации, гражданская активность и политическое участие в цифровую эпоху / И. А. Батанина, Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская [и др.]. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2023. 159 с.
Чаадаев П. Я., Философические письма, в: П. Я. Чаадаев, Полное собрание сочинений и избранные письма, т. 1. Москва, 1991. С. 320-440.