16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-4-0-1

Социокультурные и семейные ценности россиян с нетрадиционными религиозными взглядами (на примере Москвы и Белгородской области)

Aннотация

В статье анализируются результаты исследований, проведенных в Москве и Белгородской области в 2024 году отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН. В условиях непрерывного изменения религиозного ландшафта, становится все более актуальным изучение системы ценностей, которые определяют поведение групп населения с нетрадиционными религиозными взглядами.  Проведен социологический анализ семейных и социокультурных ориентаций населения Москвы и Белгородской области с нетрадиционными религиозными взглядами. Методолого-методический подход социологического поиска строился путем формирования двух типологических групп с нетрадиционными религиозными представлениями: «практикующие» и «непрактикующие». Группы отбирались по показателям нетрадиционного религиозного сознания, мотивации интереса и культового поведения (участия в соответствующих социальных практиках). Выявлено, что население столичного мегаполиса проявляет больший интерес к нетрадиционным религиозным учениям, их духовным и физическим практикам, а также мистическим течениям по сравнению с населением Белгородского региона. Вполне закономерно, что мотивация увлечения этими религиями и учениями более серьезная и глубокая в группах «практикующие». Социологические данные опросов населения в российских регионах показали, что в группах «практикующие» больше незамужних и бездетных респондентов, а в группах «непрактикующие» больше многодетных семей. Вполне закономерно, что для этих групп большее значение имеют ценности «семья и воспитание детей», чем просто ценность «любовь». А в группах «практикующие» наоборот имеет большую значимость ценность «любовь», чем ценности семьи и детства. Отношение типологических групп к традиционным социокультурным и семейным ценностям частично определялось при помощи квалификационной шкалы ценностей Шварца Ш. и рейтинговой шкалы «идей и ценностей национального согласия», используемых социологами и демографами более 20 лет. Традиционные ценности и идеи, активно транслируемые художественной литературой 18-19 веков и всей российской культурой и продолжающие жить в «исторической памяти» советского народа, а также в современный исторический период, являются национальным достоянием нашего общества и государства. Результаты социологических исследований в указанных субъектах РФ доказывают, что «практикующим» респондентам присуща более активная жизненная позиция и самостоятельность по сравнению с «непрактикующими»: им в большей степени близки ценности: «активная и деятельная жизнь», «саморазвитие», «свобода». Типологическая группа «непрактикующие» в своем большинстве «общественники»: для них больше значимы традиционные семейные ценности, идеи коллективизма, законности, патриотизма.


Введение (Introduction). В условиях непрерывного изменения религиозного ландшафта, становится все более актуальным изучение системы ценностей, которые определяют поведение групп населения с религиозными взглядами, как традиционными, так и нетрадиционными.  Общеизвестно, что в процессе социализации у индивида формируется ценностное пространство. Ценность воплощает значимость тех или иных объектов и явлений для человека, поэтому жизненные цели индивида формируются под влиянием ценностного стержня (Ласточкина, 2015).

Социокультурные ценности определяются жизненными смыслами, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности, демонстрируя социальную модель поведения. Ценностные ориентации формируются, существуют и транслируются под воздействием культуры в процессе жизнедеятельности человека, передаваясь от поколения к поколению (Иванова, 2014). Основными институтами воспроизводства традиционных ценностей выступают институты религии и семьи (Bronner, 2000).

Национальные ценности и традиции, выступавшие многовековыми скрепами народов России, под действием всевозможных внутренних и внешних факторов: политических катаклизмов, националистических войн, прозелитической и миссионерской деятельности разнообразных религиозных течений, веяний западной массовой культуры теряют сакральный смысл. На федеральном и региональном правительственном уровне уже много лет ведется активное обсуждение концепции традиционных ценностей. Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации уже в 2012 году сделал акцент на утрате традиционных ценностей: «…российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп… того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились»,.

В указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» уточняется, что сохранение традиционных ценностей – это часть стратегического планирования и национальной безопасности, перечисляются основные традиционные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Отметим, что ценность «крепкой семьи» находится в числе первых десяти из указанных ценностей. Более того, для решения демографических проблем, в частности, повышения рождаемости, защиты и сохранения традиционных семейных ценностей и поддержки института семьи 2024 год был объявлен «Годом семьи» .

Изучение духовно-нравственных и социокультурных ценностей представителей различных религий, как традиционных, так и нетрадиционных, несомненно, является актуальным.

Формирование у населения толерантности к представителям других этносов и различных религиозных течений возможно, только через уважение и понимание многообразия национальных и религиозных традиций и обычаев, что способствует налаживанию межкультурного и межрелигиозного взаимодействия и предотвращению этноконфессиональных и религиозных конфликтов.

Однако, исследований социокультурных и семейных ценностных ориентаций населения с нетрадиционными религиозными взглядами явно недостаточно (Яковлева, 2015). Изучение проблемного поля в подвешенном состоянии, так как до сих пор ведутся жаркие дискуссии о феномене нетрадиционной религиозности. Прежде всего, ученые – религиоведы и социологи мирового сообщества до сих пор спорят о системе критериев, по которым можно было бы определять религиозные учения и сформированные различного рода течения в разряд новых, так называемых, «нетрадиционных». Разработка понятийного аппарата продолжается. В наших социологических исследованиях с 2008 года используются понятие «нетрадиционные религии» (Кублицкая, Лютенко, 2021). В условиях постоянно изменяющегося религиозного ландшафта возникает необходимость дальнейшей разработки концепции изучения феномена нетрадиционной религиозности и методики отбора групп с нетрадиционной религиозностью в социологических исследованиях.

Цель данного тематического исследования – выявление возможных различий социокультурных и семейных ценностных ориентаций в типологических группах с разной степенью нетрадиционной религиозности.

Методология и методы (Methodology and methods). Ценностные ориентации, понятия и классификация ценностей представлены в работах: Д. Ю. Ваниянц, А. О. Гаврилова, Э. Р. Зарединова, А. Ш. Назарова, Ф. М. Бородкина,
П. И. Касаткина, Ч. Хункай и др.

Для нас представляет особый интерес изучение культурных ценностей, которым занимается социальный психолог Ш. Шварц, разработавший методику диагностики базовых ценностей индивидуального уровня. Он выделил 10 универсальных ценностей, различающихся типом мотивации и образующих круг, состоящий из 4 мегаблоков (Schwartz, 1992).  Согласно теории Шварца, базовые ценности являются некими абстрактными целями, неразрывно связанными с эмоциональной сферой человека и направляющими его жизнедеятельность. Ценности служат индикаторами фундаментальных изменений в обществе (Панкратова, 2011). Следует упомянуть также Рональда Инглхарта, который основал проект World Values Survey и создал организационную инфраструктуру для сравнительных исследований, тем самым способствуя объединению ученых, изучающих ценности. Инглхарт разработал теорию мотиваций, в центре которой – развитие постматериалистических ценностей. Ученый определил, что новые ценности подпитываются за счет социальных сил. В своей «пересмотренной теории модернизации» Инглхарт расширил понятие постматериалистических ценностей до более широкой концепции «ценностей самовыражения» (Инглхарт, 2018).

Так как в статье будут рассмотрены ценностные ориентации типологических групп с нетрадиционными религиозными взглядами, необходимо дать краткое описание нетрадиционных учений, которые заинтересовали население изучаемых регионов.

Нетрадиционными / новыми религиями и учениями называют современные религиозные объединения, отличающиеся нововведениями в вере или использующие некоторые элементы традиционных конфессий. Изучением новых / нетрадиционных религий занимались западные и российские ученые: Л. Досон, Д. Бекфорд, А. Баркер, У. Бэйнбридж, Е. Г. Балагушкин, Л. Н. Митрохин, Ю. В. Рыжов и др. (Dawson, 1998; Stark 1985; Beckford, 1985; Баркер, 1997; Bainbridge, 1997; Балагушкин, 1984; Митрохин, 2000; Рыжов, 2006). Много трудов посвящено теме сектантства (Daniels, 1992; Clarke 1999; Shupe 1984), теме новых/нетрадиционных религиозных движений (Балагушкин, 2011; Шиженский, 2014; Энгельштейн, 2002; Митрохин 1997), разработке теоретических проблем, связанных с деятельностью новых/нетрадиционных религиозных движений (Баркер, 1997; Васильева 2011, Кантеров, 2007), анализу происхождения феномена нетрадиционных религий и их распространению (Casanova, 1994; Stark, 1981; Campbell, 1972). 

К мистическим, оккультным, эзотерическим учениям относятся: парапсихологические и экстрасенсорные исследования, астрология, нумерология, хиромантия, спиритизм и пр.  Парапсихология до сих пор вызывает активную дискуссию в научном сообществе: считать ли ее наукой или вненаучным учением (Айзенк, Сарджент, 2001). Парапсихологические и экстрасенсорные исследования (паранауки) изучают такие паранормальные явления как телепатия, ясновидение, телекинез, полтергейст и др. при помощи научных методов.

Астрология – это, прежде всего, вероучение, которое с помощью системы предсказательных практик пытается доказывать закономерность воздействия космических тел на Землю, на поступки и судьбу человека. Много различных мотиваций обращения населения к астрологии: стресс (Lillqvist, Lindeman, 1998; Tyson, 1982), нахождение точки опоры в будущем и т.д. В настоящее время социальные сети с красочными постами в тематических сообществах делают это учение общедоступным для современного человека. Нумерология – эзотерическое учение о влияние чисел на судьбу человека. С помощью учения о числах, нумерологи пытаются предсказывать значимые события.

Нумерология располагает многими методиками подсчета, современные интернет-технологии сделали доступным услуги нумерологов.

Современное неоязычество – совокупность объединений, основанных на дохристианских верованиях и культах, магических обрядах и практиках (Гайдуков, 2016). Идеологическая составляющая неоязычества основывается на утрате современного поколения связи с предками, защите исконных традиционных ценностей и традиций. Неоязычники практикуют отказ от современных тенденций, проникающих в русскую культуру извне, что отражается в их образе жизни и идеях вероучения (Коноплева, Кахута, 2019).

В социологический анализ перечисленных наиболее распространенных нетрадиционных учений и оккультных систем включены восточные религии и восточные духовные, физические практики индуизма (йога, медитация и др.). В России буддизм является основной конфессией в трех регионах: Туве, Бурятии и Калмыкии. Но на территории Москвы и Белгородской области буддизм не является распространенной религией. Статистика и мониторинговые исследования показывают, что по признаку конфессиональной самоидентификации относят себя к буддистам не более 1% населения этих регионов. Поэтому вполне допустимо включение буддизма в категорию нетрадиционных религий для данных территориальных субъектов РФ. Буддизм, наряду с восточными духовными и физическими практиками, в последнее время оказался в тренде у населения. Ученые отмечают популяризацию буддизма и его адаптацию к культуре новых для него территорий (Базаров, 2019, Уланов, 2007). Рост интереса населения к буддизму основан на философии учения, которая указывает методы преодоления проблем и ограничений, достижения гармонии внутреннего мира, способствуя развитию духовного человеческого потенциала. 

Эмпирическая база социологического поиска:

– результаты социологических исследований, проведенных в 2024 году Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН в двух субъектах РФ: Москве и Белгородской области. Сбор данных проводился с помощью онлайн-анкеты. Отбор респондентов проведен по репрезентативной квотно-пропорциональной выборке со связанными половозрастными и территориальными параметрами. Объем выборочных совокупностей: в столице – N = 500 ед., в Белгородской области – N = 501 ед.

Сравнительный анализ в социологическом поиске проводился в двух плоскостях:

- региональный сравнительный анализ социокультурных и семейных ценностей населения с нетрадиционными религиозными взглядами Москвы и Белгородской области;

- сравнительный анализ системы ценностей типологических групп «практикующие» и «непрактикующие».

Необходимо отметить, что изучаемые субъекты РФ имеют различные социокультурные и этноконфессиональные показатели. Столица – высококультурно-образовательный центр России. Несмотря на то, что исторически Москва – хранительница русской культуры и православных традиций, в то же время она продолжает оставаться многонациональным и поликонфессиональным мегаполисом.

 Следует обратить внимание, что Белгородская область тяготеет к моноэтничности и моноконфессиональности. «Белгородчина» – традиционно русский регион Российской Федерации. Доминирующая конфессия в регионе – традиционное православное христианство. Уровень традиционной религиозности в регионе превышает 60% (Кублицкая, Лебедев, 2019).

Методолого-методический подход социологического поиска для достижения поставленной цели использовал системную типологизацию /отбора двух групп населения с нетрадиционными религиозными представлениями: «практикующие» (высокая степень нетрадиционной религиозности) и «непрактикующие» (низкая степень нетрадиционной религиозности).

Типологические группы респондентов отбирались по показателям религиозного сознания, мотивации интереса к религии и культового поведения (участия в соответствующих социальных практиках). За основу типологизации брались методические разработки Е. А. Кублицкой (Кублицкая, 1990). Индекс нетрадиционной религиозности рассчитывается по формуле: вера не в Бога, а в другую сверхъестественную силу (Л) + интерес к нетрадиционным воззрениям и религиям, мистическим учениям (М) + мотивация интереса к данным религиям и учениям (Н) + включенность в практику нетрадиционных воззрений, религий, мистических учений (Р).

Типологическая группа «практикующие», характеризующая большим включением в нетрадиционные религиозные отношения, отбиралась по формуле: результирующий показатель религиозного сознания (Л+М+Н) + показатель культового поведения (Р). В группу «практикующие» отбирались респонденты, верящие не в Бога, а в другую сверхъестественную силу, интересующиеся нетрадиционными воззрениями и религиям, мистическими учениями, с глубокой мотивацией увлечения к ним и включающие полностью или частично в свою жизнедеятельность практики этих религий и учений. Типологическая группа «непрактикующие» отбиралась по формуле (Л+М+Н): респонденты, верящие не в Бога, а другую сверхъестественную силу, интересующиеся нетрадиционными религиями, мистическими учениями, с поверхностной мотивацией увлечения нетрадиционными религиями, мистическими учениями, но показатель культового поведения отсутствует (в повседневный быт респондента не включены практики данных религий и учений) (Таблица 1).

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Результаты мониторинговых исследований продолжают фиксировать рост интереса у респондентов к нетрадиционным воззрениям и религиям, восточным религиям, мистическим учениям, но с разной степенью интенсивности в изучаемых регионах (Лютенко, 2021). Так, в Москве среди опрошенных, верящих в сверхъестественную силу, интересуются нетрадиционными воззрениями и религиями, мистическими учениями 62%. В Белгородской области интересующихся ими намного меньше по сравнению с мегаполисом. Вполне закономерно, что проявляют интерес к нетрадиционным воззрениям и религиям, мистическим учениям всего лишь 32% белгородцев.

Следует отметить, что восточные религии остаются востребованы у москвичей. Например, уровень интереса к данным религиям среди населения Москвы по результатам мониторинга с 2021 по 2024 год колеблется в пределах 41% – 38%. Ученые отмечают, в частности, что у европейского населения стал востребован буддизм (Уланов, 2007). Буддизм привлекает доступной, ненавязчивой философией учения в совокупности с системой духовных и физических практик; человек может обрести равновесие и покой, избавится от стресса и страданий. Занятия йогой также общедоступны, сами практики оказывают положительное влияние на организм человека (Колосов, Чингина, 2019). Астрология адаптировалась под современные потребности своих адептов, сместив поле деятельности в виртуальную среду. Киноиндустрия сохраняет интерес к экстрасенсорным и парапсихологическим исследованиям. За последние годы в массовый кинопрокат вышло немало фильмов по данной тематике, которые сыскали отклик у поклонников данного жанра.

Эмпирические данные популярных направлений нетрадиционных религий у москвичей в 2024 году таковы: лидируют восточные религии и учения, духовные и физические практики индуизма (йога и др.), астрология (38%, 33%, 32% соответственно). Менее популярны экстрасенсорные и парапсихологические исследования, нумерология, хиромантия, неоязычество (18%, 17%, 12%, 8% соответственно). К ним проявляют интерес в 2 раза меньше респондентов, чем к тройке лидирующих учений. Отметим, что население города практически перестало в последние годы привлекать мистическое течение: спиритизм (1%).

Интерес белгородцев к конкретным нетрадиционным религиям и мистическим учениям незначителен. Небольшой интерес фиксируется к астрологическим изысканиям (9%). Еще менее популярны восточные религии и учения, их духовные и физические практики, экстрасенсорные и парапсихологически исследования. К ним проявили интерес всего 5% опрошенных в Белгородской области. Остальными нетрадиционными учениями интересуются менее 4% белгородцев (Рисунок 1).

Типологические группы респондентов отбирались по показателям религиозного сознания, мотивации интереса к религии и культового поведения (участия в соответствующих социальных практиках). За основу типологизации брались методические разработки Е. А. Кублицкой (Кублицкая, 1990). Индекс нетрадиционной религиозности рассчитывается по формуле: вера не в Бога, а в другую сверхъестественную силу (Л) + интерес к нетрадиционным воззрениям и религиям, мистическим учениям (М) + мотивация интереса к данным религиям и учениям (Н) + включенность в практику нетрадиционных воззрений, религий, мистических учений (Р).

Типологическая группа «практикующие», характеризующая большим включением в нетрадиционные религиозные отношения, отбиралась по формуле: результирующий показатель религиозного сознания (Л+М+Н) + показатель культового поведения (Р). В группу «практикующие» отбирались респонденты, верящие не в Бога, а в другую сверхъестественную силу, интересующиеся нетрадиционными воззрениями и религиям, мистическими учениями, с глубокой мотивацией увлечения к ним и включающие полностью или частично в свою жизнедеятельность практики этих религий и учений (в основном практики восточных религий и учений). Типологическая группа «непрактикующие» отбиралась по формуле (Л+М+Н): респонденты, верящие не в Бога, а другую сверхъестественную силу, интересующиеся нетрадиционными религиями, мистическими учениями, с поверхностной мотивацией увлечения нетрадиционными религиями, мистическими учениями, но показатель культового поведения отсутствует (в повседневный быт респондента не включены практики данных религий и учений).

По вышеизложенным методическим разработкам для дальнейшего социологического анализа были сформированы типологические группы «практикующие» – (67% в Москве и 58% в Белгородской области) и «непрактикующие» – (26% и 24% соответственно) (Рисунок 2).

Один из важных показателей религиозного сознания – «мотивация интереса, увлечения» выявляет уровень возможного включения респондента в область нетрадиционных религиозных отношений. Сформированным типологическим группам «практикующие» и «непрактикующие» был предложен на выбор ряд утверждений, характеризующих мотивацию увлечения нетрадиционными религиозными учениями (см. Таблица 2). В группах «практикующие» по всем индикаторам мотивация интереса и увлечения восточными религиями, нетрадиционными воззрениями и религиями, мистическими учениями значительно выше, чем в группах «непрактикующие». Так, «практикующие», следуя философии восточных учений, чаще выбирают утверждения, связанные с самосовершенствованием человека, считая также, что «эти учения открывают им путь познания сущности мира и достижения с ним внутренней гармонии». Среди «практикующих» в 2 раза больше тех, кто интересуется восточными религиями и учениями, их духовными и физическими практиками, чем в группах «непрактикующих». Подобная тенденция характерна для респондентов и Московского региона, и Белгородчины. Несомненно, и социальная микросреда оказывает существенное воздействие на индивида. Половина опрошенных в группе «практикующих» москвичей сообщили, что их родственники, друзья и знакомые изучают или практикуют данные воззрения. Среди белгородцев таковых в 4 раза меньше, что подтверждается представленными выше эмпирическими данными.

Семейные ценности населения с нетрадиционными религиозными взглядами. Для анализа семейных ценностей населения с нетрадиционными религиозные взглядами, выделены показатели: «семейное положение», «наличие детей», а также ценностное восприятие семьи, любви и воспитания детей.

При региональном сравнительном анализе выявлены следующие результаты.

Москва:

 - «практикующие»: 40% состоят в семейных отношениях (29% – в официальном браке и 11% – в гражданском), у 55% из них детей не имеют. 22% респондентов имеют одного ребенка, 15% – 2 ребенка и 6% – 3 ребенка;

- «непрактикующие»: 62% семейных пар (55% состоят в официальном браке и 7% – в гражданском). 41% респондентов не имеют детей, у 23% – один ребенок, 30% имеют двоих детей и 6% – троих детей.

 Таким образом, в мегаполисе больше половины «непрактикующих» состоят в официальном браке, что почти в два раза больше по сравнению с «практикующими». Кроме того, в группе «непрактикующих» больше респондентов, имеющих двое детей и меньше тех, у кого детей нет в сравнении с оппозиционной группой. Отметим также, что в группе «практикующих» больше холостых/незамужних москвичей.

Белгородская область:

- «практикующие» – 65% респондентов находятся в семейных отношениях, причем 47% респондентов состоят в официальном браке и 18% – в гражданском браке. 36% респондентов не имеют детей. Зафиксировано, что во многих семьях растет два ребенка – 39%;

- «непрактикующие» – 61% семейных пар (49% состоят в официальном браке и 12% – в незарегистрированных отношениях). В семьях в основном по 2-3 ребенка;

Белгородский регион отличается большим количеством детей у населения в изучаемых группах, причем многодетных среди белгородцев больше, чем среди москвичей.

Если рассматривать типологические группы независимо от региона, то в группах «непрактикующих» фиксируется: больше семей с детьми, в том числе многодетных,
по сравнению с «практикующими» 
(см. Таблица 3).

При анализе ценностей «любовь» и «семья и воспитание детей», выявлена вполне логичная закономерность: в группах «практикующих» больше ценят просто любовь, чем ценность семьи и детей. У «непрактикующих», наоборот, ценность «семья и воспитание детей» выше, чем ценность «любовь» (см. Рисунок 3 – Москва и Белгородская область).

Социокультурные и социально-политические ценности населения с нетрадиционными религиозными взглядами. В исследованиях предпринята попытка выявления возможного воздействия нетрадиционных религиозных взглядов на социально-политические и социокультурные ценностные ориентации. Для анализа были взяты показатели традиционных ценностей, которые веками оказывали влияние на социокультурную составляющую российской идентичности, ее цивилизационного пространства. Именно эти ценности сохраняются в «исторической памяти» «государства российского».

Отметим, что на индивидуальном уровне социальные ценности – это некие цели и ориентиры, которые близки индивиду. И классификация ценностей Ш. Шварца основывается на разработках М. Рокича и его собственной концепции о универсальности базовых ценностей индивида (Карандашев, 2004). В методике Шварца ценности сгруппированы в типы в зависимости от их целей. В наших исследованиях ценности были систематизированы с учетом классификации Ш. Шварца, но с некоторыми изменениями показателей универсальных ценностей, которые близки традиционным историческим российским ценностям.

Типы ценностей:

1.Универсализм – защита благополучия всех людей:

- показатель «Общественный порядок».

2. Коллективизм – главенство интересов общества, государства, нации:

- показатель «Счастье и благополучие других» (близких, друзей, народа и человечества в целом)

3.  Традиции – принятие и соблюдение исторических обычаев и идей культуры общества:

- показатель «Патриотизм» (любовь к Родине, Отечеству, благополучие страны и своего народа).

4. Самостоятельность – самостоятельный выбор действий и решений:

- показатель «Свобода» (независимость в поступках и действиях. 

5. Достижение – личный успех, достигнутый с помощью определенных компетенций, соответствующих стандартам конкретной общности:

- показатель «Саморазвитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

- показатель «Активная жизненная позиция» АЖП (максимально полное использование своих сил и способностей).

6. Безопасность – гармония, стабильность общества, своя безопасность и других:

- показатель «Безопасность».

7. Законность – равенство всех граждан перед законом, свобода слова и др.:

- показатель «Обеспечение прав и свобод человека».

8. Семья – социальная микросреда: брачные отношения, общность быта, рождение и воспитание детей:

- показатель «Семья и воспитание детей» (счастливая семейная жизнь).

Респондентам было предложено отметить важность каждой ценности по четырем пунктам шкалы: «очень важная», «важная», «неважная», «затрудняюсь ответить». Тем не менее, для выявления значимой разницы в ответах типологических групп, в сводной таблице 4 указана только крайняя позиция индикатора: «очень важная».

Полученные результаты показали, что «практикующим» москвичам присуща более активная жизненная позиция и самостоятельность по сравнению с «непрактикуюшими». Им в большей степени близки ценности: «активная и деятельная жизнь», «саморазвитие», «свобода». «Непрактикующие» москвичи в своем большинстве «общественники»: им свойственен «общественный порядок», «коллективизм», «законность», «патриотизм», «жертвенность», «семейственность». Традиционные ценности этого порядка достигают до 86 % (см. Рисунок 4).

Хотелось бы отметить существенное различие в этих группах москвичей в оценке «патриотизма»: 59% «непрактикующих» и только 19% «практикующих» считают эту ценность очень важной для жизнедеятельности общества.  Типологические группы респондентов в Белгородской области полностью повторяют данную направленность ориентаций в отношении предложенных ценностей, несмотря на количественное различие в оценке важности тех или иных показателей (см. Рисунок 5).

В социологическом анализе также была использована шкала «идей и ценностей национального согласия», неоднократно апробированная в практике наших мониторинговых социологических исследований с 2003 года. Шкала определяет место идей и ценностей в структуре общенациональных идей консолидации. Строились четыре социальных среза ценностей. Выделение «знаковых» ценностных идей велось через показатели, характеризующие:

– социально-политические ценности («патриотизм», «социализм», «общественное самоуправление», самодержавие);

– социально-правовые ценности («безопасность», «общественный порядок», «права человека»);

– социально-нормативные ценности («социальная справедливость и равенство и равенство перед законом»);

– социальные духовно-культурные и этнорелигиозные ценности («духовность», «национальная гордость», «интернационализм», «религиозные традиции»).

Востребованность тех или иных идей «национального согласия» фиксировались через ранжированные оценки по 13-ти предложенным номинациям (Кублицкая, 2023).

По результатам сопоставления номинаций предложенных респондентам шкал доказано, что наиболее значимыми для каждой типологической группы оказались одни и те же ценностные ориентации, или близкие по смыслу, за исключением «социальной справедливости». Эта номинация оказалась первой в рейтинге и в обоих субъектах РФ (Москва, Белгородская область), и в обеих группах «непрактикующие» – «практикующие». Ценности «свобода и права человека», «демократия» в группах «практикующих» в процентном отношении значительно превышают те же позиции у «непрактикующих». И с точностью наоборот, возможными объединительными ценностями «непрактикующие» в большей степени, чем «практикующие» считают «общественный порядок», «безопасность» и «патриотизм».

Заключение (Conclusions). Тематический срез социологического поиска был направлен на выявление некоторых деструктивных идеологических факторов, препятствующих сохранению традиционных ценностей в религиозной сфере. В условиях непрерывного изменения религиозного ландшафта становится все более актуальным изучение системы ценностей, которые определяют поведение групп населения с нетрадиционными религиозными взглядами. Результаты социологического исследования должны были показать, существуют ли серьезные различия в традиционных социокультурных и семейных ценностных ориентациях у населения с разной степенью увлечения нетрадиционными религиозными учениями и мистическими течениями?

Решение поставленной цели осуществлялось путем отбора респондентов в типологические группы по показателям отношения к нетрадиционным религиям и мистическим учениям. Выделены группы: «практикующие», соответствующие всем показателям нетрадиционной религиозности, и «непрактикующие», не участвующие в нетрадиционной культовой практике.

Исследуемые субъекты Российской Федерации (Москва и Белгородская область) были выбраны целенаправленно с учетом различия их социально-экономических и этноконфессиональных особенностей. Сравнительный анализ в социологическом поиске проводился в двух плоскостях:

  1. межрегиональный сравнительный анализ социокультурных и семейных ценностей населения Москвы и Белгородской области;
  2. сравнительный анализ системы ценностей типологических групп «практикующие» и «непрактикующие» верующие.

По результатам межрегионального сравнительного анализа выявлено то, что:

- москвичи проявляют больший интерес к нетрадиционным воззрениям и религиям, восточным религиям и мистическим учениям, и в большей степени включены в практики этих учений, по сравнению с белгородцами;

- семейным ценностям более привержено население Белгородской области, где (с учетом соотношения численности населения этих субъектов РФ) больше семейных пар и многодетных семей, чем у населения столичного мегаполиса.

Полученные социологические данные также показали значительную разницу в отношении семейного уклада изучаемых типологических групп.  В группах «практикующих» по сравнению с группами «непрактикующих» больше респондентов, у которых нет детей, а также больше респондентов, состоящих в неофициальном браке. Вполне логично, что именно среди «непрактикующих» больше многодетных семей, которые более высоко ставят ценности семейных отношений.

Следуют отметить, что социологические данные исследований 2024 года, проведенных в Москве и Белгородской области (с использованием квалификационных шкал ценностей Ш. Шварца и шкалы «идей и ценностей национального согласия») фиксируют серьезные различия в оценках значимости семейных и основных социокультурных ценностей в типологических группах.

По квалификационной шкале Ш. Шварца (с коррекцией показателей универсальных ценностей, близких традиционным историческим российским ценностям):

- «практикующим» москвичам присуща более активная жизненная позиция и самостоятельность по сравнению с «непрактикуюшими». Им в большей степени близки типы ценностей: «активная и деятельная жизнь», «саморазвитие», «свобода»;

- «непрактикующие» москвичи в своем большинстве «общественники»: им близки ценностные ориентации на «общественный порядок», «коллективизм», «законность», «патриотизм», «жертвенность», «семейственность». Их ориентации на традиционные ценности этого типа достигают 86 %.

Типологические группы респондентов в Белгородской области полностью повторяют направленность ориентаций в отношении предложенных ценностей, несмотря на количественное различие в оценке важности тех или иных показателей.  

Шкала «идей и ценностей национального согласия», определяя место идей и ценностей в структуре общенациональных идей консолидации, показала, что наиболее значимыми для каждой типологической группы оказались те же или близкие по смыслу ценностные ориентации. Ценности «свобода и права человека», «демократия» в группах «практикующих» значительно превышают в процентном отношении эти же позиции у «непрактикующих». И, наоборот, объединительными ценностями «непрактикующие» в большей степени, чем «практикующие», считают «общественный порядок», «безопасность» и «патриотизм».

Следовательно, социологический анализ подтверждает, что группа «практикующих» респондентов, включенных в различные формы нетрадиционных религиозных отношений, менее ориентирована в своей жизнедеятельности на традиционные социокультурные и семейные ценности в отличие от респондентов, входящих в группу «непрактикующие». Напротив, ориентации на ценности «крепкой семьи», «гражданственности», «коллективизма» и «патриотизма» сохраняются в большей степени у группы респондентов, мало интересующихся нетрадиционными религиозными и оккультными вероучениями («непрактикующие»).

Несмотря на то, что много трудов посвящено нетрадиционным/новым религиям и учениям, у социологов-религиоведов до сих пор нет полноценного методического инструментария, позволяющего определять респондентов с нетрадиционной религиозностью при проведении социологических исследований. В перспективе необходима дальнейшая разработка методических показателей и индикаторов нетрадиционной религиозности. Разработка методического инструментария необходима, в первую очередь, для определения уровня и степени нетрадиционной религиозности респондента, а, следовательно, распространенности нетрадиционной религиозности. Иными словами, для уточнения характеристик религиозной ситуации в российском обществе. Результаты объективного анализа изменения и характеристик религиозного ландшафта, выявления возможных негативных ценностных позиций некоторых новомодных религиозных течений могут использоваться в практике мероприятий, посвященных темам консолидации, многообразия национальных и религиозных традиций и обычаев. Это будет способствовать налаживанию межкультурного и межрелигиозного взаимодействия в многонациональном российском обществе.  

Список литературы

Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого. Тайны паранормальных явлений. Москва: Эксмо-Пресс, 2001. 384 с.

Аналитика мистицизма / под ред.Е.Г. Балагушкина. Москва: Канон, 2011. 432 с.

Базаров Б.  В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник БНЦ СО РАН, 2014. № 3(15). С. 12-16.

Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. Москва: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.

Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение: пер. с англ. Санкт-Петербург: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. 280 с.

Васильева, Е.Н. Церковь и секта: развитие научных представлений. Саарбрюкен: ЛАП, 2011. 183 с.

Гайдуков А. В. Новое язычество. Неоязычество. Родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский ун-т, 2016. С. 24-46.

Иванова С. Ю. Изменение ценностной парадигмы российского общества в эпоху транзита // Модернизация полиэтничного региона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития: материалы Всероссийской научной конференции. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. С. 47-53.

Инглхарт Р. И. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М. А. Завадской,В. В. Косенко, А. А. Широкановой, научн. ред.Э. Д. Панарин. Москва: Мысль, 2018.  347 с.

Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). Москва: МГУ им. М. Ломоносова, 2007. 472 с.

Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.  СПб.: Речь, 2004.70 с.

Колосов Г. Н., Чингина Е. Н. Восприятие духовной и физической практики в йоге в мире и в России // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-duhovnoy-i-fizicheskoy-praktiki-v-yoge-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 21.06.2024).

Коноплева А. А., Кахута И. О. Причины популярности неоязычества в современном российском обществе // Манускрипт. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-populyarnosti-neoyazychestva-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 16.11.2024).

Кублицкая Е. А. Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023.Т. 9, № 2. С. 26. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-3.

Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.

Кублицкая Е. А., Лебедев С. Д. Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинговые исследования) // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-situatsiya-v-belgorodskoy-oblasti-monitoringovye-issledovaniya (дата обращения: 07.11.2024).

Кублицкая Е. А. Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.

Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2019. 480 с.

Ласточкина М. А. Жизненные ценности населения региона в социокультурном контексте // Вестник Омского университета.
Сер. Экономика. 2015. № 3. С. 141-146.

Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.

Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). Санкт-Петербург: РХГИ, 1997. 480 с.

Митрохин Л. Н. Религия и культура: (Филос. очерки) / Л. Н. Митрохин; Рос. акад. наук. Ин-т философии. Москва: ИФРАН, 2000. 316 с.

Панкратова А. Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992-2009) // Психологические исследования. 2011. № 4 (15). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.875.

Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве. Москва: Смысл, 2006. 328 с.

Уланов М. С. Буддизм в контексте глобализации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 1-2.
С. 252-261.

Шиженский, Р.В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н.Н. Сперанского). Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2014. 202 с.

Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное. Москва: НЛО, 2002. 328 с.

Яковлева Ю. А. Семейные установки российских носителей нетрадиционной религиозности // Система ценностей современного общества. 2015. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-ustanovki-rossiyskih-nositeley-netraditsionnoy-religioznosti (дата обращения: 05.12.2024).

Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. New York: Routledg, 1997. 488. DOI: https://doi.org/10.4324/978020376.

Beckford J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religio Movements. London-New York: Tavistock Publ., 1985. 335 р.

Bronner S. J. The Meanings of Tradition: An Introduction // Western Folklore. 2000. Vol. 59, № 2. Pр. 87-104.

Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5, Pр. 119-36.

Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1994. 320 p.

Clarke P. B. Bibliography of Japanese New Religious Movements. London & New York: Routledge, 1999. 276 p.

Daniels T. Millennialism: an international bibliography. New York: Garland Publishing, 1992. 657 p.

Dawson L. L. The cultural significance of new religious movements and globalization A theoretical prolegomenon // Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. № 4. Pp. 580-595. DOI: https://doi.org/10.2307/1388142.

Lillqvist O., Lindeman M. Belief in astrology as a strategy for self-verification and coping with negative life-events // European Psychologist. 1998.  № 3 (3). Рр. 202-208. DOI: https://doi.org/10.1027/1016-9040.3.3.202

Shupe A. D. The Anti-cult Movement in America: A Bibliography and Historical Survey. New York: Garland, 1984. 169 p.

Stark R., Bainbridge W. Secularization and Cult Formation in the Jazz Age // Journal for the Scientific Study of Religion. 1981. Vol. 20, № 4. Pр. 360-373.

Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 р.

Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empiri. cal tests in 20 countries / M. Zanna (ed.). // Advances in experimental social psychology. Vol. 25, New York: Academic Press, 1992. P. 1-65.

Tyson G. A. People who consult astrologers: A profile // Personality and Individual Differences. 1982. № 3 (2). Рр. 119-126. DOI: https://doi.org/10.1016/0191-8869(82)90026-5