Политика государственной поддержки и роль добровольчества в жизненных планах
российских и белорусских студентов
Aннотация
В статье раскрываются вопросы влияния опыта волонтерской деятельности студентов России и Беларуси на горизонты их жизненного планирования. Современная молодежная политика направлена на активное и массовое вовлечение молодых людей в различные волонтерские проекты. Зачастую свой первый волонтерский опыт молодые люди получают во время обучения в вузе и важно понимать, каким образом волонтерство включено в жизненные планы самой активной из молодежных групп – студенчества. Цель данной статьи – определить условия государственной поддержки молодежного волонтерства в России и Республики Беларусь, а также значение опыта волонтерской деятельности студенчества в формировании жизненных планов молодежи. Авторы анализируют результаты социологического опроса студентов третьекурсников высших учебных заведений Свердловской области (Россия) и Гродненской области (Республика Беларусь), проведенного в 2024 году (N=3000, выборка квотируется по полу и профилю обучения респондентов). Изучаются жизненные планы российской и белорусской молодежи, выявляются характеристики и особенности мотивации их волонтерской активности. Доказано, что государственная политика поддержки молодежного волонтерства в Союзном Государстве выстроена в одном направлении, меры поддержки молодежных инициатив и организационные решения реализуются в единой логике. В Российской Федерации меры стимулирования волонтерства старшеклассников и студентов при использовании специальной цифровой платформы позволяют молодежи определять место своей волонтерской деятельности в своих жизненных сценариях, его роль в перспективах карьерного развития. По данным опроса, российские студенты предпочитают среднесрочное планирование и практически не используют в своих жизненных стратегиях долгосрочные перспективы, в то время как для белорусской молодежи характерно краткосрочное планирование преимущественно на ближайший год. Результаты исследования доказывают, что опыт волонтерской деятельности студентов оказывает прямое влияние на горизонт их жизненного планирования.
Ключевые слова: молодежная политика, молодежное волонтерство, добровольчество, жизненные планы, молодежь, образ будущего
Введение (Introduction). Волонтерская деятельность как одна из самых активных практик гражданского участия сегодня повсеместно распространена и является своеобразной нормой для большинства стран мира. Добровольцы работают на спортивных, культурных, социальных, образовательных и других мероприятиях, оказывают помощь в чрезвычайных ситуациях, участвуют в экологических проектах. Важность волонтерства возрастает, с каждым годом увеличивается и количество добровольцев, желающих вовлекаться в те или иные инициативы.
Сегодня особое внимание уделяется развитию и популяризации волонтерства среди молодежи, так как именно добровольческие практики часто являются для молодых людей первым опытом гражданской активности. Важно, чтобы этот опыт был позитивным и повторялся в будущем. По данным Добровольцы ООН, около миллиарда человек во всем мире являются активными добровольцами, и примерно каждый третий из них – почти 600 миллионов молодых людей – в возрасте от 18 до 35 лет. Во многих случаях волонтерство дает молодежи возможность самим определять свои приоритеты, формировать актуальную для них повестку и взаимодействовать с большим количеством акторов, реализующих молодежную политику.
Во многих странах приоритет государственного управления направлен на формирование молодежной политики, так как молодежь с их активной жизненной позицией является основой социально-экономической и политической устойчивости. Так, 2022 год в странах Европейского Союза был объявлен годом молодежи, что подчеркнуло значимость этой социально-демографической группы для общества и обозначило задачи, стоящие перед правительствами всех европейских стран. Согласно принятой в Республики Беларусь «Стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года» ключевыми направлениями являются содействие реализации права молодежи на объединение и развитие молодежных общественно значимых инициатив (Дыжова, 2023: 109). Российская молодежная политика в настоящий момент претерпевает большие изменения в положительную сторону. Так, существовавшие ранее отдельные инициативы в рамках молодежной политики федерального уровня трансформировались в отдельный национальный проект «Молодежь и дети», который нацелен на поддержку талантливой молодежи, развитие традиционных культурно-нравственных ценностей, поддержку добровольчества и гражданской активности молодого поколения, запуск которого планируется с 2025 года.
Молодежь лучше вовлекается в глобальные некоммерческие инициативы, способна продвигать идеи инклюзии, социальной справедливости, гендерного равенства, соблюдение прав человека (Gul, 2020: 4). Воспринимая волонтерство как своеобразный «синдром помощи и заботы», молодежь наделяет участников волонтерской деятельности соответствующими значимыми личностными чертами, определяющими ее эффективность (Кисиленко, 2021: 85). Одним из показателей такой эффективности является навык планирования своей жизни, особенно в долгосрочной перспективе. Имея определенные представления о желаемом будущем, молодым людям легче выстроить цели и ценностные ориентиры, которые приведут к их достижению. Исследователи неоднократно доказывали, что опыт волонтерства в положительном ключе влияет на уверенность в себе и своем будущем (Jiang, Hosking, Burns, 2018). Это, в свою очередь, позволяет молодым волонтерам расширять горизонт планирования своего будущего.
Таким образом, цель данной статьи – определить условия государственной поддержки молодежного волонтерства в России и Республики Беларусь, а также значение опыта волонтерской деятельности студенчества в формировании жизненных планов молодежи. В статье даются ответы на следующие исследовательские вопросы: как включена поддержка волонтерства в дискурс молодежной политики стран Союзного Государства, на какой период молодые люди в России и Беларуси предпочитают стоить планы и как опыт волонтерства влияет на горизонт их жизненного планирования?
Феномен добровольчества является популярным исследовательским объектом как в России, так и в зарубежных научных работах. В мировой научной практике волонтерство рассматривается как один из ключевых ресурсов в развитии гражданского общества, как участие и вовлеченность населения в деятельность третьего сектора (Hustinx, Cnaan, Handy, 2010). Социологами рассматриваются особенности междисциплинарных подходов как базовых основ определения сущности данного феномена (Haski-Leventhal, 2009). Исследователи, признавая разнообразие видов волонтерской деятельности, предлагают матрицу измерений, позволяющую идентифицировать самые важные различия в этих видах (Petriwsky, Warburton, 2007). Наибольший исследовательский интерес представляют мотивация волонт
Анализ нормативно-правовых документов и организационных условий, созданных в рамках государственной поддержки молодежного волонтерства в России и Республике Беларусь, показывает заинтересованность государственной власти в расширении данной активности в молодежном сообществе. Общими в этом направлении являются меры финансовой и организационной поддержки молодежных студенческих инициатив, в том числе добровольческих. На территории Союзного Государства реализуются схожие решения по формированию единой инфраструктуры для организации такой активности в системе образования. В Российской Федерации меры стимулирования волонтерства старшеклассников и студентов при использовании специальной цифровой платформы позволяют молодежи определять место своей волонтерской деятельности в своих жизненных сценариях, его роль в перспективах карьерного развития.
Опрос студентов России и Республики Беларусь показал, что существуют различия в горизонтах жизненного планирования среди студентов двух стран. Российские студенты вне зависимости от гендерной принадлежности предпочитают строить планы на ближайшее будущее до 5 лет и практически не используют в своих жизненных стратегиях долгосрочное планирование. Такое положение вещей может объясняться нестабильной геополитической ситуацией, которая сегодня характерна для российской действительности. В то же время можно говорить о том, что студенты, обучаясь на 3 курсе, уже понимают, чем хотят заниматься в ближайшие 5 лет и какую дальнейшую траекторию (образовательную, карьерную или семейную) видят для себя.
Для молодежи Гродненской области характерно планирование своей жизни на ближайший год и в перспективе до 5 лет. В сравнении с российскими студентами выше доля тех, кто живет одним днем, не задумываясь о будущем, особенно это проявляется у представительниц прекрасного пола. Система высшего образования в Республике Беларусь ставит перед студентами задачу максимального погружения в учебный процесс на последних курсах, что сказывается в том числе и на планировании их будущего. Основная цель студентов на данном этапе – закончить университет, и только потом задумываться о дальнейших траекториях своей жизни.
Россияне больше, чем белорусы, вовлечены в добровольческую деятельность, в том числе на регулярной основе. В России последние 10 лет волонтерству уделяется беспрецедентное внимание со стороны органов государственной власти, сформирована законодательная база, создана и постоянно развивается инфраструктура добровольчества. Взаимопомощь является одной из ключевых духовно-нравственных ценностей, которые сегодня прививаются юным жителям страны ещё со школы.
И в России, и в Республике Беларусь волонтерское участие молодежи имеет женское лицо и больше распространено среди студентов гуманитарных специальностей, что в целом характерно как для государств содружества, так и для большинства стран мира. Различия проявляются в формате участия молодых людей в добровольческих практиках – россияне предпочитают заниматься волонтерством самостоятельно и не идентифицируют себя с принадлежностью к какой-то общественной организации в контексте волонтерского опыта. Белорусы же осуществляют более формализованную волонтерскую деятельность, участвуя преимущественно в проектах каких-либо общественных организаций.
В отношении волонтерства как российскими, так и белорусскими студентами движут преимущественно альтруистические намерения – оказать помощь другим. Для молодежи обеих стран в минимальной степени характерны эгоистические мотивы волонтерства, когда хочется не просто оказать помощь, а получить за нее что-то взамен, будь то личные или образовательные бонусы.
Результаты исследования доказывают, что опыт волонтерской деятельности студентов оказывает прямое влияние на горизонт их жизненного планирования. Молодые люди, занимающиеся добровольчеством на регулярной основе, больше задумываются о своей жизни в долгосрочной перспективе, чем студенты, не имеющие волонтерского опыта совсем или имеющие однократный опыт случайного, эпизодического участия.
Ограничения нашего исследования связаны с тем, что авторы изучают мнение молодежи только одного российского и одного белорусского регионов. Однако, анализируя результаты других российских и зарубежных исследований, можно заключить, что выявленные характеристики волонтерской деятельности молодежи в Свердловской и Гродненской областях могут быть показательны для многих российских территорий и стран СНГ. В то же время видится возможность прогнозировать перспективы развития научной тематики в реализации сравнительных межрегиональных и межстрановых исследований по заявленной проблематике. Перспективным видится и более глубокое изучение взаимосвязи волонтерства как с удовлетворенностью жизни в целом, так и с отдельными ее факторами.
Анализ нормативно-правовых документов и организационных условий, созданных в рамках государственной поддержки молодежного волонтерства в России и Республики Беларусь, показывает заинтересованность государственной власти в расширении данной активности в молодежном сообществе. Общими в этом направлении являются меры финансовой и организационной поддержки молодежных студенческих инициатив, в том числе добровольческих. На территории Союзного Государства реализуются схожие решения по формированию единой инфраструктуры для организации такой активности в системе образования. В Российской Федерации меры стимулирования волонтерства старшеклассников и студентов при использовании специальной цифровой платформы позволяют молодежи определять место своей волонтерской деятельности в своих жизненных сценариях, его роль в перспективах карьерного развития.
Опрос студентов России и Беларуси показал, что существуют различия в горизонтах жизненного планирования среди студентов двух стран. Российские студенты вне зависимости от гендерной принадлежности предпочитают строить планы на ближайшее будущее до 5 лет и практически не используют в своих жизненных стратегиях долгосрочное планирование. Такое положение вещей может объясняться нестабильной геополитической ситуацией, которая сегодня характерна для российской действительности. В то же время можно говорить о том, что студенты, обучаясь на 3 курсе, уже понимают, чем хотят заниматься в ближайшие 5 лет и какую дальнейшую траекторию (образовательную, карьерную или семейную) видят для себя.
Для молодежи Гродненской области в целом характерно планирование только ближайшего года и, в сравнении с российскими студентами, выше доля тех, кто живет одним днем, не задумываясь о будущем, особенно это проявляется у представительниц прекрасного пола. Система высшего образования в Республике Беларусь ставит перед студентами задачу максимального погружения в учебный процесс на последних курсах, что сказывается в том числе и на планировании их будущего. Основная цель студентов на данном этапе – закончить университет, и только потом задумываться о дальнейших траекториях своей жизни.
Россияне больше, чем белорусы, вовлечены в добровольческую деятельность, в том числе на регулярной основе. В России последние 10 лет волонтерству уделяется беспрецедентное внимание со стороны органов государственной власти, сформирована законодательная база, создана и постоянно развивается инфраструктура добровольчества. Взаимопомощь является одной из ключевых духовно-нравственных ценностей, которые сегодня прививаются юным жителям страны ещё со школы. В то время как в Беларуси процесс институционализации волонтерства только запускается.
И в России, и в Беларуси волонтерское участие молодежи имеет женское лицо и больше распространено среди студентов гуманитарных специальностей, что в целом характерно как для государств содружества, так и для большинства стран мира. Различия проявляются в формате участия молодых людей в добровольческих практиках – россияне предпочитают заниматься волонтерством самостоятельно и не идентифицируют себя с принадлежностью к какой-то общественной организации в контексте волонтерского опыта. Белорусы же осуществляют формализованную волонтерскую деятельность, участвуя в проектах каких-либо НКО.
В отношении волонтерства как российскими, так и белорусскими студентами движут преимущественно альтруистические намерения – оказать помощь другим. Для молодежи обеих стран в минимальной степени характерны эгоистические мотивы волонтерства, когда хочется не просто оказать помощь, а получить за нее что-то взамен, будь то личные или образовательные бонусы.
Результаты исследования доказывают, что опыт волонтерской деятельности студентов оказывает прямое влияние на горизонт их жизненного планирования. Молодые люди, занимающиеся добровольчеством на регулярной основе, больше задумываются о своей жизни в долгосрочной перспективе, чем студенты, не имеющие волонтерского опыта совсем или имеющие однократный опыт случайного, эпизодического участия
Ограничения нашего исследования связаны с тем, что авторы изучают мнение молодежи только одного российского и одного белорусского регионов. Однако, анализируя результаты других российских и зарубежных исследований, можно заключить, что выявленные характеристики волонтерской деятельности молодежи в Свердловской и Гродненской областях могут быть показательны для многих российских территорий и стран СНГ. В то же время видится возможность прогнозировать перспективы развития научной тематики в реализации сравнительных межрегиональных и межстрановых исследований по заявленной проблематике. Перспективным видится и более глубокое изучение взаимосвязи волонтерства как с удовлетворенностью жизни в целом, так и с отдельными ее факторами.
Благодарности
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда № 24-48-10012, https://rscf.ru/project/24-48-10012/.
Список литературы
Дыжова А. А. Основные проблемы формирования молодежной политики в Беларуси и России: сравнительный анализ // Вестник могилевского института МВД. 2023. № 2 (8). С. 105-110.
Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2021. № 3 (7). С. 82-89.
Ballard P., Malin H., Porter T., Colby A., Damon W. Motivations for Civic Participation Among Diverse Youth: More Similarities than Differences // Research in Human Development. 2015. № 12 (1). C. 63-83.
Binder M. Volunteering and life satisfaction: a closer look at the hypothesis that volunteering more strongly benefits the unhappy // Applied Economics Letters. 2014. № 22 (11). Рр. 874-885.
Cundiff P. Great Expectations Unmet: The Impact of Adolescent Educational Expectations on Deviant Coping During the Transition to Adulthood // Sociological Inquiry. 2017. № 87 (3). Рр. 449-471.
Gul M. Future Leadership: The Role of Youth Volunteers. 2020. 23 p. http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.11911.62889
Haski-Leventhal D. Altruism and Volunteerism: The perceptions of altruism in four disciplines and their impact on the study of volunteerism // Journal of the Theory of Social Behavior. 2009. № 39 (3). Рр. 271-299.
Hustinx L., Cnaan R., Handy F. Navigating theories of volunteering: a hybrid map for a complex phenomenon // Journal for the Theory of Social Behavior. 2010. № 40 (4). С. 410-434.
Jiang D., Hosking D., Burns R. Volunteering benefits life satisfaction over 4 years: The moderating role of social network size // Australian Journal of Psychology. 2019. № 71 (2).
Рр. 183-192.
Kee Y., Li C. Motivations for Volunteering and Its Associations with Time Perspectives and Life Satisfaction: A Latent Profile Approach // Psychological Reports. 2017. № 121 (5).
Kim J., Morgul K. Long-term consequences of youth volunteering: Voluntary versus involuntary service // Social Science Research. 2017. № 67. Рр. 160-175.
Lough B., Allum C. Effects of neoliberal adjustments on government-funded international volunteer cooperation organizations // Development in Practice. 2013. № 23 (7). Рр. 908-919.
Petriwsky A., Warburton J. Redefining Volunteering for the Global Context: A Measurement Matrix for Researchers // Australian Journal on Volunteering. 2007. № 12 (1). Рр. 7-13.
Sabates R., Harris A., Staff J. Ambition Gone Awry: The Long-Term Socioeconomic Consequences of Misaligned and Uncertain Ambitions in Adolescence // Social Science Quarterly. 2011. № 92 (4). Рр. 959-977.
Smith J. “I’m not gonna be another statistic”: The imagined futures of former foster youth // American Journal of Cultural Sociology. 2017. № 5. Рр.154-180.
Truskauskaitė-Kunevičienė I. The Role of Life Satisfaction and Volunteering Frequency in Predicting Youth Contribution to Self, Family and Community // International Journal of Psychological Studies. 2015. № 7 (1). Рр. 51-58.
Van Mol C. Migration aspirations of European youth in times of crisis // Journal of Youth Studies. 2016. № 19 (10). Рр. 1303-1320.
Veludo-de-Oliveira T., Pallister J., Foxall G. Unselfish? Understanding the Role of Altruism, Empathy, and Beliefs in Volunteering Commitment // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2015. № 27 (4). Рр. 373-396.