16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-4

Цифровая трансформация государственной службы в Узбекистане в условиях новой глобализации: мнение студентов

Aннотация

В статье поднимаются проблемы государственного управления в условиях цифровизации и новой глобализации, с которыми сталкивается население при взаимодействии с государственными служащими в Республике Узбекистан. Продемонстрирована роль цифровых технологий в системе государственного управления в целях повышения качества предоставления государственных услуг и эффективности взаимодействия государства, бизнеса и общества. Авторы акцентируют внимание на положительных результатах внедрения цифровых технологий в государственном управлении в Республике Узбекистан. Показано место цифровизации в современном обществе, по мнению студенческой молодежи, изучены особенности цифровизации государственного управления, выявлены преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий в государственную службу, определены причины, препятствующие цифровой трансформации государственного управления в Республике Узбекистан. В статье представлены основные результаты контент-анализа мнений студентов из Узбекистана по цифровизации государственного управления, преимуществах внедрения цифровых технологий, перечислены предложения по повышению эффективности работы государственных служащих. Показаны основные проблемные зоны, по мнению молодежи. Объектом исследования стал процесс цифровой трансформации государственной службы Узбекистана в условиях новой глобализации. На основании проведенного анализа продемонстрировано, что процессы информатизации и цифровизации как в России, так и в Узбекистане в рамках государственного управления влияют на всю конъюнктуру управления, поскольку позволяют государствам повышать свою эффективность посредством информационных и цифровых технологий.


Введение (Introduction). Глобализация как процесс стремительного перемещения технологий, идей, моды, финансов, услуг трансформируется в связи с тем, что государство не в состоянии контролировать хаотичные перемещения людей, капиталов, информации и деятельность региональных, национальных компонентов управления. Современные процессы глобализации в трудах исследователей получили название «новая глобализация» (Болдуин, 2018). Особенности этого процесса заключаются в динамике процесса разъединения: первое рассматривается как разделение процессов производства и потребления, сложившиеся в «процессе совершенствования транспортных технологий» (Болдуин, 2018); второе связано с «революцией в сфере информационно-коммуникационных технологий, которая радикально снизила цену перемещения идей» (Болдуин, 2018). За этим последовало перемещение технологий и производства в страны с дешевыми ресурсами и рабочей силой; третье разъединение, по мнению Болдуина происходит на наших глазах и «позволит отделить в буквальном смысле процесс труда от самих трудящихся». Исследователи выявляют на этапе последнего разделения особые характеристики новой глобализации, такие как: она «затрагивает конкретные профессии, ее влияние становится непредсказуемым в связи с ростом информационных технологий». Ключевое понятие «конкурентоспособность» больше не рассматривается на уровне национальных государств. Значимость информационных технологий в современном мире сложно переоценить. Как известно, информация и информационные ресурсы лежат в основе большинства современных инновационных технологий. Все это приводит к возникновению рисков и вызовов новой глобализации.

С одной стороны, внедрение цифровых технологий в систему государственного управления в целом, и в систему государственной службы в частности создает условия для повышения качества предоставления государственных услуг и увеличения эффективности взаимодействия между государством, бизнесом и обществом (Рыбакова, Иванова, 2022). С другой стороны, по данным PriceWaterhouseCoopers, сокращаются рабочие места в ведущих экономиках мира, что составит к 2030 году в США – 38%, в Германии – 35%, в Японии – 21%, в Великобритании – 30% (Садовая, 2018) и приведет к сокращению государственных служащих среднего звена, так как они заменяются программами искусственного интеллекта.

С помощью цифровых технологий обеспечивается предоставление свободного доступа граждан к информации органов государственной власти, отсутствие бумажной волокиты благодаря электронному делопроизводству, утверждение показателей эффективности работы органов государственной власти и регулярный их контроль, использование в государственных органах пластиковых карт для идентификации государственных служащих, перенесение в сеть большинства стандартных транзакций между государством и гражданами или бизнесом и т.д. Все это призвано упростить не только процесс получения гражданами государственных услуг, но и работу самих госслужащих. В то же время ученые отмечают и риски внедрения цифровых технологий в систему государственного управления (Гурьева, Шарабаева, 2022).

Разные страны с разной степенью успешности переходят на цифровой формат оказания государственных услуг. Принципы цифровизации отражены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, принятой в 2017 г., и в ряде документов в области цифровизации государственного управления в Узбекистане. Правительством Республики Узбекистан были приняты следующие документы: «Стратегия развития цифровой экономики в Узбекистане», «Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030»», направленные на улучшения качества предоставляемых государственных услуг при помощи цифровых технологий (Хамдамова, 2020).

В Узбекистане растет использование цифровых платформ и возможностей получения государственных услуг. В связи с этим представляется перспективным (и вполне логичным продолжением развития) использование технологий BigData, то есть инструментов и методов обработки данных огромных объемов для получения воспринимаемых человеком результатов, при реализации концепции цифрового правительства.

Информатизация представляет собой процесс распространения, усвоения и передачи информации при помощи информационных технологий. Она призвана ускорить коммуникацию людей при помощи информационно-коммуникационных технологий и средств вычислительной техники, а также соответствующего программного обеспечения. Что же касается цифровизации, то это более сложный технологический уровень. Цифровизация позволяет автоматизировать определенные операции при использовании цифровых технологий.

Информационные технологии становятся предметом пристального внимания правительств различных государств, формируется новая модель государственного управления – модель цифрового управления. Как считают эксперты Всемирного банка, «в будущем цифровые правительства будут создаваться на основе принципа государственного управления, основанного на цифровых данных», что позволит повысить эффективность государственного управления и предотвратить кризисы предыдущих моделей управления, таких как модель «новый публичный менеджмент», учащенное взаимодействие между государством и гражданами в цифровой среде, ведут к необходимости цифровой трансформации государственного управления, что позволяет обеспечить повышение качества оказываемых государственных услуг, снижать издержки на административные операции, увеличивает эффективность деятельности всего административного аппарата, его оптимизации (Овчаренко, Лунева, 2021), поддерживает разработку и реализацию государственной политики. Инструментами государственного управления в данном случае становятся цифровые технологии, которые обеспечивают цифровую трансформацию (Егупов, 2023). Сегодня государства внедряют цифровые технологии в государственное управление с целью установления эффективного двухстороннего взаимодействия между обществом и государством.

Внедрение цифровых технологий в государственное управление в Узбекистане позволило достичь определенных положительных результатов. Например, по данным Национального центра по информационным технологиям (NCIT), число государственных услуг, которые предоставляются онлайн, возросло с 118 в 2019 году до 160 в 2020 году, а к 2023 году количество услуг, полученных на государственном портале, превысило 600. Увеличилось количество пользователей в 2022 году на портале «MyGov» их стало более 25 миллионов в Узбекистане (Аблатдинов, 2023). В Узбекистане также, как и в России, существует электронное правительство, расширяется номенклатура электронных услуг, растут возможности электронного документооборота и создаются платформы для взаимодействия с гражданами страны по различным вопросам. Расширяется радиус доверия и изменяется его характер не только в сфере предпринимательства, но и на государственном уровне, цифровое доверие также находится в центре современной экономики (Веселов, 2020). Но вместе с тем правительства не учитывают скорость внедрения цифровизации в повседневную жизнь людей.

Несмотря на достигнутый рост, процесс цифровизации как в России, так и в Узбекистане осложняется тем, что часть граждан относится скептически к цифровому миру, многие из них не обладают минимальными навыками пользования сетью Интернет, часть граждан опасаются кибератак и попадания их персональных данных нежелательным лицам. Это дополняется и тем, что государство может не соответствовать последним тенденциям в сфере цифровых технологий. Данные аспекты указывают на актуальность этой темы. Включение в молодежную политику инициативу создания волонтерских групп на базе различных учебных заведений в целях обучения различных групп населения цифровой грамотности.

Методология и методы (Methodology and Methods). В рамках авторского исследования проведен анализ мнений студентов из Узбекистана в отношении цифровизации государственной службы, выявлены положительные и отрицательные стороны цифровизации в республике.

Проведенный анализ литературы и источников по теме дает общее представление о подходах к изучению внедрения цифровых технологий в государственное управление. Использование поколенческого подхода, позволяющего выявить восприятие и использование цифровизации в государственном управлении молодыми людьми, легкость вхождения молодежи в «цифровой мир» позволяет исследователям определять их как «цифровые сущности» (Кравченко, 2019) и приобретать новые возможности цифровой социализации по сравнению со старшим поколением. Объектом исследования стал процесс цифровой трансформации государственной службы Узбекистана. Цель исследования – выявить основные проблемные зоны внедрения цифровых технологий в государственное управление, по мнению молодежи.

В ноябре 2023 г. авторами было проведение исследование среди студентов одного из филиалов российского вуза в Республике Узбекистан. В качестве эмпирической базы исследования были использованы данные, полученные с помощью глубинного интервью. Длительность каждого интервью составляла 1,5 часа. Всего в опросе приняли участие 51 чел., являющиеся гражданами Узбекистана. В качестве респондентов выступали студенты 3 курса бакалавриата, обучающиеся на факультете гуманитарной направленности. Для обработки полученных данных использовался метод контент-анализа, который позволил определить место цифровизации в современном обществе по мнению студенческой молодежи, выявить преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий в государственную службу, определить причины, препятствующие цифровой трансформации государственного управления в Узбекистане.

Структура интервью содержала вопросы, отражающие цель и задачи исследования. Демографические характеристики участников исследования связаны с культурными особенностями региона, для большинства респондентов узбекский является родным языком, относятся к этнической группе (91%). В опросе приняли участие студенты в возрасте 20-25 лет, из них женщин – 62%, мужчин – 38%.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Данные контент-анализа показывают следующие преимущества внедрения цифровизации в государственное управление Узбекистана (Таблица 1).


По мнению студентов, цифровизация государственного управления приводит к повышению эффективности (n=48), прозрачности и доступности оказываемых услуг (n=12), увеличению скорости доступа граждан к государственным услугам (n=24). Она ведет к улучшению качества и доступности государственных услуг (n=4), делает процесс гораздо удобнее (n=5). Ряд респондентов подчеркивали, что одним из преимуществ цифровизации является экономия времени и ресурсов (n=20), после пандемии коронавируса решение разных вопросов удаленно с помощью цифровых технологий имеет большое значение (n=35). Цифровизация может дать обществу больше возможностей для участия в принятии решений и контроле за деятельностью государственных органов (n=2). Цифровые технологии повышают эффективность и улучшают качество услуг за счет автоматизации услуг, уменьшения бюрократии (n=3), снижают коррупционную составляющую в государственном управлении (n=29), позволяют повысить эффективность управления ресурсами (n=7). В качестве примера один из студентов привел опыт регистрации в Узбекистане в качестве предпринимателя на едином портале (n=1), упрощение переписи населения (n=2). Затруднились с ответом 3 человека (n=3).

Большинство студентов считают, что цифровизация государственного управления имеет положительные стороны, отрицательных намного меньше (Таблица 2).

Из потенциальных угроз респонденты отмечали утечкуперсональных данных пользователей с целью шантажа или иных действий над гражданами, опасность попадания данных в руки злоумышленников (n=25). Некоторые студенты считают, что цифровизация влечет за собой зависимость от технологий (n=3), существует риск фальсификации данных и взлома баз данных (n=2), отмечали сложность доступа к Интернету в дальних регионах (n=5), недоступность для некоторых слоев населения из-за технической неграмотности (n=8) и неготовности населения, особенно возрастных групп и проживающих в сельской местности, к скорости цифровых изменений. Несколько респондентов затруднились с ответом на данный вопрос (n=4).

Как показало исследование, базовой проблемой является недоступность Интернета в некоторых регионах Узбекистана, недостаточность информации населения об услугах, предоставляемых на государственных электронных платформах и отсутствие опыта работы с ними.

В рамках опроса студентов задавался вопрос о трудностях открытия своего бизнеса. Респонденты акцентировали внимание на следующих проблемах (Таблица 3).


Среди часто озвученных можно отметить проблемы, связанные с налоговым обременением. Большое количество налогов отпугивает некоторых предпринимателей заняться своим делом (n=16). «Родственные связи» порождают ряд проблем, на работу могут устраивать своих родных и близких, а в организациях могут работать целые семьи (n=11). Данная проблема не дает предпринимателям развивать свой бизнес. Респонденты отмечали высокие цены на аренду помещения (n=22), поиск инвесторов (n=5), повышенную оплату за электроэнергию (n=2), высокую конкуренцию (n=12), инфраструктурные ограничения (n=3), языковой барьер (n=5), проблемы, связанные с бюрократическими процедурами (n=25), с местными органами власти (n=3). Часть студентов указывали на низкую квалификацию рабочей силы (n=5), несовершенство нормативно-правовой базы (n=4), проблемы с арендой и поиском помещения (n=18), длительные процедуры регистрации и лицензирования (n=3). Но в то же время респонденты отмечали, что в настоящее время ни с какими трудностями не сталкиваются, предоставляется много льгот и поощрений (n=15).

На вопрос о путях совершенствования государственного управления студенты отвечали следующим образом (Таблица 4).

Среди часто встречающихся предложений можно отметить обучение и повышение квалификации госслужащих (n=36), ужесточение наказания за коррупцию (n=28). По мнению студентов, публикация информации о работе органов власти обеспечит открытость и прозрачность процессов принятия решений (n=14), возможность участия граждан в принятии решений (n=9). Цифровые технологии позволяют внедрять современные методы управления (n=4), стимулируют экономический рост и развитие, в том числе через привлечение иностранных инвестиций и поддержку малого и среднего бизнеса (n=10). Еще среди предложений студентов по совершенствованию государственного управления можно выделить такие как развитие системы социальной защиты, образования, здравоохранения (n=13), защиту прав и свобод граждан (n=6), усиление независимости судебной системы (n=4), введение тестирования чиновников на подтверждение их профессиональной квалификации (n=18), обнародование случаев коррупции (n=5), цифровизация и инновации (n=22), повышение прозрачности власти (n=5), установление обратной связи с гражданами (n=8), улучшение системы мониторинга общественного мнения (n=5), повышение заработной платы и улучшение условий работы (n=16). Затруднились с ответом 7 человек (n=7).

Заключение (Conclusions). Таким образом, исходя из всех вышеуказанных аспектов, можно сделать общий вывод о том, что тенденция к информатизации и цифровизации в разрезе современного государственного управления имеет положительную динамику. На основании проведенного анализа и вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы. Улучшение государственного управления в условиях вызовов новой глобализации требует усилий в различных областях и прежде всего в формировании
стратегии цифрового образования всех слоев и возрастов населения. Она должна иметь гибкий и адаптивный характер и способствовать созданию цифровой институциональной среды для обеспечения взаимодействия всех акторов: населения, представителей бизнеса, государства на региональном, национальном, глобальном уровнях.

Процессы информатизации и цифровизации как в России, так и в Узбекистане в рамках государственного управления влияют на всю конъюнктуру управления, поскольку позволяют государствам увеличивать свою эффективность посредством информационных и цифровых технологий (искусственный интеллект, «большие данные», системы распределенного реестра и т.д.). Общественное мнение, выраженное студентами гуманитарного высшего образования, позволяет сформулировать следующие предложения для перспективного развития цифровизации государственного управления: развитие цифровых государственных платформ, которые должны быть простыми и удобными для всех слоев населения; повышение качества и распространения цифровой инфраструктуры, обеспечение Интернетом всех регионов страны; развитие цифровых навыков и мотивации государственных служащих; внедрение современных цифровых технологий в образовательную систему, которая позволит подготовить как специалистов, так и граждан, владеющих цифровыми технологиями, и будет способствовать развитию экономики как Узбекистана, так и России; создание молодежных волонтерских организаций, позволяющих обучить представителей разных слоев населения, особенно возрастных групп и проживающих в сельской местности, цифровой грамотности. Именно эти решения в наибольшей степени способствуют преодолению ключевых вызовов новой глобализации.

Список литературы

Доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Всемирный банк. М. 2016. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/690171468181130951/pdf/105318-RUSSIAN-WP-PUBLIC-Digital-Government-2020.pdf (дата обращения: 20.07.2024).

Аблатдинов С. А. Цифровизация государственного управления в Узбекистане: опыт и перспективы // Экономика и социум. 2023. № 6 (109). С. 630-635.URL: https://www.iupr.ru/_files/ugd/b06fdc_94519f72bc0d4b59aa147f53c31d9c1e.pdf?index=true (дата обращения: 09.08.2024).

Болдуин Р. Великая конвергенция: информационная технология и новая глобализация. М.: Дело, 2018, 416 с.

Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 129-143. URL: https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202 (дата обращения: 10.08.2024).

Гурьева Т. Н., Шарабаева Л. Ю. Перспективы и риски цифровой трансформации в государственном управлении // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2022. Т. 13. Вып. 1 (53). С. 57-62. URL: https://spb.ranepa.ru/wp-content/uploads/2022/10/nt_13_153.pdf (дата обращения: 10.08.2024).

Егупов А. В. Инструменты цифровизации государственной гражданской службы в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 44–49. URL: https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.5 (дата обращения: 10.08.2024).

Кравченко С. А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 48-57.

Садовая Е.С. Человек в цифровом обществе: динамика социально-трудовых отношений // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. № 3. С.6-20.

Овчаренко Р. К., Лунева И. А. Цифровизация региональной гражданской службы // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 20-25. URL: https://doi.org/10.24158/ti-por.2021.11.2.

Рыбакова М. В.Иванова Н. А. Цифровые технологии в современной системе государственной службы // Социология. 2022. № 2. С. 271-280.

Хамдамова Ф. А. Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030»: предпосылки для принятия, основные положения, механизмы и перспективы реализации // Общество и инновации. 2020. № 1. С. 132–142.URL: https://inscience.uz/index.php/socinov/article/view/282 (дата обращения: 09.08.2024).