16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-7

Альтруизм: социальные представления и практики студентов

Aннотация

В условиях системных трансформаций современного общества, усиливающейся динамичности общественной жизни происходят изменения в представлениях и реальных практиках молодого поколения, в том числе и студентов. Обращение к анализу альтруизма как социального феномена связано с пересмотром модели дальнейшего социального развития, базирующегося на духовно-нравственном ценностном фундаменте. Основной целью исследования стало изучение представлений молодого поколения об альтруизме и практиках альтруистического поведения. Опираясь на материалы социологического опроса, проведенного весной 2024 года, объектом которого выступила студенческая молодежь Свердловской области (N=313), а также серии полуформализованных интервью (N=34), в статье утверждается, что альтруизм как бескорыстная помощь другому студенческой общностью рассматривается как нормативное поведение, которое формируется в процессе социализации под влиянием таких агентов как семья, референтная группа, педагогическое сообщество. Несмотря на тот факт, что студенты не идентифицируют себя с альтруистами, тем не менее в их жизненном пространстве присутствуют альтруистические практики, которые маркируют повседневную гражданственность молодежи: студенты жертвуют деньги и вещи на благотворительность, уступают место в общественном транспорте и пропускают вне очереди, оказывают помощь с выполнением домашних заданий, помогают пожилым и старым людям на улице, участвуют в благоустройстве города/района. В структуре мотивации альтруистического поведения лидирующие позиции занимают стремление творить добро, приносить пользу людям и ответственность за мир, в котором живут. Материалы исследования показали высокий преобразовательный потенциал современного молодого поколения, полученные данные свидетельствуют о том, что альтруизм становится социальным качеством молодежи как субъекта общественного развития.


Введение (Introduction). Вопрос о действиях людей, которые совершают поступки во благо других, сегодня становится сверхактуальным. Усиливающаяся динамичность общественной жизни, связанная с происходящими социокультурными, политическими, экономическими изменениями, актуализирует проблематику наполнения жизни разных групп населения, в том числе и студенческой молодежи, различными поведенческими практиками и активностями как способа развития созидательной культуры.

Одной из таких практик становится альтруизм, исследование которого можно с уверенностью отнести к области перспективных направлений в изучении современных социальных процессов в условиях системных трансформаций. Это связано с дальнейшим развитием модели социального устройства, в которой духовно-нравственные ценности выступают прочным фундаментом.  

В современных условиях важно понимать социальный потенциал молодого поколения, которое встанет «у руля» общественного развития. Студенты выступают авангардом молодежи (Вишневский и др., 2023: 18), которая стремится продемонстрировать свою субъектность, способность к жизнетворчеству (Ушамирский, 2017:  58), воздействовать на условия своей жизнедеятельности (Зубок и Чупров, 2020: 216). Обучение в вузе – это период овладения и развития социальных функций, наработки социального капитала. Исследования социальных представлений и поведенческих практик современного студенчества позволяет определить ее ориентиры в жизненных стратегиях, выявить логику и направление дальнейшего развития социальной общности молодежи в условиях активных социальных изменений.

Методология и методы (Methodology and Methods). Альтруизм выступает сложным и многогранным феноменом, исследование которого входит в предметное поле социогуманитарного знания. В социологии проблематика альтруизма, выступающего движущей силой общественного развития как нормы жизнедеятельности индивидов для блага других, была заявлена еще основателем О. Контом (Конт, 1875). Классики социологии, исследуя феномен, наделили его сущностными характеристиками: Г. Спенсер указал на связь альтруизма с эгоизмом (Спенсер, 1892), Э. Дюркгейм обозначил жертвенность в альтруистических поступках и выделил взаимозависимость альтруизма и социальной солидарности (Дюркгейм, 1893), Г. Зиммель показал возможность трансформации альтруизма в самоцель исходя из эгоистических побуждений (Зиммель, 1892).

Современные исследователи продолжают изучение альтруизма, рассматривая его как форму просоциального поведения (Якимова, 2014), способ реализации человекомерности социального бытия (Бабосов, 2015), фактор социального сплочения (Ефременко, Евсеева и Симонова, 2014), инструмент реализации помогающего поведения (Шахова, 2022). Исследователи отмечают, что альтруизм заключается в бескорыстном служении людям (Джус и Портнова, 2005; Недошивина, 2019) и выступает источником притяжения просоциально ориентированных людей (Leider  и др., 2009), а основой мотивации альтруистов является рост благополучия других (Simpson и Willer, 2008). 

Наше исследование было проведено весной 2024 года. Его основной целью стало изучение представлений студентов об альтруизме и практиках альтруистического поведения. Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи: во-первых, выявить социальные представления студентов об альтруизме; во-вторых, раскрыть альтруистические практики студентов; в-третьих, определить агентов, влияющих на альтруистическое поведение студенческой молодежи.

Используя онлайн-анкетирования (анкета была размещена на сервисе Yandex Forms) мы опросили 313 студентов, обучающихся в вузах города Екатеринбурга (Уральский федеральный университет, Уральский государственный университет путей сообщения, Уральский государственный экономический университет, Гуманитарный университет). Всего в опросе приняли участие 60% девушек и 40% юношей, средний возраст опрошенных – 20 лет, доли обучающихся на разных курсах бакалавриата примерно равны, 82% респондентов идентифицируют себя как представителя среднего класса.

С целью углубления и уточнения представлений студентов об альтруизме и их вовлеченности в альтруистические практики мы также провели 34 полуформализованных интервью со студентами Уральского федерального университета. Участниками опроса стали 18 девушек и 16 юношей, опрос проходил во внеучебное время, его средняя продолжительность составила 25 минут.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Материалы исследования свидетельствуют, что в социальных представлениях студентов образ альтруистической личности тесно связан с нормативными, формируемыми в процессе социализации, личностными качествами человека, готового на бескорыстное поведение. 68% респондентов характеризуют альтруиста как индивида, который безвозмездно оказывает помощь людям. В ходе интервью информанты расширили репертуар альтруистических свойств, отнеся к ним такие качества личности как отзывчивость, заботливость, доброта, жизнелюбие.

Согласно материалам исследования, каждый второй респондент уверен, что альтруисты стремятся сделать мир лучше. В. В. Петухов отмечает, что молодое поколение имеет запрос на социальную справедливость (Петухов, 2020). Информанты в ходе рассуждений об альтруистическом типе личности отметили, что альтруизм тесно связан со справедливостью в контексте солидаризации общества и экспансии общественной морали: «…всегда помогала слабым: стареньким бабушкам, маленьким детям…» (жен., 21 год); «считаю правильным и справедливым оказать помощь нуждающемуся ……» (муж., 19 лет). Соответственно, альтруистические практики служат фундаментом социального и морального порядка (Rawls, 2010).  

Ориентир на социальный порядок отражается в мотивационной структуре альтруистических практик студентов. Так, 27% ответивших наряду с желанием творить добро (38%) и приносить пользу людям (36%), отмечают чувство ответственности за мир, в котором живут. Социальная ответственность проявляется как стремление решить в соответствии с ценностями и нормами, заложенными в культуре конкретной общественной системы, проблемные вопросы через актуализацию социальной активности. А. Г. Красножон пришла к выводу о том, что у студентов успешно формируется готовность к социально ответственному поведению (от исполнительности к самостоятельности по мере формирования жизненного опыта и социальной зрелости) (Красножон, 2017: 243). Вместе с этим именно нежелание брать на себя ответственность, по мнению студентов, становится у большинства людей барьером альтруистического поведения (65%).      

В ходе интервью информанты поделились историями альтруистических поступков, в которых наблюдаются эмпатийный контекст альтруизма («оплатила проезд… девушка забыла дома банковскую карту… она была такая растерянная...» (жен., 19 лет), его событийный характер («знакомая родителей собирала деньги на операцию котику, у нее живет несколько «подкидышей», мы с подругой поделились стипендией» (жен., 22 года), а также испытываемое информантами моральное обязательство перед другими людьми и обществом в целом («…думаю, что кто-то пройдет мимо, кому-то это не надо, вот и получается, что я должен был помочь бабушке проводить ее до дома») (муж., 18 лет). При этом, 2/3 опрошенных отмечают неситуативный характер альтруизма, полагая, что альтруистическое поведение зависит прежде всего от личных качеств человека.

Материалы опроса показали, что практики альтруистического поведения реализуются на микроуровне в повседневной деятельности молодого поколения. 79% студентов вовлечены в практики благотворительности (47% – помогают деньгами, 32% – помогают вещами), 78% опрошенных уступают место в транспорте и не отказывают в просьбе другого пропустить вне очереди, 57% респондентов оказывают помощь с выполнением домашних заданий, каждый пятый помогает в передвижении по городу, а каждый десятый проявил себя как субъект городских локальных преобразований. При изучении духовно-нравственных ценностей молодежи И. С. Шаповалова и А. В. Кисиленко определили ее общественные стратегии, которые согласуются с помогающим бескорыстным поведением в отношении нуждающихся: молодежь помогала вещами, деньгами или продуктами, заботилась о бездомных животных, а также оказывала помощь престарелым и пожилым людям (Шаповалова и Кисиленко, 2018: 20).

Результаты опроса показали, что студенты сочетают в альтруистических практиках различные формы, в среднем выбирая три варианта ответа из предложенных в списке действий, нацеленных на безвозмездную помощь. Молодежь вовлечена как в затратные по времени регулярные активности, так и осуществляет единичные альтруистические поступки. При этом объектами помогающего поведения становятся не только родственники/друзья/знакомые, но и «люди с улицы» – незнакомцы, которым требуется помощь/поддержка.

По сути, представленные альтруистические поступки студентов вписываются в концептуальные идеи повседневного гражданства. Так, Н. А. Нартова отмечает, что в представлениях молодых петербуржцев гражданственность – это неравнодушие, непассивность, рефлексивность к окружающему их миру (Нартова, 2019: 45). Результаты нашего исследования подтверждают ориентацию молодого поколения на низовые инициативы, в основе которых – бескорыстное служение. Студенты как представители общности молодежи формируют новый тип гражданского участия, в основе которого – повседневное включение в практики альтруизма. Об этом свидетельствуют и результаты нашего исследования, проведенного в 2020 году: молодежь города Екатеринбурга заявляет неформализованные активности, ориентированные на преобразование городской среды, основывающиеся на альтруистической мотивации (потребность в улучшении мира и желание помочь людям) (Антонова и Абрамова, 2021: 16). Схожие данные получила И. Н. Воробьева: опираясь на результаты опроса населения города Череповца, исследователь отмечает, что мотивацией практик неформального участия является решение проблем общества, помощь нуждающимся (Воробьева, 2023: 215).

Согласно полученным в ходе интервью данным, формируется горизонтальная модель альтруизма. Речь идет о том, что институционально оформленные структуры не вписываются в представления молодежи об альтруизме. Так, только для 14% объектом оказания бескорыстной помощи стали благотворительные фонды, а 80% респондентов проявляли альтруизм по отношению к друзьям/знакомым. Полученные данные свидетельствуют о том, что альтруистическое поведение студентов имеет адресный характер и нацелено на помощь конкретного субъекту: «…я лучше дам денег конкретной бабушке, куплю ей продукты в магазине, увижу сама, что оказала ей помощь» (жен., 22 года); «…благотворительные фонды…, их много сейчас, а я хочу оказать реальную помощь, без посредников» (муж., 19 лет). При этом, только 28% респондентов отнесли себя к альтруистам, поскольку полагают, что бескорыстная помощь нуждающимся маркирует нормативное поведение современного человека: «…помочь… в порядке вещей, это правильно…» (жен., 21 лет).

Что касается волонтерства, то в ходе интервью студенты отметили, что этот вид деятельности является затратным по времени и предполагает глубинное вовлечение в организованную практику, в отличие от «…разовых альтруистических акций» (муж., 19 лет), которые, зачастую, «…идут от сердца…» (жен., 18 лет), т.е. эмоционально насыщены. М. В. Певная с коллегами, опираясь на материалы опроса, отмечает, что даже студенты, имеющие опыт школьного волонтерства, в университете сталкиваются с нереализованными ожиданиями и страхами, которые могут стать причиной отказа от волонтерского участия в будущем («изматывает», «нудно и непонятно», «бесполезно», «обязательно») (Певная, Тарасова и Телепаева, 2023: 65).  

Обращаясь к агентам, влияющим на формирование альтруистического поведения, опрошенные студенты выделяют, прежде всего, родителей как источник становления просоциальных практик (97%). Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения «воспитание детей и то, какими они вырастут, в большей степени зависит от семьи (78%)». Семья традиционно занимает высокие позиции в структуре ценностных ориентаций молодежи и в нашем исследовании «делит» лидерство с такой ценностью как здоровье (66% и 67% соответственно). Как отмечают информанты, описывая роль семьи в становлении альтруизма как нормативной поведенческой модели, «… помочь человеку в беде – это нормально, это воспитывается в семье…» (муж., 21 год).  

Еще одним агентом, оказывающим влияние на альтруистическое поведение молодежи, является референтная группа (58%), которая транслирует ценности и поведенческие образцы как значимые для индивида. Считаем важным подчеркнуть, что в процессе социализации через значимых других личность не только осваивает нормы и ценности, но и в процессе интериоризации воспроизводит их, рутинизирует в практической деятельности: «… подруга еще в школе покупала корм котикам в приют, я тоже включилась, сейчас каждые 2-3 месяца покупаю на сайте для приюта…» (жен., 21 год).   

Педагогическое сообщество, по оценкам студентов, также становится агентом становления альтруистической активности (44%). Е. Ю. Литвиненко и Н. Н. Капанян отмечают, что «помимо манифестируемой функции – передачи знаний и общественно одобряемых ценностей и норм – учебные заведения обладают «скрытой учебной программой», своеобразным «культурным месседжем», включаемым в образовательные предметы» (Литвиненко и Капанян, 2022). Одна из участниц интервью отметила, что педагоги и во внеучебное время были готовы к обсуждению значимых для школьников вопросов: «… помню, что в школе с учителем после уроков обсуждали вопрос, что такое добро и зло…» (жен., 19 лет).

Особый интерес представляет роль инфлюенсеров/блогеров и сетевых сообществ в становлении и развитии альтруистических практик. Полученные в ходе исследования результаты убедительно демонстрируют, что у современных студентов, несмотря на высокую вовлеченность в цифровое пространство (согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 92% молодежи от 18 до 24 лет, пользующихся хотя бы одной социальной сетью или мессенджером, проводит в них время практически ежедневно), цифровые агенты не становятся источниками развития альтруистического поведения. Это связано, на наш взгляд, с двумя важными моментами. Первый касается того факта, что демонстрация альтруизма среди цифровых персон не является актуальной и востребованной их аудиторией. Второй момент связан скорее с некоторой сенситивностью самого альтруистического поступка, затрагивающего сферу чувств и эмоций как приватной сферы: «…не принято кричать, что я кому-то помог, это очень личное…» (муж., 19 лет). Предположим, что активная демонстрация медийными персонами своего альтруистического поведения скорее отпугнет молодежь, нежели станет «руководством» к действию.  

Заключение (Conclusions). Материалы исследования позволили прийти к следующим выводам. Альтруистическое поведение в социальных представлениях молодого поколения студентов предстает как форма нормативного поведения, связанная с бескорыстной помощью другим людям. Несмотря на тот факт, что молодое поколение не идентифицирует себя с альтруистами, тем не менее в его жизненном пространстве наблюдается присутствие альтруистических практик: студенты жертвуют деньги на благотворительность и отдают одежду нуждающимся, уступают место в транспорте и позволяют пройти вне очереди, помогают выполнить домашние здания и оказывают помощь в передвижении по городу, а также участвуют в благоустройстве территории проживания. 2/3 опрошенных полагают, что альтруистическое поведение в большей степени зависит от личностных качеств, нежели от конкретной ситуации, в которой оказывается человек. Студенты считают, что, прежде всего, семья определяет вектор становления альтруистического типа личности. Материалы исследования показали высокий преобразовательный потенциал современного молодого поколения, полученные данные свидетельствуют о том, что альтруизм становится социальным качеством молодежи как субъекта общественного развития.

Список литературы

Антонова Н. Л., Абрамова С. Б. Право на город: мотивация социальной активности городской молодежи // Теория и практика общественного развития. 2021. № 6. С. 15-19. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.1

Бабосов Е. М. Альтруизм – специфический способ реализации человекомерности социального бытия // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 192-201.

Вишневский Ю. Р., Дулина Н. В., Засыпкин В. П., Пронина Е. И., Широкалова Г. С. Культурное наследие: от «дедов» к «отцам» и «внукам» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 2. С. 18-28. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.002

Воробьева И. Н. Специфика мотивации разных форм социального участия населения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 3. С. 203-219. DOI: https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-3-203-219

Джус К. Я., Портнова А. Г. Феномен альтруизма в структуре направленности личности психолога // Ползуновский вестник. 2006. № 2-3. С. 60-63.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М: Наука, 1990.

Ефременко Д. В., Евсеева Я.В., Симонова О.А. Солидарность и альтруизм как факторы социального сплочения (вступительная статья) // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: сб. науч. трудов. Сер.: Теория и история социологии / Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2014. С. 5-15.

Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т. 2: Созерцание жизни. М: Юрист, 1996.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 6. С. 215-231. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2020.6.72.13

Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

Красножон А. Г. Предрасположенность личности к социально ответственному поведению (на примере студенческой молодежи) // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 238-243. DOI: https://doi.org/10.23394/2079-1690-2017-1-3-238-243.

Литвиненко Е. Ю., Капанян Н. Н. Значимые другие в контексте социализации молодежи в современном мире // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13, № 1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/50SCSK122.pdf (дата обращения: 30.07.2024) https://doi.org/10.15862/50SCSK122.

Нартова Н. А. Гражданственность в представлении петербургской молодежи и их родителей // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 38-47. DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162500077429

Недошивина М. А. Ситуационные факторы альтруистического поведения // Человеческий капитал. 2019. № 6. С. 87-96. https://doi.org/10.25629/HC.2019.06.09

Певная М. В., Тарасова А. Н., Телепаева Д. Ф. Волонтерское неучастие студентов, или как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 2. С. 59-74. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.013.

Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119-138. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1621

Спенсер Г. Научные основания нравственности: данные науки о нравственности. М: ЛКИ, 2008.

Ушамирский А. Э. Жизненные планы российской молодежи как рефлексия социального статуса // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2017. № 24, вып. 42. С. 55-59.

Шаповалова И. С., Кисиленко А. В. Духовно-нравственные выборы в жизненных стратегиях молодежи: опыт социологического исследования // Среднерусский вестник общественных наук. Сер. Социология. 2018. Т. 13, № 6. С. 14-28. DOI: https://doi.org/10.22394/2071-2367-2018-13-6-14-28.

Шахова И. С. Созависимость, жертвенность и альтруизм в аспекте помогающего поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 86-96. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.86

Якимова Е. В. Альтруизм как форма просоциального поведения в контексте западной социально-психологической теории XXI в. // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Отв. ред. Ефременко Д. В. М., 2014. С. 222-247.

Leider S., Mobius M.M., Rosenblat T., Do Q. Directed Altruism and Enforced Reciprocity in Social Networks // The Quarterly Journal of Economics. 2009. Vol. 124, № 4. P. 1815-1851.

Rawls A. W. Social order as moral order / Handbook of The Sociology of Morality / Ed. Hitlin S., Vaisey S. New York: Springer. 2010. P. 95-122.

Simpson B., Willer R. Altruism and indirect reciprocity: The interaction of person and situation in prosocial behavior // Social Psychology Quarterly. 2008. Vol. 71, №. 1. P. 37-52.

Антонова Н. Л., Абрамова С. Б. Право на город: мотивация социальной активности городской молодежи // Теория и практика общественного развития. 2021. № 6. С. 15-19. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.1

Бабосов Е. М. Альтруизм – специфический способ реализации человекомерности социального бытия // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 192-201.

Вишневский Ю. Р., Дулина Н. В., Засыпкин В. П., Пронина Е. И., Широкалова Г. С. Культурное наследие: от «дедов» к «отцам» и «внукам» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 2. С. 18-28. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.002

Воробьева И. Н. Специфика мотивации разных форм социального участия населения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 3. С. 203-219. DOI: https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-3-203-219

Джус К. Я., Портнова А. Г. Феномен альтруизма в структуре направленности личности психолога // Ползуновский вестник. 2006. № 2-3. С. 60-63.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М: Наука, 1990.

Ефременко Д. В., Евсеева Я.В., Симонова О.А. Солидарность и альтруизм как факторы социального сплочения (вступительная статья) // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: сб. науч. трудов. Сер.: Теория и история социологии / Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2014. С. 5-15.

Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т. 2: Созерцание жизни. М: Юрист, 1996.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 6. С. 215-231. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2020.6.72.13

Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

Красножон А. Г. Предрасположенность личности к социально ответственному поведению (на примере студенческой молодежи) // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 238-243. DOI: https://doi.org/10.23394/2079-1690-2017-1-3-238-243.

Литвиненко Е. Ю., Капанян Н. Н. Значимые другие в контексте социализации молодежи в современном мире // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13, № 1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/50SCSK122.pdf (дата обращения: 30.07.2024) https://doi.org/10.15862/50SCSK122.

Нартова Н. А. Гражданственность в представлении петербургской молодежи и их родителей // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 38-47. DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162500077429

Недошивина М. А. Ситуационные факторы альтруистического поведения // Человеческий капитал. 2019. № 6. С. 87-96. https://doi.org/10.25629/HC.2019.06.09

Певная М. В., Тарасова А. Н., Телепаева Д. Ф. Волонтерское неучастие студентов, или как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 2. С. 59-74. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.013.

Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119-138. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1621

Спенсер Г. Научные основания нравственности: данные науки о нравственности. М: ЛКИ, 2008.

Ушамирский А. Э. Жизненные планы российской молодежи как рефлексия социального статуса // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2017. № 24, вып. 42. С. 55-59.

Шаповалова И. С., Кисиленко А. В. Духовно-нравственные выборы в жизненных стратегиях молодежи: опыт социологического исследования // Среднерусский вестник общественных наук. Сер. Социология. 2018. Т. 13, № 6. С. 14-28. DOI: https://doi.org/10.22394/2071-2367-2018-13-6-14-28.

Шахова И. С. Созависимость, жертвенность и альтруизм в аспекте помогающего поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 86-96. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.86

Якимова Е. В. Альтруизм как форма просоциального поведения в контексте западной социально-психологической теории XXI в. // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Отв. ред. Ефременко Д. В. М., 2014. С. 222-247.

Leider S., Mobius M.M., Rosenblat T., Do Q. Directed Altruism and Enforced Reciprocity in Social Networks // The Quarterly Journal of Economics. 2009. Vol. 124, № 4. P. 1815-1851.

Rawls A. W. Social order as moral order / Handbook of The Sociology of Morality / Ed. Hitlin S., Vaisey S. New York: Springer. 2010. P. 95-122.

Simpson B., Willer R. Altruism and indirect reciprocity: The interaction of person and situation in prosocial behavior // Social Psychology Quarterly. 2008. Vol. 71, №. 1. P. 37-52.

Благодарности

Исследование выполнено за счет совместного гранта Российского научного фонда и Правительства Свердловской области № 24-28-20018, https://rscf.ru/project/24-28-20018/.