Креативные установки в контексте жизненных и профессиональных ценностей студенческой молодежи:
гендерное измерение
Aннотация
Исследуемая в статье проблема обусловлена потребностью в развитии креативных отраслей российской экономики и генерировании инновационных процессов во всех сферах жизни, требующих создания условий для творческой самореализации в равной мере как женщин, так и мужчин. Статья посвящена выявлению связи между установками студентов на креативную деятельность и их жизненными и профессиональными ценностями, особое внимание уделяется поиску гендерных различий в креативных установках студенческой молодежи. Эмпирическая база исследования – данные опроса, проведенного в 2024 г. среди студентов российских вузов (N=750). Результаты исследования показали приоритет сущностной терминальной мотивации креативной деятельности, предопределяемой высокой значимостью ценностей самореализации в структуре жизненных и профессиональных ценностей студенческой молодежи. Выявлены следующие гендерные особенности установок на креативную деятельность среди студенческой молодежи: девушки больше вовлечены в разработку творческих проектов и повышение квалификации на курсах и тренингах, юноши – в программирование, освоение и усовершенствование технологий; девушки чаще ориентированы на проявление креативности в творческих хобби, сфере образования, социальном и гражданском активизме, юноши – в научных исследованиях, политике и управлении. Делается вывод о том, что существующие в российском обществе институциональные условия и укорененные в общественном сознании полоролевые стереотипы влияют на характер креативных установок девушек и выбор ими сфер для реализации своего креативного потенциала. Гендерная асимметрия в сферах занятости и «закрытость» доступа женщин в такие сферы, как управление и политика, не способствуют желанию девушек проявить в них свой потенциал.
Ключевые слова: креативные установки, жизненные и профессиональные ценности, мотивация, студенты, юноши, девушки
Введение (Introduction). Креативные установки, выступая значимой компонентой жизненного мира молодежи, формируются под влиянием спектра условий – широты практик социального взаимодействия, доступных для самопроявления сфер приложения творческих усилий, а также барьеров, блокирующих творческие интенции. Творческий «жизненный мир» молодых людей выступает для них определенным «ресурсом» для достижения поставленных целей (образовательных, профессиональных, карьерных, материальных и т.д.) и успешной реализации жизненных стратегий. На уровне реализации государственной молодежной политики становится очевидным, что расширение возможностей для творческой самореализации как девушек, так и юношей в перспективе будет стимулировать инновационные процессы во всех сферах жизни, способствовать развитию наукоемких и креативных отраслей, являющихся драйверами развития современной экономики.
Понимание гендерной специфики креативных установок молодого поколения, социального и ценностного контекста их формирования является необходимой составляющей совершенствования инструментов и мер поддержки творческих инициатив молодежи в различных сферах жизнедеятельности – образовательной, культурно-досуговой, профессиональной, предпринимательской, социально-гражданской и пр.
Проявление гендерных различий в самых разных сферах общественной жизни – в образовании и академической среде (Bannikova, Kemmet, 2019; Полихина, Байков, Гришакина, Тростянская, 2022; Крыштановская, Лавров, Юшкина, 2023), в сфере труда и профессиональной самореализации (Силласте, 2004; Боровских, Авласович, 2015; Римашевская, 2010), в брачно-семейных отношениях (Безрукова, Самойлова, 2022; Егорова, Янак, Рябинская, 2020) – активно изучалось на протяжении последних десятилетий. Вне зависимости от теоретических подходов авторы, опираясь на результаты своих исследований, пришли к выводу о выраженной гендерной асимметрии в российском обществе, сопряженной с дискриминирующими женщин практиками, что препятствует эффективному использованию интеллектуального и инновационного потенциала женщин, затрудняет их творческую самореализацию в различных сферах жизнедеятельности – профессиональной, общественно-политической, семейной и др.
Прерогатива в исследованиях креативности принадлежит психологической науке, в рамках которой креативность рассматривается как интеллектуальная и эмоциональная черта личности, измеряемая с помощью различных вербальных и невербальных тестов. Психометрические гендерные исследования креативности сформировали несколько фокусов анализа: креативность и гениальность, креативность и одаренность, креативность и специальные способности, собственно креативность как самостоятельный феномен, изучаемый вне сопоставления с иными личностными качествами (Челнокова, Дорфман, 2008).
Между тем, креативность мужчин и женщин именно как социально обусловленное свойство субъекта, а не психологическая особенность личности, и специфика их креативной деятельности как разновидности социальной, сравнительно редко попадали в фокус внимания исследователей гендерной проблематики.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении гендерной специфики креативных установок студенческой молодежи – мотивов и ценностных оснований креативной деятельности, желаемых и практикуемых сфер реализации креативного потенциала, включая практики проведения досуга.
Методология и методы (Methodology and Methods). В отличие от уже устоявшегося в данной области исследований психологического подхода, мы не рассматриваем креативность в качестве компонента гениальности или одаренности индивидов, или специальной способности личности, в фокусе нашего внимания определенные социальные детерминанты и социальные практики, которые так или иначе могут соотноситься с креативным характером деятельности социальных агентов, в данном случае студенческой молодежи.
Социологический контекст анализа предполагает, с одной стороны, обращение к теориям, вписывающим креативность и креативную деятельность в социальную ткань общества, либо анализирующим «социальный климат» креативности, с другой – поиск релевантных эмпирических индикаторов креативности, возможностей ее социологического измерения.
Основываясь на имеющемся опыте исследования креативности и ее социальной обусловленности, мы выделяем несколько сложившихся в социологической науке подходов. Прежде всего, это теории креативного общества, среди которых наиболее известны концепции «креативного класса» Р. Флориды и «креативного города» Ч. Ландри. В частности, Флоридой предложено в структуре современного общества выделить креативный класс и связать свойство креативности с увеличением в обществе знаний и инноваций (Florida, 2002). Однако, творческую деятельность, имеющую своим источником спонтанные и зачастую бессознательные побуждения, достаточно сложно отнести к свойствам социальной структуры или ее элементам, скорее она является атрибутом индивидуального действия. Именно в таком ключе креативность анализируется с позиций неопрагматизма в теориях «ситуационной креативности», которые развивают Х. Йоас, М. Эмирбайер и Э. Мише. Согласно Йоасу креативность возможна, поскольку социальные процессы изменчивы и ситуативны, соответственно креативное действие разворачивается в случайной, требующей от индивида нетривиального решения, ситуации (Йоас, 2010; Joas, 2009). С этой точки зрения креативное действие индивидов сопряжено с поиском новых решений, но при этом будучи социальным действием, оно обладает ценностно-смысловой саморегуляцией. Ценностные основания креативной деятельности мотивируют ее и направляют поиск сфер самореализации действующего субъекта.
Еще один подход к исследованию креативности также подчеркивает ее ценностную подоплеку – концепции «креативной среды», связывающие креативность с процессами урбанизации. В частности, Р. Стэвинс изучал связь между креативностью американских штатов и типами ценностей, разделяемых населением этих штатов (по методологии Р. Инглхарта – постматериалистические и материалистические) и установил, что носителями постматериальных ценностей в большей мере выступает население «креативных» штатов с высокоинтеллектуальной сервисной специализацией (Stavins, 2011). Из данного положения следует, что ценности самореализации и саморазвития будут способствовать формированию креативных установок субъектов, мотивировать индивидов на креативную деятельность, а ценности выживания, напротив, снижать их креативную активность.
Связывая креативную деятельность и гендерные особенности ее субъектов, мы учитываем социально-обусловленный характер человеческого действия, а именно то, что результатом усвоения ценностей, социальных норм и правил в процессе социального взаимодействия является конформистское поведение, играющее не последнюю роль в следовании гендерным образцам. Соответственно для нас является важным то обстоятельство, что ценностные ориентации субъектов креативной деятельности, выступающие ее внутренним мотивирующим стимулом, определяются и существующими в обществе гендерными стереотипам, которые могут обуславливать гендерные различия в креативных установках индивидов. Эмпирический поиск этих различий мы основывали на сравнении предикатов креативных установок юношей и девушек – их жизненных и профессиональных ценностей, досуговых ориентаций и предпочитаемых сфер самореализации.
Результаты исследования гендерных различий в креативных установках студенческой молодежи базируются на данных анкетного опроса студентов 2-го и 3-го курсов 11 российских университетов, реализованного в марте 2024 г. при активном участии авторов статьи. В выборку вошли университеты Москвы (МГУ, НИУ ВШЭ), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Екатеринбурга (УрФУ), Волгограда (ВолГТУ и ВолГУ) и Тюмени (ТюмГУ и ТюмГИУ). Использована целевая квотная выборка: квотными признаками выступили город, в котором учится и живет респондент, и направление обучения – науки об обществе; гуманитарные науки, педагогика, образование и искусство; инженерные науки и технологии; математические и естественные науки. В результате online опроса посредством Google Forms было собрано 853 анкеты, после выравнивания квот оставлено 750 респондентов.
Поскольку пол не был включен в число квотных признаков отбора, распределение опрошенных по полу неравномерно и в целом отражает гендерный дисбаланс профессионального выбора студентов – в STEM направлениях подготовки преобладают мужчины (66%), а в социально-гуманитарном направлении – женщины (73%).
Обработка полученных данных осуществлялась с применением программы Vortex.10. Рассчитаны индексы (средние баллы) оценок респондентами значимости основных жизненных и профессиональных ценностей. Проведен корреляционный анализ зависимостей между гендерной принадлежностью респондентов и переменными, измеряющими различные аспекты их креативности. Выводы о значимости взаимосвязи определялись на основе расчетов коэффициентов Крамера (для номинальных шкал) и Эта (для условно-количественных шкал).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Креативная деятельность: мотивация и сферы реализации. В ходе анализа данных опроса мы обнаружили ряд статистически значимых различий между юношами и девушками в мотивации креативной деятельности, желаемых и практикуемых сферах ее реализации, а также ценностных основаниях креативных установок.
Для измерения мотивации креативной деятельности мы использовали 5-балльную шкалу для оценки значимости каждого мотива. Полученные результаты свидетельствуют о том, что самым важным мотивом для респондентов (как девушек, так и юношей) является «личная страсть и интерес к творческой деятельности» (Таблица 1).
Иными словами, очевидно преобладание сущностной терминальной мотивации над прочими побудительными мотивами, имеющими инструментальную, социально-альтруистическую либо социально-коммуникативную направленность. При этом девушками в сравнении с юношами значимо выше оцениваются такие мотивы, как «личная страсть и интерес к творческой деятельности» и «поддержка и признание со стороны окружающих» (Таблица 1).
Сравнительный анализ юношей и девушек по видам креативной деятельности, имеющимся в арсенале опыта последнего года, позволяет наряду с общей тенденцией преобладания специфичных, характерных для студенческого образа жизни видов деятельности, зафиксировать то, что девушки значимо чаще юношей участвуют в разработке творческих проектов и повышают свою квалификацию на курсах и тренингах, реже – осваивают новую технологию и оборудование, создают программные продукты, создают или усовершенствуют технические устройства для личного использования (Таблца 2).
Выявленные различия объясняются в целом гендерной спецификой образовательных ориентаций – юноши в большей степени вовлечены в программирование, освоение и разработку технологий, а девушки – в реализацию творческих проектов. При объяснении выявленных различий важно также отметить существующую в образовании гендерную асимметрию – в социально-гуманитарной сфере традиционно преобладают девушки, в сфере STEM и особенно перспективных, престижных IT – юноши. Тем не менее, с учетом отмеченных объективных детерминант, обращает на себя внимание факт, не связанный напрямую с направлением обучения, – девушки чаще юношей проходят курсы повышения квалификации, участвуют в тренингах. Более выраженные ориентации девушек на профессиональное самосовершенствование и «апгрейд» имеющихся навыков отражают общемировую тенденцию увеличения уровня вовлеченности женщин в процессы дополнительного образования. Согласно аналитическому отчету одной из ведущих образовательных платформ Coursera доля обучающихся женщин во всем мире неуклонно возрастает: если в 2016 г. доля женщин – новых зарегистрированных пользователей платформы Coursera составляла 43%, то в 2021 г. – 50%. Данные по России от дата-сайентистов оператора Теле 2, полученные в ходе оценки 180 онлайн-платформ для обучения и развития, показали, что доля женщин-пользователей различных образовательных платформ в 2021 г. составляла 56%.
Помимо реальных практик (опыта участия в креативных видах деятельности) в нашем исследовании замерялись желаемые сферы проявления креативности. Полученные данные выявляют приоритет «личных» сфер – более половины респондентов хотели бы проявить свою креативность в творческих хобби и личных коммерческих проектах, более трети – в науке и образовании (Таблица 3).
При очевидном приоритете данных сфер над остальными обращает на себя внимание ряд характерных различий между юношами и девушками в выборе приоритетных сфер для реализации своего креативного потенциала: девушки чаще юношей хотят проявить себя в творческих хобби, сфере образования, социальном и гражданском активизме, юноши – в научных исследованиях, политике и управлении (Таблица 3). Выявленные различия в выборе сфер проявления креативности во многом отражают гендерную специфику профессиональной занятости в российском обществе и соответствующие ей стереотипы восприятия определенных сфер самореализации, которые продолжают воспроизводиться и в молодежной среде в форме ориентаций на перспективу.
Так, например, по данным Росстата, образование, занимающее по данным нашего исследования третье почетное место в списке предпочтений девушек, является самой феминизированной сферой занятости – доля женщин в этой сфере составляет 82% (Женщины ..., 2022: 78). Однако, результаты гендерных позиционных исследований сферы образования показывают, во-первых, уменьшение доли женщин с возрастанием уровня образования – в системе высшего образования доля женщин составляет уже 57,6% («Кариатиды» ..., 2020), во-вторых, уменьшение доли женщин в высшем образовании с повышением уровня должности – на вершине образовательной пирамиды (в позиции ректора университета) доля женщин не превышает 18,8% (Крыштановская, 2023: 8). То есть управленческие позиции даже в «женских» отраслях занятости остаются исключительно мужскими, продолжая воспроизводить традиционные представления о социальных ролях полов.
Весьма показательна ситуация гендерного дисбаланса и в сфере политики – несмотря на то, что в российском обществе женщины составляют большинство, их доля в парламенте России на 2023 г. составляла 19,6% (Юшкина, 2023: 443). Российские ученые отмечают, что включенность женщин в политику определяется пределами традиционных ролей – женщины преимущественно занимаются вопросами социальной политики, материнства и детства, экологии, туризма, спорта, но совершенно исключены из зон внешней и оборонной политики (Юшкина, 2023: 443). В связи с этим ролевой и должностной диапазон женщин в политике вполне справедливо характеризуется современными исследователями «декоративным» или «символическим», а номинальный подход государства к решению проблемы гендерного равноправия, по меткому определению С. Г. Айвазовой, напоминает имитацию «игры в гендер» (Айвазова, 2007: 319-331).
Возможно, укорененность гендерных стереотипов в российском обществе является причиной отказа значительной части студенток рассматривать в качестве будущих сфер реализации своего креативного потенциала политику и управление. Несмотря на то, что молодежь лояльно относится к женщинам-политикам и для большинства юношей и девушек пол претендента на высшие должностные позиции в государственном управлении не имеет значения, тем не менее компетентностные сферы по-прежнему делятся на феминные и маскулинные, а гендерная ролевая дифференциация воспроизводится в мнениях и юношей, и девушек (Ушакова, 2023: 28). Солидаризируясь с точкой зрения О. А. Хасбулатовой и И. Н. Смирновой о ведущей роли профессионального сообщества ученых в трансформации «женского вопроса», мы полагаем, что назрела необходимость принципиальных изменений институционального порядка на уровне государства для преодоления гендерной асимметрии и создания благоприятных условия для творческой самореализации женщин во всех сферах жизни, включая политику и управление.
Противоположная гендерная асимметрия складывается в социальном и гражданском активизме. По данным ряда исследований, в российском обществе у различных форм активизма – городского, волонтерского, гражданского – преимущественно «женское лицо», в общественном мнении гражданский сектор преимущественно репрезентируется как «женский» (Пырма, 2020: 146; Милованова, 2019: 68). Совершенно логична и рационально обоснована в этом случае более выраженная в сравнении с юношами ориентация девушек на социальный и гражданский активизм как сферу реализации своей креативности.
Дополнительным поведенческим индикатором выраженности креативных установок выступает выбор занятий в свободное время (Таблица 4).
Данные Таблицы 4 показывают, что в целом приоритеты студентов в выборе досуга характеризуются преобладанием пассивных его форм – первые места по степени предпочтительности занимают такие виды досуга, как прослушивание музыки, просмотр развлекательных и художественных передач и фильмов, интернет-серфинг и виртуальное общение. При этом девушки в сравнении с юношами в большей степени предпочитают посещать культурные учреждения, участвовать в творческих мастерских и студиях – то есть в большей степени ориентированы на формы досуга с креативно-познавательным ядром. Кроме этого, девушки в большей степени предпочитают активный досуг (туризм, отдых на природе) и просмотр развлекательного и художественного контента. Юноши же в сравнении с девушками в большей степени предпочитают проводить свободное время за компьютерными играми.
Ценностные основания креативных установок. Для характеристики ценностных оснований креативных установок студентов мы измеряли по 5-балльной шкале значимость жизненных ценностей и ценностей будущей работы. В Таблице 5 представлены средние оценки важности различных жизненных ценностей.
Данные Таблицы 5 показывают, что наиболее важные жизненные ценности студенческой молодежи – ценности самореализации, гедонизма, жизненного комфорта и материального благополучия, наименее важные – религиозные ценности, признание успеха со стороны окружающих и социально-альтруистические ценности. Иерархия ценностей, идентичная для обеих групп респондентов в нижней части ценностной «пирамиды», несколько отличается в ее верхней части: вершину ценностной «пирамиды» девушек занимают ценности комфортных условий жизни, гедонизма, безопасности, самореализации, материального благополучия, юношей – самореализации, гедонизма, профессионального роста, полноценного отдыха и развлечений, материального благополучия. Важно отметить также, что для девушек характерна тенденция в целом оценивать все ценности выше, то есть для них каждая ценность на шкале важности жизненных приоритетов оказывается более важной в сравнении с юношами. Статистически значимые различия между юношами и девушками обнаружены в оценках ряда жизненных ценностей. Так, девушки в сравнении с юношами значимо выше оценивают ценности самореализации, ярких впечатлений от жизни, комфортных жизненных условий, полноценного отдыха, материального благополучия, безопасности, карьерных достижений, творчества, реализации своего бизнеса. Интересно, что ожидаемые различия в оценках такой жизненной ценности, как «семья, дети, отношения» не подтвердились: семья, дети, отношения оказываются не более важны для современных девушек, чем для юношей.
Аналогичная тенденция – более высокой оценки девушками важности большинства ценностей – наблюдается и в оценках ценностей будущей работы (Таблица 6).
В целом по выборке наиболее важными ценностями будущей работы оказываются ценности самореализации, высокого дохода и хороших условий труда. Эти ценности занимают вершину пирамиды ценностных приоритетов как девушек, так и юношей. Значимые различия между юношами и девушками в оценках ценностей будущей работы наблюдаются для подавляющего числа ценностей из предложенного списка, исключая такие ценности, как «возможность принести пользу людям» и «связь работы с новейшими технологиями».
Заключение (Conclusions). Результаты нашего исследования показали, что креативные установки студенческой молодежи формируются в процессе взаимовлияния множества переменных – жизненных ценностей и ценностей будущей работы, наличия опыта участия в видах деятельности, имеющих креативное ядро, а также стереотипов о традиционном закреплении гендерных ролей за определенными сферами занятости в обществе. В структуре мотивов креативной деятельности студенческой молодежи наиболее значимыми оказываются сущностные интринсивные мотивы – личная страсть и интерес к творческой деятельности. Доминирование сущностной мотивации предопределяется жизненными ценностями и ценностями будущей работы, поскольку в структуре тех и других важное место занимают самореализационные ценности. Более половины опрошенных студентов хотели бы проявить свою креативность в творческих хобби и личных коммерческих проектах, более трети – в науке и образовании.
Различия между юношами и девушками в мотивации креативной деятельности и ее ценностных основаниях, желаемых и практикуемых сферах проявления креативности прослеживаются по ряду существенных параметров. Для девушек более значима сущностная терминальная мотивация креативной деятельности и ее внешняя социальная оценка (поддержка и признание со стороны окружающих). На вершине «пирамиды» жизненных ценностей девушек расположены ценности комфортных условий жизни, гедонизма, безопасности, самореализации, материального благополучия, юношей – самореализации, гедонизма, профессионального роста, полноценного отдыха и развлечений, материального благополучия. Вершину ценностных приоритетов будущей работы как для девушек, так и для юношей занимают ценности самореализации, высокого дохода и хороших условий труда. При этом девушками значимо выше оценивается практически весь спектр ценностей будущей работы – как связанных непосредственно с содержанием работы, так и с условиями труда, имеющих как терминальный, так и инструментальный характер. Исключение составляют лишь такие ценности, как «возможность принести пользу людям» и «связь работы с новейшими технологиями» – различий между юношами и девушками в оценке значимости этих ценностей в нашем исследовании не выявлено.
Опыт участия в креативной деятельности девушек характеризуется большей вовлеченностью в разработку творческих проектов и повышение квалификации на курсах и тренингах, юношей – в программирование, освоение и разработку технологий, совершенствование технических устройств для личного пользования. Девушки чаще юношей хотят проявить свой креативный потенциал в творческих хобби, сфере образования, социальном и гражданском активизме, тогда как юноши – в научных исследованиях, политике и управлении. В целом при доминировании пассивных форм досуга среди обоих полов, девушки в большей степени ориентированы на активные и креативно-познавательные формы его проведения. Юноши в большей степени, чем девушки, предпочитают проводить свой досуг за компьютерными играми.
Анализ результатов нашего исследования в контексте статистических данных и гендерных исследований приводит к выводу о том, что существующие в российском обществе объективные институциональные условия и соответствующие им, укорененные в общественном сознании полоролевые стереотипы, определенным образом влияют на характер креативных установок девушек и выбор ими сфер для реализации своего креативного потенциала. Гендерная асимметрия в сферах занятости и «закрытость» доступа (либо номинальный доступ) женщин в такие сферы, как управление и политика, не способствуют желанию девушек проявить в них свой потенциал.
Сегодня в рамках молодежной политики предусмотрено значительное количество программ и проектов, направленных на создание условий для вовлечения молодежи в творческие индустрии, предпринимательство, исследовательскую активность. Они безусловно расширяют возможности молодого поколения проявить себя в тех видах деятельности, в основе которых лежат взаимосвязи между творчеством, культурой и технологиями. Тем не менее результаты нашего исследования показали, сегодня необходимо дополнять спектр программных мероприятий специальными мерами, ориентированными на достижение гендерного баланса, на преодоление институциональных барьеров вовлечения молодых женщин не только в креативные отрасли экономики, но и в сферу политики и управления как перспективные направления реализации их творческого потенциала.
Благодарности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00603, https://rscf.ru/project/23-28-00603/.
Список литературы
Айвазова С. Г. «Игра в гендер» на поле российской политики: возможности институциональных изменений // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2007.
Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 94-106. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250016969-8.
Боровских Н. В., Авласович Е. М. Гендерная дифференция на региональном рынке труда // Инновационное образование и экономика. 2015. № 20. С. 25-31.
Егорова Н. Ю. Янак А. Л., Рябинская Е. С. Родительские роли в современной российской семье: границы «мужского» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2(156). С. 233-251. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.782.
Женщины и мужчины России 2022 / отв. ред. С. М. Окладников. М.: Федер. служба гос. статистики, 2022.
Йоас Х. Действие – это состояние, в котором существуют люди в мире // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 112-122.
«Кариатиды» российского образования. Институт статистических исследований и экономики знаний. ВШЭ, 2020. URL: https://issek.hse.ru/news/346776702.html (дата обращения: 27.05.2024).
Крыштановская О. В., Лавров И. А., Юшкина Н. А. Женщины-ректоры и «стеклянный потолок» // Женщина в российском обществе. 2023. № 1. С. 4-19. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2023.1.1.
Милованова М. Ю. Социально ориентированные НКО сквозь призму гендера: социологический анализ // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 66-79. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.4.6.
Полихина Н. А., Байков С. А., Гришакина Е. Г., Тростянская И. Б. О вопросах гендерного баланса в руководстве университетов в России и за рубежом // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20, № 1. С. 67-82. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-67-82.
Пырма Р. В. «Цифровые граждане»: политическое участие российской молодёжи онлайн // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 5 (102). С. 143-155.
Римашевская Н. М. Гендерные асимметрии в современной России // Народонаселение. 2010. № 3 (49). С. 4-18.
Силласте Г. Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 122-133.
Челнокова А. В., Дорфман Л. Я. Гендерные аспекты креативности // Образование и наука. 2008. № 7 (55). С. 50-60.
Ушакова В. Г., Савин С. Д. Женщины в современной российской политике и государственном управлении // Женщина в российском обществе. 2023. № 1. С. 20-31. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2023.1.2.
Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Эволюция женского вопроса в российском обществе (1900 - 2020) // Женщина в российском обществе. 2022. № 1. С. 3-21. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.1.1.
Юшкина Н. А., Крыштановская О. В. Гендерное представительство и политический потенциал женщин в публичной политике // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 443-456. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-443-456%20.
Bannikova L. N., Kemmet E. V. A Woman in the Man’s Culture of Engineering Education // Higher education in Russia. 2019. V. 28, № 12. Pp. 66-76.
Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. New York: Basic Books, 2002.
Joas H., Knobl W. Social Theory: Twenty Introductory Lectures. CAMBRIDGE UNIV PRESS, 2009.
Stavins R. The Problem of the Commons: Still Unsettled after 100 years // American Economic Review. 2011. V. 101, №. 1. February. Pp. 81-108.
Women and Skills. Addressing gender gaps through online learning / Sinha A., Ikonomou M-N., editors. Coursera, 2021. URL: https://about.coursera.org/press/wp-content/uploads/2021/09/Coursera-Women-and-Skills-Report-2021.pdf (Accessed 27.05.2024).