16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-1-0

Особенности межнациональных отношений в полиэтнических поселениях
(на примере Белгородской области)

Aннотация

Статья посвящена актуальной проблеме межнациональных взаимоотношений, где присутствует как дружба и понимание, так и конфликты, и неприязнь. По данным социологического исследования, проведенного Центром социологических исследований Белгородского государственного университета, автор предлагает некоторые формы регулирования отношений, которые необходимо учитывать при региональном управлении. В ходе исследования было определено, что в регионе развитие межнациональных конфликтов в острой стадии практически отсутствует, следовательно, необходимо уделить внимание на формированию и регулированию положительных установок на взаимоотношения различного рода между представителями разных национальностей, а также поддержанию устойчивой положительной динамики, несмотря на формирование неонационалистических движений, как в РФ, так и во всем мире. Материал исследования показывает необходимость управления межнациональными взаимоотношениями в системе сопряженных интересов, регулируемых стейкхолдерами. Основой данного управления могут выступать все виды учебных заведений, агентства по делам молодёжи и по делам национальностей, некоммерческие организации, администрации регионального управления, правоохранительные органы, которые могут способствовать системному регулированию комплексных проблем и снижению напряжённости.


Введение (Introduction). В настоящее время беспрецедентных перемен, касающихся межнациональных отношений, переориентации взглядов страны на другие формы социально-политических и социально-экономических отношений особое место в регулировании данных процессов может занять правильность понимания действий людей в полиэтническом пространстве.

Рассматривая полиэтнические регионы РФ, можно сказать, что люди всегда взаимодействуют в границах разных культур, поэтому возникает необходимость расширенного диалога наций, культур, вероисповеданий. И система взаимосвязи должна быть настроена на снижение межэтнической нетерпимости и нивелирование сложностей, связанных с возникающей межэтнической напряженностью.

Именно РФ является одним из инициаторов проведения Международного десятилетия языков коренных народов, проводимого с 2022 года и проектируемого по 2032 г. Данное мероприятие провозглашено ООН, это также говорит о высоком уровне заинтересованности всех стран в объединении и нерушимости традиций политических сообществ.

Подготовлена «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», целью которой является обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности РФ, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и органов местного самоуправления на условиях взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики РФ.

Данный вопрос является приоритетным направлением деятельности государства и рассматривается на Правительственном уровне, что делает работу в указанной сфере еще более значимой.

В целом, если говорить о развитии межнационального пространства, необходимо указать на то, что именно РФ обладает огромным потенциалом и опытом. На территории России и проживает 193 национальности, и большинство народов РФ на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства, что повлияло на становление культур, традиций, устоев и пр. В РФ используется 277 языков и диалектов, в системе образовательного процесса 105 языков, из них 24 – в качестве языка обучения, а в качестве учебного предмета – 81.

Также, необходимо сказать, что именно на территории РФ создано такое государство, где происходит единение различных народов, хотя исторически системообразующим был и остается русский народ. Созданые различные межнациональные, межэтнические пространства способны развиваться только в условиях взаимодействия на исторической территории. Формирование уникального культурного пространства с духовными ценностями, патриотизмом, служением Отечеству, основано на принципах гуманизма, социальной справедливости, взаимопомощи и коллективизму, способно решать многие социально-экономические, политический проблемы, возникающие как на международной арене, так и на внутреннем уровне.

Сейчас можно сказать, что наше государство имеет многообразный в этническом и конфессиональном плане состав и является самой полиэтнической страной мира. Русское население составляет порядка 111 млн человек, 80,9% общей численности населения. На втором месте стоят татары. На третьем месте – украинцы. Также значительно увеличиваются в общем составе такие национальности, как киргизы, узбеки, таджики – в настоящее время их численность составляет порядка 1%.

Методология и методы (Methodology and methods). В качестве освещенности в научной литературе темы межнациональных отношений особое внимание хотелось бы уделить разработкам О. Л. Сытых и Л. К. Одинцовой. Они в своей работе, анализируя социальный капитал в региональном аспекте, делают вывод, что показателем формирования рационального капитала является развитие гражданских инициатив, общественных объединений. А причины неразвития социального капитала выделяют следующие: поляризация доходов, коррупция, снижение доверия к власти (Сытых, Синцова, 2019: 121-129).

А. В. Томильцев определяет, что проблемы межнациональных отношений можно рассматривать с разных сторон – как с философской, исторической, этнографической, так и в контексте межнациональных отношений в ракурсе государственного и муниципального управления. Современный мир переживает рост этнического самосознания, прежде всего это выражается в проявлении интереса людей к своим этническим корням, традициям, культуре, истории, что приводит к резкому противостоянию титульного народа представителями иных этносов (Томильцев, 2022: 163-170).

Д. Ш. Муфтахутдинова в своей научной концепции говорит о том, чтобы сохранить стабильность в стране необходимо выделять элементы общероссийской культуры и истории, а также строить идеологию, учитывая потребности и нерусских народов России. А также формирует собственное мнение об отсутствии общегражданской идеологии, мультикультуризма, которые могут приводить к увеличению межэтнической напряжённости, а реальным механизмом регулирования может стать школьное образование (Муфтахутдинова, 2014: 239-244).

Также имеет место в научных изысканиях концепция солидаризма. Российский идеолог солидаризма Г. К. Гинс понимал его как «учение о государстве и обществе, этической основой которых является идея солидарности, находящая свое выражение в добровольных объединениях лиц с общими интересами и координации расходящихся интересов государством, действующим в строгом соответствии с демократическими принципами» (Гинс, 2007: 118).

Содержательные попытки философского обоснования «хорошего» общества представлены в одноименных книгах Дж. Гэлбрейта и В. Г. Федотовой. Солидаризм – это не демократия, это теория не «идеального», а «хорошего» общества, «общества блага», в котором разработаны механизмы и институты согласования интересов и ценностей всех участников социальных отношений (Федотова, 2005; Galbraith, 1996).

Е. А. Кочина основывается на том, что гражданская идентичность полиэтничного региона, может рассматриваться как элемент национальной идентичности в целом (Зотов, Васильева, 2021: 255-257).

По мнению О. Н. Астафьевой, национальная идентичность базируется на синтезе социальных, гуманитарных, политических идей и ценностей, достигаемом в результате взаимодействия различных конкурирующих моделей идентичности. В зарубежной социологической литературе, указано, что важной составной частью национальной идентичности являются этническая и религиозная идентичности. А именно основополагающими в национальной идентичности является культура и менталитетет, как мощный интегрирующий символический (духовный) ресурс (Астафьева, 2010: С. 223-241).

Итак, межнациональные отношения – это сложный процесс отношений между различными национальными группами, взаимодействующим на определённой территории. Учитывая разнообразие регионов, данное взаимодействие характеризуется сосуществованием различных этнических групп и языков, культур, традиций и т.д. Управление межнациональным взаимодействием и укрепление положительных межэтнических отношений имеет важное значение для гармонизации социальных отношений, экономического развития и политической стабильности.

В зависимости от характера развития выделяются два вида этнических процессов – этнообъединительный и этноразделительный. Формы и типы деятельности, связанные с этими процессами, могут влиять на различные формы жизни общества, к ним можно отнести политические, культурные, экономические, социальные мероприятия. Хотелось бы отметить, что такая форма как этнообьединительная может включать в себя создание мультиэтнических управленческих структур, а социально-культурная деятельность может относится к развитию программ проведения общенациональных праздников или других мероприятий, которые могут быть направлены на обмен знаниями в культурно-традиционном или религиозном плане. В тоже время этноразделительная форма может способствовать развитию обособленности этнических групп, а различные социально-культурные мероприятия помогут сохранить и развивать уникальные традиционные обряды, сформируют традиционные уклады для этнической группы.

Итак, указанные процессы оказывают сильное влияние на общественную деятельность, которую необходимо изучать и регулировать, понимая возможные последствия.

В настоящее время ведутся исследования различных категорий межэтнических отношений: это политический контекст, этнический, социальный, этнографический и пр. Также уделяется внимание системе управления межэтнических и межнациональных взаимоотношений в полиэтнических пространствах.

Разнообразие элементов исследования говорит о необходимости и актуальности данной темы. В научной литературе существует две тенденции: первая – ориентация государственного управления на сплоченность межнациональных групп, вторая – рост интереса к развитию монокультурных и этнических групп. Следовательно, необходимо создавать такие рычаги управления, которые бы позволили развивать межнациональные формы взаимоотношений и снижать напряжённость национальных и межэтнических конфликтов.

В качестве статистических данных хотелось бы обратить внимание на конфессиональное распределение количества религиозных организаций, зарегистрированных на территории Белгородской области (Таблица 1).


Итак, основные религиозные организации представлены 8 типами организации, и это говорит о разнообразии вероисповеданий и традиций, с этим связанных. Динамика развития в данном направлении в большей степени связана с православным христианством, это отображает исторические основы и традиции Белгородской области.

Рассматривая данные переписи населения за 2010 и 2020 годы, можно проанализировать динамику изменения как в регионе, так и относительно общих показателей относительно страны. Если говорить о регионе, то можно заметить, что постоянно высокие показатели имеют следующие национальности: русские, украинцы, турки, узбеки; количество таджиков за 10 лет увеличилось на 37%. Высокий уровень количества турок: т.е. 3,63% всех турок, находящихся в РФ, проживают в Белгородской области. Также на достаточно высоком уровне находятся показатели по следующим национальностям: украинцы, цыгане, азербайджанцы, молдаване, армяне.

Если мы выстроим ранг национальностей в Белгородской области по данным последней переписи населения, то видим            следующую картину, где достаточно               значительное    место   занимают    русские,  
украинцы, армяне. В целом это продиктовано условиями развития региона (Рисунок 1). Данные сформированы из количества наиболее представленных национальностей в регионе.

В целом, приведенные показатели не имеют сильных изменений в историческом контексте, но дают возможность правильно анализировать и понимать дальнейший вектор развития в полиэтническом регионе.

Далее в ходе исследования были выявлены особенности регионального распределения национальностей по районам Белгородской области, которое связано как с историческим развитием, так и с административным управлением района. В качестве источника информации также были взяты данные переписи населения. Результаты данных переписи по крупным группам национальностей представлены на Рисунке 2.

Для более оптимального понимания и определения целей развития межнациональных отношений в регионе в 2023 году Международным центром социологических исследований Белгородского государственного университета был проведен массовый опрос жителей Белгородской области (n=1050, доверительный интервал – 95, ошибка выборки – 3,02 %).

Цель исследования заключается в изучении особенностей взаимоотношений населения в полиэтническом регионе (на примере Белгородской области).

Целевыми квотами исследования являются: место жительства; пол и возраст, образование респондентов (Таблица 3).

 

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проведенный массовый опрос среди населения Белгородской области позволил определить позицию населения на формирование межнационального взаимодействия в регионе.

В первую очередь, была определена национальность, к которой относили себя респонденты. Показатели по переписи населения и соотношение по опросу дали в целом схожие результаты. В первую группу вошли русские (50,3%), вторая группа – украинцы (14,3%), третья – армяне (5,5 %), четвертая – белорусы (5,3%), пятая – азербайджанцы (3,9%). Следовательно, в ходе исследования мы определись с теми группами национальностей, с которыми проведено исследование и дали особые знания по системе взаимосвязи в полиэтническом обществе.

Портрет респондента данного исследования следующий – это русская женщина 30-39 лет, проживающая в городе и имеющая незаконченное высшее или высшее образование.

Отношение к другим национальностям было выявлено в ходе опроса и получены следующие результаты: наибольшее значение имеет ответ «хорошо» (53,9%), с меньшей частотой ответили «нейтрально» (34,2%) и «зависит от того к какой национальности они принадлежат» (9%), а также «негативно» только лишь 1,9 % это составляет 20 человек в абсолютных показателях (Рисунок 3).

Причинами возможных межнациональных конфликтов респонденты указали следующие группы значений:

  1. 1 группа – закрытость этнических общин для контактов с другими народами (19,4%); большой приток мигрантов (16%), исторически сложившейся неприязни между национальными группами (13,4%);
  2. 2 группа – этническая преступность (7,4%), целенаправленное разжигание межнациональной розни политиками и СМИ (7,6%), разрыв уровня жизни разных народов на территории региона (7,6%);
  3. 3 группа – неравное отношение власти к представителям разных народов (5,4%); неправильные действия властей (2,8%), плохая работа правоохранительных органов (1,7%).

Диагностика факторов, способствующих развитию межнациональных отношений в позитивном русле показала, что население готово взаимодействовать, а также состояние отношений находится на хорошем уровне, помощь и дружба между различными национальностями имеет позитивные перспективы (Рисунок 4).

 Интересный факт в межнациональных взаимоотношениях заключается в том, что широко представлена категория респондентов, для которых среди друзей и знакомых есть несколько представителей разных народов и национальностей (47,4%); достаточно также представлена категория, имеющая много атких связей (39,9%). Данный показатель говорит о развитости межнациональных связей в регионе.

Принятие разнообразия и участие в различных формах межнационального взаимодействия, понимание особенности национальных традиций может способствовать развитию всех форм межнационального сотрудничества и взаимодействия.

Особый интерес в исследовании заключается в выявлении скрытых форм конфликтов на межнациональном уровне. Особенность концепции скрытых угроз в данном направлении заключается в потенциальном влиянии на отношения населения, которое может повлиять в различных формах на развитие или нивелирование конфликтов, на поддержание или выход из кризисной ситуации и прочее. А понимание и устранение этих угроз часто требует значительных дипломатических усилий для выхода из кризисной ситуации или ситуации неопределённости. В рамках данного исследования мы говорим только о дипломатических мерах регулирования межнациональных отношений в полиэтническом обществе.

В Таблице 4 представлены ответы на вопросы, которые показывают особенности принятия другой национальности жителями области и возможные латентные формы конфликтов.


Как видно из данных таблицы, закрытость собственной национальности от других и невозможность вхождения людей другой национальности в личное окружение имеют невысокие значения. Но при этом необходимо обратить внимание на мнение респондентов в аспекте:

- предпочтения образа жизни и культуры только своего народа (32,7%);

- защиты интересов своего народа любыми средствами (22,9%);

- сохранения «чистоты» нации (21,8%);

- напряжения, когда слышит вокруг себя чужую речь (18,6%).

При диагностике возможных скрытых проблем национальных форм взаимодействия выявлена динамика несогласия респондентов с данными высказываниями:

- нежелательность межнациональных браков (72,7%);

- ощущение превосходства другой нации (77,3%);

- возможность дружбы только с людьми одной национальности (77,3%);

- превосходство своего народа над другими (74,8%);

- трудности уживаться с людьми других национальностей (73,6%);

- чувство неполноценности из-за собственной национальности (83,2%);

- возможность ограничения других национальностей в праве проживания на территории (78,8%);

- необходимость «очищения» культуры своего народа от влияния других культур (70,8%).

В данной динамике можно сделать вывод о низком уровне возможности возникновения конфликтных ситуаций, основанных в межнациональных отношениях. Но при этом, необходимо обращать внимание на критерии, связанные с сохранением чистоты нации, защиты интересов своей нации любыми способами. Также хочется отметить ответ респондентов о том, что они не скрывают собственной национальности – 68,6%; это говорит об открытости и свободе возможности высказываний о своей национальности в регионе.

Далее в ходе выявления различий в ценностях и традициях большинство респондентов (39%) показали, что ценности отличаются, но не противоречат друг другу, а также данная зависимость находится в связи с особенностями национальности или народа (29,5%), практически не отличаются (19,3%).

Оценка знаний о национальных традициях и обычаях представителей других народов показала, что данных фактор представлен в положительном эквиваленте 45,1% респондентов имеют общее представление о таких традициях; 21,9% хорошо знают традиции других народов, проживающих в одном поселении с респондентами и 16,9% – практически ничего не знают о традициях, но хотели бы узнать и 6,7% практически ничего не знают и не хотели бы узнавать.

Заключение (Conclusions). Межэтнические отношения могут быть многогранными, сложными, они включают взаимодействие и конфликты, которые могут возникать в различных группах и в пределах одной территории, что продиктовано историческими, культурными особенностями развития региона, доступом к экономическим благам и пр. Эффективное управление может быть связано с уважением многообразных национальных традиций, религиозных обрядов в рамках территориального единства и сформированной культурной основы. В регионе ставится в приоритет взаимоуважение между различными этническими группами и построение сплоченного общества, данные факты в полной мере доказаны полученными результами исследования.

В настоящее время более важными остаются факторы формирования положительных межнациональных отношений в небольших полиэтнических поселениях, где есть основная доминирующая этническая группа, как, собственно, и в целом в регионе. В таких поселениях сохраняется этническая идентичность в рамках культурных шаблонов; при этом, могут выходить на первый план, отодвигая групповые идентичности, например, социальные факторы, экономическое неравенство и пр.

Проведенное исследование помогло составить картину межнациональных отношений в регионе, сформировать перспективы возможных изменений и определить рычаги регулирования. Одним из элементов выражения национальной идентичности у населения региона является открытость и возможность высказываться о собственной национальности. Также о развитости межнациональных связей говорят данные о множестве знакомых и друзей, относящихся к другим национальностям. Это связано с различными формами миграции населения, как после развала СССР, так и в настоящее время, связанное с переменами в миграционной политике. А также преобладание русского населении и христианских религиозных традиций, которые оказали влияние на понимание справедливости, равенства и защиты прав человека, сформировав формы регулирования отношений в общественной среде. Именно поэтому в регионе отношение к другим национальностям – хорошее.

В форме латентных угроз, связанных с возможным развитием кризиса в межнациональных отношениях, конфликты, хотя и на низком уровне, могут возникать из-за закрытости этнических сообществ, большого притока мигрантов и неприязни между национальными группами, что коррелируется с ответами об «очищении» культуры своего народа от влияния других культур, чувством превосходства своего народа над другими, при этом склонности защищать свой народ можно любыми способами. Формы взаимоотношений в данном виде должны быть регулируемыми, но только на дипломатическом уровне, т.к. в данном регионе нет острой формы развития конфликта.

Признаки конфликтов мало представлены в ответах респондентов, следовательно, нам необходимо формировать длительный процесс регулирования установок на поддержание устойчивой положительной динамики, несмотря на формирование националистических практик во многих странах мира. И именно через сохранение положительного восприятия и взаимодействия всего населения, несмотря на национальность, необходимо формировать программы развития и поддержания межнационального сотрудничества.

Практически все ответы респондентов ориентированы на сплоченность населения, на возможность оказания помощи, дружбу и согласие. Это не только может повлиять на положительную динамику развития межнационального взаимодействия, но и на принятие особенных механизмов регулирования, свойственных только Белгородской области, т.е. этнообъединительных форм управления.

В контексте особенностей восприятия традиций и ценностей населения большинство населения осведомлено об основных традициях. Конечно нет осведомленности о тонкостях национальных обычаев и традиционном укладе других национальностей, но погрузить всех в особенности национальных традиций не ставится основной задачей. В данном аспекте особое внимание необходимо уделить информированности о традициях и обычаях в рамках межкультурных праздников, которые могут проводиться на территории поселений, и районных и областных мероприятий. Данный формат способствует не навязанному изучению традиционных укладов жизни народов, а информативному, что облегчит понимание и восприятие этническими группами населения друг друга.

Необходимо сформировать программу мероприятий, ориентированных на вовлеченность различных групп населения при проведении национальных праздников, а Федеральному агентству по делам национальностей и Дому народов России координировать действия по привлечению в проведении совместных мероприятий различных учебных заведений и других структур. В качестве примера можно предложить проведение всеобщего праздника «Дня матерей». В различных национальных культарах имеет место традиция чтить матерей и обычай проведения данного праздника, но не многие знают, как он проводится в регионах мира. Это не только способствует сближению людей с разными национальностями, но и позволит узнать о традициях и обычаях разных народов. Данная форма мероприятий позволит сформировать и регулировать взаимоотношениями на уровне межнационального взаимодействия.

Также в системе управления следует уделить внимание стейхолдерам, которые в большей степени могут быть заинтересованы в регулировании межнациональных взаимоотношений. К ним необходимо отнести все учебные заведения, которые будут основой в формировании знаний у населения на разных этапах жизни. Также необходимо привлекать агентства по делам молодёжи и по делам национальностей, некоммерческие организации и другие организации, которые могут способствовать и помогать в системном управлении и полноценном регулировании межнациональных взаимоотношений, а также правоохранительные органы. Необходимо привлекать агентства по делам молодёжи и по делам национальностей, некоммерческие организации, правоохранительные органы и другие организации, определяющие системное управление и полноценное регулирование межнациональных взаимоотношений.

Список литературы

Астафьева О. Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности // Вопросы социальной теории. 2010. Том 4. С. 223-241.

Безрукова Е. Ю. Молодежный протест: риски, перспективы, последствия // Конфликтология. 2020. Т. 15, № 1. С. 94-103.

Вагапов Р. Н., Вагапова Ф. Г. Понимание этноконфессиональной идентичности и толерантности в коммуникативном процессе студенческой среды // Толерантность как фактор межэтнического и межконфессионального взаимодействия и сближения культур в условиях глобализации 2010: сборник материалов Международной науч.-практ. конф. г. Казань/ Казан. ун-т; оргкомитет: Л.Р. Усманова и др. Казань: изд-во «Отечество», 2010.  300 с.

Гинс Г. К. Современный капитализм и предстоящая эпоха (философия солидаризма) // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М., 2007. С. 118.

Горлова И. И., Бычкова О. И. Социокультурный механизм гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 3 (58). С. 27-32.

Зотов В. В., Васильева И. Н. Правоохранительные органы как стейкхолдеры этноконфессионального пространства публичных коммуникаций // Социодинамика. 2021.  № 1. С.  44-55.  

Зотов В. В., Алексеенко А. И., Гуанов А. В. Роль стейкхолдеров этноконфессионального пространства публичных коммуникаций в гармонизации отношений и предотвращении конфликтов в приграничном регионе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44, № 3.  С. 396-409.

Кочина Е. А. Гражданская идентичность в полиэтническом регионе как элемент национальной идентичности Г // Инновационная наука. 2015. Т. 2,  № 6 (6). С. 255-257.

Латыпов Р. Т., Савельев М. А. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений на территории муниципального образования как одно из направлений деятельности органов власти в организации работы с молодежью // Молодежь и наука.  2020. № 2. С. 28.  

Мусаев О. Р., Каршиев Ш. С. Некоторые аспекты укрепления межнациональных отношений в полиэтнических государствах (на примере Узбекистана) // Вопросы политологии. 2019. Т. 9, № 8 (48). С. 1746-1753.

Муфтахутдинова Д. Ш. К вопросу формирования общегражданской идентичности и идеологии в полиэтническом регионе Поволжья и Приуралья // В сборнике: Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Центр научной политической мысли и идеологии; Редакционно-издательская группа: С. С. Сулакшин (руководитель), В. Э. Багдасарян, В. Н. Лексин. 2014. С. 239-244.

Пантелеев В. Г. Информационно-просветительские практики в гармонизации межнациональных отношений как предмет научных исследований // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12, № 5 (63). С. 107-121

Сытых О. Л., Синцова Л. К. Социальный капитал в полиэтническом обществе: представление, понятие и явление  // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2, № 8. С. 121-129.

Управление межэтническими отношениями в Российской Федерации: учебное пособие / А. В. Томильцев; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет.  Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. С. 163-170.

Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс Традиция, 2005. 544 с.

Galbraith J. K. The Good Society: The humane agenda. Boston, N.Y., 1996.