16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-1

Социально-профессиональные группы и стратегия развития общества

Aннотация

Статья вводит читателя в курс основополагающих понятий и ключевой тематики социологии профессий и профессиональных групп как отрасли научного социологического знания. Даётся классификация объектов и предметных областей труда. Характеризуются основные проблемные направления отраслевых исследований. Приводится краткая характеристика публикуемых в номере исследовательских статей.


Термин «профессионал» употребляется автором для обозначения особой социальной группы, члены которой получили высшее профессиональное образование, работают в различных сферах умственного труда, удовлетворяя определённые потребности общества, как социальной системы. Автор задачу анализа группы профессионалов связывает с необходимостью понимания специфики функционирования института профессий в современном обществе, роли профессионалов как акторов перехода к новому состоянию общества в ходе четвертой технологической революции и как особой социально-профессиональной группы в структуре общества, обычно выступающей в обществах современного типа основой среднего класса. Современные профессионалы нередко сопоставляются также с интеллигенцией или с интеллектуалами.

С другой стороны, профессионал – это работник в определённой сфере деятельности, сделавший ее своей специальностью и источником средств для существования. Изучение различных профессиональных реализаций с учётом ценностных, компетентностных, технологических, культурных, коммуникативных и прочих общих и особенных черт профессий, а также формальных и неформальных путей сохранения и передачи профессионального знания является предметом и направлением исследования в секторе «Социологии профессий и профессиональных групп» ИС ФНИСЦ РАН. Объектом комплексного междисциплинарного исследования (социология, экономика, история, психология, педагогика, экология, управление и пр.) является динамика статусных и компетентностных позиций различных профессиональных групп в период трансформации современного общества. Предметом исследования являются профессиональные группы врачей, инженеров, педагогов, дипломатов, экологов, государственных служащих и др.

Изучение проблем профессионализации в предлагаемой системе координат является, на наш взгляд, наиболее эффективным и взаимодополняющим научным направлениями современной социологии.  С одной стороны, профессионал как член социальной группы рассматривается сверху как субъект производственных отношений в конкретной социально-экономической ситуации, с другой стороны, профессионал как представитель профессиональной группы исследуется изнутри как носитель совокупности специфических профессиональных с учётом экономических, политических, психологических факторов, воздействующих на роль и место профессии в существующей системе разделения труда.

 Ещё одна проблема, которая требует более глубокого исследования – это качество полученного высшего образования, что, в конечном счёте, и формирует реальный человеческий потенциал. На наш взгляд, необходимо учитывать уровень полученного высшего образования: магистратура или бакалавриат; равнозначность специализации в магистратуре и в рамках бакалавриата; обучение в аспирантура, ординатуре, адъюнктуре; наличие степени, курсы повышения квалификации, дающие диплом о профессиональном образовании (профессиональный бухгалтер, профессиональный психолог и логопед, высшая дипломатическая школа и т.д.).

Социология профессий и профессиональных групп предлагает использовать в качестве критериев стратификации профессионального сообщества не только отраслевую принадлежность, но и специфические черты конкретной профессиональной деятельности. Например, особенности профессии в различных профессиональных средах в значительной степени зависят от форм результатов труда (материальный продукт, или услуга), а также объектов и предметной области труда (свойства и взаимоотношения объектов процесса (человек-техника, человек-природа, человек-творчество, человек-знак, человек-человек). Например:

Инженерная деятельность. Предметом труда в инженерной деятельности являются технические системы, материалы, энергия, знаковые системы, информация. В связи с этим, профессиональная деятельность ориентирована на поиск эффективного решения в проблемной ситуации технологического вызова, в связи с этим преобладает творческий импульс системность принимаемых решений;

Медицинская деятельность. Деятельность, результат которой имеет отложенный эффект, направленный непосредственно на человека, привносит в характеристику профессиональной деятельности свои особые черты: социально-психологический механизм взаимодействия врача и пациента; профессиональные взаимодействия между врачами; функциональной связи между врачебной профессией и системой здравоохранения». Таким образом в проблемное поле профессионализации вносится компонент иерархии коммуникационных взаимоотношений.

История становления, функционирования и развития профессиональных групп свидетельствует, что процесс профессионализации идёт постоянно, традиционные профессии изменяются, делятся на более конкретные, появляются новые виды деятельности, которые могут стать или не стать типичными профессиями, на основе которых могут сформироваться новые профессиональные группы. Внутри таких традиционных профессиональных групп как врачи, учителя, инженеры. формируются подгруппы на основе выделения функции управления и исследования. С внедрением в их профессиональную деятельность цифровизации и искусственного интеллекта в традиционные социальные институты пришли профессиональные IT-специалисты со своим пониманием того, что и как надо делать представителям базовой профессиональной группы. Типичным профессионалам, ориентированным на профессионализацию в избранной специальности всё труднее выполнять свои основные функции обеспечения   функционирования и развития своего базового социального института.

Контекст выводов об усилении классового и социального неравенства предполагает отрицательную коннотацию происходящих процессов. Однако с точки зрения воспроизводства профессиональной культуры, этических норм и правил, а также способов передачи профессионального капитала, профессиональная семейная преемственность обладает эффективным социальным ресурсом. Основными направлениями исследования указанного аспекта профессионализации в «Секторе социологии профессий и профессиональных групп» ИС ФНИСЦ РАН является:

- систематизация преимуществ династийности;

- оценка вклада династий в развитие человеческого капитала и формирование образовательной стратегии населения;

- изучение причин и обстоятельств возникновения и падения профессиональных династий во множественном социальном поле с учётом влияния государства и рынка, а также роли традиций, носителями которых являются профессиональные династии;

- изучение возможных форм (материальных и нематериальных) государственной и общественной поддержки процессов профессиональной преемственности;

- выделение общих и особенных черт в позициях представителей или не представителей профессиональных династий по вопросам особенностей жизнедеятельности этого социального феномена;

- анализ деструктивных и конструктивные форм семейной профессиональной преемственности.

Проведённые исследования подтверждают влияние профессиональной династийности на повышение общего уровня профессиональной культуры общества, и что определённо значимо для повышения профессионального капитала среднего класса в России.

Сложности в идентификации профессионалов как членов общества с высшим образованием проявляется и в неоднозначности отнесения их к определённой страте. В этом контексте синонимами не могут являться такие термины как социальная группа профессионалов, профессиональная группа (специалистов с высшим образованием), поскольку группообразование работников, связанных единым производственным процессом и близкими по содержанию профессиональными ролями, не произошло.

Настоящий номер «Научного Результата. Социология и управление» открывается статьёй А. В. Семёновой (Москва, Институт социологии ФНИСЦ РАН) «Профессионализм в инженерной деятельности глазами современных российких инженеров». Автор, на основе проведённого в рамках проекта ИС ФНИСЦ РАН исследования методом качественно-количественного контент-анализа текстов интервью с 31 экспертом – представителями инженерных профессий выявляет понимание ими качественных показателей профессионализма и их иерархию в современной инженерной деятельности. Важным выводом становится высокая значимость морально-нравственных принципов последней и, как следствие, рекомендация техническим вузам уделять повышенное внимание воспитательному аспекту профессионального инжененерного образования.

Далее раздел «Социология культуры и духовной жизни» продолжает статья В. А. Шиловой и А. А. Гречаной (оба автора – Москва, Институт социологии ФНИСЦ РАН), посвящённая теме динамики восприятия профессиональными группами будущего России через оценку перспектив потерт работы и улучшения/ухудшения жизни. Проведённое авторами исследование восполняет лакуну сравнительных исследований восприятия будущего различными профессиональными группами в России. Следует согласиться с авторами в том, что осуществлённый ими анализ динамики изменений
представлений жителей нашей страны о будущем с 1995 по 2022 гг. является уникальным и вносит значимый вклад в понимание социального самочувствия ее населения.

Второй раздел – «Социальная структура, социальные институты и процессы» – начинается со статьи С. В. Хашаевой (НИУ «БелГУ», Белгород) «Карьерные стратегии молодежи как отражение амбиций и соревновательных практик в профессиональной деятельности». Автор затрагивает довольно широкий круг вопросов, таких как типология карьерных ориентаций молодежи, значимость карьерных устремлений в рангах её ценностных диспозиций, основные жизненные выборы молодых респондентов в области карьерных и трудовых решений, проблемы в области реализации государственной молодежной политики, дискриминация в трудовой деятельности, а также риски миграционного поведения, связанные с нереализованными ожиданиями и запросами к карьерным стратегиям молодежи. Делается вывод, что 75% обследованной молодежи однозначно мотивируется карьерными возможностями, что в соединении с важными миграционными факторами продуцирует риски ее повышенной миграции.

Социологи из Уфы А. Б. Галимханов, Г. Р. Асадуллина, Э. В. Садретдинова, Р. Б. Шайхисламов представили статью на тему «Траектории профессиональной карьеры научно-педагогических работников». Основной «нерв» исследования (проведённого на базе опроса 500 преподавателей Уфимского университета науки и технологий) – проблемы траекторий профессиональной карьеры преподавателей вузов в свете реализации стратегической цели национального проекта «Наука и университеты». Авторы приходят к выводам о необходимости балансировки преподавательской и научной карьеры и формирование оптимального механизма интеграции этих карьерных траекторий. Также ими поднимаются острые вопросы необходимости качественного подхода к решению вопроса омоложения преподавательского состава вузов (вместо доминирующего количественного), формирования новой «карьерной лестницы» в вузах на основе концепции обогащения содержания труда; создание системы комплектации научно-педагогических кадров, начиная со школьной скамьи.

Завершающий раздел номера «Социология управления и социальные технологии» представлен четырьмя статьями. Ивановские социологи Т. П. Белова
и И. И. Яковлева (обе представляют ИвГУ, Иваново) посвятили исследование формированию технологических компетенций в вузе в оценках студенческой молодежи. На основании анкетного опроса 204 студентов старших курсов STEM-направлений подготовки трёх университетов города Иваново ими были выявлены оценки обучающимся контингентом технической оснащенности учебного процесса, роли практик в профессиональном становлении, сочетания теоретической и практической составляющей учебного процесса, профессиональных характеристик преподавателей, важнейших качеств личности, формируемые в период получения высшего инженерного образования. Ряд выводов иследователей коррелирует с результатами исследований зарубежных коллег.

Коллектив авторов из Екатеринбурга в составе Я. В. Дидковской, О. В. Нотман, Д. В. Трынова и Д. А. Лугина (все – УрФУ им. Б. Н. Ельцина) представил статью по избранным результатам исследования «Молодежные креативные локальности в среде мегаполиса: рефлексивная интерпретация и мотивация участников». В центре внимания уральских социологов одна из малоиследованных самоорганизующихся форм социальной жизни – «креативные локальности». Авторы фактически разработали, предложили и апробировали теоретическую концепцию и исследовательскую модель набирающего значимость в современной городской жизнедеятельности феномена креативной локальности. Проведённое сравнительное исследование с двума группами основных субъектов производства «креативного продукта» – бизнесменами и городскими созидательными активистами – выявлены субъективные смыслы и мотивы соответствующей деятельности и намечена актуальная программа дальнейших исследований.

Раздел продолжает проблемная статья Ж. Т. Тощенко «Производственная практика – неотложная потребность или имитация?» Автор кардинально ставит вопрос о качестве производственной практики в российских вузах. На базе комплексного исследования, включающего анализ материалов сайтов 118 вузов, онлайн-опрос бакалавров и магистров различных вузов, экспертных оценок проблем студентов, связанных с организацией и прохождением производственной практики, делается вывод о необходимости принципиальных корректив в соответствующую часть учебного процеса. Диагностируется в существенной степени имитационный характер производственной практики, намечается три комплекса мер по её преодолению и нормализации ситуации с практическим обучением в рамках высшего оразования.

Номер завершается статьёй липецких коллег Ю. В. Шмариона и Е. И. Скрипченко (оба автора представляют ЛГПУ
им. П. П. Семенова-Тянь-Шанского) на тему «Динамические характеристики самостоятельной работы студентов-гуманитариев». Динамические характеристики самостоятельной работы студентов рассматриваются в контексте сложного измененяемого факторного пространства. На основании анализа литературы и анкетного опроса студентов и экспертов (обработка данных последнего велась с применением методов частотного и регрессионного анализа) авторы выводят аналитические модели, которые могут быть использованы при определении оптимальных режимов процессов управления и самоуправления самостоятельной учебной работы студентов.

Список литературы

Мансуров В. А., Иванова Е. Ю. Профессиональная культура и профессиональная династия: пути взаимодействия // Известия Уральского Федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. № 3. С.144-155.

Мансуров В. А., Шатрова Е. А. Трансформация традиционных профессий как элемента социальной сферы в процессе цифровизации // «Трансформация социально-трудовой сферы в условиях цифрового общества». Материалы международной научной конференции. г. Душанбе. 15 июля 2021 г. ООО «Полиграф Групп». С. 38-43.

Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп: [монография] / В. А. Мансуров [и др.]; отв. ред.
В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова; ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. 208 с. 
ISBN 978-5-904804-31-2

Инженерные династии России: монография / научн. ред. В. А. Мансуров. М.: РОС, 2017.  331 с.

Мансуров В. А., Семенова А. В. Образ современного российского инженера: опыт контент-анализа научных публикаций // Социологические исследования. 2022. № 3. C. 83-89.