Моделирование регулирования региональных неравенств
Aннотация
В статье предпринята попытка использования метода социального моделирования для изучения состояния регулирования региональных неравенств. Данная работа осуществляется в рамках комплексного исследования, посвященного социальному моделированию региональных неравенств и путей их преодоления в контексте межрегиональных и федеративных отношений. Работа носит поисковый характер и продиктована тем, что в ходе разработки государственных стратегий и механизмов, направленных на снижение межрегионального неравенства, как правило, лица, принимающие решения, фокусируются на поиске правовых и финансовых инструментов, зачастую обходя вниманием процессы регулирования социальных связей и взаимодействий, а также особенности работы системы управления в регионах. С нашей точки зрения, система управления регионом является как фактором межрегионального неравенства, так и предпосылкой для его снижения. В этой связи научная проблема состояла в использовании социогуманитарного (в частности, социолого-управленческого) знания и методов для оценки состояния механизма регулирования региональных неравенств, а также влияния на данный механизм системы управления. В качестве такого научно-исследовательского метода было использовано социальное моделирование. Разработана программа исследования, сформулированы методологические основания моделирования регулирования региональных неравенств. Эмпирической базой для моделирования послужили результаты социологических исследований, где был задействован целый комплекс социологических методов: массовый опрос населения, экспертный опрос, анализ документов, анализ статистических данных, контент-анализ сайтов органов власти. Результатом проделанной работы стала разработка нормативной модели. Раскрывается научное содержание модели, описаны ее основные элементы и их функциональные характеристики. Разработанная модель является моделью регулирования региональных неравенств управленческого типа и тесно связана с работой системы управления в регионе. Рассмотрены условия применения модели и разработан перечень показателей для оценки состояния управленческого регулирования региональных неравенств. Одной из преимуществ данной модели является ее практическая ориентированность и встраиваемость в процесс разработки и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: социальное регулирование, система управления регионом, модель, система показателей, региональные неравенства
Введение (Introduction). Проблема социального неравенства является, пожалуй, одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. В своем докладе на Вологодской конференции академик РАН М. К. Горшков, обозначая важные в современных условиях направления социальных исследований, особо отмечает социальное неравенство как ключевой фактор, влияющий на состояние развитие всего общества, выделяя различные формы его проявления, такие как неравенство в доходах и образу жизни, доступу к жизненно важным социальным ресурсам, особенностям проявления на региональном уровне. В этой связи становится важным акцентировать свое внимание на разработке научно обоснованных данных о механизмах, детерминирующих проявление и углубление неравенств (Горшков, 2022).
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема неравномерного развития регионов, которые, как отмечал Н. И. Лапин, двигаются «с различными цивилизационными скоростями», что в конечном итоге приводит к многомерной межрегиональной дифференциации и усилению социально-экономического неравенства в развитии территорий. «Данные тенденции прослеживаются на различных территориальных уровнях: стран, регионов и муниципальных образований» (Новиков, 2013: 1). Это приводит к возрастанию рисков, стимулирующих углубление социальных неравенств и к усилению региональной дифференциации.
В чем заключаются истоки региональной дифференциации, каковы причины углубления социально-экономического неравенства регионов, а также какие возможности для преодоления неравенства регионов существуют? Н. В Зубаревич, определяя глубинные причины региональной дифференциации, различает экономическое и социальное неравенство. К причинам появления экономических неравенств она относит процесс концентрации экономической деятельности на территориях, которые обладают преимуществами, позволяющими снижать издержки бизнеса, называя их факторами «первой природы». Основными причинами появления социальных неравенств являются «выращиваемые» преимущества территории (уровень развития человеческого капитала, лучшая институциональная среда и т.д.), которые она называет факторами «второй природы». Совершенствование факторов «второй природы» должно стать первоочередной задачей нашего государства (Зубаревич, 2008). А. А. Новиков, соглашаясь с такой постановкой проблемы, указывает, что факторы «второй природы», должны рассматриваться в качестве барьеров развития регионов (Новиков, 2013: 7).
Разработка научно обоснованных механизмов, средств социально-экономического и политического характера, способствующих преодолению таких барьеров, становится одной из приоритетных задач в рамках снижения межрегионального неравенства. «Реализация политики… невозможна без научно обоснованной информации о том, какие социальные механизмы рождают тенденцию к углублению неравенства, и какие средства, включая средства политического и экономического характера, могут быть использованы для того, чтобы этому противодействовать» (Горшков, 2022: 24-25).
Акцентируя внимание на способах преодоления межрегионального неравенства, мы, в первую очередь говорим о механизмах и инструментах, направленных на повышение социально-экономического уровня развития регионов. В научных дискуссиях достаточно подробно описана проблема необходимости поиска адекватных текущим условиям механизмов для регулирования межрегионального неравенства. Некоторые авторы, исследуя возможные пути решения существующих проблем регионов, зачастую сводят такой поиск исключительно в плоскость экономических мер. Например, предлагается введение дифференцированной ставки налогообложения, разработки механизма получения налоговых льгот, дотаций для отстающих регионов (Каргополова, 2019; Анисимова 2017).
Другие авторы связывают регулирование проблемы межрегионального неравенства с разработкой эффективной государственной социальной политики, где основная роль отводится государству как ключевому регулятору. В качестве конкретных мер предлагается совершенствование нормативно-правовой базы, а также политико-правового инструментария, способного оказывать влияние на межрегиональное неравенство. Как правило, авторы в основе решения проблемы видят корректировку и совершенствование ключевых положений федеральных документов, таких как стратегия социально-экономического развития регионов (Карпова, 2018).
Не игнорируя значимость предлагаемых экономических и правовых мер для снижения межрегионального неравенства, мы останавливаем свое внимание на механизме социальной регуляции. Регион представляет собой сложную социальную систему, «пронизанную» разнообразными социальными связями и отношениями. При этом такие связи и отношения формируются как внутри самого региона, так и в ходе взаимодействия с федеральными властями и с другими регионами. Поддержка функционирования сложившихся связей и отношений на должном уровне, их постоянное развитие и совершенствование с целью решения поставленных перед регионом задач является предметом социального регулирования.
Проблема преодоления межрегионального неравенства нами рассматривается в рамках регулирования отношений с одной стороны, региональных органов власти и населения региона, с другой стороны, федерального центра и регионов. В этой связи решение существующих проблем и определение путей устойчивого развития регионов должно быть направлено в первую очередь на поиск адекватных управленческих механизмов. Разработка эффективных управленческих стратегий развития регионов с научно-обоснованным содержанием, по нашему мнению, будет содействовать ослаблению межрегионального неравенства. (Мерзляков, Богданов, 2022). Под управленческими механизмами мы понимаем «причинно-следственные и инструментальные регуляции отношений, действий и взаимодействий, характеризующих и определяющих состояние и качество функционирования сложившейся системы управления» (Тихонов, 2009: 14).
Выше сказанное подводит нас к мысли о том, что эффективность работы системы управления регионом является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на механизм социальной регуляции, на общее состояние социально-экономического развития региона. Сама система управления регионом, используемые методы и инструменты для регулирования отношений как внутри региона, так и при взаимодействии с федеральным центром могут быть существенным преимуществом одних регионов над другими.
Для исследования управленческих механизмов регулирования регионального неравенства требуется привлечение научного социогуманитарного, в том числе социолого-управленческого знания. Одним из способов научно-обоснованного подхода к исследованию особенностей регулирования региональных неравенств является моделирование управленческого механизма регулирования социальных связей и отношений в регионе и оценка влияния сложившейся системы управления на данный механизм регуляции.
Методология и методы (Methodology and methods). Постановка проблемы, методология и программа исследования. Социальное моделирование представляет собой направление научных исследований, ориентированное на изучение социальных объектов и явлений. Данный метод представляет собой конструирование объекта или явления при помощи его искусственного построения, выделение ключевых связей и показателей. Результатом моделирования становится модель, важной характеристикой которой является ее применимость в практической деятельности, реалистичность использования в управленческой практике.
В настоящее время в Институте социологии ФНИСЦ РАН реализуется комплексное исследование, посвященное социальному моделированию региональных неравенств и путей их преодоления в контексте межрегиональных и федеративных отношений. В данном случае применение метода социального моделирования, направлено на разработку и обоснование модели или моделей, идентифицирующих реальные процессы или явления в определённом социальном пространстве, где ключевым аспектом такого моделирования становится социально-пространственная идентификация регионов (Маркин, 2015). Такая идентификация может быть исследована по различным основаниям (географическим, климатическим, производственным, экономическим, социальным, управленческим и др.). Данные основания в свою очередь становятся критериями для исследования региональных неравенств.
Важной частью моделирования регионального неравенства является разработка средств и способов снижения негативных последствий проявления социальных неравенств в регионах. Здесь мы говорим о необходимости конструирования механизма регулирования социального поведения и взаимодействия людей с целью упорядочивания их деятельности по выработке согласованных действий, направленных на преодоление, а в лучшем случае, профилактику проявления избыточности неравенств в регионе. В этой связи на первый план выходит моделирование процесса регулирования социального взаимодействия по выработке общей стратегии по преодолению неравенств, выявление и упреждение возможных барьеров, снижающих эффективность такого взаимодействия. Итогом социального моделирования становится разработка модели регулирования региональных неравенств.
Переходя к раскрытию возможностей такого моделирования, необходимо в первую очередь определиться с ключевыми понятиями, раскрыть их содержательный аспект. Под социальным регулированием в научной литературе в самом общем виде понимается упорядочивание общественных отношений. Такое упорядочивание несет целенаправленный характер и ориентировано либо на поддержание существующего социального порядка в виде устоявшейся системы социальных отношений и взаимодействий, либо на ее поэтапное, дозированное изменение (Щербина, 2020). В нашем исследовании мы используем особый тип регуляции – управленческая регуляция. Под управленческой регуляцией мы понимаем «организационное воздействие, смысл которого – упорядочение, регулирование состояния объекта управления, а также создание предпосылок для его самоорганизации» (Тихонов, 2020: 75). Особенностью управленческого регулирования выступает его сознательный и целенаправленный характер, который ориентирован на изменение объекта управления для приведения его в должное состояние.
Основой социального моделирования становится проблемная ситуация, которая определяется на его начальном этапе. Проблемная ситуация заключается в том, что проводимые в последние десятилетия социально-экономические реформы не способствовали разработке и внедрению эффективных управленческих механизмов регулирования межрегионального неравенства (Шанин, 1990). Отсутствие таких механизмов в системе государственного управления привело к формированию неравных возможностей регионов. В этой связи одни регионы за счет обладания хорошим административным ресурсом, богатым сырьевым потенциалом, удачным местоположением с развитой транспортной инфраструктурой смогли обеспечить свое социально-экономическое развитие, другие регионы, лишенные каких-либо преимуществ, остались на прежних позициях или ухудшили свое положение. По нашему мнению, одним из способов выхода из сложившейся ситуации является повышение эффективности работы системы управления регионом.
Результаты проведенных Центром социологии управления и социальных технологий ФНИСЦ РАН исследований показывают высокую степень чувствительности населения в отношении деятельности региональных органов власти при оценке общего положения дел в регионе: в регионах с более высокой оценкой социально-экономического развития работа властных структур всех уровней также оценивается лучше (Россия…, 2017; Реформирование…2021). Переводя представленные выводы в плоскость рассматриваемой нами проблемы региональных неравенств можно сделать предположение о том, что эффективность работы системы управления оказывает влияние на текущее положение дел в регионе, на качество принимаемых решений, связанных с достижением запланированных целей. В этой связи мы выдвигаем ещё одно предположение, что одним из ключевых условий для снижения межрегионального неравенства является повышение эффективности работы самой системы управления и ее отдельных звеньев в регионах.
В рамках поставленной проблематики объектом моделирования выступает регулирование взаимодействия субъектов регионального развития с целью решения актуальных социально значимых проблем в регионах, а предметом степень влияния системы управления региона на состояние такой регулируемости. Следует отметить, что решаемые в регионе социально-значимые проблемы (социальные неравенства) в свою очередь являются показателями для оценки состояния межрегионального неравенства. В этой связи основной целью моделирования становится разработка нормативной модели по совершенствованию управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности регулирования социальных неравенств в регионах. Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи: а) сконструировать механизм управленческого регулирования социальных неравенств в регионе и раскрыть его содержательные аспекты; б) определить характер влияния сложившейся системы управления на механизм регулирования социальных неравенств, а также оценить эффективность деятельности органов власти и управления как ключевого регулятора социальных неравенств в регионе.
Для сбора эмпирических данных на основании методологии определения уровней социокультурной модернизации регионов было отобрано 12 регионов (субъектов РФ): по три региона для каждого из четырех уровней (высокий, средний, ниже среднего, низкий). В ходе эмпирического исследования был задействован целый ряд методов по сбору и анализу эмпирических данных, которые в свою очередь стали основанием для разработки нормативной модели управленческого регулирования региональных неравенств. К таким методам можно отнести анализ данных статистики для оценки состояния социальных неравенств в регионах; анализ нормативно-правовых документов для анализа принятых федеральных и региональных стратегий по регулированию социальных неравенств в регионах; социологические опросы населения, нацеленные на оценку положения дел в регионах в различных сферах жизнедеятельности; экспертные опросы, фокусирующие внимание на оценке эффективности работы системы управления в регионах, контент-анализ текстов, размещенных на официальных сайтах региональных органов власти для определения перечня средств и инструментов, используемых органами власти с целью снижения социальных неравенств (Мерзляков, 2022; Богданов, Почестнев, 2022; Демьяненко, 2022; Савельев, 2022).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Одной из задач социального моделирования является изучение общественных процессов и связано с конструированием механизмов, направленных на упорядочивание социальных связей и отношений. В нашем случае целью такого упорядочивания является решение актуальных проблем, направленных на снижение избыточности социальных неравенств в регионе. Такие проблемы носят разносторонний характер и ориентированы на обеспечение социального благополучия населения и повышение уровня социально-экономического развития региона. Это в первую очередь касается решения проблем безработицы, строительство жилья, работы системы здравоохранения и многое другое, что составляет основу системы жизнеобеспечения любого региона. Другими словами, мы моделируем не возможные пути решения существующих проблем в регионе, а организацию процесса для выработки эффективных решений. В этом проявляется особенность управленческого регулирования – это поиск оптимальных условий и механизмов для достижения поставленной цели – снижения избыточности социальных неравенств в регионе.
В рамках моделирования регулирования региональных неравенств необходимо в первую очередь дать описание основным характеристикам такой модели. В социальном исследовании используются различные виды моделирования: структурно-функциональное, концептуальное, имитационное (компьютерное) и другие. В нашем случае мы занимаемся концептуальным моделированием. Построение концептуальной модели связано с разделением образа изучаемого объекта на составные части (элементы) между которыми устанавливаются устойчивые связи (Радулова, 2015).
Еще один важный аспект моделирования связан с определением содержания и норм социального регулирования управленческого типа. Регион - сложная саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, состоящая из большого количества социальных связей различных социальных групп, организаций, институтов. Одни виды социальных взаимодействий носят стихийный характер, в других случаях регулирование нацелено на поддержание устоявшегося социального порядка, и наконец, еще один вид регуляции ориентирован на устойчивое развитие, которое предполагает определённое воздействие или влияние на объект с целью приведение его к заданной цели. (Щербина, 2020; Бандурин, 2004). Мы свое внимание останавливаем на последних двух видах регулирования, напрямую относящихся к управленческому типу. Регулирование осуществляется посредством создания и использование регулятивных механизмов, состоящих из определённой совокупности норм и правил поведения. Относительно управленческого типа социальной регуляции – это такие нормы и правила, которые ориентированы на сознательное приведение объекта регулирования в запланированное состояние, характеризующееся сохранением его целостности и устойчивым развитием.
Создаваемая модель, представляет собой особый, управленческий тип регуляции. Она обладает следующими значимыми признаками, во-первых она носит целеориентированный характер, т.е. ориентирована на приведение объекта исследования к поставленной цели – снижение избыточности неравенств; во-вторых, используемые в модели механизмы регуляции носят институциональный характер, т.е. закреплены в определенных нормах и правилах социального поведения; в-третьих, такого рода регуляция, ориентирована на участие всех субъектов регионального развития (органов власти, различных целевых групп и т.п.).
Моделирование регулирования межрегионального неравенства требует уточнения видов неравенств, которые могут стать объектами регулирования. Для этого важно зафиксировать следующие принципиальные моменты. Не все виды региональных неравенств поддаются регулированию. Мы исключаем из данного перечня неравенства, т.н. первичной природы или нерукотворной среды. К ним относится климатические, географические особенности регионов, наличие определенных природных ресурсов и т.д. Данные неравенства не поддаются регулированию, но являются детерминантами для появления и воспроизводства других видов региональных неравенств, таких как неравенства, относящиеся к характеристикам рукотворной природы (промышленные предприятия, инфраструктурные объекты и т.д.), социальных систем (транспортная, экономическая системы, система здравоохранения и образования и т.д.), антропологическим характеристикам социальных групп (демографическая ситуация, материальное обеспечение, профессиональный состав населения и т.д.), культурным нормам и образцам поведения (накопленные знания, традиции и обычаи) (Шкаратан, 2009). В рамках нашего исследования, в поле зрения моделирования попадают неравенства, связанные с обеспечением социального благополучия населения регионов и устойчивым развитием территорий. Это, прежде всего, социально-экономические и социокультурные неравенства, т.е. такие неравенства, которые относятся к области социальных систем, антропологических характеристик социальных групп, а также норм и образцов повеления.
Моделирование предполагает создание модели, отражающей объект исследования в упрощенной форме, т.е. воссоздается структура исследовательского объекта. Однако создание такой структуры для конструирования и описания регуляции социального взаимодействия затруднительно, т.к. моделированию подвергается на социальное явление, а социальный процесс. Регулирование взаимодействия субъектов регионального развития представляет собой стихийно или сознательно организуемый процесс социальной деятельности, ориентированный на получение определённого результата или достижения постеленной цели. В нашем случае такой упрощенной формой модели становится теоретическая схема, состоящая из последовательно реализуемых элементов, скрепленных между собой причинно-следственными связями.
На рисунке представлена схема нормативной модели управленческого регулирования региональных неравенств. Структурно данный теоретический конструкт состоит из отдельных элементов, связанных функциональными связями. Логика представленной модели основана на соединении механизма социального регулирования (управленческого типа) с региональной системой управления и направлена на организацию решения социально-экономических и социокультурных проблем, характеризующих социальные неравенства региона. Далее остановимся более подробно на каждом выделенном элементе представленной модели и определим их функциональные характеристики.
Первым элементом модели являются так называемые целевые ориентиры, которые разрабатываются на федеральном уровне и направлены на создание возможностей для выравнивания социально-экономических условий развития регионов по базовым показателям, например, по минимальной заработной плате, по определению жилой площади на 1 человека, по количеству врачей на 100 пациентов и т.д. Данные ориентиры становятся основой для выстраивания стратегий по преодолению межрегионального неравенства. Они закладываются в федеральную программу развития регионов в формате государственной социальной политики и утверждаются федеральными законодательными актами и подзаконными документами. В качестве основных принципов государственной социальной политики можно выделить соблюдение общественных интересов, экономический рост регионов, повышение благосостояния населения. Основная функция политики – это «контроль и регулирование с целью смягчения социального неравенства, поддержания баланса интересов, достижения общего консенсуса, стимулирования экономической активности различных групп населения» (Геймбихнер, 2022: 127).
Далее на основании разработанных целевых ориентиров региональные органы управления совместно с федеральными властями разрабатывают целевые показатели, которые регион планирует достичь за определённый временной период. Такие показатели оформляются в региональных базовых стратегических документах, таких как стратегия социально-экономического развития региона, стратегия научно-технологического развития региона и т.д. В данных документах прописываются не только сами показатели, но также основные меры и инструменты по их достижению, которые, как правило, носят нормативно-правовой и финансовый характер. Здесь необходимо организовать возможности для интеграции региональной и государственной социальной политики, с целью, с одной стороны, ослабления внутри регионального общественного напряжения, а с другой, сохранения целостности государственного устройства. А. А. Новиков выделяет следующие ключевые приоритеты такой интеграции: «ускорение развития крупных городов, центров регионов и их агломераций; инфраструктурные инвестиции в территории; концентрация конкурентных преимуществ территорий; снижение экономического расстояния для бизнеса и большинства жителей страны; обеспечение нормального уровня жизни и увеличения доходов населения; развитие рынка труда и обеспечения занятости населения и социальной защиты; реализация принципов территориальной справедливости; устранение резкой социальной дифференциации населения». (Новиков, 2013: 8). Разработанные и утвержденные показатели социально-экономического развития в конечном итоге становятся ключевой целью, на достижение которой ориентирован регион.
После определения целевых показателей проводится работа по степени их актуализации в системе регионального планирования. Для этого целевые показатели сопоставляются с объективными и субъективными показателями, характеризующими текущее состояние развития региона. Объективные показатели – это показатели, определяющие состояние оцениваемого параметра на основе различных статистических индексов и определяющие глубину проблемной ситуации. Субъективные показатели – это показатели чувствительности населения региона в отношении рассматриваемого параметра, они фиксируются на основе социологических замеров. Данные показатели характеризуют остроту рассматриваемой проблемной ситуации. Содержанием сопоставительного анализа, как правило, становятся конкретные сферы жизнедеятельности региона – здравоохранение, рынок труда, жилье, дороги и т.д. и социальные институты, отвечающие за их функционирование. Как показали результаты нашего исследования, субъективные и объективные показатели не всегда сопоставимы и зачастую имеют разный уровень актуализации для органов власти и населения региона (Мерзляков, 2023).
Разработка целевых показателей и их сопоставление с субъективными и объективными показателями являются содержанием диагностики состояния социальных неравенств в регионе. Основная цель такой диагностики - определение социальных неравенств, характеризующихся высокой степенью избыточности для региона, для их последующего регулирования. Степень избыточности социальных неравенств должна определяться на основе принципов государственной стабильности и устойчивого экономического развития региона и учитывать его социокультурную специфику (Давыдов, 2022). Для этого предлагается воспользоваться следующими принципами.
1. Ориентация на модель управления институциональной стабильностью, достигаемой через этатизацию общества и социализацию государства в условиях экономического (технологического) роста. Это такая система отношений, которая нацелена на смягчение остроты противоречия между государством, проводящим политику экономического роста в РФ, и российским обществом, испытывающим тревогу в отношении существующего в стране и регионах социального неравенства (Левашев, 2019).
2. Сохранение социально-экономического неравенства как возможности для экономического роста в регионах РФ. Неравенство – это политика стимулирования экономического развития, это объективная закономерность экономической динамики, плюсы которой надо изучать, а влияние минусов смягчать. Надо принять как неизбежность тот факт, что переход к стимулированию экономического и технологического роста по определению порождает (не может не порождать) экономическое, а значит и социальное неравенство. «Важно, чтобы эти процессы оставались в центре внимания современной общественной науки, чтобы она осмысливала их последствия и предупреждала общество о тех угрозах, которые в них заключены» (Черныш, 2021: 15-16).
3. Учет неинституциональных форм социальной регуляции. Такие формы социальной регуляции вырабатываются в процессе совместной жизнедеятельности людей и формируются на основе культурных, личностных и социальных факторов. Общность, самостоятельно вырабатывает неинституциональные нормы в качестве субъекта социальной регуляции, и сама эти нормы реализует, но уже в качестве его объекта (Бандурин, 2004). Здесь важным становится соблюдение принципов «совместимости» и «непротиворечивости» с институциональными нормами, которые в свою очередь реализуются посредством четких инструкций и законов.
После составления перечня актуальных проблем, характеризующихся высокой степенью избыточности, происходит выработка мер, направленных на снижение такой избыточности. Механизм социальной регуляции характеризуется сложными системными свойствами. Как и во всех сложных системах, к которым в полной мере можно отнести регион, в нем сочетаются механизмы регуляции (основанные на внешне заданных нормах) и саморегуляции (базирующиеся на номах, вырабатываемых и реализуемых самой системой). Однако в механизме социальной регуляции, присутствует механизм, оказывающей доминирующее регулирующее действие. Его можно определить, как центральный механизм социальной регуляции, который «означает способ направления и координации социальных действий в процессе достижения социальных целей» (Бандурин, 2004: 21). Для социальной регуляции управленческого типа таким центральным механизмом выступает процесс принятия управленческих решений, включающий в себя весь управленческий цикл – от разработки до контроля исполнения принятых решений. Данные механизм регуляции носит институциональный характер и становится базовым, доминирующим механизмом, направленным на снижение избыточности социальных неравенств в регионе.
Структурно процесс принятия управленческих решений можно представить в виде отдельных взаимосвязанных этапов - планирования, утверждения решения, реализации и контроля. Однако на каждом из представленных этапов могут возникать определенные трудности с исполнением запланированных мер по снижению избыточности социальных неравенств, что может вести к деформации механизма регулирования и снижению эффективности принятого управленческого решения. По результатам экспертного опроса к таким типам барьеров относятся административные, социально-политические, социально-организационные, инвестиционно-финансовые, инфраструктурные, барьеры поддержки инициатив, социально-коммуникативные, межэтнические (Богданов, Почестнев, 2022).
По итогам принятых мер, направленных на снижение актуализированных неравенств, проводится сопоставление полученных результатов с целевыми показателями. Определение степени отклонения от целевых показателей и будет выступать мерой оценки эффективности принятых мер. В дальнейшем достигнутые результаты, а также перечень трудностей (барьеров), препятствовавших их эффективному выполнению, передаются в федеральные органы власти для итогового анализа и последующей корректировки целевых ориентиров. Итоговый системный анализ результатов, полученных из регионов РФ, является основанием для проведения межрегионального сравнительного анализа. По результатам такого анализа происходит обновление целевых ориентиров, разработка новых или корректировка старых механизмов и мер по достижению запланированных результатов. Данная работа завершается внесением изменений в государственную социальную политику и проектированием новых целевых ориентиров, которые становится основанием для выработки новых целевых показателей для регионов и определением ключевых инструментов по их достижению.
Выше была представлена схема нормативной модели управленческого регулирования региональных неравенств. Однако следует отметить, общественные процессы носят изменчивый характер и во многом зависят от особенностей ситуаций, в которых они себя проявляют, и детерминированы субъективной волей людей. Реализация представленной нормативной модели требует соблюдения определённых условий, касающейся требований к работе системы управления в регионе.
Это в первую очередь относится к нормам функционирования системы управления и тех ролей, которые выполняют участники регионального развития. Управленческие отношения внутри системы управления регионом воспринимаются через призму социальных ролей, которые реализуют органы власти и различные группы населения в процесс регионального управления. Как отмечает А. А. Почестнев, управленческие отношения формируются с одной стороны властями с целью эффективного воздействия на социальную реальность, а с другой, формируются объективным образом, как продукт отношений и зависимости субъектов управления. В этой связи важно зафиксировать, какие нормы управленческого регулирования преобладают в регионе. Это относится к способности региона создавать собственные стратегии развития, учитывая специфику внутренних потребностей; уровень допуска различных групп населения к процедуре обсуждения и разработки стратегических решений; степенью согласованности интересов участников принятия решений; уровнем общественной активности; способностью властей искать новые подходы, инструменты развития, новые технологии управления; прозрачностью принимаемых и выполняемых решений; гуманистической направленностью деятельности органов власти и управления. Данные условия могут непосредственным образом оказывать влияние на функционирование механизма регулирования социальными неравенствами. Вышеуказанные возможности поддаются социологическому измерению и становятся показателями по оценки состояние развития системы управления регионом.
Важным условием высокой результативности работы системы управления является создание возможностей для совместного взаимодействия органов власти с другими субъектами регионального развития, а также разработка механизмов такого взаимодействия. Это определяет качество принимаемых решений. Степень развитости таких возможностей, по мнению В. И. Демьяненко, позволяет измерять субъектность регионального развития, которая интерпретируется им как «способность справляться с возникающими трудностями на пути реализации стратегии с помощью развития межсубъектных отношений» (Демьяненко, 2022: 129). Такая субъектность, по мнению автора, определяется развитостью механизма взаимодействия с целью консолидации усилий всех заинтересованных субъектов регионального развития. Высокий уровень развитости субъектности способствует повышению вероятности достижения желаемых результатов. Оценка такого механизма взаимодействия осуществляется посредством определения возможностей и условий для вовлечения в решение проблемы, определением состава субъектов решения, формами такого вовлечения, оценкой качества взаимодействия, когда субъекты из отдельных участников превращаются в коллективный орган принятия решений. Все эти показатели также поддаются социологическому измерению и последующему анализу (Демьяненко, 2022).
Еще одним важным условием эффективности работы системы управления выступает способность региональных органов власти и управления решать проблемы, характеризующиеся высокой степенью чувствительности со стороны населения. Региональные органы власти и управления являются ключевым звеном, регулирующим процесс принятия решений и принимающим на себя ответственность за организацию взаимодействия субъектов регионального развития с целью ослабления социальных неравенств в регионе. Как показали наши исследования выявлена сильная взаимосвязь между общественными оценками способности региональных властей решать существующие проблемы и общей оценкой положения дел в регионе. Это говорит о высокой значимости в общественном сознании роли органов власти в решении актуальных социально значимых проблем региона (Мерзляков, 2022).
В этой связи требуется выявить и оценить перечень инструментов, ресурсов, используемых региональными властями для регулирования неравенств, вызывающих высокую степень обеспокоенности населения. Это касается системы информирования о реализуемых в регионе стратегических программах и мероприятиях по их реализации; организации обратной связи с населением по поводу функционирования ключевых сфер жизнедеятельности региона; практик взаимодействия власти и населения. В последнем случае это могут быть как различные интерактивные площадки (конференции, совещания, встречи), так и общественные собрания, и слушания по актуальным проблемам и т.п. В рамках нашего исследования данная задача решалась в ходе контент-анализа официальных сайтов исполнительных органов власти регионов (Савельев, 2022). Результаты показали, что органы власти используют простые формы взаимодействия с населением: прием обращений, подача жалоб и размещение открытых данных. Сам официальный сайт как перспективный ресурс для организации обратной связи с населением и создания коммуникативных площадок, для активного общения используется властями крайне редко. Анализ степени развитости инструментов, используемых органами власти для поддержания обратной связи с населением, позволяет оценить способность региональных властей контролировать механизм регулирования социальных неравенств и осуществлять профилактические мероприятия по предотвращению социальной напряжённости и эскалации конфликтный ситуаций.
Заключение (Conclusions). Результаты нашего исследования показывают, что регулирование региональных неравенств – это сложный социокультурный процесс, требующий учета множества факторов. Предложенная модель направлена на конструирование процесса социального регулирования полного цикла: от разработки целевых показателей и их соотнесения с целевыми ориентирами, до оценки эффективности принятых мер по снижению социальных неравенств в регионе и корректировки планов по дальнейшей работе. Использование данной модели позволит, в конечном итоге, во-первых, сопоставлять результаты работы регионов по снижению социальных неравенств, во-вторых, разрабатывать дополнительные меры по совершенствованию государственной социальной политики в отношении межрегионального неравенства, в-третьих, оказывать помощь в планировании и утверждении целевых показателей социально-экономического развития региона в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Включение социогумманитарного знания в процесс регулирования региональными неравенствами, несомненно, делает данную модель более жизнеспособной и реалистичной. Использование наряду со статистической информацией данных социологических исследований позволяет поставить полноценный диагноз состоянию социальных неравенств в регионе, определить степень их избыточности и стать основой для выстраивания стратегии разработки комплекса мер по их снижению.
Несомненным преимуществом данной модели является то, что она гармонично встраивается в управленческий цикл, в существующую систему принятия решений, начиная с этапа планирования и заканчивая оценкой проделанной работы по выполнению мер, направленных на снижение социальных неравенств в регионе.
Важной особенностью данной модели выступает то, что в ней учитывается эффективность работы системы управления. Данная модель ориентирована на выстраивание социальных отношений и взаимодействий субъектов регионального развития с целью решения существующих проблем в регионе, снижение избыточности социальных неравенств. Сама система управления выступает как один из факторов, детерминирующих региональные неравенства. Высокий уровень эффективности работы системы управления может стать серьезным преимуществом для региона при решении задач любой сложности и социальной направленности.
Модель предусматривает социологическое измерение характера функционирования системы управления в регионе, которое является условием реализации данной модели. Научным коллективом Центра социологии управления и социальных технологий ИС ФНИСЦ РАН разработан комплекс социологических показателей, направленных на оценку и анализ эффективности работы системы управления, включая используемые нормы, формы и инструменты взаимодействия с населением.
Мы надеемся, что практическое применение модели регулирования региональных неравенств наряду с применением финансовых, правовых, экономических и других мер, направленных на снижение межрегионального неравенства, будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.
Список литературы
Анисимова Г. В. Социально-экономическое неравенство и перспективы инновационного развития российской экономики // РОССИЯ: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2017. Выпуск 12(2). С.552-559.
Атлас модернизации России и её регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы: монография / Сост. отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.
Бандурин А. П. Социальная регуляция как объект социально-философского исследования // Известия Вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 3. С. 19-22.
Богданов В. С., Почестнев А. А. Методология установления управленческих барьеров в реализации политики смягчения неравенств регионов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 102-116.
Геймбихнер В. Р. Модель неравенства потребительских расходов различных категорий населения Российской Федерации // Умная цифровая экономика. 2022. № 2. С. 122-129.
Горшков М. К. Социальная наука и социальная практика: запрос на активное взаимодействие // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: Новый Хронограф, 2022. С. 21-46.
Давыдов А.П. Особенности социологического подхода к изучению социальных неравенств / Отчет НИР «Социальное моделирование региональных неравенств и путей их преодоления в контексте межрегиональных и федеративных отношений» (Шифр № FMUS-2021-0006). М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С.124-129.
Демьяненко В. И. Субъектность в решении проблем социально-экономического развития регионов РФ (по материалам дистанционного анализа открытых источников сети интернет) // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 126-147.
Зубаревич Н. В. Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания // Журнал «SPERO». 2008. № 9. С. 7-22.
Каргополова Е. В., Арясова А. Ю. Прогрессивный налог как механизм регуляции социального неравенства в оценках населения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (59). 2019.
С.212-218.
Карпова А. В. Государственно-правовой механизм регулирования социального неравенства: «культура неравенства» и политика / Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления. Материалы VI Международной научной конференции. Ответственный редактор С. Г. Ивченков. 2018, С.211-214.
Левашев В. К. Доклад. Учёные записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 6. Социально-политическая устойчивость общества. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С.7-17.
Маркин В. В. Региональное развитие Юга России: проблемы многомерной идентификации и моделирования // Гуманитарий Юга России. 2015. Т. 0. № 4. С. 123-133.
Мерзляков А. А., Богданов В. С. Об исследовании социолого-управленческих аспектов регулирования социальных неравенств в регионах России // Вестник Института социологии. 2022. Том 13, № 4. C. 130-143.
Мерзляков А. А. Система управления как фактор межрегионального неравенства // Государственная служба. 2022. Т. 24, № 6. С. 56-63.
Мерзляков А. А. Компаративный анализ объективных и субъективных показателей по оценке состояния социальных неравенств в регионах // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 3. (находится в печати).
Новиков А. А. Региональное неравенство в социально-экономическом развитии России // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. 2013. 1(14). С.1-9.
Реформирование властно-управленческой вертикали в условиях реализации национальных проектов и активизации процессов спонтанного группообразования: монография / Отв. ред. А.В. Тихонов; А.А. Мерзляков. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 455 с.
Родюкова Т. Н. Специфика использования социального моделирования в управлении // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 8. С. 154-163.
Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 432 с.
Савельев И. А. Организационно-управленческие условия реализации стратегических документов в контексте социально-экономических и социокультурных различий регионов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 159-171.
Тихонов А. В. От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе // Социология власти. 2009. №7. С 7-16.
Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. C. 74-81.
Черныш М. Ф. Цифровизация и неравенство // ИНАБ. 2021. № 4. Структурные аспекты цифровизации. С. 4-16.
Шанин Т. Западный опыт и опасность «сталинизм» наоборот // Коммунист. 1990. № 1. С 65-67.
Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. 560 с.
Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 56-66.